Список использованных источников литературы

Муниципальной бюджетное общеобразовательное учреждение школа

                 <<Средняя общеобразовательная школа №5>>

Пгт. Печенга Мурманской области

                                           

                                                                                                        

                                                                            

 

 

                        ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ:

                             <<Мировые религии>>

 

 

 

Работу выполнила: Моргун Валерия, ученица 10 класса

Руководитель проекта:

Виноградова Марина Борисовна, учитель обществознания

 

 

                                 пгт. Печенга, 2021

1

         Структура проекта

1. Титульный лист ..... 1

2. Оглавление.....3

3. Введение (актуальность, объект, предмет исследования, гипотеза, цели, задачи, методы)...........3-4

4. Теоретическая часть

5. Практическая часть

6. Выводы

7. Приложение

8. Список литературы

 

                                               2

Содержание

Теоретическая часть

1. Буддизм

1.1. Буддизм - учение или религия?

1.2. История буддизма.

1.3. Основы учению

1.4. Течение в буддизме

1.4.1 Михаяна

1.4.2. Хинаяна (Тхеравада)

1.4.3. Ваджраяна (Ламаизм)

1.5. Численность

1.6. Отличия буддизма от других учений и верований

2. Христианство

2.1. Возникновение христианства.

2.2. Основные черты христианской религии.

2.3 Благовещение

2.4. Христология

2.5. Отличия христианства от других религий

2.6. Христианская антропология

2.7. Учения о таинствах

 3. Ислам

3.1. История Ислама

3.2. Аллах

3.3. Коран

                  3.4. Мухаммед

3.5. Основы веры

3.6. Мечеть

 

Актуальность:

Объект: вероисповедание людей

Предмет исследования: принадлежность к религиям мббб

 

Гипотеза: Если человек узнает что-то новое о мировых религиях, он заинтересуется и расширит свой кругозор.

 

                                          3

 

Цель исследования: Изучение мировых религий

Задачи:

1. Рассмотреть и изучить литературу на данную тему.

2. Описать каждую из религий.

3. Провести онлайн анкетирование.

Методы: изучение литературы и других интернет ресурсов, анкетирование.

 

Теоретическая часть

Религия и ее характеристика

 

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных правил и норм.

 

Основные элементы религии:

1. Религиозное сознание - вера в наличие потусторонних сил.

2. Религиозная идеология (культ) - система ритуалов, обрядов.

3. Религиозные организации - секты, церкви.

 

Функции религии:

1. Мировоззренческая - формирует определенную картину мира, нормы и ценности.

2. Психологическая (утешительная, компенсаторная) - дает утешение в горе, тяжелой жизненной ситуации.

3. Коммуникативная - общение верующих друг с другом и с Богом

4. Регулятивная - упорядочивает поведение людей.

5. Интегрирующая - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

6. Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

7. Передача культурных ценностей

8. Легитимирующая - поддерживает определенный социальный порядок.

 

Виды религий:

1. Родоплеменные (архаические):

1. Тотемизм - поклонение какого-либо рода, племени, животного, растения как своему родоплеменному предку.

2. Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства предметов и вещей, поклонение им.

3. Анимизм - вера в духовную природу.

4. Магия – вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, способной влиять на какие – либо события.

2. Национальные (локальные):

1. Конфуциан;

2. Индуизм;

3. Иудаизм;

4. Сендудизм;

5. Синтоизм;

6. Зороастризм.

3. Мировые:

1. Буддизм;

2. Христианство:

а) провославие

б) католицизм

в) протестантизм

3. Ислам.

 

 

Черты мировых религий:

1. Эгалитарность - проповедует формальное равенство всех людей.

2. Космополитизм - выход за пределы народов, государств.

3. Пропагандистская активность.

4. Огромное число последователей.

5. Прозелитизм - стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания.

 

                                Мировые религии

Религия является одним из важнейших факторов развития человеческой цивилизации, влияющий на мировоззрение, судьбу человека и общества. Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, точнее на организованном поклонении Богу или Богам, необходимость соблюдать определенный свод правил и предписаний, установленный верующим. При этом не имеет значения, какую религию исповедует человек, будь то буддизм, ислам или христианство. Самое главное - знать об этом и поклоняться Богу.

 

БУДДИЗМ

 

1.1.  Буддизм - учение или религия?


