Феномен Видимого движения Вертгеймера



Гештальт психология

Энциклопедия восприятия (с сайта издательства)

https://www.vlador.com/main/гештальт-подход/

 

Гештальт-психология, или – вернее – гештальт-подход, как мне кажется, должен интересовать людей, увлекающихся художественной фотографией. Он имеет непосредственное отношение к теории восприятия, во многом основывается на изучении именно зрительного восприятия и, если и не дает ответов на вопросы, то указывает один из возможных путей поиска ответов. Многие видные культурологи и теоретики искусства XX века отталкивались от теории и практики гештальта, некоторые – стояли на его позициях. В качестве примера можно упомянуть Рудольфа Арнхайма, известного, наверное, всем фотолюбителям, хоть раз задумывавшимся о месте и роли художественной фотографии.

 

Ниже размещен перевод статьи «Гештальт-подход» из «Энциклопедии Восприятия» Брюса Голдстайна (Bruce Goldstein “Encyclopedia of Perception”). Перевод практически без правки. Копирайт - SAGE Publications Inc. Хочу отметить профессионализм и дружелюбие работников SAGE, без обычных проволочек давших право на перевод и размещение материала на сайте.

 

Перевод размещен с разрешения правообладателя. Копирайт SAGE Publications Inc. (www.sagepub.com)

Оригинал статьи: E. Bruce Goldstein's Encyclopedia of Perception, Geshtalt-Approach. pp.. 469-472

Кристиан фон Эренфельс

 

Гештальт-подход

Вы никогда не задумывались о том, как вы узнаете, что мелодия, сыгранная в одном ключе, это та же мелодия, что и сыгранная в другом, хотя все ноты различны? С начала XX века этот и смежные вопросы, такие, например, как механизм сегментации сцены на объект и фон, изучаются направлением в психологии, названным гештальт-школой. Гештальт подход к восприятию рассматривает, как разум организует бессмысленные разрозненные стимулы в значимые общие перцепции.

 

Датой возникновения Гештальта считают 1890 год, когда Кристиан фон Эренфельс (Christian von Ehrenfels, 1859-1932) опубликовал свой ключевой труд "Über Gestaltqualitäten" (“О Качествах формы”). В работе заявлено фундаментальное мнение о том, что "целое больше суммы его частей". То, что фон Эренфельс подразумевал под этой сейчас уже классической фразой, было развитием и продолжением точки зрения, высказанной ранее философом Иммануилом Кантом (1724-1804). Кант придерживался мнения о том, что представление реальности разумом требует активной обработки сенсорной информации. Кант назвал человеческие представление о реальности феноменальным миром, а саму реальность – миром нуменальным (или физическим). Таким образом, мы воспринимаем феноменальный мир только путем преломления внешнего нуменального мира через наш разум. Нуменальный Мир состоит из "вещей в себе" и не может восприниматься непосредственно, а феноменальный мир создается путем добавления интуиции и концепций к сенсорному восприятию. Поэтому «Качество формы» по фон Эренфельсу не может быть объяснено лишь через ассоциирование элементарных сенсорных ощущений, но требует ментального взаимодействия с ощущениями.

 

Прямого аналога немецкому термину «Gestalt» не существует, обычно используются термины «конфигурация», «форма», «структура» и «модель». Гештальт описывает цельные конфигурации или формы. Постулируя то, что разум активно организует разобщенные стимулы из внешнего мира, гештальт вступил в противоречие с философией структурализма, выдвинутой Вильгельмом Вундтом (Wilhelm Wundt, 1832-1920) и активно развиваемой в США его учеником Эдвардом Титченером (Edward Titchener, 1867-1927). Структурализм исходит из предпосылки, что все психологические факты состоят из не связанных между собой инертных частей, которые могут быть объединены только ассоциациями. Структуралисты использовали интроспекцию в подтверждение теории о том, что сознание состоит из механистического объединения стимулирующих элементов без какого-либо скрытого смысла, связывающего их вместе. Вундт и Титченер рассматривали психологию как науку, в которой предмет – сознание - является набором идентифицируемых частей, которые можно выделить и изучить как элементы периодической таблицы, по аналогии с физикой и химией. Гештальт же сосредоточился на феноменологии, то есть изучении значимого, наполненного смыслом и цельного опыта, не анализируемого и не сводимого к разрозненным составляющим. Квадрат имеет единство и самобытность, которые не могут быть в полной мере определены его описанием как четырех прямых линий, соединенных под прямым углом.

Макс Вертгеймер

Феномен Видимого движения Вертгеймера

Макс Вертгеймер (Max Wertheimer, 1880-1943), ученик фон Эренфельса, формально выделил гештальт-подход к восприятию в самостоятельное направление в психологии в 1912 году в работе Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegungen («Экспериментальные исследования восприятия движения»), которая была посвящена кажущемуся в противовес реальному движению. Вертхаймер показал, что две дискретные вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место, если расстояние и время между ними правильно подобраны. При интервале между вспышками в 200 мс или более наблюдатель воспринимает их как два отдельных источника света, последовательно загорающихся и гаснущих, как это и есть в реальности. Если интервал между вспышками составляет 30 мс или менее, оба источника воспринимаются как загорающиеся одновременно. Однако, если интервал между вспышками составляет около 60 миллисекунд, воспринимается, что вспыхивает один источник, но перемещающийся с одного места на другое. Так, например, создается эффект бегущих огней, когда источники света последовательно включаются и выключаются. Полученные Вертхаймером данные были исключительно важны, поскольку наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента и не два локальных события, как посчитали бы структуралисты, которые полагали неизбежным однозначное соответствие между восприятием и сенсорной стимуляцией. Движение воспринимается там, где его нет. Цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожим образом мелодия не сводится к элементам, составляющим ее, что доказал Эрнст Мах (Ernst Mach, 1838–1916) в своей работе "Анализ ощущений" (1885) и что позже стало известно как пространство-форма и время-форма. Изменение тональности мелодии меняет все отдельные ноты, но четкая идентификация мелодии сохраняется, она сохранится и если изменится темп. Школа Гештальт утверждает, что мы воспринимаем мир целостными структурами или значимыми модулями.

 

Фигура/Объект и Фон

Эдгар Рубин (Edgar Rubin, 1886-1951) рассматривал два компонента значимых перцептивных отношений как Фигуру (объект) и Фон. Фигураотносится к "предметности" объекта, тогда как фон передает остальную часть сцены. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый стимул - обратимые лица/ваза. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план. Рубин считал такой результат свидетельством интеграции и сегрегации значимых сущностей, существующих в мире.

Фигура/Фон (Обратимые Лица и Ваза)


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!