Удары сверху закрытой стороной ракетки

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Удары в бадминтоне

Удары в бадминтоне делятся на два основных типа:

1) ФРОНТАЛЬНЫЕ

2) НЕФРОНТАЛЬНЫЕ

Фронтальные удары – это удары по волану, направленному в тело спортсмена. Они применяются чаще всего в передней зоне у сетки и выполняются в основном с использованием возможностей предплечья и кисти. Эти удары применяются, как правило, в парных играх и микстах игроками, стоящими у сетки. Для фронтальных ударов характерны низкая или средняя стойки. Чем ниже над сеткой полет приближающегося волана, тем ниже должна быть стойка у игрока, производящего фронтальный удар. Технические особенности фронтального удара – ограниченные возможности для осуществления замаха. Это компенсируется сильной кистью и резким выпрямлением предплечья в сторону волана. При фронтальных ударах плечо спортсмена опущено, часто удар приходится отражать простым толчком от себя. Но иногда можно и несколько отклониться назад, вправо или влево, чтобы сделать небольшой замах.

Нефронтальные удары – это удары по волану, пролетающему слева, справа или выше от игрока. Они составляют большую часть ударов в бадминтоне.

Все удары в бадминтоне производятся открытой или закрытой стороной ракетки и выполняются сверху, сбоку, снизу по восходящей, нисходящей или плоской траектории.

Существуют также некоторые различия в технике ударов по перьевому и пластиковому воланам. При игре пластиковым воланом это выражается в более жестком контроле над ним в завершающей стадии ударного движения.

Техника выполнения ударов

Техника выполнения ударов в бадминтоне зависит от вида производимого удара. Главной задачей любого удара является выигрыш очка или постановка противника в максимально неудобное положение. Для выполнения этих целей наиболее эффективны удары сверху. (Все техники показаны для ударов правой рукой. Для левшей соответствует зеркальное отображение.)

Удары сверху открытой стороной ракетки

Удары сверху открытой стороной ракетки (сверху справа) являются наиболее распространенными в игре. В спортивном бадминтоне очень важно переслать волан на сторону противника быстро и по более крутой траектории, так чтобы волан как можно скорее достиг поверхности площадки на стороне соперника. Поэтому удары сверху (по высокой траектории, атакующие (смет, полусмеш), плоские и укороченные на сетку), исполненные открытой стороной ракетки, предоставляют для этого самые лучшие возможности. Особенно важно то, что начальные стадии перечисленных четырех ударов полностью совпадают. Это, при правильной технике их исполнения, существенно мешает противнику разгадать ваш замысел. Чем выше мастерство спортсмена, тем большую часть его арсенала составляют удары, выполненные сверху над головой.

Движения спортсмена при выполнении ударов сверху открытой стороной ракетки должны быть естественны и очень похожи на бросание вперед и вверх камня или маленького мяча. Перед началом подготовки к удару важно, как можно раньше, определить направление полета волана после его удара противником. Определив, что ответный удар противника направлен высоко, надо быстро переместиться к точке предполагаемого приема волана и занять следующее положение: левым плечом повернуться к сетке, правую руку с ракеткой держать на уровне головы, а левую руку для лучшей координации поднять примерно на этот же уровень, ноги слегка согнуть. Затем надо сделать широкий замах над головой, но так, чтобы при отведении руки для замаха кисть, держащая рукоятку ракетки, опережала головку ракетки. Правое плечо отвести назад и немного вниз. Отталкиваясь правой ногой, необходимо своевременно выходить на удар. Центр тяжести перенести вперед, правое плечо тоже уходит вперед, увлекая за собой согнутую в локте руку с ракеткой, причем при этом кисть, держащая рукоятку ракетки, до момента удара также должна опережать ее головку. Движения бадминтониста в меру расслабленны. Избегайте излишнего напряжения. Спортсмен бьет по волану несколько впереди себя, в последний момент энергично включая в работу кисть. Для правильной динамики выполнения удара очень важно, чтобы в момент удара правая нога игрока находилась как можно ближе к проекции на площадку точки встречи волана и ракетки при ударе, а левая рука опускалась вниз.