На официальном сайта монастыря Шаолинь размешена статья на этот вопрос. Словарь Уэбстера определяет религию как «систему верований, обрядов и праздников, направленную на почитание некой высшей сверхъестественной силы, которая является предметом поклонения. Буддизм не является религией, потому что, во-первых, Будда – это не сверхъестественная сила, а когда-то раннее существовавший человек (63-й год Vl в.), который достиг Полного Понимания реальности жизни и Вселенной.
«Будда» – это санскритское слово, означающее ««пробудившийся», «просветлённый».
Будда учил, что все существа обладают одинаковой способностью достичь Полного Понимания самих себя и своей жизни, а также освободиться от всех своих страданий и таким образом достичь абсолютного счастья. Все существа могут стать Буддой и соединиться с природой. Прежде всего, Будда - это не Бог, а учитель, который показывает нам путь к Обретению Свободы и Понимания, преодолевая такие пороки, как жадность, гнев и невежество, которые ослепляют нас в данный момент.
Во-вторых, буддизм-это не религия, потому что "вера" в учение Будды-это не "слепая" вера, она далека от суеверий и предрассудков. Будда Шакьямуни учил не слепо верить тому, что он говорит, он призывал испытать учение на себе и доказать его истинность для людей на практике. Он хотел, чтобы мы не только делали что верили, но еще и знали. Его учение основано на его собственном опыте познания, и оно показывает нам путь к познанию своей истины.
В-третьих, буддизм не религия, поскольку все обряды и праздники не посвящены одному сверхъестественному существу, а скорее посвящены людям, вовлеченным в процесс. Церемонии и праздники в буддизме всегда имеют образовательную цель. Они напоминают об учении Будды и поддерживают всех, кто практикует учение. Например, церемония Покаяния Тысячи Будд, которая проходит во время празднования китайского Нового Года, помогает практикующим культивировать смирение в сердце и уважение к другим людям. Цель всех «церемоний» состоит в том, чтобы помочь другим пробудиться от невежества и прийти к Свободе и Пониманию.
Наконец, буддизм не является религией, потому что «поклонение» в буддизме основано не на эмоциях, а на фактах. Ученики Будды посвящают себя практике поддержания Чистоты Сознания, потому что эта практика приносит настоящее счастье и возможность помочь другим людям и обществу достичь полного понимания и свободы. Только через полное понимание и свободу мы можем реализовать наши возможности и познать наше собственное Я.

Церемонии и праздники в буддизме всегда имеют образовательную цель. Они напоминают нам об учении Будды и поддерживают всех, кто практикует это учение. Например, церемония покаяния Тысячи Будд, которая проводится во время празднования Китайского Нового года, помогает практикующим культивировать смирение в сердце и уважение к другим. Цель всех "церемоний" - помочь другим пробудиться от невежества и прийти к Свободе и Пониманию.
И так, буддизм - не религия, потому что " поклонение " в буддизме основано на фактах. Ученики Будды посвящают себя практике поддержания Чистоты Сознания, так как эта практика принесет им истинное значение счастья и способ помощи людям и обществу достичь понимания и свободы.

 

1.2. История буддизма.

 

Буддизм – одна из мировых религий, зародившаяся в IV в. до н.э на северо-востоке Индии, и поэтому здесь прослеживается тесная связь с древнеиндийской философией. В настоящее время религия распространена в странах Южной, Юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает более 450 миллионов приверженцев.

Толчком душевному перевороту царевича стало придание, которое пророчили мудрецы когда отец обратился к ним за советом , когда еще совсем новорожденным Сиддхартху начала сопутствовать удача. Они сказали: «Это- необычный ребенок, если твой сын никогда не увидит страдания мира, он станет сильным царем, возвеличет твою страну и покорит соседей. Но, стоит ему встретить чужое страдание и он покинет дворец и откроет миру новое духовное измерение>>. Все так и случилось. То, что он увидел за воротами потрясло его. Сначала он встретил старика, затем больного. Наконец, Сиддхартх увидел покойника и слуга сказал ему - << Это смерть и она ожидает каждого>>. И, тогда он понял, все что он может дать дорогим ему людям, они рано или поздно потеряют. В ту же ночь, в возрасте 29 лет, юноша тайно покинул дворец, и тогда он решил что сам узнает природу ума и укажет другим путь к этому постижению. В результате глубоких размышлений он стал Буддой – просветленным и пробужденным . Ровно 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко сведено к учению о четырех благородных истинах:

1. Жизнь – есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа.

2. Причина страданий - человеческие  страсти . (Не только наслаждение, но и аскетизм)

3. Цель страданий (жизней) можно прервать, отказавшись от страстей.

4. Путь освобождения - << восьмеричный путь>> : правильная вера (буддизм), намерения (умения ограничивать страсти), речь (правдивая , не  несущая зло), жизнь, дела (не приносят вреда живому), мысль (изгонять зло из мыслей ) , память (осознание, что все зло от плоти), сосредоточение (умение медитировать, углубляться в себя в поисках истины).

После смерти души живых существ, включая человека , перерождаются. Но, в другом обличии. А то, какими будут условия жизни будет зависеть от существа и его поведения в этой жизни, но и также в предыдущих жизнях.

 

1.3. Основы учения

Будда Шакьямуни после нескольких лет наблюдения за свои сознанием пришел к тому, что причиной страдания человека является они сами, их привязанность к жизни, вера в неизменную душу, к материальным ценностям , являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Что бы прекратить страдания и (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, можно путем разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следование 5 заповедям) и медитации.

Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а все полученное пришло из медитативного созерцания собственного духа. Учения не являются догматом, и сами результаты будут зависеть только от человека. Будда указывал, что принимать его учение можно только через проверку на личном опыте. Он говорил: <<Не принимайте мое учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет – чтобы убедиться в его подлинности, также проверяйте и мое учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!>>.

За две с половиной тысячи лет существования буддизма, учения распространялись, буддизм впитал в себя различное множество верований и обрядовых практик.
Одни последователи делают упор на самопознание через практику медитации, другие - на поклонение Будде, а третьи - вовсе на благие деяния.

