НАЧАЛЬНАЯ, ИЛИ ОЧИЩАЮЩАЯ, БЛАГОДАТЬ 7 страница



Тот, кто сообразителен и внимателен в умной молитве, прибегает тотчас к осторожности и умеренности, а хитрый демон, приметив это, затаивается до поры. Поскольку умная молитва сопряжена с большими душевными трудами, у подвижника начинается ослабление молитвенной ревности, внушаемое демоном. Если молитвенник не имеет умудренного наставника, он сразу взваливает на себя великие молитвенные труды и молится по четкам до изнеможения, так что в другой раз его коробит даже один только вид четок. Обучаясь молитве по книгам, он может приобрести некоторый молитвенный опыт, но, не имея духовного совета, заходит в тупик и совсем прекращает молиться, уверяя себя и других, что такие занятия безполезны. Мудрый старец, обретенный таким ревностным молитвенником исключительно по милости Божией, ведет его путем умеренности к постепенному стяжанию благодати, которая единственно является несокрушимой опорой долгих молитв и пощений.

Не следует при первом появлении начальной очищающей благодати тут же бежать в монастырь и затворяться в нем. Утверждение в неизменном намерении отречься от мира должно быть исполнено неослабной уверенности и является действием спасающей благодати. Но и тогда необходимо посоветоваться с духовником, чтобы впоследствии не испытывать никаких сомнений и разочарований в выбранной цели. Как мирянам, так и монахам необходимо прилагать все усилия к исполнению евангельских заповедей. Различие между мирянами и монахами состоит в том, что монашеская жизнь в отличие от мирской есть всецелое предание души, ума и сердца совершенствованию в заповедях Христовых, включая и само тело. Медленное, но глубокое усвоение истин евангельского спасения полезнее скоропалительного, но поверхностного понимания. Последнее плохо усваивается и быстро теряется. К действительной духовной жизни душа возводится Богом постепенно, сама того не замечая, потому что «Не придет Царство Небесное приметным образом» (Лк. 17: 20). Внутреннее хранение сердца - единственное ценное делание в жизни. Ум всегда страшится такого делания. Поэтому для благодатного стояния в различных скорбях, которые создает нам греховный ум, необходимо иметь много мужества, а также требуется большое разумение.

Придя в монастырь, не нужно настраивать себя на то, чтобы непременно стать священником. Лучше поставить себе цель стать хорошим монахом. Самое ценное в монастыре - смиренный монах, а не золотые купола. А из смиренных монахов самый лучший - имеющий непрерывную молитву. Хороший монах - это кроткий монах, имеющий молитву, и он один может изменить весь монастырь своим смиренным поведением и самоотречением. А решение о священстве следует предоставить опытным духовникам. Присутствие в монастыре одного опытного и разумного духовника лучше большого числа паломников. Старец ведет монахов к достижению молитвы и спасения, в то время как паломники требуют от монахов служения им вместо того, чтобы своими усилиями служить монастырю, беря на себя помощь монахам в послушаниях. Монастырь -это духовный университет, и в нем монах обязан учиться, а не учить других. Он обязан учиться стяжанию сердечной молитвы, которая порождает смирение, а смирение укрепляет молитву, способствуя стяжанию благодати. Те родители, которые благословили своих детей на монашеский путь, подвигнутые к этому милостью Божией, часто сами в старости принимают мона шество и в придачу стяжают умную молитву.

Неразумно утешаться в молитве малыми ра достями и тут же отчаиваться от пустяков. Это называется душевным расслаблением. Во время молитвы могут появляться различные образы, но не следует поддаваться страху или, наоборот, желать их увидеть снова. Искушая молитвенника в умной молитве, диавол приносит в ум изменчивое ложное свечение, дабы увлечь неопытную душу в тщеславие и гордость. Нельзя увлекаться появлением такого нечеткого расплывчатого свечения, полагая, что это нечто духовное. Но действительная умная молитва не такова: она полностью преображает ум словом Божиим, изгоняя из него всякую скверну мирских привязанностей. Божественный свет самоочевиден в своей ясности, кротости и смирении, он всегда одинаков в своей благости и тихости, исполненных необычайной любви к человеку. Из всех бед самая труднопреодолимая беда -невежество, подобное наглухо заколоченной двери, куда не достучаться Богу. Послушному отворяются все двери, и смиренному отворяются все запоры, поэтому послушный ум - словно ключ ко всем дверям.

