Правило: Ищите конфликт. Явный или скрытый, он есть всегда. Ищите.

ТРОПЫ

(шпаргалка по методике Действенного анализа)

1.Читка пьесы. (Прочитали, записали первые впечатления.)

Задача: по фразам, ремаркам как можно точнее определить:

-о чем (тема)

-что хотел сказать (идея автора)

-ради чего( сверхзадача автора), попытаться воссоздать мироощущение автором своей эпохи, понять, почему он писал именно об этом и именно так.  Этопоможет определить основу Предлагаемых обстоятельств,приведет к верному пониманию событий и поступков персонажей и подскажет верную театральную трактовку: - Событий, Образов, Сквозного действия, Сверхзадачи.

2.Действенный анализ - Служит для перевода литературного языка в язык театра.

Во время анализа, сразу переводите все, что понимаете на язык театра – «что они там делают, как делают, почему делают именно так – т.е. Действуют.»

2.1. Анализ действИЯ - изучение фактов пьесы и роли(разбор материала за столом.)

Любая пьеса - клубок событий. Чтобы его размотать, надо найти начало - Исходное Событие.

Исходное событие- это то, без чего бы, не началась история. Оно всегда конфликтно для всех без исключения персонажей и часто (не всегда) начинается за рамками пьесы, до открытия занавеса.

Исходное Событие, рождается в глубине Ведущего предлагаемого обстоятельства.

Это Обстоятельство, не только дает толчок к рождению Исходного События, но и определяет всю пьесу, весь смысл происходящего, и выявляет в цепочке Событий поведение всех, и вашего персонажа в том числе.

Наметьте цепь Событий. Они объективно существуют в пьесе, они написаны, их надо только отгадать.

Проведите дробление пьесы на События(Событие всегда имеет яркую внешнюю форму и скрытыйистинный смысл.

Событие надо определять по Происшествию как наиболее заметному компоненту События.Событие необходимо для того, чтобы артист знал, чем ему жить. Происшествие, и скрытый истинный смысл заключенные в Событии, дают артисту варианты действий, определяют его поведение в этой жизненной ситуации.

Как же определяется Событие? Один человек на трибуне читает, сто слушают – это доклад. Или читаем: «свадьба», и сразу очевидно радостное действо с цветами, с машиной, украшенной кольцами, с плясками. Таким образом - каждое Событие - это определенный жизненный процесс с суммой всем известных действий. Каждый знает, как себя вести в зависимости от того, какую роль он в этом Событии исполняет - роль счастливой невесты или брошенной девушки.

(!) Распознав Событие, надо найти к нему свое Отношение.

Отношение мы передаем через прилагательное: грустная свадьба, веселые поминки, и т.п.

Точно оценить Событие можно через Конфликт.

Конфликт- это процесс столкновения и разрешения противоречий. Там, где есть противоречия, есть Конфликт, и чем они ярче, тем явственнее Конфликт. Современный конфликт - внутри человека, а это означает процесс падения или возвышения, становления или деградации личности. Итак, Конфликт в современном понимании - это личностный процесс внутри характеров под влиянием Обстоятельств. Конфликт может быть как причинойСобытиятак и следствием События.

 

От События к Действию.

     Нахождение физических Действий внутри каждого События.(Правило:«Событие вызывает Действие».)

2.2. Анализ действиЕМ( встаем на ноги )

Действие–(чего я хочу) процесс преодоления Обстоятельств при движении к своей Цели.

Выявленные факты,сначала проверяйте с «осторожных» позиций: (допустим, попробуем) т.е. Действием, игрой.Актер, уподобляя себя герою (насколько он его знает на этом этапе), пытается сблизиться с ролью, прожить ее от себя. Этот простейший уровень мастерства Актера определен как «Я в Предлагаемых обстоятельствах» и уместен на данном этапе работы над ролью и образом.

(!)Грубое, самоуверенное вторжение в материал,обязательно уведет вас от правды, т.к. вы начнете играть результат.

(!) Попытка сразу «схватить роль» особенно распространена среди любителей и актеров низкого уровня дарования – их вера в свой «талант», а по существу обычная лень, толкает такого горе актера на реализацию «всего и сразу» - понятно, что при этом используются наработанные приемы и штампы, и получившийся в результате такой «работы» - «образ», ничем не отличается от других «образов» такого исполнителя.

(!) Не играйте «результат». К нему нужно прийти, и путь этот, и есть личное актерское творчество.(!)

НачинайтеДействовать с учетомИсходного предлагаемого Обстоятельства, и «под давлением»конкретно на васИсходного События(оно вызывает Конфликт, «давит» на вас, что и ведет к Действию).Событие надо рассматривать как некий процесс, имеющий начало, середину и конец. Событийный ряд - это всегда поединки, возникающие один из другого. Событие - это то, что происходит здесь, сейчас, «на глазах».Событие произошедшее вчера, и невидимое на сцене, является Обстоятельством.

(!) Действиеэтоваш единственный способреализацииКонфликтав своих или корпоративных интересах,и должно иметь цель и условия, в которых оно совершается. Обострение Конфликта вызывается Контрдействием - противоборством людей, обстоятельств.