Различия в правилах и идеях в буддийских школах заставляют нас признавать "буддизмом" любое учение, считавшееся буддийским самой традицией. Но все они, как считает Е.А.Торчинов, базируется на таких доктринах:
1. учение о причинно-зависимом происхождении и карме;

2. доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»);

3. доктрина кшаникавады (учение о мгновенности);

4.буддийская космология.

Последователи буддийского учения утверждают что, Будда сам указал принципы, однако во многих школах трактовки доктрин могут категорически отличаться от друг друга. К примеру: последователи тхеравады полагают что данные доктрины окончательны, а последователи махаяны указывают на их условность и считают это промежуточным этапом в познании учения. И так доктор философских наук В. Г. Лысенко выделил основной список элементов учения, которые являются общими для всех школ:

1. история жизни Шакьямуни.
2. признание кармы и перерождений.
3. Четыре благородные истины и Восьмеричный путь.
4. доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения.

Как и говорилось раньше, трактовка доктрин могут категорически отличаться от друг друга в разных школах. Так в отдельных текстах махаяны такие элементы характеризуются только в качестве искусных средств для привлечения внимания к буддизму «людей с обычными духовными возможностями».
Невозможно стать последователем "по рождению*. А как же стать им? Настоящим последователем буддийского учения, можно прийти только через осознанное принятие "прибежища". На пути достижения Нирваны и духовного просветления лежат три драгоценности:
1. Будду - непосредственно создатель учения, либо любой достигший просветления в данной религии.
2.Дхарму - учения и законы, подаренные Великим учителем, знания и возможности для просветления.
3.Сангху - община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.
Для того чтобы помогать другим живым существам, в прекращении их страданий, что является главной целью этой религии, буддисты в первую очередь пытаются уничтожить “три яда”:

‌1.неведение относительно истинной природы.
2.страсти и эгоистические желания.
3. Гнев и нетерпимость.

 

1.4. Течение в буддизме

Наивысшего расцвета буддизм в Индии достиг в III в. до н.э. при царе Ашоке, который утвердил его в своем государстве, сформировал институт миссионеров, заложивший основы буддизма как мировой религии. Однако уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект. Разногласия между сектамии вызвали созыв соборов в Рад-жагрихе в 447 г. до н.э., в Вайшави в 367 г. до н.э., в Паталирутре в III веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну («узкая колесница») и Махаяну («широкая колесница») + Ваджраяна – «Алмазная колесница» (особый, интенсивный путь).
Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна – в северных странах, получив название северного буддизма. Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.


1.4.1. Хинаяна (Тхеравада)


Хинаяна — термин, означающий «малая колесница», «узкий путь». Одно из двух основных существующих направлений буддизма. Идеалом Хинаяны является архат – святой монах, собственными усилиями достигший нирваны. По мнению учения хинаяны, Будда до момента пробуждения был добродетельным и совершенным, но и в тоже время оставался обычным человеком. Пробудившись, он преодолел сансару и достиг нирваны. Сторонники хинаяны были убеждены в существование дхарм как исходных элементарных качеств, из которых все и состоит. Ими признано существование двух противоположных планов бытия, сансары и нирваны, Достижение просветления возможно только в монашеской общине, предназначенный только для избранных. Миряне могут улучшить свою карму, совершая добрые дела, а также заниматься поддержанием сангхи, и тогда у них будет шанс стать монахом после перерождения и достичь нирваны. Хинаяна — является закрытой и элитарной формой буддизма, она получила распространение лишь в тех регионах, где проявлялось сильное влияние индийской культуры, — в Южной и Юго Восточной Азии. Хинаяна ближе к идеалу раннего классического буддизма. В процессе распространения буддийское учение сращивалось с местными добуддийскими верованиями, что сказалось на его культе. К примеру, для тайского буддизма характерны представления о многочисленных злых и добрых духах и демонах, за которыми необходимо ухаживать, кормить, обеспечивать их жильем (в жилище у каждой семьи стоит такой домик для духов). Изображения Будды стали наделяться сверхъестественными признаками, по мнению верующих, они могли творить чудеса. Тогда произошло “обмирщение буддизма”, миряне, например, могут принимать монашество на короткий период, сезон дождей и др. Идея нирваны отошла на задний план, главное место заняла идея кармы. Что и поставило перед каждым буддистом задачу накопить как больше заслуг.

 

 1.4.2. Михаяна

Идеалом махаяны является бодхисатва, стремящийся к достижению состояния Будды на благо всех живых существ. Целью буддийского пути является не только достижение нирваны, но и пробуждения (бодхи).. Сторонники махаяны считали, что признание реального существования дхарм — это отступление от истинного учения Будды. Так как все лишено собственного “я”, пустота, дхармы не являются истинной, они лишь представляют плод неправильного, омраченного восприятия мира. Понятие пустоты (шунья) ввел Нагарджуна для радикального отрицания существования какой-либо собственной природы в любом виде. Поэтому усилия махаянистов были направлены на радикальную революцию сознания. В каждом существе нужно раскрыть присутствие высшего ведения — праджни. Махаяна отказалась от строгой элитарности и пассивной созерцательности. Обретая пробуждение, просветленный не уходит в нирвану, а все накопленные силы и могущество тратит на помощь окружающим. Основными качествами бодхисатвы являются мудрость и сострадание. В Махаяне выделяются три типа бодхисаттв:

1. Бодхисатва - царь, разом спасающий всех;

2. Бодхисатва - лодочник, спасающий по одному;

3. Бодхисатва - пастух, спасающий всех существ и только затем уходящий в нирвану.

