Встреча с художницей Ольгой Долженковой

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. А.Л. ШТИГЛИЦА»

 

Факультет дизайна

Центр инновационных образовательных проектов

 

 

Практическое задание

По дисциплине: «Практика петербургских художников-прикладников второй половины ХХ – начала ХХ I вв.»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса группы ИГН М -1

Егорова В.А.

 

Принял:

ст. преп., к. иск.

Сталинская Е.П.

 

Санкт-Петербург, 2020

 


 

Спассков Кирилл Александрович

 

 

Доцент, заведующий кафедрой художественной обработки металла СПГХПА им. А. Л. Штиглица.

 

«Студенты художники нашей Академии – это живой материал для искусствоведов!»

Кафедра художественной обработки металла

 

12 февраля. СПГХПА им. А.Л. Штиглица

По началу я даже не представляла, что кафедра художественной обработки метала будет настолько интересной. Я предполагала, что мы увидим тяжелые для восприятия предметы: всё в металлических оттенках, грубые изделия, не представляющие особого интереса для непросвещенных людей, вроде меня. Но я сильно ошибалась.

Пройдя по длинным коридорам нашего «Хогвартса», мы вошли в большую светлую комнату кафедры, где обстановка напоминала по большей части средневековый зал: большой круглый стол, огромная люстра, вдоль стен массивные работы студентов и прозрачные шкафы, в которых стоят самые разные изделия: тарелки, фигурки животных и исторических персонажей, необычной формы ювелирные изделия и еще много всякого разного и необычного.  

Кафедрой заведует молодой и энергичный Спассков Кирилл Александрович. Я хочу отметить особую важность и необходимость современного образования в нехватке именно молодых преподавателей, которые прекрасно подкованы знаниями в области своей преподавательской деятельности, и к тому же, эти специалисты находят быстро общий язык со студентами. Я испытываю особую симпатию к Кириллу Александровичу, поскольку заочно познакомилась с ним на мероприятии, посвященном проблеме реализации творчества современных молодых художников, и его высказывания, аргументы, ход мысли проявили на меня большое впечатление.

Во-первых, Кирилл Александрович отметил нехватку молодых, современных искусствоведов, которые были бы заинтересованы в сотрудничестве с такими же молодыми художниками по металлу, поскольку в данной области теоретиков очень мало, как в целом и в других направлениях художественного творчества. Он обратил внимание на такой важный момент, что у нас (искусствоведов), сейчас есть огромный неизученный «живой материал», с которым мы можем работать, а именно студенты Академии Штиглица. Поскольку, в настоящее время, мы можем изучать их работы, общаться с ними, заводить знакомства, писать различного рода работы, это важно и даже необходимо делать, чтобы в истории осталось как можно больше информации и о художниках (наших современниках) и об искусствоведах.


 

 

Я согласна с Кириллом Александровичем, существует нехватка искусствоведческого материала о художниках начиная со второй половины XX века (если не брать самых знаменитых и распиаренных). Однако, процесс написания даже самой обычной научной статьи может затянуться на большой срок, поскольку в работе искусствоведа и художника могут возникать недопонимание, разлад и конфликт интересов. Искусствовед захочет написать красочно, ярко, с применением бесчисленного множества эпитетов и метафор, или, к примеру, описать «историю», которая послужила мотивом создания произведения. Но, в то же время, художник скажет: «Я утром пил кофе и захотел сделать огромную железную рыбу с перламутровыми чешуйками из стекла. Вот и вся идея». Думаю, после разговора, искусствовед будет долго думать, что же ему написать.

Нелегкую судьбу имеет сама кафедра художественного металла. В 60-е все что остается от ранее процветающего ремесла - это ювелирное искусство и архитектурный металл, который у архитекторов имел чисто утилитарную функцию. Огромное внимание к культурному наследию средневековья России, восстановление и реставрация Московского Кремля, Соловецкого монастыря и большинства других исторических объектов, приводит

 

сначала к возрождению кузнечного мастерства, которое в свою очередь позволило художникам «выйти» на авторское видение, художественный язык и уникальный взгляд художника через материал. С 86 года кафедра возобновляется в Академии. Студенты на голом энтузиазме при помощи пластилина и пенька пытались «добыть из металла его душу».

«Предметы роскоши продаются только тогда, когда у населения появляются деньги, коллекционеры инвестируют в этот предмет искусства и только при таких условиях развивается художественный металл».

Во время разговора я осматривала стены помещения, на которых красовались различные изделия и большой и малой форм, с цветочными и животными орнаментами, абстрактные и классические образы. Меня заинтересовали небольшие квадратные плиточки, с разнообразными природными мотивами. Как оказалось, это первые работы студентов первого курса, профиля «Архитектурный метал». Задание называется «просечка» и выполняется с помощью зубила и молотка. При ударе молотком по зубилу можно высекать различные формы на металлической пластине. Студенты-ювелиры изготавливают подобные изделия, но уже из драгоценного материала.

