Тема 5. Образ технической модели.



Образ технической модели — это визуальное выражение конструктивных и функциональных особенностей какого-либо механизма, устройства, аппарата. Очевидно, что функция предмета отражается в его форме, образе. Однако сама форма и способ функционирования могут зависеть от среды и процесса, в котором находится этот объект. Т.е. форма становится адекватной характеру процесса, внешним условиям, способам функционирования (например, передвижения).

В технических объектах характер механизмов и конструктивных частей всегда указывает на непосредственную функцию объекта: мощность у тягача, сила у экскаватора и пр. Грузовики, бульдозеры, сельскохозяйственные агрегаты сразу сообщают зрителю о своей функции и о способе функционирования.

В задании на тему «Образ технической модели» определяется только функция и внешняя среда функционирования. Основная задача этого задания — выявить художественно-выразительные средства и приемы, которые наилучшим образом отражают влияние факторов среды обитания на формирование объекта, на образную и функциональную организацию технической системы. В выразительности объемно-пространственной структуры объекта активную роль должен играть функциональный аспект его формообразования, который дает представление о характере процесса передвижения.

Например, придумать машину (механизм), которая передвигается по определенной поверхности: по острым коническим выступам, покрывающим поверхность; между гладкими цилиндрическими столбами, не касаясь поверхности, на которой они расположены; по зыбучим пескам, болоту; по ступенчатой структуре; по травянистой поверхности, не сминая ее, в пространственной структуре и т.д. Механизм имеет только одну функцию — передвижение в четырех направлениях, любые инструментальные функции исключаются.

Цель такого задания заключается не в решение проектных или конструктивных задач создания машины, функционирующей в конкретной среде, и не в том, чтобы спроектировать механизм и технически ее разработать, но в выражении характера влияния физического пространства на формообразование объемно-пространственной структуры объекта, в определении средств художественной выразительности, которые должны зрительно выявить связь среды и объекта.

Пространственные характеристики среды «переводятся» в художественно-образную модель. Соответственно строить предметную форму необходимо на основе анализа процесса передвижения, поскольку правильное решение функционального движения имеет здесь определяющее значение, так как сам характер движения обусловлен придуманной студентом средой. Здесь также важен анализ способов перемещения форм живой природы. Разнообразие форм и способов передвижения в животном мире обусловлен окружающей средой. При создании образа технической модели можно использовать конструктивные аналоги из природных систем, переводя их на язык выразительности механизмов.

Действие разворачивается в конкретно и точно описанной физической среде. Необходимо, учитывая законы строения физического мира, предложить модель среды, достаточно активную и выразительную. Нецелесообразно использовать водную или воздушную среду, т.к. способы перемещение аппаратов в этих условиях визуально не выражены и накладывают жесткие требования к исполнительным механизмам, обеспечивающим движение (обтекаемость, герметичные оболочки и т.д.), а также сама среда не имеет выразительности в способах перемещения в ней.

На выбор предлагаются следующие среды: 1. Нити (или канаты) — они могут быть строго упорядочены, либо наоборот, заполнять пространство произвольно. Нити могут быть одинакового либо разного диаметра. Эти нюансы среды существенно влияют на разработку технической модели, ее внешний вид и способы перемещения. Для такой среды характерны цепляющиеся и подтягивающиеся механизмы.

2. Болото. В этой среде должен передвигаться механизм так, чтобы, не разрушая болото, все время оставаться на поверхности. Для этого требуется широкая площадь опорных аппаратов и наличие опирающихся механизмов.

3. Кочки. В отличие от болота, у механизма появляется возможность перемещаться по кочкам, которые имеют разные размеры и свободно размещаются на болотной площади.

4. Трубы. В этой среде необходимо перемещаться внутри самих труб, причем не только вперед и назад, но и вверх — вниз. Трубы могут изменяться в диаметре, что усложняет механизм передвижения, менять направления и могут изгибаться под разными углами. Появляется проблема устойчивости кабины водителя, осмотра и ориентирования в среде, а также оснащение устройства механизмами удержания (в вертикальной трубе) и разворота.

5. Овраги и ямы. Основная проблема этой среды — сильные углубления на поверхности, которые можно переходить, например, на ходулях. Возможно применение в механизме телескопических выдвигающихся шагающих устройств.

6. Сильно пересеченная местность. В отличие от оврагов и ям, в этой среде могут быть неожиданные выступы, скалы и пр. Это влияет на выбор необходимых устройств передвижения.

7. Руины. Очень сложная среда, с неустойчивой поверхностью, резкими перепадами высот, узкими щелями, дырами, разнородными элементами поверхности. Возможный объект должен быть оснащен разнородными средствами преодоления этой среды.

8. Скалы. Среда, имея сложную структуру, обуславливает появление в конструкции устройств цепляния, сверления и подтягивания.

