Конструктивные особенности сводов церквей.



 Первоначально в базиликах делались плоские потолки из деревянных балок. Но они были не надежны из-за частых пожаров. Тогда на смену балочному перекрытию пришел цилиндрический свод. Он родом из римской архитектуры, отсюда и название стиля – романский.

Цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой (полукруглой) аркой. Его боковой распор очень велик, арка словно пытается распрямиться, раскрыться. Цилиндрические своды требовали усиления и без того мощных стен дополнительными опорами – контрфорсами. Стена центрального нефа удерживала цилиндрический свод, окна в нем были не большими, интерьер храма казался темным.

    

 

 

Кафедральный собор

Кафедральными они называются потому, что там совершал богослужение архиепископ, там находилась его кафедра. Ониявлялись общегородскими и должны вмещать большое количество прихожан. Они служили для богослужения, светских церемоний с участием архиепископа, короля или герцога.

 

 

5. Собор в Майнце

6. Собор в Вормсе

 

    

                        5                                                                   6

Именно в таких соборах появился крестовые своды в центральном нефе. Крестовый свод образован двумя цилиндрическими, пересекающимися под прямым углом. Распор в крестовом своде приходится только на четыре угла, можно сделать оконный проем достаточно большим. Поэтому кафедральные соборы освещены лучше монастырских церквей. В полседствии сложилась новая система организации внутреннего пространства храма: каждому пролету центрального нефа в ширину соответствовали два пролета боковых. Это придавало интерьеру четкий ритм – связанная система.

 

  Вывод: несмотря на все различия, романский храм создает единый образ – образ непреступной крепости. Мощные стены и башни создают сходство с крепостью.

Декоративная скульптура романских храмов.

Ярким примером романской скульптуры является портал церкви

7. Церковь Сан - Лазар в Отёне (Франция XII в.)

Скульптура церковных порталов – «Библия бедных». Для композиций порталов была выбрана сцена Страшного суда и связана с ней идея спасения души – основа христианского мировоззрения. Напоминание о Страшном суде, изображения ада и рая, помещенные над входом в храм.

Композиция симметрична. В центре композиции находится изображение Христа Судии. Его фигуру окружает светящийся ореол - мандорла. Мандорлу поддерживают четыре ангела. Вверху изображена Дева Мария и апостолы, присутствующие на Страшном суде. Ниже, справа и слева от Христа, - рай и ад. В раю праведники а молитвенных позах обращаются к Господу. Виден Небесный Иерусалим, представленный в виде арки. Апостол Петр держит в руках ключ от Града Небесного. Но внимание притягивают события левой части – ад. Там происходит «Взвешивание душ». Архангел Михаил и дъявол ведут спор за человеческую душу: на одной чаше весов праведные поступки, на другой – грехи. За спиной дъявола мы видим тех, у кого перевесили грехи. Их ожидают страшные мучения.

 В рельефе на карнизе мы видим, как ангел отделяет праведников от грешников.

Фигуры имеют удлиненные пропорции. Складки одеяний, крылья ангелов изображены графичны, движения схематичны, но необычайно экспрессивны.

 

            

Несомненно, подобные сцены должны были оказать глубочайшее воздействие на зрителя. Романские рельефы очень выразительны. Средневековый скульптор утрировал жесты, изображал фигуры в своеобразных поворотах, подчеркивал индивидуальность персонажей.

Вывод: романский рельеф вырос из орнаментального искусства варваров. Но если в раннем Средневековье человеческая фигура является частью орнамента, то теперь изобрад\жение человека вышло на первый план, жесты и движения наполнены жизнью, выразительностью, появилось стремление передать душевное состояние. Они подкупают своей искренностью и экспрессией.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 744; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!