Запуск бессознательного поиска



Lib.ru - Электронная Библиотека

Название книги: Эриксоновский гипноз: систематический курс

Автор(ы): Михаил Гинзбург

Жанр: Историческая литература

Адрес книги: http://www.6lib.ru/books/eriksonovskiy-gipnoz_-sistematiheskiy-kurs-167962.html

 

ББК88.6

УДК 159.962 Г 49

     

   Главный редактор

     

     

Д.И. Фельдштейн, д. псх. н., профессор, академик РАО

     

   Заместитель главного редактора

     

     

С. К. Бондарева, д. псх. н., профессор, академик РАО

     

   Члены редакционной коллегии:

     

     

Ш. А. Амонашвили, д. псх.н..профессор, академик РАО

     

В. А. Болотов, д. п. н., профессор, член-корреспондент РАО

     

А. А. Деркач, д. псх. н., профессор, академик РАО

     

A. И. Донцов, д. псх. н., профессор, академик РАО

     

И. В. Дубровина, д. псх. н., профессор, академик РАО

     

Ю. П. Зинченко, д. псх. п., профессор

     

В. Г. Костомаров, д. филол. н., профессор, академик РАО

     

Н. Н. Малофеев, д. п. н., профессор, академик РАО

     

В. Л. Матросов, д. физ.-мат. п., профессор, академик РАО

     

Н. Д. Никандров, д. п. н., профессор, академик РАО

     

B. В. Рубцов, д. псх. н., профессор, академик РАО

     

   М. В. Рыжаков, д. п. н., профессор, академик РАО

     

Э. В. Сайко, д. ист.н., профессор

Р64

     

М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева Эриксоновский гипноз: систематический курс. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. – 312 с.

Эта книга создана на основе систематического курса эриксононского гипноза, проводимого авторами на протяжении многих лет. Она адресована в первую очередь практикам – психологам, психотерапевтам, консультантам и всем тем, кто оказывает помошь и поддержку другим людям и хочет сделать свои техники еще более гибкими и эффективными. Эриксонопский гипноз не заставляет ни от чего отказываться; несмотря на то что он представляет собой самостоятельное направление, он прекрасно сочетается со всеми остальными техниками, дополняя и усиливая их.

     

Книга не предназначена для самостоятельного изучения эриксоновского гипноза и не заменяет прохождения систематического цикла под руководством опытного тренера; она позволяет лучше усвоить и закрепить его материал. Книга будет полезна всем практикующим психологам и психотерапевтам, а также всем тем, кто хотел бы составить себе адекватное представление об эриксоновском гипнозе.

     

ISBN 978-5-9770-0397-1

     

     

© М. Р Гинзбург, Е. Л. Яковлева, 2008

     

© Московский психолого-социальный институт, 2008

© Дизайн и верстка ООО «Багира-2», 2008

     

     

   Часть I. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ТЕХНИКИ

     

     

   Глава 1. Природа гипноза

     

     

   1.1. Предпосылки

     

Эта книга – практическое пособие. Мы не ставим своей целью обсуждение теоретических проблем гипноза или многочисленных экспериментальных исследований в области гипноза. Поэтому в этой главе мы рассмотрим те предпосылки, понимание которых необходимо для практического использования гипноза, и тот круг понятий, которыми мы будем оперировать в дальнейшем тексте, не претендуя на их научную строгость. Этот курс – курс терапевтического гипноза, то есть гипноза как средства оказания помощи и психологической поддержки. Книга адресована в первую очередь практикам – тем, кто оказывает помощь другим людям, консультирует, тренирует, обучает. Мы надеемся, что описанные в этой книге техники и подходы помогут сделать этот процесс более продуктивным и более приятным для обоих – и для консультанта, и для клиента.

Работа психолога, консультанта, психотерапевта по сути своей парадоксальна. Когда человек приходит к психотерапевту за помощью, он приходит потому, что у него в жизни есть трудности. Это объективные трудности – с мужем, с женой, с ребенком, с деньгами, с начальством, с учебой, с жильем, с работой и т. д. Все эти трудности находятся во внешнем мире. Но терапевт не может воздействовать на мужа, жену, ребенка, начальника, не может предоставить клиенту жилье, работу или место учебы.