Очень интересным подходом как для сплочения группы, так и поиска идей для первых работ, является недельный выезд студентов первого курса на «дачу-базу». Вместе с преподавателями они гуляют по лесам и полям, исследую при этом природный мир; делают эскизы, зарисовки, растений при максимальном приближении, изучают строение организма.

В шкафчиках мы видели множество интересных изделий, в основном животных и фигурок людей. Это следующие задания студентов уже старших курсов. Я узнала один из необычных способов работы с металлом «дифовка»- свободное формообразование изделия из обычного листа. Помимо данного способа, студенты овладевают обрабатывают материалы с помощью литья (один из простых способов), гравировки, гальванопластики (формообразование из цветного металла при помощи осаждения их из раствора под действием электрического тока), и конечно же работы с

 

 

 

 

эмалью и ее видами: ювелирная эмаль, выемчатая эмаль, перегородчатая эмаль и художественная эмаль. Мне особенно запомнились те «средневековые» сюжеты, помещенные на плиточках студентов, поскольку ряд нескольких абстрактных работ очень сильно выбивался, и мой взгляд частенько обращался к ним, как будто они мешали в этой гармоничной средневековой «тусовке». Мне кажется, есть несколько определенных материалов в мире искусства, которые подходят только своему времени, и в наши дни выглядят весьма необычно. 

 

Наверное, самым запоминающимся из нашего посещения оказалась кузница. И вовсе не потому, что там мы наконец увидели настоящих, молодых, мужественных мужчин. Нам показали огромные печи, процесс ковки металла. Из помещения валил дым, осыпались искры под молотами сильных ребят. По большей части они выполняют масштабные архитектурные изделия (в общем отличии от хрупких крохотных работ ювелиров), или различные наборы, например, для каминов.

 

Мне показалась наша прогулка и знакомство с кафедрой очень важным. В первую очередь мы узнали, то кроме искусствоведов в Академии есть еще люди, и они, работают руками. Во-вторых, мы познакомились не только с работами, но и узнали о многочисленных техниках, видах материалов, поисках идей и местах вдохновения студентов. В-третьих, мы узнали о способе изготовления очень прочного клея из косточек вишен и воды, и теперь хочется его сделать и приклеить что-то. В-четвертых, Кирилл Александрович еще раз указал нам на то, что мы можем сотрудничать и дружить с молодыми и прогрессивными художниками, тем самым обогащая теоретические сведения о них, писать живую биографию, в которой каждый день может быть значимым для будущего поколения


 


 

 

 

Ольга Васильевна Долженкова

 

 

Преподаватель, мастер художественной обработки материала кафедры художественной керамики и стекла СПГХПА им. А. Л. Штиглица.

Встреча с художницей Ольгой Долженковой

11 марта. СПГХПА им. А.Л. Штиглица

Ольга Васильевна работает на кафедре с 2002 года, сразу после окончания кафедры художественной керамики и стекла СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Ведет предметы у бакалавров: Композиция в материале, Выполнение проекта в материале.

Является членом Санкт-Петербургской организации Союза Художников России.

Область творческих интересов: скульптурная керамика, роспись.

Работы находятся в постоянной экспозиции музеев:

§ Taishah Ceramic Factory Китай,

§ Qily Glass Art Museum Китай.

Дипломы всероссийских и международных творческих конкурсов:

§ 2002. Диплом победителя конкурса грантов «Музы Петербурга». СПб.

§ 2003. Победитель (стипендия) конкурса грантов Министерства Культуры Российской Федерации.

Основные выставки:

§ С 2004 участник ежегодной международной выставки «Стекло и керамике в пейзаже» Елагиноостровский дворец-музей. СПб.

§ 2003, 2004. Персональные выставки в Галерее «Р-Стекло». СПб.

§ 2006. Международная выставка керамики в галерее «Sireola». Финляндия, Тампере.

§ 2007. Международная выставка керамики в галерее «Puttico». Финляндия, Тампере.

§ 2009 Рождественская выставка в Галерее ИФЗ. СПб.

§ 2013. Международный керамический симпозиум «Zibo international Macsabol Wood fire China». Китай.

§ 2013-2015. Выставка Императорские сады России. Михайловский сад. Санкт-Петербург.

§ и множество других выставок в России и за рубежом.

 

 

 

 

Как оказалось, позже, это была наша последняя встреча с представители художественного круга на данной дисциплине. Сейчас я понимаю, что можно было больше задавать вопросов и глубже проникать в творчество художницы. Но и сама Ольга Васильевна нам рассказала достаточно много, чтобы познакомиться с и с ней, и с ее творчеством.

Начав небольшой рассказ о себе, Ольга использовала в качестве визуального ряда небольшую презентацию. По первому образованию она скульптор, училась в Санкт-Петербургском колледже искусств, потом она получила втрое – керамист, уже в нашей Академии. Сейчас Ольга работает преподавателем на кафедре худ. керамики и стекла, преподает студентам и в тоже время прекрасно развивает собственную карьеру прекрасного керамиста.