В поздней махаяне бодхисатвами стали называть великих подвижников. Из этого сложились культы бодхисатв:

1. Ваджрапани — уничтожающий заблуждения,

2. Авалокитешвара — символ милосердия и сострадания, Манджушри — бодхисатва мудрости;

3. Майтрейя — бодхисатва будущего;

4. Тара — бодхисатва сострадания, давшая обет стать Буддой в женском теле, чтобы доказать возможность пробуждения для женщин.

Почитание бодхисатв составляет основу практики махаяны. В ней было мыслителями великой колесницы было сформулировано положение сначала о двух, впоследствии о трех телах Будды (трикая).

1. Тело Закона (дхармакая) доподлинно постижимо только в состоянии Просветления (бодхи), которое является истинной природой, или пустотой всех дхармо-частиц потока сознания особи. Высшая неописуемая сущность Будды содержится во всех порах Вселенной.

2. Тело наслаждения (самбхогакая) созерцают мастера медитации и бодхисаттвы. Это тело имеет проявления в небесных странах, или чистых землях, в образе пяти будд созерцания (дхьяни-будд, будд мудрости, шхагата-будд). Дхъяни-будд пять: Амитабха, Амогхасиддхи, Вай- рочана, Ратнасамбхава и Акшобхья.

3. Явленное тело, в котором Будда представляется простыми людьми.

 

Будда уже не выступает как обычный человек. Это другая реальность, истинная природа всех дхарм, явленная в человеческом обличии. Он уже появлялся в образе разных будд и будет являться в будущих буддах как нашего, так и следующих миров. В махаяне появляются свои почитаемые тексты, особое место занимает «Лотос Благого Закона», возникший в конце II в. и известный во многих частях буддийского мира. Его историческое значение определяется многими притчами, и тем что в нем зафиксирован тот этап развития буддизма, когда человеческая личность Будды почти полностью была вытеснена божественным ликом вечного Будды.

1.4.3. Ваджраяна (Ламаизм)

 

В период с VI по IX вв. в Индии утвердилось новое направление, имевшее несколько названий: ваджраяна («алмазная колесница»), буддийский тантризм, эзотериче-ский буддизм, тибетский буддизм и др. Ваджраяна — путь трансформации сансарического ума, основанный на мотивации и философии Великой Колесницы (Махаяны), но с характерными взглядом, поведением и методом медитации. основаны на тантре («переплетение») — методе вплетения учений в повседневную жизнь. Практика в системе ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации учителя. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Другими методами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру. Ваджраяна распространена в Непале, Тибете и в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.

 

1.5. Численность

 

На данный момент численность исповедующих колеблется. По минимальным оценкам, численность буддистов в мире составляет 500—600 млн человек, большинство из которых — этнические китайцы и японцы. К странам с преобладанием буддийского населения относятся также Лаос (более 95%), Камбоджа (95), Таиланд (94), Монголия (более 90), Тибет (90), Мьянма (89), Япония (73), Шри-Ланка (70), Бутан (70).

 

1.6. Отличия буддизма от других учений и верований

В отличие от авраамических религий, в буддизме нет:

· Всемогущего Бога - творца или Бога-личности.

· Сотворение мира.

· Искупление грехов.

· Безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению).

· Религиозной организации, аналогичной церкви (буддийская сангха является сообществом).

· Ересей:

o единого канона текстов, общего для всех школ,

o общих и непререкаемых для всех школ догматов.

· единственного мироздания.

· провидения, за что буддизм иногда характеризуют в качестве «религии-самоспасения».

· непременного отказа последователя от других религий. 

Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма и «любой другой религии», при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений буддийской толерантности

Буддизм все же допускает в той или иной степени существование других богов, демонов и прочих существ, и ставит их в тот же ряд с растениями, животным и людьми, потому что такие существа пребывают в сансаре и подвержены карме.

Буддизм – можно назвать религией прежде всего потому, что он учит верить в освобождение от страданий, в возможность для человека достичь Просветления, нирваны. Однако спасает в буддизме не Бог; спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий.

 

2. ХРИСТИАНСТВО


2.1. Возникновение христианства.

Христианство зародилось в 1 веке до н.э. на территории Римской империи, которая и отсчитывается от предполагаемой даты рождения Христа. Там же первоначально появилась в среде иудеев и арамеоязычного населения в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма, за бдительность. В первые десятилетия своего существования получило широкое распространение среди среди греко-римлян Сирии и прочих провинций, а позже это коснулось других этнических групп.
В роли государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. А, при императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания (см. Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи.
B IV-ом веке христианство отчасти распространилось, усилилось и закрепилось в следующих пунктах:
1) Восточные провинции: Малая Азия, Сирия и Египет покрылись густою сетью общин, успевших приобрести большое влияние. Епископы Александрии и Антиохии были лицами важными и влиятельными не только в жизни города, но и всей провинции. При Константине Великом христианство распространилось в Ефиопии (Абиссинии), Иверии и даже Индии. И сам император оказывал делу миссии содействие. Многочисленные и влиятельные общины встречаются и на Западе – в Италии, Африке, Риме и Карфагене.
2) Христианство выступает теперь более или менее сорганизованным в провинциях, которые до сих пор были мало или совсем не затронуты им. Христианство проникло в Испании и Галлии. Эльвирский Собор (300–306 г.), на котором присутствовало 19 епископов и 24 пресвитера, подтверждает, что в Испании, Беотике и юго-восточной части Терраконии, т. е. теперешней Андалузии – находилось много христиан. Также христианство распространилось и вне границ Римской Империи – у Германцев, Франков, Бриттов, а позже у Славян. Это произошло в связи с великим переселением народов, положившим начало «средним векам» и новым государствам.