(!) Если это движение поединков прекращается,( вы не нашли, не определили событий и их конфликтности и поэтому играете «ровно») Действие останавливается, и спектакль топчется на месте – зрителю скучно.

 

Правило: Ищите конфликт. Явный или скрытый, он есть всегда. Ищите.

Продвигаясь от События к Событию, отслеживайтеточность своего Сквозного действия, ( т.е. следите за сохранением Образа – его точностью, правдой существования именно вашего персонажа) которое приведет вас к вашей Сверхзадаче, нанизывая на себя как бусы все События.В этом вам поможет Второй план создаваемого вами Образа ( т.е. это все что этот человек накопил в себе за прожитую жизнь и Зерно Образа – как некий узел связывающий внутри персонажа всю его Систему ценностей, взглядов на жизнь и представлений о том «что хорошо, а что плохо».

Исходя именно из представлений свойственных вашему персонажу он и будет действовать – добиваться своего в каждую минуту своего существования.

(!) Зерно – это и есть то, чем ярко отличается ваш персонаж от других.

Биография персонажа. Второй план. Зерно.

Чтобы познать человека, надо познать Обстоятельства его жизни.(!)

(!) Внимательно изучите то не многое, что дано вам автором, обсудите вашего героя и его систему ценностей с режиссером и приступайте к созданию (фантазированию) биографии вашего персонажа. Чем детальнее вы разработаете его биографию, чем ярче будете чувствовать то, что им уже прожито и то, чем он живет сейчас – стремясь к чему-то в будущем т.е. сможете не знать, а жить его жизнью - «вспоминать, детально проговаривать во Внутреннем монологе» те события, детали что случались в его жизни и повлияли на его становление, тем точнее вы создадите Второй план образа и четко поймете Зерно персонажа ( что за человек, на что Способен и на что Не способен).

 

Действие должно быть логично. Но, в искусстве важна логика неожиданностей, парадокса, иначе образ будет пресным.Парадокс должен быть закономерный, логично вырастающий из ситуации и логики образов.

Зрителя надо «обманывать», «водить за нос», не давать сразу того, что он ждет.

Если обстоятельства не вызывают конфликт, значит мы неправильно их определили. Человек на сцене, всегда должен находиться в драме, в конфликте к миру или к себе.

 

Процесс перехода из Действия в Действие называется Оценкой.

Оценка - это некая пауза между Событиями –, это не столько попытка узнать-не узнать, сколько попыткапонять что происходит. Это пауза замирания, мгновение выбора, когда человек еще решает, как ему дальше быть, двигаться. И хотя между Событиями нет стыка, эта пауза замирания констатирует, что старое Событие реализовано, а новое еще не родилось.

-Первый этап Оценки - смена объектов внимания. (Я еще живу в старом Событии, но уже вижу новый объект (предположим, вошедшего человека),

-Потом я этот объект проверяю, собираю признаки, чтобы установить Новые отношения.

 (идет процесс узнавания и подготовки психофизики для новых действий), вот найден последний, высший признак (наиболее важный для вас), пауза и…

-рождается Новое отношение, новая цель, новое действие, и вы переходите в новое Событие.

Вне отношений человек не существует. Отношение это эмоциональная реакция на раздражитель, на любое новое Обстоятельство.

Событие - объективный фактор, Оценка- субъективный.

Зритель ходит в театр, чтобы узнать, как принимает обстоятельства герой. Он внутренне сверяет по действиям героя свою жизненную позицию. И именно « паузы» перехода из События в Событие, «паузы», в которых закладывается Оценка, а отнюдь не эффектные трюки, становятся важнейшими эмоциональными, идеологическими и информационными  моментами спектакля.

Приспособления.(Пластика, Речь, паузы: логическая и психологическая, внутренний монолог, зоны молчания.)

Приспособления - все, что делает человек, чтобы добиться цели, т.е. Действуя.

Какое Действие –«человек ест кашу» ? Постарайтесь понять, что было вокруг этой каши, что за обстоятельства: 1 - возможно, человек голоден, 2 - возможно, проводится научный эксперимент, 3 - возможно, он ест кашу для конспирации.

Все определяют обстоятельства: их противоречие, конфликтная ситуация.

Сквозное действие - это та цепь конфликтов и их разрешений, которая происходит на наших глазах и в результате которой утверждается Сверхзадача. Или, по-другому: Сквозное действие это то, за чем должен следить зритель, желая узнать Главное – итог, смысл всей истории.

На этом пути, в цепи событий, вы обязательно окажетесь в Центральном событии – оно характерно тем, что движение упирается в абсолютно не решаемую задачу, и кажется, что это конец истории. Но, обстоятельства круто, зачастую парадоксально меняются и полученный от этого импульс, с удвоенной энергией движет действие к развязке.

Главное событие ( кульминация, развязка ) интересно в первую очередь тем, что в этом Событии разрешаются все противоречия персонажей, борьба прекращается ввиду отсутствия предмета для борьбы – кто-то выиграл и его Сверхзадача торжествует, а кто-то проиграл и его Сверхзадача низвергнута.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!