Определите, какой приём звукописи представлен в отрывке, какой образный ряд (ассоциации) у вас возник в связи с повтором тех или иных звуков; ответ запишите в таблицу.

М-38 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ от 12.03.21. Сдать 15.03.21. Конспект писать не надо, внимательно его изучите и приступайте к Д/З.

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка.

Цели: формировать у обучающихся умение оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания, обучать анализу фонетической организации речи, учить редактировать текст (предложения) с точки зрения его фонетической организации и создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики.

Задачи: понимать единство звуковой и смысловой стороны речи, роль фонетических средств русского языка;

Теория: Благозвучие. Звукоподражание. Консонанс. Звукопись (ассонанс, аллитерация).

ХОД УРОКА

 Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей, например, или карагач? А действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Есть ли какие-нибудь закономерности в том, что такое, а не иное значение, содержание слова связано с такой, а не иной звуковой, фонетической формой его?

У слова есть значение — это ясно. Но только ли слова заключают в себе определенный смысл, несут какую-то информацию? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?

Что касается звукоподражательных слов, то тут все понятно. Конечно, звуковое оформление их не случайно, оно имеет определенный смысл. Слово гром и звуками своими «гремит», так же как шелест «шелестит», писк «пищит», а хрип «хрипит». Здесь сама звуковая форма слова подсказывает его содержание, хотя и в самых общих чертах.

Но если слово называет не звук и не звучащий предмет? Вот ряд слов: стрела, стремительно, стриж, стрекоза, ястреб, стрепет, встряхнуть, быстро, струя, струна. Все они имеют значения, связанные с быстрым движением. И все они содержат звукосочетание стр. Игра случая? Трудно сказать. Ведь можно найти слова, содержащие стр, но не обозначающие вообще никакого движения,— страна, астра, строго, остро.

Почему нежный цветок-недотрога назван словом с «нежными» звуками — мимоза, а злой старик — неблагозвучным словом хрыч? Тоже случай? Возможно. А может быть здесь проявляются какие-то неизвестные нам свойства звуков речи?

- Издавна поэты и ученые пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом. Уже в XVIII в. М. В. Ломоносов в «Риторике» доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен Е, И, Ъ, Ю — к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей, через Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через О, У, Ы — страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль».

В XIX в. Н.В.Гоголь говорил, что «…сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…»

Много интересных наблюдений о связи звука и смысла найдём в статьях К. Бальмонта. Характеризуя каждый звук речи, К. Бальмонт пытается даже наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы. «О — звук восторга,— пишет он,— торжествующее пространство есть О: Поле, Море, Простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром... Запоет, заноет, как колокол... Высокий свод взнесенного собора. Бездонное О».

- Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Этот вопрос волнует и ученых-лингвистов. Они провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. С некоторыми результатами этих поисков вы познакомитесь на уроке, постараетесь их оценить и научиться использовать в собственной речи.

Итак, сегодня мы будем говорить о тайне звуков, о выразительных средствах фонетики

…Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе неотъемлемое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художественного значения. Художественное звучание возникает лишь в сочетаниях слов. Сочетания трудно произносимых слов трутся друг о друга, толкаются и наступают на ноги – мало пригодны для поэзии. Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюблённые в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли. Не знаю, можно ли научиться такому сочетанию слов. Обычно у поэта они получаются сами собой, и поэт начинает замечать их лишь после того, как стихотворение написано.

(Н.А. Заболоцкий)

- Любые умения и мастерство базируются на знании, как вы думаете, чтобы постигнуть тайну звука, какими знаниями необходимо овладеть («запастись»)?

- Изобразительно-выразительные средства наличествуют на разных уровнях языковой системы. На уровне фонетики используются такие изобразительно-выразительные средства, как звуки речи, словесное ударение, ритм и рифма. Изучением стилистической функции этих средств занимается фоника. Фоникой называют также звуковую организацию речи.

- Речь должна быть благозвучной, т. е. удобно произносимой и приятной для слуха, что достигается главным образом совершенным сочетанием гласных и согласных звуков в тексте, а также преобладанием музыкальных («красивых») звуков.