Члены всех общин собирались на молитву обычно вечером, и молились вплоть до ночи. Перед молитвой, как правило, следовала трапеза, которая организовывалась на частные взносы. Самые первые христиане старались не тратить свое состояние только на себя, считая это грехом. Они делились своим имуществом только с теми, у кого практически ничего не было. Кроме молитв, первые христиане сильно ценили милостыню и добрые дела (к примеру, выкуп рабов или же должников из темниц. Все христианские общины делились на клир - духовенство, представленное тремя степенями – епископа (главы епархии), пресвитера (священника), диакона (помощника священника), и мирян. Между разными общинами имелась тонкая , тесная связь, постоянно контактировали между собой. Все вместе взятые общины, составили так называемую вселенскую церковь. Христиане прежде чем окончательно утвердиться в Римской империи, были обязаны выдержать множество различных испытаний со стороны языческого общества, из-за чего язычники видели в христианстве опасность для традиционных верований.

Христианам удавалось выносить гонения с отличием. Всего за 250 лет им пришлось пройти 10 крупных гонений. Первое изгнание произошло в 64 г. н. э. при императоре Нероне. По сказание, он отдал приказ о том чтобы сжечь часть Рима. После этого народ стал обвинять императора в поджоге . И тогда тот указал в виновности случившегося христиан. В результате чего, христиан распинали на крестах, зашивали звериные шкуры, натравливали собаками,  обмотав соломой или облив их смолой, привязывали к столбам в саду Нерона и вечером зажигали эти «живые факелы» на потеху толпе. Христианам удалось выстоять эти мучения. После это христианство приумножило желающих принять эту религию.

В дальнейшем крупнейшие гонения на христиан происходили в III веке н. э. при императоре Диоклетиане. В этот период развитие христианства достигло больших успехов . Такое положение ситуации, по мнению Диоклетиана, не соответствовало его представлениям о неограниченной власти императора. Тогда ему на ум пришла идея об полном истреблении христианских церквей. Сотни тысяч христиан трагически погибли в результате гонений, были разрушены многие храмы. В части Римской империи, где правил цезарь Констанций Хлор, гонений почти не было, так как он был под влиянием своей жены Елены, принявшей христианство, относился к нему более доброжелательно. Несмотря на все испытания и гонения , христианской церкви удалось выстоять, а число приверженцев только то и делало, что росло с каждым годом. Растерянные своей неудачей и отчаявшись в возможности достигнуть цели своих стремлений, Диоклетиан, вместе со своим соправителем Максимианом, отказался от престола в 305 г

 

2.2. Основные черты христианской религии

 

1. .Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

2.  Понятие о Боге как о совершенной личности. Не только абсолютный Разум и Всемогущество, но и неограниченная Благость и Любовь. (Бог есть любовь).

3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, свободного духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно любимы Отцом, как его дети.

4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.

5. Смирение — основа христианского миросозерцания.

6. Учение о полном господстве духовного начала над материей.

7. Учение о воскресении плоти и блаженстве воскресшей плоти праведников вмести с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире.

Таким образом, христианство – это еще религия гармонии материи и духа. Она не уничижает ни одного из видов деятельности человека, но старается облагородить их все.


2.3. Благовещение

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.
В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы и некоторые иные празднуют это событие 25 марта (7 апреля). Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чешских земель и Словакии, Американская, а также Католическая церковь и протестантские деноминации празднуют 25 марта по григорианскому календарю.

 

2.4. Христология


Христология — это учение о личности Иисуса Христа, раздел христианского богословия, освещающий вопросы воплощения  второго Лица Святой Троицы, сочетания во Христе божественной и человеческой природы, а также вопросы, связанные с жизнью Богочеловека.
Самые ранние христианские писания давали Иисусу несколько титулов, таких как Сын Человеческий, Сын Божий, Мессия и Кириос , которые все были заимствованы из еврейских Писаний. Ортодоксальная ( православные, протестанты и католики) точка зрения утверждает что Иисус Христос – Богочеловек. Богочеловек – это не полубог и одновременно не получеловек, но это существо совмещающие в себе божественную и человеческую природу. Ранее вечно существовавший на небе до момента своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу. Арианство считало Христа совершенным творением Бога до его появления на Земле. Несторианство одновременно разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Христа.. А, монофизитство напрямую говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природы Логоса.

2.5. Отличия христианства от других религий

1. В иудаизме и исламе отсутствует тринитарный догмат (догмат о Святой Троице). В христианстве учение о Троице основополагающее.

2. Для христиан Иисус Христос – Спаситель, Сын Божий. Иудаизм не признает Иисуса Христа таковым. А, в исламе Иисус Христос – является одним из пророков, известный под именем Иса.