Есть еще один важный секрет эффективного выполнения такого удара, характерный и для бадминтона, и для удара сверху (смеша) в большом теннисе. Левая рука в момент выполнения замаха должна быть приподнята, несколько согнута в локте и кистью сориентирована на летящий волан. Такое положение значительно усиливает маховое движение, а значит, и динамику удара; также как бы автоматически помогает спортсмену максимально точно и технически правильно вывести головку ракетки в точку удара по волану, способствует рациональному использованию возможностей игрового пятна головки ракетки.

Большое значение при ударах сверху имеет положение локтя. В момент удара он не должен быть ниже плеча и прижиматься или сильно приближаться к туловищу спортсмена.

Некоторые начинающие спортсмены, не успевая своевременно занять правильную позицию, производят удары сверху при движении корпуса назад. Это ошибка, вызванная неправильным выходом в точку удара по волану. При правильном выполнении такого удара тело спортсмена должно двигаться вперед, как бы наваливаясь на волан и за счет этого вкладывая в удар дополнительную энергию.

Два важных совета для всех ударов сверху: во-первых, спортсмен не должен опускать или наклонять вниз свою голову и, во-вторых, до момента непосредственно удара не терять волан из поля зрения.

Итак, рассмотрена общая техника выполнения ударов сверху открытой стороной ракетки. Различаются эти удары по завершающей фазе, в которой решающую роль играют два главных элемента: положение головки ракетки и движение кисти в момент удара. Так как при всех ударах этой группы движения спортсмена в подготовительной фазе идентичны, это позволяет замаскировать удар, а значит, существенно усложнить подготовку противника к ответным действиям.

При высоко-далеком ударе волан отрывается от струнной поверхности головки ракетки несколько раньше, чем при других ударах, и движется вверх — вперед. В завершении глубокого сгибания кисти, как при атакующем ударе, не происходит.

Почти такую же картину можно наблюдать и при высоком атакующем ударе. Но здесь волан должен лететь более полого. Поэтому точку удара выбирают таким образом, чтобы угол вылета волана с ракетки был несколько меньше, чем при высоко-далеком ударе. По волану бьют больше в длину, глубокого сгибания кисти в завершении также не происходит.

Есть еще одна очень важная особенность ударов. Вся энергия удара должна быть максимально вложена в его начальный момент. Это определяется таким понятием, как хлесткость. При сильном хлестком ударе, особенно по перьевому волану, появляется даже особый звук, так называемый щелчок. В этом случае волан получает большую начальную скорость полета, при которой его перьевая юбочка складывается и волан очень быстро долетает до нужной точки на площадке соперника. Потом энергия удара ослабевает, перьевая юбочка вновь раскрывается и волан резко и неожиданно, да еще и боком к принимающему падает вниз (как говорят бадминтонисты, «ныряет»).

Положение ракетки при ударах: 1 – высоко-далеком, 2 – высоко-атакующем, 3 – смеше и сбросе на сетку.

Атакующий удар (смет) по эффективности выигрыша очков является основным представителем группы ударов сверху. При нем ракетка должна наносить удар по волану в высшей точке. В момент удара рука с ракеткой полностью выпрямлена и завершение его производится резким сгибанием кисти по отношению к предплечью.

Таковы общие положения классической техники исполнения перечисленных ударов. Однако надо иметь в виду, что в реальной игровой обстановке могут наблюдаться многочисленные отклонения от этой схемы и встречается много ситуаций промежуточного типа, например, смеш в прыжке, который позволяет ударить по волану в максимально высокой точке, тем самым значительно сократить время его полета до площадки соперника, создать более крутую, а значит, неудобную для приема траекторию и направить его в менее защищенное место обороны противника.