Память смертная преображает в умной молитве и сердце, и душу. Она несет в себе глубочайший смысл, то, что без Божественной благодати мы мертвы и без просвещения Духом Святым подобны трупу в «рове смертном». Память смертная и слезный плач по благодатным плодам в молитве - одно и то же. Человек ощущает себя живым трупом в стране мертвых, и вся его душа в едином порыве устремляется в умной молитве к Богу. Такую преображающую человека молитву дарует Господь тому, кто находится и искреннем покаянии, не подъемля очей к небу. Память смертная рождается в душе того, кто благодаря молитве постигает, что каждый день его жизни взвешен на весах Господа и каждый день вершатся суды Божии над всей его жизнью и всеми помышлениями. Память смертная бы-стро приводит душу к отречению от всего земного и тленного.

ОТСЕЧЕНИЕ

СКРЫТЫХ СТРАСТЕЙ

Не все страсти, которые глубоко и прочно укоренились в душе вследствие нашей слепоты и неведения их опасности, поддаются преображению в благие душевные качества. Неутоленные и неудаленные страсти звереют в уме человека и разрушают его. Поэтому целью полного отсечения греховных страстей является обуздание ума и совершенное искоренение в нем скрытых затаившихся страстей благодаря сосредоточенному и внимательному повторению в уме слов молитвы, исключая все иное. Опасность скрытых страстей состоит в том, что они могут напасть внезапно и разрушить наше духовное устроение. При нападении сильной страсти или агрессивного помысла следует удерживать дыхание с молитвой после вдоха сколько возможно, не перенапрягаясь и соразмеряя эту задержку со своими возможностями. Затем следует медленно выдыхать, мысленно произнося молитву.

После этого, стоя пред иконами или сидя на скамье, мы продолжаем с силой произносить в уме нашу покаянную молитву на вдох и выдох, отсекая полностью всякую страсть и связанные с ней помышления. Дыхание должно быть настолько тихим, чтобы не было слышно ни вдоха, ни выдоха. Если дыхание ровное и тихое, сердце и ум успокаиваются. Если сердце спокойное, то дыхание становится ровным и спокойным. Ум необходимо удерживать внутри тела там, где заканчивается струя вдыхаемого воздуха, то есть в верней части груди. Такая молитва уничтожает в уме все греховное и освобождает душу от рабского подчинения дурным страстям. Молитвенное дыхание - это проверенное долгой исихаст-ской традицией средство обуздания ума, что помогает обретению живой сердечной молитвы. Совершая умную молитву с дыханием, следует мягко и осторожно вводить дыхание в сердце. Только тот, кто строго соблюдает телесное и сердечное целомудрие, обретает в молитве Божественную благодать.

Страсти, если подчиняться им безоговорочно, делаются для человека идолом, которому он начинает поклоняться и служить, настолько ве-

лика власть страстей над душой. И тот, кто выходит из этого рабства страстям человеческим, становится гоним от людей, подущаемых бесами. В молитве необходимо иметь такую решимость, чтобы подняться, даже упав более чем семижды семьдесят раз. Молитвеннику приходится стоять не против людей, а против неисчис-лимых сил бесплотных. Поскольку они незримы, нам не всегда заметны их приражения, коих несть числа, но зато явно ощущается их злоба, с которой они препятствуют умной молитве. Тем не менее, молитвеннику с помощью святой молитвы и молитвенного заступничества старца предстоит выйти из всех духовных сражений победителем, ибо таков образ спасения.