У этих двух людей – терапевта и клиента – есть единственный общий предмет для работы – внутреннее состояние клиента (термин «состояние» мы употребляем здесь в широком смысле, включая в него эмоциональные состояния, установки, отношение к себе и к миру и т. д.). Психолог – это профессионал работы с внутренними состояниями. Он работает с внутренним состоянием и пытается помочь осуществить в нем некоторое изменение. И когда это получается, происходит «чудо»: проблема разрешается как бы сама собой. Кстати, человек не всегда связывает одно с другим. «Ходил к психологу, тратил время, тратил деньги, а проблема сама рассосалась. Зачем ходил – неизвестно». Понимание того, что если бы не ходил и не тратил, она бы не «рассосалась», к некоторым приходит сразу, к некоторым – с запозданием, а к некоторым вообще н икогда не приходит.

Как и за счет чего возможно изменять, регулировать внутренние состояния? В этом нужно разобраться, потому что это – та основа, на которой базируется терапевтический гипноз.

     

   Идеодинамические механизмы

     

Есть такой вид гадания – подвесить на нитке кольцо (или другой грузик) и задавать вопросы. Если маятник начинает раскачиваться вперед-назад, это ответ «да». Если же он раскачивается влево-вправо, это ответ «нет».

Кто же отвечает на вопросы? Кто раскачивает маятник?

Долгое время считалось, что это действительно магический маятник и что мы имеем дело с духами или с высшими силами – это они раскачивают маятник.

В 1854 году французский исследователь Шеврёй опубликовал работу, которая называлась «О волшебной палочке, вопрошающем маятнике и вертящихся столах», в которой объяснил этот феномен. С тех пор магический маятник стал называться маятником Шеврёя. Шеврёй объяснил, что в основе лежат так называемые

идеомоторные движения. «Идея», образ – в голове; моторика, движение – в руке. Таким образом, образ сам, автоматически, помимо сознания, помимо сознательного контроля реализуется в движении. Это – идеомоторный феномен. Обращаясь с вопросами к маятнику человек получает ответ не от потусторонних сил и не от духов, а от собственного бессознательного, то есть он обращается к собственному неосознанному опыту.

Каждый может поэкспериментировать с идеомоторным феноменом. Надо взять нитку с грузиком, взять ее двумя пальцами, вытянуть руку, расслабить ее (лучше делать это с закрытыми глазами, но нет необходимости держать их закрытыми) и создать мысленный образ – представить себе, как грузик раскачивается в одном из направлений: вперед-назад, или вправо-влево, или по часовой стрелке, или против часовой... очень быстро грузик реально начнет раскачиваться.

Находясь в теплом помещении вы в своем воображении можете представить себе, что вы берете снег и лепите снежок или срываете сосульку и держите в руке... рука замерзает... немеет... теряет чувствительность... в руке реально возникает ощущение холода. А если представить себе, что вы опустили руку в горячую воду, или держитесь за горячую батарею, или лежите на жарком солнце – кровеносные сосуды расширятся, появится ощущение тепла. Общеизвестен эксперимент с лимоном: если мысленно представить себе спелый лимон... и острым ножом отрезать от него ломтик... истекающий соком... и положить в рот... и жевать... совершенно верно, выделяется слюна. Идея, образ, представление автоматически, помимо сознательного контроля, реализуются в ощущении. Это –

идеосенсорный феномен.

Если вспомнить или просто вообразить что-то плохое, что случалось в жизни, – обиду, разочарование, неудачу, – настроение испортится. Возникнет негативная эмоция. Если же вспомнить или представить что-то хорошее – достижение, радость, успех, – настроение повысится, появится позитивная эмоция. Идея, образ, представление автоматически, помимо контроля сознания, реализуются в эмоции. Это –

идеоэмотивный (идеоаффективный) феномен.