Ее творчества многолико, оно живет персонажами любимых сказок, многоцветовые переливы сверкают своей особой волшебной магией. В творчестве Ольги есть несколько главных тем, с одной она живет с самого детства, с другой познакомилась уже в годы учебы, но главное, что всегда едино в ее творчестве – это легкость, воздушность, невесомость.

Тема города, тема Санкт-Петербурга, является второй из главных идейных полей Ольги. Она выполняла выпускную работу на эту тему, которая потом плотно осела в ее дальнейшем творческом пути.

Идейный ряд образов невероятен: это рыбы, с домами вместо плавников; это Аисты, расписанные под набережные каналы; это принцессы с платьями из Питерских пейзажей; дамы-мечтательницы парят в своих облаках в небосводе города на Неве.

С этой тематикой есть одна работа - Ангелок сидит на рыбе, и как будто присматривает за этим уникальным городом. Особенно прибавляет эффект тематическая роспись под красивую набережную с рекой и рядом архитектурных ансамблей.

Даже в изготовлении более утилитарных интерьерных изделий, таких как керамическая плитка и кухонные фартуки из плитки, Ольга используют любимые городские образы. Причем все выполнено в детской, немного игровой форме.

 

 

Следующей темой, я бы даже сказала главной, проходящей через всю линию творчества Ольги, является поистине детская, волшебная, сказочная и история, которую написал Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес». Мне кажется, это удивительная магия, воплощать детские образы в произведения искусства, особенно для поколения людей 30-40 лет, поскольку именно в 70-е, 80-е это произведение выходило на экраны телевизоров и перевод массово тиражировался.

Мы видим всех знакомых героев: Алису, кролика, Валета, Красную Королеву и Белую, Чеширского кота, Шляпника и особенно символичные чашечки, которые порой совмещают нескольких персонажей.

 Ольга выполняет как множество изделий с излюбленными персонажами: статуэтки и скульптурные группы, вазы, кружки, чашки, блюдца, тарелки, часы и керамическую плитку. Художница используют светлые тона и оттенки, добавляя своим работам особую хрупкость и утонченность.

 

Особенность работ Ольги заключается в своего рода изюминке - небольших «секретах», которые ее герои хранят до переделённого момента. Многие работы, в основном скульптуры разрабатываются со специальным механизмом. Например, могут двигаться ручки, ножки, голова. Такие приемы Ольга использовала в теме «Цирк». Ее герои будто настоящие актеры цирка, выполняют своего рода трюки за счет определенных конструкций.

Как рассказывала художница, такая работа занимает ни одну неделю, поскольку для начала необходимо изготовить эскиз, продумать действие всех деталей механизмов, грамотно соединить их с будущими персонажами. Процесс лепки, обжига и декоративной росписи также являются особенно тяжелым процессом, поскольку необходимо с особой аккуратностью и бережностью, не повредив целостности конструкции выполнить тонкую роспись. В арсенале Ольги даже есть несколько особо крупных изделий.  


 

 

 

 

Одной из последних тем, причем символично подмеченной и используемой в творчестве Ольга назвала произведение Эрнеста Гофмана «Щелкунчик». Главными героями стали мышки и крыски, поскольку сейчас идет именно их год.

Я никогда не видела таких забавных миниатюрных грызунов, которые вовсе не хотят напакостничать и насолить людям, а занимаются своими житейскими делами.

Ольга изготовила к новому году большую серию елочных игрушек – «мимимишек», которую молниеносно раскупили и друзья, и знакомые, и обычные покупатели из интернета.

Как поясняет Ольга, ей комфортно заниматься продажей через интернет, по большей части ей пишут в Direct на ее профиль в Instagram, где в хорошем качестве размещены как работы художницы, так и процесс производства изделий. Как я поняла, покупателей у Ольги достаточно, поскольку большинство работ в ее профиле – это исключительно заказные произведения.

Мне в особенности понравились заказные изделия для керамических фартуков и просто керамическая плитка. Здесь уделяется внимание желанию заказчика и поэтому мы можем увидеть средневековых героев: единороги, замки, цветы, человечки в соответствующих одеждах. Или же зеленое панно из плитки, с изображением райских птиц и растений, выполненное с особым мастерством.

Также, хотелось бы добавить немного о проекте «Керамика на траве» на Елагином острове, в котором Ольга принимает почти ежегодное участие. Она изготавливает большого формата изделия, которые в течение нескольких недель под открытым небом на зеленой лужайке радует своих зрителей. После увиденных работ, мне захотелось самой посетить данной мероприятие в следующем году.

Я получила массу удовольствий от знакомства в Ольгой Долженковой. Ее работы окунули в мир такого далекого детства, а ее личный творческий пример доказал, что несмотря на свой возраст, взрослые – это такие же дети, которые живут со своими героями.


 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!