Сложное синтаксическое целое.

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-технологический колледж»

Группа ЭМ – 21 27.03.20

Группа МС-21   26.03.20

Второй курс

Предмет :Русский язык

Тема занятия: Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.

В. В. Виноградов

Цель нашей работы - не только в повторении теоретических сведений о тексте, но и практическое применение их в нашей повседневной жизни.

 

1. Вспомним, что мы с вами, выражая свои мысли, создаем высказывания и общаемся текстами. Разными по объему, содержанию, целям (микро- и макротексты, монологи, диалоги и полилоги).

Мы получаем информацию в разных областях знаний благодаря текстам. Объем и направленность их постоянно варьируются. Вы, завершая обучение в школе, уже имеете не только определенную сумму знаний по предмету нашего разговора, но и умеете работать с книгой (как научной, так и художественной), научились работать с текстом. Ваше умение работать с текстом мы продолжаем совершенствовать на уроке.

2. Давайте вспомним, что такое текст.

Текст – это целостное законченное высказывание. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность.

2. Работа с таблицами «Текст», «Типы речи», «Стили речи».

Воспользуйтесь таблицами «Текст», «Типы речи», «Стили речи», которые находятся на ваших столах. Вы с этими таблицами работаете не первый раз, и, надеюсь, ваши ответы будут быстро готовы.

 

 

 

 

Работа с деформированным текстом.

1. Проверим, как вы можете применить свои знания на практике. Определите, что перед вами: текст или набор предложений. Свое мнение обоснуйте.

По хутору хлопали закрываемые ставни, от вечерни, крестясь, спешили старухи, на плацу колыхался серый столбище пыли, и отягощенную вешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя. Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. К вечеру собралась гроза.

М. Шолохов. «Тихий Дон»

/Правильный вариант:

К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. По хутору хлопали закрываемые ставни, от вечерни, крестясь, спешили старухи, на плацу колыхался серый столбище пыли, и отягощенную вешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя.

М. Шолохов. «Тихий Дон»/

Целостный анализ текста.

Воспользовавшись планом целостного анализа текста, дайте характеристику предложенного отрывка.

1. Работа с теоретическими понятиями.

На какие структурные части делятся тексты? (Абзац, ССЦ, период) Вспомните, каково значение знакомых вам терминов.

 

Абзац.

Абзац – часть текста между отступами, отличающаяся единством и относительной законченностью содержания. Текст складывается из абзацев, содержание и порядок размещения которых определяется логикой развития и утверждением основной идеи текста. Предложения текста, абзацы между собой связаны.

Сложное синтаксическое целое.

Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.

1. Работа с микротекстом.

Согласны, что более детально, да и быстрее можно проанализировать не большой текст, а его часть – ССЦ? Перед вами микротекст, запишите его и постарайтесь дать комплексную характеристику. Результаты вашей работы оформите в тетради: составленные к тексту вопросы, пунктуационный и частично синтаксический разбор предложений, словарную и орфографическую работу по тексту. В монологе-анализе микротекста все должно быть прокомментировано. При подготовке к ответу воспользуйтесь и таблицей «Структурные средства ССЦ».

Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам. Вот моя карточка, паспорт и приглашение приехать в Москву для консультации,— веско проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих литераторов.

Те сконфузились. «Черт, слышал все...» — подумал Берлиоз и вежливым жестом показал, что в предъявлении документов нет надобности. Пока иностранец совал их редактору, поэт успел разглядеть на карточке напечатанное иностранными буквами слово «профессор» и начальную букву фамилии — двойное «В».

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

План целостного анализа текста

1. Тема, основная мысль микротекста.

2. Стиль и тип речи.

3. Смысловая связь предложений в ССЦ.

4. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей.

5. Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка).

6. Синтаксический анализ микротекста.

7. Интонация высказывания.

Работа с отрывками текстов.

Определить принадлежность текста конкретному автору.

Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые, яркозеленые острые ростки травы медянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумно, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярдах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.

Безвестный мужик с желтыми глазами скулил в углу барака про одно и то же свое горе, только не говорил отчего оно, а старался побольше всем угождать. Его тоскливому уму представлялась деревня во ржи, и над нею носился ветер и тихо крутил деревянную мельницу, размалывающую насущный, мирный хлеб. Он жил так в недавнее время, чувствуя сытость в желудке и семейное счастье в душе; и сколько годов он ни смотрел из деревни вдаль и в будущее, он видел в конце равнины лишь слияние неба с землею, а над собою имел достаточный свет солнца и звезд.

За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке , из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но под воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом. Услыхав, что кто-то вошел, костюм откинулся в кресле, и над воротником прозвучал хорошо знакомый бухгалтеру голос.

Выводы: Построение текста, его оформление индивидуально, поэтому даже в небольших отрывках (ССЦ) можно увидеть авторскую манеру писателя. Это расширяет наше познание литературы, ее многообразия.

Домашнее задание:

Выпуск публикаций «Своеобразие стиля М. Булгакова, А. Платонова, М. Шолохова».


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!