Тест теме «Опера А. П. Бородина «Князь Игорь».



Класс

24.02.2021 г

Стилевые особенности творчества А.П. Бородина.

 

Цели: познакомить со стилевыми особенностями музыки А.П.Бородина, эпической оперой «Князь Игорь», основанной на сведениях памятника древнерусской литературы  «Слово о полку Игореве» рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Александр Порфирьевич Бородин (1883-1887)

Опера «Князь Игорь»

действия: 1185 год.
Место действия: Путивль, половецкий стан.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 23 октября (4 нoябpя) 1890 года.

Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых, конечно же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что опера сочинена человеком, профессиональным занятием которого была не музыка, а химия (А. П. Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано; оперу завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов (М. П. Беляев, первый издатель «Князя Игоря», извещает в своем предисловии: «Оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера «Князь Игорь» закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым...») Увертюра, хотя и была сочинена А. П. Бородиным, но не была им положена на бумагу. Записана же она, закончена и оркестрована после его смерти и по памяти А. К. Глазуновым, слышавшим ее много раз в исполнении на фортепиано самого автора. В-четвертых, все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо подчеркнуть (как это сделал Н. А. Римский-Корсаков в связи со своим участием в работе над «Борисом Годуновым»), что «Князь Игорь» полностью опера А. Бородина.

ПРОЛОГ

В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.

ДЕЙСТВИЕ I

Картина 1.Площадь в Путивле. Ее заполнила дружина и рать, готовые выступить в поход против половцев. Князь Игорь с князьями и боярами торжественно выходит из собора. Народ и бояре (хор) величают князя Игоря и его сына Владимира: «Солнцу красному слава! Слава князю Игорю!». Князь Игорь выражает решимость идти «на брань с врагом Руси», на ханов половецких. Неожиданно начинает темнеть — наступает солнечное затмение. Все в изумлении глядят на небо. (Воспетое А.Бородиным событие точно датируется: как подтвердили исследования, описанное солнечное затмение произошло 1 мая 1185 года, и летописец, как это бывало в подобных случаях, отметил: «знамению творец Бог»). Народ видит в наступившей тьме недоброе предзнаменование и умоляет князя: «Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!» Но Игорь не внемлет уговорам; его не страшат дурные предзнаменования. Он осматривает рать. Его сопровождают князья и бояре. Решимость Игоря вселяет уверенность в воинов. https://www.youtube.com/watch?v=79b-Huc9TDU

Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушел Игорь, и пора уже быть от него гонцу. Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Звучит их хор («Мужайся, княгиня»). Они рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном попали в плен к хану. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Они убеждены, что их крепость в вере в Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине. Княгиня благодарит их. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара. Несколько бояр уходят; остальные опоясываются мечами и приготовляются к обороне.

Князь Игорь

I д., 2 к. Хор бояр "Мужайся княгиня" https://www.youtube.com/watch?v=RkL2bpknnoE

 

 

ДЕЙСТВИЕ II

Половецкий стан. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают Кончаковну, дочь хана.

Входит Игорь. Он в тяжком раздумье. Для него ночь — мука. Он поет свою знаменитую арию («Ни сна, ни отдыха измученной душе») — один из шедевров русской оперы. К князю подходит половецкий воин. Это Овлур. Он принял православие, крестился и сейчас старается помочь Игорю. Овлур убеждает его, что бежать он должен, чтобы спасти Русь). Но нет, бежать Игорь не может — это противно его чести. Овлур, опечаленный, уходит.

https://www.youtube.com/watch?v=aQZwZdyW6As

 

С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием («Здоров ли, князь?»). Видя, как грустен Игорь, Кончак предлагает ему «коня любого», «любой шатер», «булат заветный, меч дедов», наконец, «пленницу с моря дальнего». Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмет ему руку и говорит: «А все ж в неволе не житье». Кончак раздосадован. Он даже предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на хана меча и дороги ему не заступать. Нет, такого обещания Игорь дать не может и, наоборот, заявляет хану, что, как только он окажется на свободе, он вновь соберет полки и ударит вновь. «Да, не сговорчив ты!» — с раздражением говорит Игорю Кончак и зовет половецких пленников и пленниц (чаги) повеселить их.

На сцену выходят половецкие невольники и невольницы, некоторые из них с бубнами и другими музыкальными инструментами; за ними свита и приближенные Кончака. Начинаются половецкие пляски— изумительные по красоте, ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаемые хором. Знаменитая «Улетай на крыльях ветра». Чередуются, создавая контраст, плавная пляска девушек, необузданная, исполненная стихийной силы пляска мужчин и стремительная и легкая пляска мальчиков. Действие завершается буйно-стремительным вихрем общей пляски и хором «Пляской тешьте хана, чаги».

https://www.youtube.com/watch?v=a__kdY18g3M

 

ДЕЙСТВИЕ III

Звучит половецкий марш (своеобразный эффект создают трубы на сцене, звучащие за закрытым еще занавесом). С богатой добычей возвращается в стан ханское войско.Князь Игорь и Владимир теперь узнали страшную правду: их город сожжен, а дети и жены уведены в плен. «Чего ж мне ждать еще?» — восклицает Игорь. В этот момент перед ними проходит обоз с добычей и русскими пленными. Вид захваченной половцами добычи угнетает Игоря и Владимира. К шатру Игоря осторожно подкрадывается Овлур. Он призывает Игоря быстро собираться в путь. На сей раз Игорь соглашается.Половцы созывают ханов. На шум является Кончак и ханы. Половцы сообщают ему о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение: «Вот молодец! Недаром я так его любил; на месте Игоря и я бы так же поступил».

ДЕЙСТВИЕ IV

Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет («Ах, плачу я»). Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. С песней проходит толпа поселян. Они поют — и это звучит как подлинная русская песня (поразительное мастерство композитора!) — «Ох, не буйный ветер завывал».

https://www.youtube.com/watch?v=eJk0yVcdD0I

 

Всадники приближаются все ближе, и вдруг она узнает Игоря. На скаку въезжает князь Игорь в сопровождении Овлура. Игорь спускается с коня и бросается к Ярославне. Звучит дуэт Игоря и Ярославны. Они счастливы. Она спрашивает его, как он спасся? Игорь говорит, что бежал из плена.Князь Игорь и Ярославна медленно идут к Детинцу. В этот момент появляются Ерошка и Скула. Они берутся за веревки от колоколов и бьют в набат.

Со всех сторон сбегается народ.Скоморохи кричат, что у них радостная весть: князь приехал. Вместе с народом они приветствуют и славят князя Игоря.

В четвертом акте музыка развивается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близком народным причитаниям. Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднично-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услышал».

Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть.

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера, состоящей из 4 действий с прологом. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.

Разучивание песни Е.Морозова Лучшее слово на свете (про маму)-

https://xminus.me/track/60888/лучшее-слово-на-свете

Тест теме «Опера А. П. Бородина «Князь Игорь».

Кем был А. П. Бородин?

а) дирижёр, педагог, пианист;

б) музыкальный критик, композитор, морской офицер;

в) химик, профессор в медико-хирург. академии, музыкант, композитор.

Как звали половецкого хана?

а) Сигизмунд;

б) Кобяк;

в) Кончак.

Что такое ария?

а) главная песнь героя, его мысли, высказанные вслух;

б) небольшое вокальное произведение лирического характера.

в) музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!