Вопросы на понимание материала лекции.



· Почему мы называем это произведение социально-психологическим романом?

· Что имел в виду В.Г.Белинский, когда сравнивал композицию романа с оконными рамами, открывающимися одна за другой?

6. Домашнее задание: 1. прочитать главы «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань».

2. по ходу чтения романа заполнять таблицу (будет проверена по заполнении):

Персонаж

 

Высказывание о Печорине

1. Максим Максимыч о Печорине

2. Рассказчик о Печорине

3. Вернер о Печорине

4. Грушницкий о Печорине

5. Печорин о самом себе

 

 

Дополнительно.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

В 1836 году Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. По примеру Пушкина, который показал своего современника – Евгения Онегина – на фоне петербургской жизни 1820-х годов, Лермонтов хотел изобразить своего современника – гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни.

Но наступил 1837 год. За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ. Работа над романом прервалась. После ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу. На Кавказе был задуман новый роман.

Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисло­водске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий, а в городке Та­мани, на побережье Черного моря, чуть не по­гиб. Его хотели утопить контрабандисты, кото­рые заподозрили, что молодой офицер прислан для того, чтобы их выследить. С побережья Черного моря Лермонтов отправился в Грузию. На обратном пути, в Ставрополе, он встретился и подружился с сосланными декабристами. Все это обогатило его множеством необыкновенных, ярких впечатлений. Встречи с новыми людьми вдохновили его на создание живых образов сво­их современников.

Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840 г.

Последовательность написания повестей точ­но не установлена. Предполагают, что ранее дру­гих (осенью 1837 г.) написана «Тамань» (см. вос­поминания П. С. Жигмонта), затем «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Не исключено, что «Тамань» была написана последней, а «Фа­талист» — после «Максима Максимыча». Пер­вые произведения были задуманы как отдельные фрагменты из записок офицера. Потом возник замысел «длинной цепи повестей», еще не объе­диненных в роман, но уже связанных общими героями — Печориным и Максимом Максимычем.

Первой была опубликована «Бэла» в «Отече­ственных записках» (1839, № 3) с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе», который под­черкивал связь новеллы с романтической «кавказской литературой», популярной в 1830-х гг. Между тем произведение Лермонтова было записано в принципиально иной художествен­ной манере — вопреки традиции живописно-риторических описаний; стилистически оно было ориентировано на «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина. Эту особенность «Бэлы» отмечалВ. Г. Белинский: «Простота и безыскусственность этого рассказа — невыразимы, и каж­дое слово в нем так на своем месте, так богато значением. Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него. Чтение прекрасной повести г. Лермонтова многим может быть полезно еще и как противоядие Марлинского».

Повесть «Фаталист» была напечатана в «Оте­чественных записках» (1839, № 11). Относительно сюжетного источника новеллы не существу­ет единого мнения. По утверждению биогра­фа Лермонтова П. А. Висковатова (1842—1905), «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленой с А. А. Хастатовым», дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Пе­чорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым». Историк и со­биратель лермонтовских рукописей В. X. Хох­ряков указывал на рассказ друга Лермонтова С. А. Раевского о том, что в «Фаталисте» запе­чатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А. А. Столыпин (Монго). Было высказано и пред­положение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рас­сказ об удивительном случае» происшедшем с школьным приятелем автора: «...взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приста­вил его себе ко лбу и спустил курок, предоста­вив случаю решить, последует выстрел или нет».

В ноябре 1839 г. в редакционном примечании к публикации «Фаталиста» сказано: «С особен­ным удовольствием пользуемся случаем извес­тить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, — и напечатанных и ненапечатанных. Это будет новый, прекрасный подарок русской литерату­ре».