Духовная свобода - это освобождение от рабства душевных страстей и пленения ума помыслами. Всякая страсть является страданием, ибо она истощает наши душевные силы и лишает пас спасения. Христос потому и является Спасителем, что никто кроме Него не может освободить нас от этого лукавого и жестокого рабства. В миру не найти радости никакими средствами, а то, что он предлагает, - ложь и обман для доверчивых душ. Предаться страстям - значить убить себя и лишиться жизни вечной, но отдать себя Христу, целиком и полностью - значит обрести все: радость, жизнь, силу, благодать и истину.

Если в душе утвердились смирение и терпение, ее перестают мучить уныние и расстройство своим малодушием. Предавший себя Христу не будет расстраиваться по всякому ну стяку. Он не скорбит даже в поражениях, но снова с решимостью устремляется к свобод! от всякой страсти, чтобы стать независимым и свободным сыном Божиим. Христос - это веч! ная свобода, поэтому тот становится свободным, кто соединится со Христом. Благая воля Божия, написанная в душе перстом благодати, состош в том, чтобы спаслась всякая плоть. Возлюби и ший до конца Христа и в Нем и через Него всех людей становится свободным от всякой земной зависимости, потому что любить Бога - значш быть свободным.

Умная молитва - это попытка души вырвать* ся из плена страстей и помыслов. И такие по* пытки необходимо осуществлять многократно, не унывая и не отчаиваясь в неудачах. Подобные многочисленные неудачи - это очень важные молитвенный опыт, необходимый в постижении сути молитвы. Тех, кого терзают страсти, очеш. любит Господь. Подавая им тайно благодать, Он ждет от них покаяния: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5: 20). Лишь благодаря неудачам в борьбе со страстями мы с помощью Божией обретаем ту несокруши мую обитель во Христе, где ни страсти, ни помыслы не могут достать нас и сокрушить.

Эта обитель есть духовное сердце, которое находит ум, отсекающий страсти и не поддающийся наваждениям помыслов. Пока сатану не затронут в его логове, то есть внизу сердца, он нападает извне. Но как только умная молитва обожжет его внутри, он поднимает голову и, как имей, шипит и злобствует. Все восемь страстей И безчисленное множество их скрытых разновидностей, начиная от чревоугодия и заканчивая гордыней, ударяют изнутри, омрачают ум и туманят голову. Это очень серьезный и важный втап в приобретении мужественности и стойко-сти в отсечении страстей и обретении начального безстрастия.

Ум изнемогает, когда его пытаются удержать в этом теле и не позволяют носиться по пенящимся волнам суетного мира. Он ужасается атому деланию, но нам не следует страшить-гм предстоящих мысленных браней, а должно рндоваться тому, что только в молитве можно, ни конец, обуздать ум и подчинить его, чтобы 1»азрушился ветхий человек, образованный из Греховных страстей и лукавых и злобных помыслов. Ветхий человек - это подобие лукавого духа, состоящее из крови, слизи, страстей и греховного мышления. Падший ум, ни на одно ■Мгновение не находящийся в покое и мучающий человека, усмиряется лишь в непрерывной ■аолитве, успокаивается только в сердце и просвещается единственно в благодати. Поэтому предстоит великая борьба и с бесами, и с самим собой. Однако когда мы доверимся словам Господа: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 4), тогда познаем великую любовь Христову и незримую Его помощь, увидев воочию, что всякие сатанинские наваждения - ничто по сравнению с кроткой силой Божией.

Когда молитвенник молится о ближних, ом не представляет в уме их лица, поведение, го к •• или походку. Таким образом, он отсекает всякой воображение, понимая его опасность и закры вая вход в ум лукавому духу. Такая молитве без мечтаний и воображений, быстро достигал Бога, если в ней участвует и сердце, испытыши ющее боль сострадания к людям. Теперь в мо литве мы стараемся отсечь помыслы и страсти, чтобы рабски не следовать за ними, какими Ш хорошими они ни казались. Такая молитва при носит нам первое ощущение некоторой свободц от тирании греха. В молитве крайне нежел.1 тельно перевозбуждение, когда ум становится немирен, а сердце неспокойно. Это есть следи ствие привязанности к миру и его делам. Умная молитва, отсекая эгоизм, который является кор нем всякой привязанности, постепенно успока и вает суетный перевозбужденный ум и приноси I мирность в душу и сердце. Но только в сердеч ной молитве мы начинаем по-настоящему по* нимать, что такое мирное состояние души и насколько оно благотворно и спасительно.