3. Иудаизм, рожденный из ветхозаветной религии, изначально был национальной религией, христианство – одна из трех мировых религий. Для иудаизма еврейский народ – богоизбранный, исключительный, получивший непосредственно от Бога религиозное мессианское призвание. У христиан «несть ни эллина, ни иудея», все народы в равной степени – избранники Божии; все христиане, вне зависимости от национальности, ожидают спасения. В целом, этот же принцип справедлив и для ислама.

4. Иудаизм признает только священные книги Ветхого Завета, также христианство на ряду с Ветхим признает и Новый Завет, причем последний, в особенности четыре канонических Евангелия.

5. За две тысячи лет в христианстве сформировался целый комплекс священных писаний, догматов и обрядов, что существенно отличает от иудейских и мусульманских.

 

2.6. Христианская антропология

 

Слово «антропология» означает «учение о человеке» впервые этот термин был употреблен в XVI веке в работах немецких философов, которые эмансипировали философские и естественнонаучные знания о человеке от богословской традиции, они выдвинули на передний план исследования «природы человека», опирающееся на изучение человеческого тела и психологии человека. Понимание человека всегда было главным аспектом в мировоззрения. С самой древности не только накопились представления об устройстве и свойства человеческого организма, также создавались религиозные и философские концепции человека, его сущность и места в мироздании. Хотя в период патристики теологи занимались систематизацией христианских воззрений на человека, антропология как особая богословская дисциплина возникает только при капитализме и является продуктом а кризиса религии.

Согласно христианскому вероучению, человек был сотворен по образу и подобию Божию. Первоначально он был совершенен , но вскоре пал из-за грехопадения. Описание падшего человека таково: человек с грубым , видимым телом и страстной душой и духом, стремящийся к Богу. Человек един, поэтому спасение (воскресение и обожение) подвластно не только душе, но и всему человеку, включая тело. Совершенным человеческим существом, не связанным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и другие формы посмертного существования: в раю, в чистилище ( относится только к католикам) и, соответственно, в аду.

2.7. Учения о таинствах

Наиболее важными из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, является крещение и Евхаристия, или причащение .Православие и католицизм признают 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее цель передать верующему дары Святого Духа и венчающее Крещение; покаяние; рукоположение; брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного).Понятие таинства, которое всегда конкретно, и этика аскетизма соподчинены в христианстве идее высокого предназначения всей человеческой природы, в том числе и телесного начала, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизму, так и действием таинств.

 

ИСЛАМ

Ислам (от арабского «вручение себя Аллаху», покорность) – одна из самых молодых религий, занимающая второе место по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. Ее последователи называют себя мусульманами (муслим – «Предавшийся воле Бога»). Религию исповедуют более 1,8 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира. Государственной религией является в 28 странах, в основном арабских. Большинство мусульман (85–90 %) являютс я суннитами, остальные придерживаются других течений (преимущественно шииты). Основателем ислама является пророк Мухаммед, который скончался в 632 г. . Ислам был сформулирован в проповедях Мухаммада в VII веке, который является пророком для мусульман. Священной книгой является – Коран, а языком богослужения – классический арабский.

Согласно хадисам Мухаммада, пророки и посланники ( примерно 124 000 пророков) были посланы ко всем народам, чтобы вести их по монотеистическому пути, но со временем люди отошли от заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося свои собственные взгляды в Священные Писания. В ряду всех пророков, посланных на Землю, мусульмане считают Мухаммада последним, после которого не будет других пророков.  

 

3.1. История Ислама

Ислам возник в результате сложной эволюции религиозной и социальной ситуации в Западной Аравии, в Мекке, в XII веке нашей эры, где господствовало язычество. У каждого племени были свои боги и идолы, которые находились в Мекке. Этот период характеризуется постепенным разрушением патриархально-родового строя и возникновением классового общества.. Влияние иудаизма и христианства на раннем этапе формирования исламской веры немного преувеличено. Само влияние христианской и иудейской теологии можно проследить до рубежа седьмого и восьмого веков, когда сформировалось проблемное поле исламской теологии, мусульманским богословам приходилось отвечать на те же вопросы (связанные с природой бытия и пр.), на которые ранее отвечали иудейские и христианские толкователи. С раннего этапа развития ислама прослеживается единство авраамического единобожия, выраженное в проповедях пророка Мухаммеда. Главной идеей его проповедей было очищение истины единобожия (таухид) от искажений, внесенных иудеями, христианами и прочими многобожниками. В раннем исламе никогда не было четкой границы между религией и правом, в результате чего теоретическим и теологическим вопросам уделялось меньше внимания, чем политическим и правовым.

Предшественником ислама на том же Аравийском полуострове является автохтонный арабский монотеизм (ханифия), корни которого восходят к пророку Ибрагиму (Аврааму). Согласно современной концепции, в доисламской Аравии, вероятно, существовали две относительно независимые арабские монотеистические традиции: «Рахманизм» в Йемене (юг Аравии), «Ямаме» (центральная часть Аравии) и «миллат/дин» Ибрахим на северо-западе и западе Аравийского полуострова. В начале VII века эти две традиции вскоре слились, в результате чего исследователи назвали это «арабским пророческим движением». Рахманиновская традиция, возникшая, по-видимому, несколько позже северной авраамической традиции, породила в VII веке по меньшей мере двух монотеистических "пророков" - аль-Асвада в Йемене и Мусайлима в Ямаме. Всего, по данным историков, во времена Мухаммеда действовало не менее пяти других аравийских пророков. Однако именно успех Мухаммеда по ряду причин был колоссальным. Мухаммед оказался исключительной личностью в идейном и политическом плане. Между тем противники Мухаммеда не видели особой разницы между ним и другими пророками, а также поэтами (шаир), которые имели определенное сакральное значение.

