Киевская Русь при Ярославе Мудром.



Образование государства Киевская Русь.

В 9 веке н.э. у восточных славян образовалось раннефеодальное государство Киевская Русь. Наиболее полным и достоверным источником наших знаний о нём является Повесть временных лет - летопись, составленная монахом Киево-Печорского монастыря Нестором в 12 веке. В этой летописи приводится легенда о призвании варягов в Новгород, город, основанный славянами задолго до образования древнерусского государства. «Бояре мужи-новгородские обратились к варягам: земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, придите к нам и правьте нами». В Новгородприбыл варяжский князь Рюрик со своими братьями Синусом и Трувором (позже братья отправились править в Изборск и Ладогу). Рюрик обещал править «за корм», но начал притеснять их, что привело к восстанию под руководством Вадима Храброго, подавленного варягами.

ГОД ПРИЗВАНИЯ ВАРЯГОВ - 862 МНОГИЕ ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ ГОДОМ ОСНОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

В 879 году Рюрик умер. Власть в Новгороде перешла к Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика - Игоре. В 882годуОлег завоевал Киев - другой важный славянский город, расположенный на Днепре. К этому времени все племенные союзы объединились под его властью. Как правило, это происходило добровольно, т.к. Олег, собирая дань со славян, вынужден был защищать их от степняков-кочевников, завоевателей более страшных, нежели варяги.

Столицей нового государства стал Киев. Так образовалось раннефеодальное государство Киевская Русь, получившее своё название от варяжского народа «русь», который пришёл к славянам вместе с Рюриком.

Киевская Русь была типичным раннефеодальным государством, народ и власть в котором были мало связаны друг с другом. Эта связь заключалась лишь в том, что князь с дружиной ежегодно весной ходил в полюдье - собирал с народа дань продуктами, при этом он вынужден был защищать славян, но не потому что он считал их «своими», а потому что двух даней народу было не заплатить.

В связи с созданием славянского государства в 18 веке возникают две научные теории, сторонники которых спорят и по сей день. Авторами Норманнской теории были немецкие профессора - историки Московского Университета Байер и Миллер. Они полагали, что славяне - народ второго сорта, неспособный к порядку; даже государственный порядок привнесли им норманны (варяги). Особо подчёркивали норманисты то обстоятельство, что слова «Русь», «Россия», «русский» имеют не славянское, а норманнское происхождение (от названия племени).

В противовес этой теории великий русский учёный М.В Ломоносов выдвинул Славянскую теорию, смысл которой заключается в том, что ГОСУДАРСТВО ВОЗНИКАЕТ ТОГДА, КОГДА НАРОД ДОСТИГАЕТ ОПРЕДЕЛЁННОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ. Большинство современных историков считают, что прав Ломоносов, но признают значение варяжской дружины в деле сплочения славян.

Первые русские князья.

Первыми русскими князьямипринято считать Олега, Игоря, Ольгу и Святослава.Их объединяет, прежде всего то, что они были КНЯЗЬЯМИ СВОИХ ДРУЖИН, А НЕ СВОЕГО НАРОДА, постоянно ходили в завоевательные походы и не заботились об обороне своих границ.

Олег совершил поход на Константинополь в 907году и заставил византийцев подписать с Русью торговый договор, дававший русским право беспошлинной торговли в этом богатейшем городе. В 911году Олег совершил повторный поход и «улучшил» договор.

Игорь Рюрикович также пошёл в поход на Византию, но византийцы сожгли его флот при помощи «греческого огня». Возвращаясь в Киев, он, по требованию дружины, решил повторно собрать дань с древлян,что было нарушением обычая. Древляне поднялись на восстание и убили князь. В результате кровопролитной борьбы его вдове Ольге удалось отстоять престол для своего сына Святослава от притязаний древлянского князя Мала.Княгиня не хотела, чтобы её сын разделил участь отца, и заменила полюдье повозом. Отныне не князь ходил по людям, а люди свозили дань в определённые места - погосты.

Теперь князь мог чувствовать себя в безопасности. Так была проведена первая реформа на Руси. В конце жизни Ольга приняла христианство, за что после смерти была канонизирована - причислена к лику святых. Однако её крещение было её личным поступком - крестить Русь будет её внук Владимир.