К моменту издания «Тамани» («Отечествен­ные записки», 1840, № 2) работа над романом бы­ла завершена. По свидетельству мемуаристов, сюжет повести основан на действительных собы­тиях, участником которых оказался сам Лер­монтов во время своего пребывания в Тамани осе­нью 1837 г. Товарищ Лермонтова по Школе юн­керов и позднее по лейб-гвардии Гродненскому полку М. И. Цейдлер, который посетил Тамань через год после него, в своих записках о Кавказе 1830-х гг. подробно описал дни, проведенные в этом «небольшом, невзрачном городишке», и не мог не отметить сходства своего описания с «по­этическим рассказом о Тамани в «Герое нашего времени»: «Мне отвели с трудом квартиру, или, лучше сказать, мазанку, на высоком утесистом берегу, выходящем к морю мысом. Мазанка эта состояла из двух половин, в одной из коих я и поместился... по всей вероятности, мне сужде­но было жить в том же домике, где жил и он; тот же слепой мальчик и загадочный татарин по­служили сюжетом к его повести. Мне даже пом­нится, что когда я, возвратись, рассказывал в кругу товарищей о моем увлечении соседкою, то Лермонтов пером начертил на клочке бумаги скалистый берег и домик, о котором я вел речь». Рисунок сохранился.

В апреле 1840 г. было опубликовано «Сочи­нение М. Ю. Лермонтова (так стояло на обложке книги) Герой вашего времени». Оно действи­тельно состояло из ряда отдельных новелл, откры­вавшегося «Бэлой» и завершающегося «Фатали­стом». В следующем, 1841 г. состоялось второе издание романа, в которое было включено предисловие, помещенное по техническим причинам не вначале, а перед второй частью. Предисловие содержит ответ на критику романа С. П. Шевыревым, увидевшим в Печорине порочное яв­ление, не свойственное русской жизни, а прив­несенное с Запада» и С. А. Бурачком, который в журнале «Маяк» (1840, ч-, IV, гл. IV) опреде­лил Печорина как «эстетическую и психологи­ческую нелепость»; клевету «на целое поколе­ние людей».

Первоначальное заглавие романа, известное по рукописи, — «Один из героев начала века» — связано с появившимся в 1836 г. романом А. Мюссе (точный перевод — «исповедь одного из детей века»).

Многие персонажи повести «Княжна Мери», до свидетельству мемуаристов, имели своих про­тотипов. Общепризнанным прототипом Грушницкого был Николай Петрович Колюбакин (1811— 1868). Вспыльчивый, фатоватый, любитель вы­чурной фразы и завзятый дуэлист. Ранение в но­гу во время экспедиции послужило поводом для поездки на воды, где и состоялась его встреча с Лермонтовым. Не исключено, что в Грушницком отразились и какие-то черты Н. С. Марты­нова (1815 - 1875), противника Лермонтова на роковой дуэли, состоявшейся в июле 1841 г., в прошлом его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Про­образом Веры, очевидно, послужила В. А. Лопухина-Бахметева; мнения современников относи­тельно прототипа княжны Мери расходятся: одни называли имя Н. С. Мартыновой, сестры Н, С. Мартынова, другие — Э. А. Клинберг, пя­тигорской знакомой Лермонтова, впоследствии жены А. П. Шан-Гирея, друга и родственни­ка поэта. Доктор Вернер списан с медика штаба кавказских войск в Ставрополе Н. В. Майера, Вулич — с конногвардейца И. В. Вуича.

Прообразом Печорина, как убедительно доказала Э. Г. Герштейн, в значительной мере явил­ся товарищ поэта по «кружку 16-ти» граф Анд­рей Павлович Шувалов. Он «храбро сражался на Кавказе, где получил ... легкую рану в грудь. Он был высокого роста и тонок; у него было краси­вое лицо... плохо скрывавшее нервные движе­ния, присущие его страстной натуре.;. Он очень нравился женщинам благодаря контрасту меж­ду его внешностью, казавшейся нежной и хрупкой, его низким приятным голосом, с одной стороны, и необычайной силой, которую скрывала эта хрупкая оболочка, — с другой» — так описывает Шувалова современник.

От непритязательных записок странствую­щего офицера к цепи повестей; объединенных двумя персонажами — Печориным и Максимом Максимычем, а затем к психологическому ро­ману, в котором расположение повестей служит раскрытию внутреннего мира и поведения Пе­чорина, представленного как типичное явление эпохи, — таков замысел Лермонтова.

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!