 

3.2. Аллах

Аллах – единый Бог, Творец всего сущего, не имеющий конкретного образа и являющийся в Исламе единственным объектом поклонения. Согласно мусульманским догматам, Аллах – абсолютный владыка мира. Он опекает всех свои творения и промышляет о них, тем самым проявляет свою милосердность. Но, и одновременно сурово наказывает грешников и язычников. Абсолютно все, от атома до галактики, свидетельствует о сущности и единстве Аллаха, о всемогуществе и совершенстве Его воли в структуре Его творений, свидетельствует о том, что Он -всезнающий, вечно живой правитель. В отличие от христианства с его догматом о Святой Троице, ислам придерживается строгого единобожия (таухид). Слово таухид происходит от глагола «ваххада», что означает «делать что-либо единым», «считать что-либо единственным». То есть, таухид - один из главных, фундаментальных догматов ислама, означающий прежде всего отрицание многобожия (ширк), тесно выраженный в формуле «нет иного божества, кроме Аллаха». 

Каждый мусульманин должен искренне верить в единого Бога и покланяться ему. А, поклонение какому-то другому божеству является тяжким грехом. В отличии от христианства и буддизма, ислам придерживается строгого принципа единобожия. Согласно исламским догматам, здесь проявляется полное отвержение христианских догмат о Святой Троице и Боговоплощении. С ортодоксальной точки зрения ислама, это является нарушением принципа таухид. Любые изображения Богов и не только, и даже других различных существ считаются грехом и недопустимым для этой религии.

 

3.3. Коран

Коран – священное Писание. Это слово происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»». В понимании мусульман Коран – это прямая речь бога (Аллаха), обращенная к людям. Согласно учению большинства суннитов и шиитов, Коран – это прямое, вечное и нетварное слово Божье. Согласно мусульманской традиции, передача Корана осуществлялась через ангела Джабраила и длилась 23, а точнее 22 (с 610 по 632) года. Первое откровение Мухаммад получил в Мекке (610-622 гг.), в возрасте 40-а лет, в Ночь Могущества (в месяц Рамадан). Затем переселился в Медину, где продолжил проповеди (623-632 гг.). После смерти Мухаммеда его преданные ученики записали все откровения и соединили их в единый текст. Было проделано много попыток чтобы восстановить священное писание. Но, в 650 г. во времена правления халифа Усмана среди мусульман стали часто возникать споры относительно правильного чтения Корана, тогда по приказу халифа Зайд вместе с тремя мекканцами (Абдаллахом ибн аз-Зубайром, Са’дом ибн аль-Асом и Абдуррахманом ибн аль-Харисом)  составили официальный письменный текст Корана, который был объявлен единственно верным и обязательным для всех мусульман. Главным исполнителем работы бы л Зайд и в основу текста лег текст хранившийся у Хафсы бинт Умар. Официальный экземпляр был размножен и разослан во все основные центры Халифата. Остальные фрагменты Корана были сожжены по приказу халифа Усмана.

 

Структура религиозной книги мусульман

Коран состоит из 144 сур. Суры – это отдельные части, главы, структурирующие Писание. Суры в Коране объединяют в себе несколько аятов (текст в форме стиха). В одной суре содержаться 3-286 аятов ( 15-6144 фраз). Все суры состоят из аятов. Общее количество стихов в книге примерно около 6204 или 6238. По произведенным подсчетам, можно сказать что в религиозной книге насчитывается 320 тысяч букв. Сама книга состоит из 7 равных манзилей (частей) и 30 джуз (пунктов). Благодаря делению священной книги на 7 частей, время прочтение всего лишь занимает 1 неделю. А разделение на 30 джуз, создает удобство на прочтение Корана в течение 1 месяца.

Суры Корана можно разделить на две группы:

-Мекканские суры;

-Мединские суры.

В мекканских сурах внимание уделяется доктринам пророчества, духовности, эсхатологии и также этническим проблемам. В откровенниях мединского периода большая часть зациклена на социальных, экономических вопросах, проблемах права и т.д. Коран был послан всему человечеству, а не одним арабам.

Мусульмане верят, что Коран содержит новый закон Божий, который существенно отличается от предыдущих законов, также они считаю что священное писание служит средством отличия истины, содержащихся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и дополнений.

 

3.4. Мухаммед

Мухаммад-арабский религиозный и политический деятель, проповедник монотеизма и центральная фигура ислама. Мусульмане верят, что через Мухаммеда Бог послал народам мира новую религию-Ислам-в его окончательном виде, а также Коран — последнее Божественное Откровение. Мухаммед – один из ханифов, родившийся около 570 года в уважаемой семье курашей в Мекке. И имеющий титул  «аль-Амин» ( اَلْأَمِينُ , что означает «Надежный»). С детства он занимался пастушеством и принимал активное участие в караванной торговле. Когда Мухаммеду стукнуло 40 лет (в 610 г. н.э.), объявил себя пророком Аллаха. С того момента пророк начал активную деятельность, он проповедовал новую монотеистическую религию у себя на родине, впоследствии чего назвал Исламом. 