Святослав Игоревич, хоть и носил славянское имя, был типичным варягом-завоевателем, большую часть жизни провёл в военных походах. Он разгромил Волжскую Болгарию и Хазарский Каган a т.Затемзахватил Переславец у византийцев и перенёс туда свою столицу. Тем временем степняки-печенеги окружили Киев и едва не убили Ольгу и детей Святослава. Князь вернулся и разбил врагов, но сам погиб в следующем походе.

ПОСЛЕ ГИБЕЛИ СВЯТОСЛАВА ПЕРЕД КИЕВСКОЙ РУСЬЮ ВСТАЛА ДИЛЕМА: ЛИБО ГОС. ПОГИБНЕТ ПОД УДАРАМИ СТЕПНЯКОВ В ТО ВРЕМЯ, КОГДА КНЯЗЬ БУДЕТ В ДАЛЬНЕМ ПОХОДЕ, ЛИБО К ВЛАСТИ ПРИДЁТ КНЯЗЬ, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ. Таким князем станет Владимир.

Владимир Святославич пришёл к власти в 980 году после кровопролитных усобиц старших сыновей Святослава. Он не ходил в дальние походы, а заботился об укреплении границы со степью: строил пограничные заставы, брал в дружину не варягов-наёмников, а славян, готовых защищать свою родину. Не случайно, что именно о времени Владимира сложено большинство былин.

Самым выдающимся делом, которое совершил Владимир,стало Крещение Руси. Не удивительно, что при выборе религии, князь останавливается именно на христианстве - многие киевляне к тому времени уже приняли христианство в Византии. В 988 годукнязь крестился в Константинополе, началось массовое обращение в новую веру киевлян. Однако не все русичи готовы были добровольно отказаться от язычества - ещё несколько веков на Руси существовало двоеверие.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА ИМЕЛО ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РУСИ.

Укрепилась власть князя. Христианская Европа признала Русь.

Огромные перемены произошли в культурной жизни: появилась славянская азбука кириллица, были построены соборы в крестово-купольном стиле - София Новгородская и София Киевская, начался расцвет искусства фрески и мозаики.

РУСЬ ВСТУПИЛА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА.

Киевская Русь при Ярославе Мудром.

После смерти Владимира Святого в 1015 г. началась усобица между его сыновьями, продолжавшаяся до 1019 г. Поначалу киевский престол захватил Святополк. «Повесть временных лет» обвиняет его в зверском убийстве младших братьев — Бориса и Глеба, поэтому в исторической традиции за ним закрепилось прозвище Окаянный (совершивший «каинов грех» — братоубийство). Ярослав Новгородский выступил против Святополка. Их борьба с переменным успехом продолжалась до 1019 г., когда Святополк был окончательно разбит.

С этого года Ярослав Владимирович твердо закрепился в Киеве и княжил там до своей смерти в 1054 г.

Внутренняя политика Ярослава напоминает политику его отца.

1. ЗАЩИТА ГРАНИЦ. Он «посадил» в крупные города и земли своих сыновей. В Новгороде княжил старший сын Изяслав, Святослав получил в управление Чернигов, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Великий князь зорко следил за своими ставленниками и требовал от них беспрекословного подчинения.

Ярослав Владимирович прославился как градостроитель. Он основал города Ярославль, Юрьев (Тарту) и др.

 В 1036 г. он нанес сокрушительное поражение печенегам под стенами Киева. После этого разгрома они больше не тревожили Русь. Однако на смену печенегам вскоре пришли новые кочевники — половцы (кипчаки).

2. РУССКАЯ ПРАВДА. 1072 год. Ярослав был создателем первогосборника юридических актов Древней Руси, составленного на основе обычного права и княжеских уставов — «Русской правды». Характерной особенностью первых русских законов было неравенство перед судом различных категорий населения.

3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. Ярослав проводил активную внешнюю политику. Династическими браками Киев был связан почти со всеми европейскими правящими династиями. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, одна из его дочерей – Анна, стала французской королевой, другая — венгерской, его сестра вышла замуж за польского короля и т. д.

4. ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Энергичная просветительская деятельность, ученость и «книжное радение», покровительство духовенству — все это позволило историкам дать Ярославу Владимировичу прозвище Мудрый. По его инициативе в Киеве был возведен Софийский собор и другие храмы, основывались монастыри, в которых велось летописание, строились школы.

В 1051 г. митрополитом был впервые избран русский (а не грек) священник-книжник Илларион, автор «Слова о законе и благодати».

Время правления Ярослава Мудрого традиционно считают эпохой расцвета Киевской Руси. Однако уже при сыновьях Ярослава Киевская Русь распалась на отдельные княжества.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!