IV. Анализ I действия комедии.
— Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?
( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).
— Какая интрига завязывается в самом начале?
(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого — завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.)
— Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.
(Мы утром вместе с Фамусовым обходим его. Дом богат, просторен, и скучен. Всё как полагается— и никаких следов личности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна. Софья, вероятно, не только из-за любовного нетерпения говорит Молчалину: «Идите; целый, день еще потерпим скуку».)
— Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)
— Почему Фамусов позволил обмануть себя? Ведь ситуация была очень откровенна, рассказ Софьи о сне прозрачен: она не может сразу отрешиться от забытья музыки и любви; (Молчалин почти явно — "герой сна", рассказанного ею (и в этом — свидетельство искренности ее любви). Да и односложность ответов Мол-чалина, вмешательство Софьи для Фамусова подозрительны. Но Фамусов так ничего и не узнал. Почему?
(Прежде всего, при всей грубости, Фамусов простодушен. Так, хваля свои заботы о дочери, он рассказывает о мадам Розье, которую «умел принанять» как «вторую мать»; но тут же оказывается, что проницательность его была не слишком острой: «редкие правила» этой «старушки-золота» не помешали ей удрать к другим «за лишних в год пятьсот рублей». Задавая вопросы, Фамусов почти не дает говорить другим; он так словоохотлив, что, перескакивая с одного предмета на другой, почти забывает о своих намерениях. Но одним этим трудно объяснить его согласие закрыть глаза на всё, что он видел.
|
|
Пожалуй, главная причина его слепоты в том, что он и не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится «хлопот». Ведь если всерьез все это принять, надо идти на скандал с Софьей, гнать Молчалина... Фамусов не любит перемен, ему удобно жить так, как он живет. И меры предосторожности сводятся к тому, что он всех распекает и «уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед», чтобы не оставить своего секретаря с дочерью.
— В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий?
(1д., 7 явл. Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)
|
|
— Что заставило Чацкого уехать из Москвы?
(Скука, которую не могла побороть даже влюбленность в Софью. Его взыскательный критицизм вел неизбежно к «огорчённости», она заслоняла радость любви. И Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни, просветления ее. Любовь к родине (недаром он говорит о «дыме отечества») и влюбленность в Софью возвращают его в Москву.
Чацкий — герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только незаконны» — им нечем питаться. И Чацкий «бросается» в любовь, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни.)
— Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)
— Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?
— Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?
—Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам?
Против чего направлена ирония Чацкого?
|
|
(Диалог Чацкого и Софьи — сатирическое обличение Чацким московских нравов)
— Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?
— Проявился ли конфликт в 8-10 явлении, между кем, какой он носит характер?
( В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма – единство действия, так как в 8-10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким.)
V. Подведение итогов.
Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софью влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайком от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговора Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург, затем за границу.
Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник — Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.
|
|
Домашнее задание.
1 Прочитать II действие.
2 Индивидуальное задание: на выразительное чтение подготовить
монологи Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».
3. Ответить на вопросы: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?»
Дата добавления: 2021-04-23; просмотров: 656; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!