Мелодия - главное средство музыкальной выразительности. Мелодия - одноголосно выраженная музыкальная мысль.
Регистр – эточасть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента. Различают - высокий регистр , средний регистр и низкий регистр.
Тембр – особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов. Голоса людей, муз. инструменты имеют различную окраску звучания.
Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.
ДИНАМИКА - это степень громкости исполнения музыкального произведения.
РИТМ – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
ЛАД – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Мажор и минор.
ГАРМОНИЯ. – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.
ФАКТУРА – способ изложения музыкальной ткани.
В настоящее время известны два основных типа фактуры: гомофония и полифония.
Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон. Гомофонно - гармоническая фактура – складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней.
Разновидностью гомофонии является аккордовая фактура. Примерами могут служить церковные песнопения - хоралы
(довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), к ней относятся инструментальные и хоровые произведения аккордового склада.
|
|
Полифония (от греч. «поли» - много и «фон» - звук, голос) – более древняя, чем гомофоническая, она достигла расцвета в эпоху Барокко (XVII век –
первая половина XVIII века). Это тип многоголосия, в котором два или более голосов, имеют самостоятельное мелодическое значение («равенство» всех голосов).
2. Подголосочная полифония – свойственна русской народной песне. Она основана на свободной импровизации и в процессе исполнения мелодии, когда к основному голосу присоединяются другие голоса – подголоски.
3. Какое историческое событие повлияло на жизнь и творчество Л. ван Бетховена?
Великая французская революция. Гимн революции «Марсельеза» звучит в 5-ой симфонии Бетховена.
4. Что такое соната и сколько в ней частей ?
Соната –муз. жанр, написанный для исполнения на одном инструменте. 3 части: первая, быстрая, в форме сонатной (или «сонатного аллегро»), вторая- медленная, третья- Финал
5. Назовите основные жанры творчества И.Гайдна. 104 Симфонии, сонаты, квартеты, оратории «Времена года» и «Сотворение мира».
6. Что обозначает Па-де-дё ? дуэт в балете. «Щелкунчик», 2-е действие
|
|
7. Кому посвящены стихи и музыка романса «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки?
Екатерине Ермолаевне Керн, возлюбленной композитора (ей же посвящен Вальс-фантазия). У романса двойное посвящение, Пушкин посвятил Анне Петровне, матери Екатерины Керн.
8. Какие музыкальные произведения написал Д.Д. Шостакович для детей?
«Танцы кукол», «Детская тетрадь»
9. Назовите две Басни И. Крылова, к которым Д.Д. Шостакович написал музыку.
«Стрекоза и муравей», «Осел и соловей»
Билет № 8
1. Что такое партитура?
Это полная нотная запись всех оркестровых партий инструментов и вокальных.
2. Какое место в оперном творчестве П.И.Чайковского занимают произведения А.С.Пушкина? Назовите произведения
У композитора есть две оперы на сюжет А.С.Пушкина –«Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
3. Дайте определение музыкальной формы рондо.
Рондо- муз.форма, в которой рефрен чередуется с эпизодом. ( формула- АВАСА)
Примеры: Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша» Л.ван Бетховена.
4. По какому литературному сочинению написана симфоническая картина «Шехеразада»? Кто автор произведения? Н.А.Римский- Корсаков
Сказки «Тысяча и одна ночь»
|
|
5. Что такое «Пифийские» игры? Где они проходили?
Это первые музыкальные состязания в Греции (Афины), в 6 веке до нашей эры.
6. Какие первые музыкальные учебные заведения были открыты в России и когда?
Консерватория в Санкт-Петербурге им. Н.А.Римского- Корсакова, открыта в 1862г. Директор- Артур Григорьевич Рубинштейн
Консерватория в Москве им. П.И.Чайковского, открыта в 1866г., директор- Николай Григорьевич Рубинштейн.
7. К каким фильмам С. Эйзенштейна написал музыку С.С.Прокофьев?
«Александр Невский», «Иван Грозный»
8. Стихи какого поэта звучат в вокально-симфонической поэме Д.Д.Шостаковича «Казнь Степана Разина»?
Евгений Евтушенко.
Билет № 9
1. Из каких групп инструментов состоит классический симфонический оркестр?
Четыре группы инструментов: струнно-смычковые, деревянно-духовые, медные и ударные..