Кто любит подолгу «чаевничать» и беседовать? Только те, чей ум борет дух уныния. Н< должно молитвеннику подражать таким людям, ибо Христос быстрее всего слышит молитвы, возносимые в уединении, а там, где слышится празднословие, молитва глохнет в бесконечных разговорах. Известно: кто много говорит, тот мало делает. Глупый говорит сам, перебивая остальных, мудрый слушает, что говорят дру-IОпыт духовной жизни дороже всего на све-Те, поскольку привлекает в душу святую благодать. Умная молитва - это многое и претрудное долготерпение. Проповедующий и богослов-стнующий, даже впав в грех, может говорить В Боге и рассуждать о Нем. Но практикующий (умную молитву, если даже немного отклонится ОТ чистоты ума и сердца, сразу теряет молитву, и ему тогда предстоит тяжелая борьба за ее Возвращение.

Умная молитва должна постоянно возрастать, и не ослабевать, когда мы отсекаем всякие страсти и целиком сосредоточиваемся на самой молитве. Молитвенное правило следует исполнять По своей мере и силам, как благословит старец, Ис устраивая Из этого соревнования с другими Подвижниками. Эта молитва обнаруживает все шипи скрытые страсти и лукавые помышления, которые невозможно преобразовать в добродетели, настолько они сильны и коварны. Диавол Пытается нащупать наши слабые места и связы-г цвет ум по рукам и ногам рассеянностью и забвением памяти Божией.

Учиться умной молитве следует только у опытного умудренного старца. Учение это со-р стоит не столько в назиданиях и поучениях, ко-горые сообщает духовный отец своему ученику, котя они также очень важны, сколько в наглядном образе молитвенной жизни, которую ведет старец. Внимательный послушник слушает духовника, наблюдает, как он говорит, как ходит, как сидит, как благодать проявляется в его молитве и каким образом Христос проявляв Свое присутствие в старце. Тогда душа учен и* ка, смиренная, мягкая и кроткая, воспринимаем благодатную душу духовного отца, и ее духом*; ный образ, словно в мягкой глине, отпечатывав ется в душе послушника. Так он уподобляется со временем старцу благодаря сообщенной ему молитвенной благодати.

Это есть время великого подвига души чел<> веческой, когда у Бога словно на весах взвешина» ются все ее силы и намерения, где в противовес ей громоздятся горы греховных пристрастий и душевных привязанностей. Постоянная испо| ведь старцу и его совет в этот нелегкий период крайне необходимы. Тогда молитва своими умными очами напрямую выявляет в душе скр> I вающиеся в ней страсти и помыслы, а благодати покаяния пожигает грехи и исцеляет душу и сердце. Приучай ум не блуждать и не следова I в за страстями и мыслями, но мягко и настой»! чиво понуждай его следовать за смыслом ум» ной молитвы.

Тогда ум постепенно привыкает пребывать в молитве, плоть смиряется и дурные страсти стихают и совершенно отсекаются. Подчиняй тело духу, а не наоборот. Такая молитва дается всегда с большим трудом, потому что ум только начинает к ней привыкать. Тем не менее, в душе может возникнуть намерение удалиться от мира и избрать монашеский путь. Если подобное на мерение не имеет постоянства и не несет в себе уверенности в правильности выбранного пути, кианит, время для такого духовного подвига еще Не наступило. Если же такое желание целиком наполнило душу и влечет сердце, то оно, когда Подкреплено благословением духовника, вне Всякого сомнения - истинно.