Звуковые средства художественной выразительности.

Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста

Звукопись – это прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению. Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.

(К. Бальмонт)

Явление звукописи взаимосвязано с долготой гласных звуков. Окрашенность их в определённые настроения не является постоянной. Окружение других звуков оказывает на них своё влияние.

- звукопись - применение различных фоностилистических приёмов для усиления звуковой выразительности речи

- основной принцип усиления фонетической выразительности речи - подбор слов определенной звуковой окраски, своеобразная перекличка звуков

- звукописьчасто встречается в русской литературе, особенно в стихах

- звукописьиспользует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть «малый колдующий гном», волшебство) и В.В. Маяковский.

Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Н-р:

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

(П. Антокольский)

(воспроизведение звука вагонных колёс)

Основные функции звукописи

Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи (У Черного моря чинара стоит молодая… - Лермонтов М. Ю.)

- звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов

- звуковые повторы выделяют однородные члены предложения

- звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Н-р:
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

(А. Блок)

Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы;

иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами:

за словосочетанием "вздохнули духи" словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х), образное выражение "задремали ресницы" получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки…

- это придает тексту своеобразную симметрию

- звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль

- звукописьпозволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”

- стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту

- звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

- как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание

- звукопись эффективней подчеркивает основную сущность стиха, вычленяет сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце

Благозвучие (эвфония) –— проявление фоники, основанное на повторяемости звуков, звуковая организация художественной речи, чаще всего стихотворной, хотя данное понятие может относиться и к прозе.

Наиболее общее стилистическое требование, предъявляемое к фонетической стороне речи – требование благозвучия. Благозвучие предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха, с точки зрения говорящих на данном языке. Антонимичным понятием является какофония.

В литературоведении так называется раздел поэтики, изучающий в стихотворениях качественную сторону речевых звуков, которая эвфонией можно назвать различные стилистические приёмы: ритм стиха, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, все виды звуковых повторов

Для создания благозвучия важно:

сколько звуков входит в консонантное сочетание.

какие это звуки.

какова их последовательность.

в начале, середине или конце слова они находятся.

В русской лексике сочетание согласных в основном подчиняется законам благозвучия

- гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными

- слияние нескольких гласных, или «зияние», затрудняет артикуляцию

-зияние может быть внутренним (радиоузел) и внешним (у Тани и у Оли)

- неблагозвучные сочетания возникают обычно при соединении слов, следовательно, можно избежать неблагозвучия, подчиняя фонетическую организацию речи законам сочетания звуко

- всё, что не свойственно языку, производит впечатление какофонии («дурное звучание»)

- н-р, благозвучна строка «У лукоморья дуб зелёный», здесь нет труднопроизносимых сочетаний звуков, короткие слова чередуются с длинными, интонация гармоническая и плавная

- неблагозвучна строка: «вдруг взгрустнулось другу: вскоре | снова встретит он врага». Неблагозвучные сочетания вдр, взгр, др, встр, повторение одних и тех же звуков (у, в, р) и подобных (д-т, з-с) навязчиво и неприятно, вызванная переносом пауза лишает речь плавности

- русскому языку свойственна тенденция к сокращению в речи консонантных сочетаний: при стечении близких по качеству согласных один из них в устной речи выпадает (поздно, солнце)

- наиболее естественное звучание достигается чередованием гласных и согласных звуков и незначительным употреблением консонантных сочетаний, т.е. сочетаний нескольких согласных

- в русском языке консонантные сочетания чаще всего двучленны (друг, брат), иногда трёхчленны (взрыв, стройка). Сочетание четырёх и более согласных, которое может возникнуть на стыке слов, нарушает благозвучие речи (конкурс взрослых)

- есть и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их последовательность - взвизгнуть, встрепенуться, взрыв, встряска

- обычны это сочетания двух согласных в начале и середине слова (снег, весло, добрый)

Появление между такими согласными беглых гласных возвращает речи благозвучие (интересный – интересен)

- определяет конкретную эмоциональную окраску художественного произведения

- создаёт особую выразительность образность речи

- создаётся особая гармония стиха и музыкальное звучание речи

- стройное повторение созвучий придаёт речи и слову особую красоту частотное употребление сонорных согласных

Аллитерация (от лат. ad – к, при + litera – буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.С. Пушкин).

