ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ГРУДНОГО (НЕФАЛЬЦЕТНОГО) РЕГИСТРА ДЕТСКОГО И ЖЕНСКОГО ГОЛОСА



ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ НА ПЕРЕХОД ИЗ ГРУДНОГО РЕГИСТРА В ФАЛЬЦЕТНЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИСТРОВОГО ПОРОГА – «П»

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФАЛЬЦЕТНОГО РЕГИСТРА ДЕТСКОГО И ЖЕНСКОГО ГОЛОСА

     Работа над 4-й, 5-й, 6-й группами упражнений первого комплекса фонопедического метода развития голоса значительно облегчается введением фиксированной интонации и метро – ритмики, позволяющим применить нотный текст. Первые три группы упражнений ориентированы на обучаемых самого начального уровня и предполагают игровое освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом, основанных на самых общих закономерностях голосообразования, одинаковых для любого возраста, для мужчин и женщин, детей обоего пола.

       В отличие от первых, следующие три группы излагаются в двух вариантах – для детского и женского голоса, и для мужского. Варианты существенно различаются последовательностью включения приемов, соотношения регистров и звуковысотностью.

 Приемы записываются условными обозначениями. Это попевки в объеме терции – квинты с нисходящим, восходяще – нисходящим, поступенным гаммообразным движением. Все упражнения (за исключением № 4 и 5 в пятой группе) записаны в тональности « ля бемоль мажор», что связано с ограничениями фонопедического метода. Согласно первому ограничению в 4-й группе упражнений попевки в объеме терции не могут использоваться выше тональности «си мажор» (вниз ограничений нет), а попевки в объеме « чистая квинта» - не выше исходной тональности, т.е. только в нисходящем направлении смены тональностей. Не рекомендуется усложнять интонационно – ритмический материал упражнений. При достаточно уверенном освоении двигательной стороны приемов, музыкальной развитости обучаемых – приемы могут быть перенесены на любой художественный материал. Упражнения 4-й, 5-й, 6-й групп развивают следующие показатели:

 - активный фонационный выдох, специфическую форму ротоглоточного рупора;

 - развивается и тренируется висцеральная (внутренняя) дыхательная мускулатура;

 - действуют приемы: непривычное движение, отключение управляемой мускулатуры;

 - вводится дополнительный регистр (2-3 октавы);

 - певческое вибрато.

        В хоровой практике тоны третьей октавы не имеют художественного применения и в сольных произведениях встречаются редко, лишь в произведениях повышенной сложности, тренаж голоса на них создает энергетический резерв, запас звуковысотности, позволяющий без напряжения голосового аппарата и его амортизации исполнять высокую тесситуру, а также позволяют полноценно развивать голоса женщинам и детям, исполняющим партию альтов. В ходе упражнений голоса получают нагрузку, не встречающуюся в партиях.

        Дополнительная программа упражнений используется для развития певческого вибрато механическим способом.

 

ДОЗИРОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ,

СОСТАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО АЛГОРИТМА

             

Приемы и упражнения фонопедического метода должны быть освоены и выучены. Скорость освоения зависит от того времени, которое руководитель хора и педагог пения может уделить методу. Большое значение имеет возраст поющих. Чем меньше дети, тем больше должна быть доза игровых упражнений и меньше – тренировочных. Такие сложные координации. Как вибрато и нейтральная гласная, целесообразно осваивать с маленькими детьми (5 – 7 лет) очень медленно, не добиваясь акустического результата, а тренируя подготовительные шаги программ. Средний и старший возраст могут работать сразу над 4 – 6 группах упражнений, прибегая ко 2-й и 3-й только в силу необходимости, если прием не получается сразу и его надо освоить в более простой координации.

     Упражнения 1 – 3 групп выполняются по 4 раза. При уверенном выучивании упражнений первые три группы могут быть пройдены за 5- 7 минут. Взрослые певцы и певицы могут использовать только одну первую группу для разминки артикуляционного аппарата. Что является абсолютно необходимым компонентом любой профессиональной работы с голосом.

      Упражнения 4 – 5 групп могут использоваться в одной тональности или со сменой по полутонам с учетом первого ограничения. В любом случае целесообразно не более чем четырехкратное повторение одного и того же шага программы. Менее 4 раз исполнять нецелесообразно, т.к. не будет возникать необходимой тренировочной нагрузки. При четырехкратном исполнении каждого шага 4-й, 5-й, 6-й групп упражнения могут быть исполнены в среднем за 12 – 15 минут, что является необходимым и достаточным для подготовки голосового аппарата к работе над художественным материалом.

Полностью весь первый комплекс фонопедического метода может быть исполнен за время от 15 до 30 минут, в зависимости от темпа исполнения и времени, затрачиваемого педагогом на показ упражнения, или напоминание их последовательности, или индивидуальную проверку качества исполнения.

Наблюдения автора за хоровыми коллективами. Применяющими фонопедический метод как базовый в вокально-хоровом обучении, показывают, что при хорошем освоении упражнений и 20-ти – 30-ти минутном тренаже 2 -3 раза в неделю, через 3 – 4 месяца в среднем происходит качественный перелом в звучании коллектива , а через 6 – 9 месяцев возникает новое качество звучания, которое экспертами характеризуется как приближение суммарного хорового тембра детского коллектива к тембру взрослого академического женского хора. Процентное соотношение в хоре мальчиков и девочек не существенно.

 

                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В методическом пособии изложен комплекс упражнений для первого начального этапа работы. Появление показателей певческого голосообразования позволяет включить в работу более сложные приемы, вести более тонкое самонаблюдение как традиционными методами, так и принципиально новыми

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!