В своих проповедях Мухаммед призывал людей к вере единого Бога, постоянно говорил о его необходимости соблюдения моральных норм. Сравнивая ислам с другими религиями, он считал, что иудее и христиане обладают богодуховнными книгами. Но, все же полагал, что иудаизм и христианство лишь предшественники ислама, в которой Бог, по его мнению дал полное откровение и много чего из этого убрал, что ранее содержалось в иудейском Талмуде и Ветхом и Новом Заветах. При всем этом местная мекканская знать отрицательно отнеслась к поступкам только пришедшего пророка. Из-за этого в 622 г. Мухаммед вместе с своими приверженцами покинул Мекку (это событие в исламе именуется Хиджрой, что является датой начала летоисчисления), спасаясь от ярых язычников, и поселился в Медине. После переселения он успешно собрал множество людей для исповедования новой религии. Затем, на протяжении 8-и лет велась ожесточенная борьба между язычниками и исламскими приверженцами, которая несла ярый религиозный характер. В своих учениях пророк осуждал процессы, протекавшие в то время в раннефеодальном обществе, он отрицал неравенство и ростовщичество. Такая позиция помогла его вероучениям стать популярным среди простого народа. Таким образом Ислам быстро распространился по всему Аравийскому полуострову.

В основе мусульманского культа лежат пять столпов ислама (религиозных обязанностей), они были сформулированы еще при жизни Мухаммеда, это:

1. исповедание веры (шахада);

2. молитва (намаз);

3. пост в священный месяц Рамадан (саум);

4. милостыня (закят – в размере 2,5 % от дохода);

5. паломничество (хадж).

3.5. Основы веры

Понятие «ислам» тесно связан с понятием «вера» (иман). Под обобщающим название - «Столпы веры» - относящиеся к идеологическим основам религии. Всего существует шесть догматов являющиеся основными для исламской веры:     

1. Вера в Аллаха – Бога-Творца всего сущего.  Включает род положений, главным из которых является единобожие (таухид).

2. Вера в ангелов. Ангелы – это сотворенные Аллахом из света существа, лишенные свободы воли. Они являются исполнителями воли Божьей.

3. Вера в священные писания - ниспосланные Аллахом через пророков. Под этим понимается все Божественные откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Таурата (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных книг, кроме Корана, искажены.

4. Вера в пророков - Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Посланников, согласно другому хадису Мухаммада, было 124 тысяч которые проповедовали всем народам и племенам. В таком числе были великие пророки Дауд (Давид), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Мухаммад и т.д.

5. Вера в судный день – включает в себя веру во вселенскую катастрофу, грядущее воскрение, Божий суд и наличие ада и рая.

6. Вера в предопределение– необходимо верить в определение Аллахом судьбы всего живого.

3.6. Мечеть

Мечеть (от араб. مَسْجِد‎ [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение. Мечеть служит местом поклонения мусульман, где верующие собираются для поминания Аллаха, совершения обязательных пятикратных и пятничных молитв, также служит и отправлением некоторых других религиозных обрядов.

Мечеть – это Дом Аллаха, в который может прийти любой верующий, желая совершить молитву, обратиться к Всевышнему cо своими просьбами и обращениями или отдать милостыню. Первым Домом Бога на Земле была Кааба, расположенная в Мекке. Ее строительством занимался пророк Адам, после того, как был ниспослан на Землю из Рая. Затем Каабу восстановил пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилом. Окончательную свою форму Кааба приобрела во времена Пророка Мухаммада .В дальнейшем, подобно тому, как Мухаммад, переехав в Медину, прежде всего, построил мечеть, так и мусульмане, куда бы ни не приходили, строили мечети. На сегодняшний день мечети строят во всех концах земного шара, и, наверное, трудно назвать страну, где не было бы хотя бы одной мечети.

 

Практическая часть

 

В онлайн анкетировании приняли участие 16 человек, сам опрос состоял из 12-и вопросов ( см. ссылку https://forms.gle/FkWZLtdx9oGWbe1X6 ). Из которого были получены следующие результаты:

1.

 

На этой диаграмме большинство ответивших отмечают, что религия для них означает Вера в Бога (56,3%), на 2-м месте расположился ответ: Вера в сверхъестественное (18,8%).

 

2.

 

На второй диаграмме видно, что отношения большинства людей к религии нейтрально (62,5%), на 2-м месте расположился ответ положительно (25%), а остальные (12,5%) вовсе ответили, что их отношение к религии отрицательно.

 

3.

 

Христианство исповедует (37,5%), также проскальзывает Ислам (~1%), а все остальные относят себя к Атеистам.

4.

 

Тут можно отметить что у большинства родственники исповедуют ту или иную религию (75%), а 25% - составляют не верующие.

 

5.

 

 

 

 

 

Список использованных источников литературы

(Интернет - ресурсы)

Тут не все, остальное добавлю позже

https://wiguru.org/info/Тхеравада

http://dumko42.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=110%3A2011-05-24-07-24-10&catid=41&Itemid=97

https://ru.qaz.wiki/wiki/Muhammad_in_Islam

https://www.serlo.info/stolpyi-veryi/

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!