Ассонанс(франц. assonance – созвучие). Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический приём. Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!.. (М.Ю.Лермонтов). ассонанс

- ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков:

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В Ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
лелею травы, лелею нивы.

Здесь повторяются гласные "о" и "е".

- ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных

- в одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела
(Пастернак).

Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

 

- ассонанс присущ в первую очередь силлабической системе стихосложения

- ассонанс - художественный приём, помимо основного предназначения, является едва ли не универсальным инструментом «поэтической кухни»

- в основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются

- определённое количество гласных создаёт ритмический рисунок строк в отдельности и стиха в целом

- в строках из «Полтавы» А. Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо.
Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь
не хочет воздух

- если безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс

Например, в строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов:
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь.
Так тяжкий млат,
Дробя стекло,
Кует булат.

В последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а

- ассонанс создает особую музыкальность поэтических строк

- даёт возможность выделить смысловые центры художественных текстов, так называемые ключевые слова

- ассонанс играет организационно - определяющую роль

- ассонанс служит стилистическим средством, усиливающим выразительность эмоциональной речи

- ассонанс как бы притягивает, сплетает словесные образы

Анафора (греч. anaphora – вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Грозой снесённые мосты,

Гроба с разбитого кладбища.

Эпифора (греч. epiphora из epi – после + phoros – несущий). Стилистическая фигура противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)

Звуковой символизм

Звуковой символизм, условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. З. с. используется в поэтической речи. Например, звук "л" кажется "подходящим" для обозначения чего-то мягкого, ласкового, поэтического (ср. у К. Бальмонта звукопись на "л": "С лодки скользнуло весло...").

Ритм- (греч. rhythmos - от rheo - теку), 3) В стихе – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр;

Интонация– это (от лат. intonare — громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Рифма_- повтор звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более стихотворных строк.

Консонанс (фр. consonance, от лат. consonantia - созвучие, согласное звучание)Рифма с различными ударными гласными, основанная на совпадении ряда послеударных, а иногда и предударных звуков.

Beanz Meanz Heinz / Бобы значат Heinz (компания Heinz)

Ritter Sport. Quadratisch. Praktisch. Gut (шоколадrittersport)

В рекламных текстах консонанс приобретает стратегический характер, ведь использование этого приема придает тексту лаконичность, четкость, хлесткость. Выделяя каждое нужное слово, текст легко укладывается в голове и остается там надолго, чего и хотят рекламодатели.

Звукоподражание - создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.Звукоподражание – простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого:
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть... Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

- повторение звука [р ] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.

При написании рекламных текстов используют прием звукоподражания. Он заключается в том, что фонетический состав слов в таких текстах напоминает свойства, предметы и явления самих этих слов.

Звукоподражание (ономатопея, идеофон), слово, которое служит для имитации звуков окружающей действительности средствами языка. Например, в русском языке существует большая группа слов, обозначающих звуки, которые производятся животными: мяу, гав-гав, ква-ква, чик-чирик. Другие слова передают неречевые звуки, производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха-ха, а также разные другие звучания окружающего мира: бух, кап-кап, чпок, пиф-паф.

Фонетические средства выразительности русской речи помогают нам лучше понять смысл поэтического текста, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю.

Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.

Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Внимательно прочитайте конспект и выполните задания.

Определите, какой приём звукописи представлен в отрывке, какой образный ряд (ассоциации) у вас возник в связи с повтором тех или иных звуков; ответ запишите в таблицу.

 

Пример Приём Образный ряд
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев)    
По небу голубому Проехал грохот грома. (С. Маршак)  
Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин)  
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)    

(Ф.И. Тютчев)

Творческая работа.

Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых поможет созданию главного образа вашего сочинения.

1) Мелодия дождя. 2) Под вой метели. 3) Под стук вагонных колес. 4) Звонкая песня весенней капели. 5) Свой вариант.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!