I [ериодически при усталости молящийся возвращается от умной молитвы к устному призванию имени Господня. В отсутствии людей такая Молитвенная практика очень благотворна для развития сокрушения и покаяния. Молись, соразмеряя свои силы, чтобы продолжительность [Молитвы увеличивалась день ото дня и год от года. Утренняя молитва определяет ход всего дня. Лучшее для нее время - с четырех утра до Восхода солнца. Лучшее время для совершения Вечерних молитв - на закате солнца, когда в ирамах совершается чин вечерни и повечерия. В Период умной молитвы должно укреплять себя [Духовным чтением. Чтение святоотеческих книг должно быть направлено к обретению практического усвоения спасительных наставлений, Но не к накоплению обычной безполезной эрудиции. Начинать изучение трудов святых отцов лучше всего с простых по содержанию книг и Поучений, исполняя сказанное ими, как практические советы для очищения сердца и ума. Мамая неприязнь к одному человеку может стать большой ненавистью ко всему человечеству. С малой ненавистью'не вместить в сердце кроткую и смиренную Божественную любовь.

Ревнивый человек впадает в зависть и мстительность, от которых один шаг до убийства. Это наиболее опасные страсти и прямое подражав и< диаволу. Тот, кто судит и пересуживает, теряс I ум, а вслед за ним теряет и себя, и Бога. Благо дать бежит от такого ума, как от непотребного сосуда. Если не достичь смирения, то безпокой-ство ума, зависть и осуждение никогда не пре кратятся. Очень важное делание сохраняет трез-1 вение ума - постоянно спрашивай себя: «Что я сейчас делаю?», - потому что житейские заботы сродни пьянству, как говорит Христос (Лк. 21: 34). Это пробудит тебя из духовного усыпления и поможет пребывать во внимательной постоянной молитве и воздержании от греха н любых его видах: в словах, в поступках и в помышлениях. Очень трудна борьба за ночную молитву. Для некоторых пустынников она рас тягивается на всю жизнь.

Сонливость является мощнейшим орудием диавола, чтобы не дать подвижнику молиться ночью, когда ум и сердце очищаются наиболее успешно. Глаза тяжелеют так, словно кто-то их сдавливает. Голову невозможно поднять, и наваливается не сон, а оцепенение и окаменение всех чувств. В помощь молитве некоторые смачивают голову холодной водой, открывают настежь окно или даже привязывают себя к стене, чтобы не заснуть. Самый сильный натиск демонической брани начинается с одиннадцати часов ночи и неослабно борет до двух часов, после чего натиск сонного наваждения ослабевает.

Наиболее изощренной и трудной является битва с демонами непосредственно за саму мо-мггву. Книги кажутся свинцовыми, на четках словно повисает весь ад, и каждый узелок представляется весом не меньше тонны. Иной раз нет сил даже произнести полностью молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя’», голову Идовно обхватывает металлический обруч, который стягивается все туже, причиняя сильную боль при каждом усилий прочитать молитву. Во рту пересыхает, сердце колотится так, будто ныпрыгивает из груди. Отчаяние иной раз приступает с такой силой, что возникает намерение просить всей бежать.

Отчаяние больше всего страшится исповеди, уныние - чтения Святого Евангелия, печаль -смертной памяти. Поэтому, имея таких достойных защитников, не следует робеть в духовных сражениях, видя, что враг лишь грозен с виду, а на деле слаб, пока мы не встанем на его сторону. В основном действия лукавого состоят в том, чтобы увлечь ум в грех похоти или гнева, а если это не удастся, то заставить его мечтать и услаждаться в воображении. От нас требуется отдать весь ум и все его помышления Жизнедателю Иисусу, ибо от Него приходит дар истинного покаяния и мир душевный в укрепляющей душу благодати.

При нападении демонов душой овладевает некий внутренний паралич: молитва отходит, ум цепенеет, в сердце ощущается тупая боль, четки выпадают из рук. Тогда следует изменить образ молитвы и пытаться записывать ее в отдельной тетради. Этот прием успешно противостоит всякому демоническому натиск у, Демонические нападения происходят не толь ко внутри человека, но даже извне: могут раздаваться необъяснимые звуки, шум, грохот, молитвенника начинают тревожить частые посещения людей, отвлекающих от умной молитвы.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!