 

Что касается коротких ударов сверху, то они, как правило, не требуют мощного завершения. Но следует знать, что короткие удары на сетку по нисходящей траектории (сбросы) очень эффективны в борьбе за выигрыш очка. Техника их исполнения достаточно специфична. Начало удара обычное для всех ударов сверху, а вот в завершении, образно говоря, спортсмен должен «одним ударом большого молотка аккуратно забить очень маленький гвоздь в хрупкую поверхность, никак не повредив ее при этом». Кистевое завершение резкое, но не продолжительное. Ручка ракетки сжимается рукой только в момент удара. Проводка волана практически отсутствует.

Удары сверху закрытой стороной ракетки

Удары сверху закрытой стороной ракетки (сверху слева) более сложные по технике исполнения, чем удары открытой стороной ракетки, в основном в силу анатомического строения человека. Они применяются, когда волан после удара противника летит по высокой траектории в дальний левый угол вашей площадки. Надо сказать, что некоторые мастера в таких случаях предпочитают забежать под волан и отразить его открытой стороной ракетки. Считается, что такой удар надежнее, точнее и сильнее, чем удар слева. Однако практика показывает, что без хорошего удара сверху закрытой стороной ракетки трудно рассчитывать на высокий уровень игры. Существует четыре основных вида такого удара: высоко-далекий, высокий атакующий, атакующий и короткий (сброс на сетку). Как и при ударах сверху справа, все удары сверху слева имеют очень похожую начальную стадию своего выполнения.

Классический вариант этого удара, когда спортсмен стоит в центре площадки (смотри рис. ниже – позиция 1), начинается с шага левой ногой из высокой или средней стойки в сторону полета волана (позиция 2). Согнутая в локте правая рука с ракеткой начинает делать замах одновременно с разворотом плеч влево, а кисть меняет хватку ручки ракетки, приспосабливая ее для удара слева (позиция 3). Центр тяжести игрока переносится на левую ногу.

Следующий этап: завершение разворота плеч, замаха ракетки и начало их раскрутки обратно; правая нога делает шаг вокруг левой с постановкой стопы в точку выполнения удара; локоть правой руки поднимается до уровня плеча и выше; кисть с ракеткой начинает энергичное движение вверх в направлении сетки навстречу подлетающему волану. Левая рука полусогнута и отведена назад для баланса тела. Спортсмен занимает позицию почти спиной к сетке (позиция 4).

Завершение удара осуществляется резким быстрым выводом кисти с ракеткой вверх навстречу подлетевшему волану, причем до момента удара локоть опережает кисть, а кисть опережает головку ракетки. Рука с ракеткой выпрямлена вверх. Как только волан коснулся струнной поверхности ракетки, начинается активное разгибание кисти, что значительно усиливает ударное движение (позиция 5).

Например, при атакующем ударе (смеше) кисть поворачивается до отказа. Наиболее правильно производить удар в момент постановки правой ноги на площадку, сразу после переноса на нее центра тяжести.

(Примечание: количество шагов при выполнении удара определяется личными физическими данными каждого спортсмена.)

Существенно помнить, что весь удар производится в достаточно расслабленном состоянии и напряжение характерно только для самого момента удара.

Различие между ударами сверху закрытой стороной ракетки по разным траекториям зависит от степени сгибания кисти в заключительной стадии удара и скручивания ее вокруг предплечья. Именно движение и положение кисти придают волану нужную траекторию полета, а скручивание ее вокруг предплечья обеспечивает силу удара. Поэтому главные усилия надо сосредоточить на кистевом завершении удара.

При высоко-далеком ударе касание воланом струнной поверхности ракетки начинается несколько раньше, чем при смете, основное ударное движение здесь заканчивается в более ранней фазе и направлено оно вверх и вперед в сторону сетки. Поэтому в заключительной стадии удара не происходит максимально резкого сгибания кисти по отношению к предплечью.

Такую же картину можно наблюдать и при высоком атакующем ударе. Здесь волан должен лететь более полого. Поэтому при более ранней фазе завершения удара, чем в смете, по волану бьют практически в длину и резкого сгибания кисти также не происходит.