9. Камни. Менее агрессивная среда, но создающая множество неудобств для современного транспорта. Механизм каким-либо образом оснащается мягкими или гибкими приспособлениями для лучшей амортизации.

10. Льды. В отличие от скал, лед более хрупок и тает при нагревании, очень скользкий. Механизм не должен скользить по льду, должен преодолевать перемены высоты льдов и трещины.

11. Высокая трава. Поскольку среду нельзя разрушать, механизм должен обладать возможностью перемещаться так, чтобы как можно меньше наносить вреда растущей траве.

12. Деревья. Механизм не может перемещаться по поверхности леса, но должен использовать возможность передвижения по стволам деревьев, которые могут иметь ветви. Помимо обхватывающих устройств могут понадобиться цепляющиеся.

13. Бурелом. Хаотичная мешанина стволов деревьев, корни, ветви, завалы являются очень сложной средой. Для передвижения по бурелому требуются возможные дополнительные устройства и шагающие трансформирующиеся элементы.

14. Пещеристые образования. Передвижение внутри пещер сложно из-за их неправильной конфигурации, рельефной внутренней поверхности.

15. Пористро-ячеистые структуры. Эта среда более упорядочена, чем среда пещер, зато здесь появляется проблема движения вверх и вниз. Пористо-ячеистые структуры могут иметь разные конфигурации, например, подобные пчелиным сотам, молекулярным решеткам, скелетам радиолярий, термитникам и пр. Каждая разновидность этих сред влияет как на устройства для передвижения, так и на общее конструктивно-пластическое решение.

16. Зыбучие пески. Объект не должен всасываться, стоя на месте и достаточно эффективно передвигаться по этой поверхности. Широкая площадь опоры является важным требованием для организации такого устройства.

Каждый механизм — это способ существования, функционирования его в определенной среде, который определяет создаваемую форму. Предлагаемый механизм или машина должна содержать основные структурные элементы — двигатель, исполнительный механизм, система управления. Студенты выбирают конструктивную схему, придумывают или принимают способ передвижения — колесный или гусеничный ход, присоски, воздушная подушка, гидравлический или пневматический привод к трансформирующимся элементам и т.д.

Следует учитывать, что динамическая структура объекта стремится к такому расположению в пространстве, которое наиболее благоприятствует раскрытию функциональной необходимости. Каждый элемент технической структуры имеет собственное функциональное значение, однако характер каждого анализируется как часть целого и проработка деталей и узлов конструкций подчиняется единому замыслу. Это не значит, что каждый элемент структуры (технический или конструктивный) должен быть обязательно «образным», однако их место в структуре и качество должно гарантировать создание художественной целостности.

Еще одно требование, которое ставится в каждом задании курса, — это масштабность объекта. При выполнении данного задания условным модулем должен служить человек, что придает объекту реальные размеры. Представление о масштабном соотношении человека и объекта дает обязательное включение рабочего места в структуру объекта. Деталировка и проработка этой зоны может быть минимальной.

Материалами для выполнения макетов служат белая бумага, картон, клей. Выразительные возможности бумаги используются как образные выразительные средства пластического моделирования.

Объемно-пространственные структуры, которые создаются студентами, строятся не на реальных конструктивно-функциональных связях, а на художественно-композиционных принципах обобщения, формализации и выразительности.

Немаловажную роль играет макетное моделирование самой среды. Среда должна выражать свои основные характеристики, быть со-масштабной техническому объекту и не должна воспроизводить реальную среду, но скорее условную и имитационную. В связи с этим не допускается использовать любые сбивающие масштабность элементы, настоящую траву, камни и пр.

Студенты приобретают опыт объемно-пластического формообразования, умение наглядно и убедительно выразить конструктивно-техническую целесообразность и визуальную целостность строения предметной формы, а также творчески работать с выразительными свойствами в рамках заданных ограничений.

На рисунке 142 приводится техническая модель, перемещающаяся по высокой траве. Три одинаковые ходули (могут двигаться немного вверх и вниз) обуславливают устойчивость: две опираются, третья подтягивается телескопически-трансформирующейся лапой. В конструкции опорной части предусматривается возможность изменения ширины обхвата поверхности, а тонкие опорные элементы наносят минимальный вред среде. Опорная часть может выдвигаться по вертикали, это необходимо для сохранения равновесия на неровной поверхности. Довольно оригинально решена среда, имитирующая зонтичными соцветиями высокую траву.

На рисунках 143-145 показаны объекты, передвигающиеся по нитям. В первом из них используются две лапы-захвата с разными по принципу действия механизмами цепляния, убедительно переданы конструктивные элементы механизма. Подобным является и третий механизм, но обе лапы у него одинаковы, а пропорции модели несколько укрупненные. Во втором механизме используется принципиально иной способ перемещения по нитям, подобный характеру перемещения у гусениц. Объект попеременно зажимает своими частями нити и за счет собственной гибкости может переваливаться в разные стороны.