Гайдн - создатель парного состава оркестра, в котором в группе духовых по два инструмента: две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны. Из ударных - литавры и тарелки..
2. Кого из композиторов по праву называют поэтом фортепиано? Назовите сочинения этого композитора, какие вы знаете.
Ф.Шопен. Вальсы, (до-диез минор), мазурки, баллады, этюды («Революционный этюд»), прелюдии
|
|
3. Какие Вы знаете легенды и мифы о музыке? Орфей и Эвридика, Дафна.
4. К какому времени происходит зарождение профессиональной музыкальной культуры на Руси? С каким событием оно связано?
10 век, крещение Руси (988г.) , появление вокальной музыкальной культуры в храмах, так называемое знаменное пение («крюковое письмо»)
5. Что такое жанр в музыке? Род, вид музыкального произведения. Бывают вокальные жанры, инструментальные, музыкально-театральные и т.п.
6. Что такое симфония? Кто сочинял в данном жанре?
Симфония- муз.жанр для симфонического оркестра в 4-х частях. Первая часть - быстрая, в сонатной форме, вторая- медленная, третья- менуэт, 4- финал
7. Что обозначает название «Бабий Яр»? Какое отношение оно имеет к творчеству Д.Д. Шостаковича?
Замысел симфонии относится к весне 1962 года. Композитора привлекли стихи Евг. Евтушенко, посвященные трагедии Бабьего яра. В сентябре 1941 года фашистские войска заняли Киев. Через несколько дней под предлогом эвакуации на его окраине, у огромного оврага под названием Бабий яр, были собраны все евреи города. В первый же день было расстреляно тридцать тысяч человек. Остальные ждали своей очереди. Несколько дней подряд слышали окрестные жители пулеметную стрельбу. Два года спустя, когда пришло время отступать с захваченной земли, фашисты стали лихорадочно уничтожать следы преступления. В овраге раскапывали огромные рвы, где штабелями, по нескольку рядов, были свалены трупы. Работали бульдозеры, сотни пленных строили огромные печи, где трупы сжигались. Пленные знали — потом придет их очередь: слишком страшно то, что они видели, чтобы им позволили уцелеть. Некоторые решились на отчаянно дерзкий побег. Из нескольких сотен человек четырем или пяти удалось спастись. Они и рассказали миру об ужасах Бабьего яра. Об этом — стихи Евтушенко и музыка Шостаковича.
8. Назовите известные вам оперы и балеты Д.Д. Шостаковича.
Оперы- «Нос, «Леди Макбет Мценского уезда» (1935-1936гг.)
Второе название оперы (вторая редакция) - «Катерина Измайлова»)(1966г.)
Балеты- «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»
Билет №10
1. Что такое полифония? Назови жанры полифонии
Многоголосие, в котором все голоса равноправны. Жанры - фуга, инвенция (Бах)
2. К какому виду музыкальных инструментов относится орган? Из каких частей он состоит?
Клавишно-духовой. Кафедра или пульт- место, где сидит органист, фасад- трубы органа. Мануалы - ряды клавиатур, регистры (рычаги, кнопки с переключателями).
3. Кто сочинил балладу «Лесной царь»? О чем сюжет этого произведения? Назовите другие сочинения этого композитора.
Ф.Шуберт. Баллада написана на стихи И.Гете, сюжет об отце, который скачет на коне ночью в лесу, на его руках - умирающий сын, которому мерещится Лесной царь. Царь призывает ребенка к себе.
Кроме этой баллады у Шуберта есть «Неоконченная симфония». Песни - «Форель» , «Маргарита за прялкой», «Аве Мария», музыкальные моменты и экспромты, вальсы для фортепиано.
Вот ссылка, почитайте: http://music-fantasy.ru/materials/franc-shubert-ballada-lesnoy-car
4. Что такое «Могучая кучка»? Кто туда входил? Назовите цели и задачи данной организации.
Могучая кучка» — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 — начале 60-х гг. 19 века. Известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок, «русская пятерка». В «Могучую кучку» входили 5 композиторов - М. А. Балакирев , А. П. Бородин , Ц. А. Кюи , М. П. Мусоргский , Н. А. Римский-Корсаков и музыкальный критик - В.В. Стасов.