Описанная техника свойственна для всех ударов сверху слева, кроме коротких (сброс на сетку). Как и при ударах сверху справа, они, в принципе, не требуют большого замаха и сильного завершения. Кистевое движение достаточно резкое, но короткое и непродолжительное. Проводка волана практически отсутствует. Это должен быть такой удар, чтобы волан быстро долетел до площадки соперника и, перелетев секту на минимальной высоте, упал сразу за ней.

Удары сбоку

Удары сбоку также бывают разных видов:

· высоко-далекие

· высокие атакующие

· атакующие

· плоские

· короткие

Практика показывает, что наиболее часто в игре сбоку применяются комбинированные удары: плоские атакующие или плоские короткие сбросы на сетку. Так как необходимость ударов сбоку чаще всего вызвана нападающими действиями противника, времени на отражение волана обычно меньше, чем в других ситуациях. Более того, в современном скоростном бадминтоне некоторые мастера (особенно в парной игре) осознанно принимают атакующие воланы соперников плоскими ударами, не далеко от сетки. При хорошей физической подготовке и высокой технике, за счет натренированной реакции, они способны не только успеть остановить волан, но и почти без замаха, скрытым точным движением кисти перевести волан через сетку на сторону противника в неожиданное и неудобное для него место.

Все удары сбоку осуществляются перехватом волана на кратчайшем расстоянии справа или слева от спортсмена. Стойка спортсмена: средняя или низкая.

Кисть с ракеткой в любой стадии удара должна быть приподнята по отношению к предплечью. Заключительный шаг следует делать правой ногой по направлению к точке удара, которая должна находиться на расстоянии вытянутой руки, слегка согнутой в локте. Бить по волану надо под прямым углом.

Классический вариант удара справа сбоку начинается шагом или выпадом вправо, характеризуется достаточно активным замахом с разворотом левого плеча в сторону сетки и завершается выводом навстречу волану локтя, запястья и кисти до момента удара опережающей головку ракетки. Левая рука работает балансиром для всего тела.

 

 

В связи с совершенствованием тренировочного процесса, улучшением физического развития спортсменов, изменением характеристик инвентаря и рядом других факторов происходит эволюция техники выполнения составляющих элементов бадминтона. Например, при соответствующей подготовке можно выполнять модифицированный удар справа сбоку, который отличается от классического, низкой стойкой, более коротким замахом и маятниковым движением локтя ударной руки.

Атакующую комбинацию завершает сильное резкое движение кисти, энергичное сгибание которой по отношению к предплечью позволяет головке ракетки нанести по волану хлесткий динамичный удар.

Важно помнить, что при ударе сбоку необходимо перехватывать волан не далее середины боковой линии площадки и не давать ему улететь за плоскость вашего тела.

Модифицированный удар справа сбоку:

1 – стойка, 2 – шаг вправо и короткий замах, 3 – удар и проводка.

волан, то атакующий удар уже, скорее всего, не получится. Остается только либо постараться послать волан по высоко-далекой траектории, чтобы приостановить нападающие действия противника и дать себе возможность вернуться в удобное положение на площадке, либо аккуратным движением кисти направить волан на сетку. Удары сбоку лучше всего выполнять, когда волан летит на уровне плеч, тогда его легче направить обратно низко над самой сеткой, что серьезно усложнит ответные действия противника.

Для удара слева сбоку займите исходную позицию в средней или низкой стойке. Хватка ракетки удобная для ударов закрытой стороной. Повернитесь влево и туда же отведите ракетку. Разворачивайте плечи влево, пока не окажетесь почти спиной к сетке. Рука с ракеткой приподнята до уровня плеч и согнута в локте, который направлен в сторону предполагаемой точки встречи с воланом. Затем следует выпрямление руки с ракеткой и поворот кисти. Удар производится в момент завершения шага влево правой ногой и постановки ее на площадку. Волан лучше всего бить на уровне плеч. В зависимости от вида удара рука с ракеткой длинно или коротко сопровождает полет волана.