Рис. 142

Рис. 143                                             Рис. 144

Рис. 145

Принцип ползания змеи использован в объекте на рисунке 146 для перемещения по зыбучим пескам. Рисунок 147 иллюстрирует объект, передвигающийся по сильно пересеченной местности, используя две мощные лапы с усиленными захватами и опорный третий элемент. Еще один трехногий механизм способен перемещаться по скалам, в его образном решении удачно сочетаются механические элементы и живая пластика (рис. 148). Еще два объекта на рисунке 149 преодолевают высокую траву на трех тонких конструктивных ногах и сильно пересеченную местность на двух мощных устройствах с дополнительным механизмом третьей опоры в носовой части модели.

Рис. 146

Рис. 147

Рис. 148

Рис. 149

Принцип перемещения цапли использован в модели на рисунке 150 для преодоления среды с высокой травой. В отличие от прототипа, в модели значительно усилены визуально лапы и опорные части лап для большей устойчивости и удержания веса кабины и двигателей.

Последний пример на рисунке 151 демонстрирует объект, передвигающийся в ячеистых структурах. Модель хорошо выражает принцип перемещения в среде, способ приведения цепляющихся устройств в движение. Объект имеет убедительную структуру и выразительные пропорции.

Рис. 150

Рис. 151

Литература

Основная

1. Божко, Ю.Г. Основы архитектоники и комбинаторика формообразования / Ю.Г. Божков. — Харьков, 1984.

2. Лебедев, Ю.С. Архитектура и бионика / Ю.С. Лебедев. — М., 1977. — 221 с.

3. Маркузон, В.Ф. Конструкция, тектоника, образ / В.Ф. Маркузон // ВНИИТЭ. Серия: Техническая эстетика, вып. 20. — М., 1980. — С. 13—30.

4. Норенков, С.В. Архитектонические искусства / С.В. Норенков. — Н.Новгород, 1991.

5. Чернышев, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна / О.В. Чернышев. — Минск, Харвест, 1999. — 310 с.

 

Дополнительная

1. Герасименко, И.Я. Композиционные возможности технологий / И.Я. Герасименко // ВНИИТЭ. Серия: Техническая эстетика, вып. 11. — М., 1975. — С 13—30.

2. Гропиус, В. Границы архитектуры / В. Гропиус. — М.: Искусство, 1971. — 286 с.

3. Иконников, А.В. Художественный язык архитектуры / А.В. Иконников. — М., 1985. — 216 с.

4. Кандинский, В.В. Избранные труды по теории искусства:
В 2-х т. / В.В. Кандинский. — М., Гилея, 2001. — 300 с.

5. Коновалов, И.М. Трансформация художественных идей сарматизма в контексте развития современного белорусского дизайна / И.М. Коновалов // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. У 2 частках. Ч. 1. — Мастацтвазнаўства, фальклор і этналогія / Нацыянальная акадэмія навук Беларусі, Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя Кандрата Крапівы; навук. рэд. А.І. Лакотка. — Мінск: Беларуская навука, 2006. — С. 201—205.

6. Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века / Ле Корбюзье. — М., 1970.

7. Минервин, Г.Б. Архитектоника промышленных форм / Г.Б. Минервин. — М., 1984. — 176 с.

8. Раздорский, В.Ф. Архитектоника растений / В.Ф. Раздорский. — М., Наука, 1955. — 100 с.

9. Смолина, Н.И. Школа как традиции архитектурного формообразования / Н.И. Смолина // Архитектура мира. Вып. 7. — М., 1998. — С. 14—28.

10. Хан-Магомедов, С.О. В.Кандинский о восприятии и воздействии средств художественной выразительности / С.О. Хан-Магомедов // ВНИИТЭ. Серия: Техническая эстетика, вып. 17. — М., 1979. — С. 35—67.

11. Хан-Магомедов, С.О. Пропедевтика. «Пространство» / С.О. Хан-Магомедов. — М.,1995. — 180 с.

12. Mollerup, Per. Collapsible. The genius of space-saving design / Per Mollerup. — San Francisco: Chronicle Books, 2001. — 232 c.

 

 

Учебное электронное издание

 

Коновалов Илья Михайлович

 

 

архитектоника

Курс лекций

[Электронный ресурс]

 

Редактор Сергачева И.П.

 

Гарнитура Times New Roman. Мб 86,8.

 

 

ЗАО «Современные знания».

ЛИ № 02330/ 0494430 от 08.04.09.

220114, г. Минск, ул. Филимонова, 69.

 

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!