Источником наименования послужила статья В. В. Стасова, которая заканчивалась пожеланием, чтобы славянские гости «навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Они считали себя последователями и продолжателями дела старших мастеров русской музыки — М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Руководящее положение в «Могучей кучке» принадлежало Милию Алексеевичу Балакиреву (отсюда — Балакиревский кружок). Основополагающими принципами для композиторов - «кучкистов» были народность и национальность.
Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами. («Князь Игорь» Бородина, «Богатырская симфония», опера «Борис Годунов» Мусоргского, «Снегурочка» Римского - Корсакова, симфоническая сюита «Шехеразада» Римского – Корсакова).
Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов «Могучей кучки» народная песня.
Общие их черты — национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народно-массовых сцен в операх.
Бородин и Балакирев явились создателями русского национально-эпического симфонизма.
Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером оркестрового колорита, в его симфонических произведениях преобладает картинно-живописное начало.
5. Кто такие трубадуры, труверы, миннезингеры и мейстерзингеры?
В Средние века в Европе - странствующие музыканты и певцы.
Вальтер фон дер Фогельвейде – известный миннезингер в Германии.
6. Что такое марш? Какие разновидности марша вы знаете?
Жанр в музыке в размере 4\4, спокойном темпе.
Виды- походный, встречный, торжественный, траурный, детский..
7. Расскажите об истории создания 7-ой симфонии Д.Д.Шостаковича.
Написание Седьмой симфонии стало главным делом Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде.Писал он ее быстро, обуреваемый по его словам, «страстным желанием скорее внести свой ощутимый вклад в борьбу».
Сам композитор говорил: «В это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарника – дежурил на крыше консерватории. И таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться…И далее, это была самая моя вдохновенная работа».
Итак, Д.Д. Шостакович начал писать Седьмую симфонию. Летом 1941г. в Ленинграде была закончена первая часть. Сохранилось несколько высказываний композитора о периоде написания симфонии:
«Свою седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро, – вспоминал композитор. – Я не мог ее не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке. С первых дней войны я сел за рояль и начал работать. Работал напряженно, мне хотелось написать произведение о наших днях, о моих современниках, которые не жалели сил и жизни во имя победы над врагом.
В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял опаленный пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся. Это была мужественная борьба. К концу 1941 года я закончил эту симфонию, написанную словно на едином дыхании…»
27 декабря 1941 года Седьмая «Ленинградская» симфония была закончена в г. Куйбышеве (Самара), в котором композитор находился во время эвакуации. Власти СССР настаивали на срочной премьере: исполнению симфонии, которую композитор назвал Ленинградской и посвятил подвигу родного города, придавалось огромное политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года.
Играл оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Симфония транслировалась на всю страну. Тогда и возникла идея исполнения её в Ленинграде.
Чтобы исполнить монументальную симфонию в блокадном Ленинграде с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек.
Карл Ильич Элиасберг, дирижер, потратил много сил, чтобы собрать музыкантов для исполнения симфонии. Шатаясь от слабости, он обходил госпитали в поисках музыкантов. С фронта потянулись музыканты: тромбонист – из пулеметной роты, валторнист – из зенитного полка…Известно, что ударника Жаудата Айдарова дирижер К. Элиасберг отыскал в мертвецкой (морге), где заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. «Да он же живой!» – воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Именно он потом выбивал барабанную дробь в знаменитой «теме нашествия»…
Ужасные лишения и горести, которые обрушила на музыкантов война, невероятно закалили их дух. И желание сыграть симфонию Шостаковича, в которой композитор пророчил победу, было настолько сильным, что поднимало многих буквально со смертного одра.
Премьера симфонии состоялась в срок - 9 августа 1942г. Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Почему именно в Ленинграде решили исполнить симфонию и именно 9 августа 1942 г.?
На это существовало несколько причин:
· 9 августа 1942 года немцы обещали занять Ленинград. Известно, что немцы даже заготовили пригласительные билеты в ресторан “Астория” на празднование взятия Ленинграда.
· СССР надо было показать, что, несмотря на блокаду, Ленинград жив и борется с захватчиками.
· Главной задачей было поднять дух людям в осажденном городе.
· Д.Д. Шостакович посвятил её своему городу: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою симфонию».
Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. В течение всего дня артиллерия вёла ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам поднять головы. Операцией “Шквал” называлась операция артиллеристов. Николай Савков, участник тех событий написал стихи о “людях города-фронта” слушающих музыку Шостаковича:
«И не знали они,
Что когда в знак начала
Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!