В технике исполнения ударов сбоку справа и слева много общего. Различие лишь в направлении шага или выпада при ударе. В обоих случаях этот шаг или выпад лучше выполнять правой ногой. Все остальные составные части этих ударов одинаковы.

Удары снизу

Удары снизу в основном являются защитными ударами. Спортсмен вынужден их применять в ответ на успешные атакующие действия противника.

Так как удары снизу бывают чаще всего вынужденными, то служат они, как правило, для улучшения сложной тактической ситуации. Опытный спортсмен даже в трудной ситуации может придать полету волана любую траекторию. Но в данном положении даже мастеру тактически выгодно послать волан или высоко-далеким ударом на заднюю линию площадки соперника, или низким коротким ударом на сетку. Техника выполнения первого удара примерно такая, как при высоко-далекой подаче, а второго – как при низкой подаче. При фронтальном ударе снизу нередко приходится отражать волан простым толчком от себя. Все удары снизу выполняются с опущенным положением плеча ударной руки спортсмена.

Удары у сетки

Удары у сетки выделены в специальный раздел в связи с их особой значимостью для результатов игры. Зачастую именно ударом у сетки завершается выигрыш очка, а в парной игре и миксте мастерство сеточника имеет решающее значение для победы.

От всех других ударов большинство ударов у сетки отличаются двумя важными особенностями: низкой стойкой и отсутствием махового движения плеча. Работают локоть, кисть и предплечье. Практика показывает: чем ниже на сетку летит волан, тем более низкую стойку при его приеме должен занимать игрок.

В зависимости от техники исполнения удары у сетки также бывают высоко-далекие, высокие атакующие, атакующие, плоские и короткие. У всех этих ударов есть одна общая особенность – цейтнот времени. Сетка – это передний край борьбы за волан, который долетает до нее гораздо быстрее, чем до задней линии. Поэтому техника игры у сетки очень своеобразна.

Высоко-далекие, высокие атакующие удары, плоские и даже атакующие удары (короткий смет) выполняются здесь без широкого замаха. Главное – энергичная работа кистью. Часто такие удары (кроме атакующего) называются откидной.

 

Помните всегда: если волан при ударе у сетки находится хоть немного выше ее верхнего края, правильнее добивать его атакующим ударом сверху вниз, оказывая этим дополнительное давление на соперника.

Своеобразны короткие удары, которые условно называются общим термином «подставка». При классической подставке волан перелетает через сетку на минимальной высоте и падает отвесно параллельно ей. Однако мастера не просто подставляют головку ракетки под волан, они еще осуществляют резкое движение кистью в горизонтальной плоскости в сторону верхней кромки сетки, а иногда немного вдоль нее, как бы подрезая волан и закручивая его вокруг горизонтальной оси. При правильном исполнении этого элемента волан начинает кувыркаться и сопернику очень трудно его отразить.

Правильный удар у сетки.  Неправильный удар у сетки: игрок ракеткой и ногой  

                                              вторгся на сторону (площадку) соперника.

 

Однако коротким ударом у сетки волан может быть послан и вдоль нее скрытым кистевым движением, неожиданно дляпротивника, создавая для вас выигрышную ситуацию. Это часто применяется, если волан находится ниже верхнего края сетки.

 

Хватку ручки ракетки и положение ее головки по отношению к верхней кромке сетки видно на следующем рисунке.

 

 

 

Обычно у сетки удар справа выполняют открытой стороной ракетки, а слева – закрытой.

Большинство ударов в зоне сетки, как правило, выполняют после выпада вперед правой ноги в сторону полета волана. Важно правильно выбрать длину выпада: он должен быть не слишком коротким, чтобы не пришлось тянуться к волану, но и не слишком длинным, что затруднит дальнейшее перемещение. Это очень существенно для того, чтобы спортсмен всегда мог занимать на площадке активную игровую позицию.

Существуют еще и экзотические удары, которые игрокам приходится выполнять в безвыходных ситуациях. Но эти удары малоэффективны, травмоопасны и носят скорее тренировочный характер, чем игровой.

 

 

 

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 615; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!