В зависимости от имеющихся у человека образов и представлений мысли текут в том или ином направлении. Это –

идеокогнитивный феномен.

Итак, возникающие у человека образы, представления автоматически, без участия сознания, реализуются в движении, ощущении, эмоции и мысли. В совокупности идеомоторный, идеосенсорный, идеоэмотивный, идеокогнитивный феномены называются

идеодинамическими феноменами, или, еще короче,

идеодинамикой, то есть динамикой самореализации представления, образа.

Это и есть предпосылка, основа гипноза.

    Дело в том, что у всех людей есть часть психической жизни, которая не осознается, – то, что называют «бессознательным». У сознания и бессознательного разные языки. Язык сознания – логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного – образы, символы. Оно пытается говорить с нами на этом языке ночью: мы видим сны. Эти сны что-то значат, это послание от нашего внутреннего разума, от нашего бессознательного, в них содержится что-то важное для нас. И мы пытаемся их разгадывать – иногда более, иногда менее успешно.

Мы тоже разговариваем с бессознательным на его языке. Те образы, картины, представления, которые возникают у нас в голове, во многом определяют всю нашу жизнь. Дело можно представить так, словно у человека внутри имеется автопилот или мощный компьютер. Те образы, которые возникают, – это курс для автопилота, программа для внутреннего компьютера. Если человек все время думает о том, какой он бедный, несчастный и больной, автопилот как бы смотрит: «Что там просит хозяин? Бедность, несчастья, болезнь. Курс зюйд-зюйд-вест. Поехали». И приведет – безошибочно. Если же представлять себе счастье, успех, удачу – курс будет другой. И результат будет другой.

Итак, образ – это основа регуляции внутренних состояний. Человек «программирует» сам себя посредством тех образов, которые он создает. Психологическим механизмом такого «самопрограммирования» являются идеодинамические механизмы: образ стремится к самореализации в действии, ощущении, эмоции и в мысли. Реально, в жизни, это проявляется через кажущиеся случайности. Где-то ты случайно повернешь направо, а не налево, случайно встретишь нужного человека, случайно попадешь на важный семинар, случайно прочитаешь нужную книгу...

Обычно человек не осознает, не понимает того, что он сам программирует, определяет свою жизнь посредством тех образов, которые создает. Можно ли это делать целенаправленно – использовать идеодинамические механизмы для улучшения качества своей жизни – и что для этого нужно?

Важным условием хорошего срабатывания идеодинамических механизмов является расслабление. Когда держишь в руке нитку с грузиком, руку надо расслабить – тогда движения грузика видны более отчетливо. Есть еще одно условие, которое помогает оптимизировать работу идеодинамических механизмов. Принято считать, что за работу сознания отвечает левое полушарие головного мозга, а за работу бессознательного – правое. Конечно, человеческий мозг устроен намного сложнее, но в любом случае известно, что левое полушарие отвечает за последовательные, логические, рациональные процессы, а правое – более целостное, синтетическое, творческое. Когда активность левого полушария несколько понижается, а активность правого – повышается, мы получаем промежуточное стояние, которые можно назвать измененным состоянием сознания, а можно назвать и трансовым состоянием – трансом, или гипнотическим состоянием. Сознание при этом не «отключается»; работают оба – и сознание, и бессознательное.

Это состояние интересно тем, что в нем многократно усиливается работа идеодинамических механизмов. Именно поэтому мы и занимаемся гипнозом. В гипнозе нет ничего ни магического, ни мистического. Все, что можно делать в гипнозе, можно делать и без гипноза. Но в гипнозе получается мощнее и быстрее. Это – трансформатор, он усиливает воздействие идеодинамических механизмов. Или можно сказать иначе: гипноз позволяет усилить воздействие духа на тело.

Или усиливает работу бессознательных механизмов. Это одно и то же, только сказанное немного по-другому.

     

   1.2. Основные понятия

 

     

   Определение гипноза

     

Имеется много определений гипноза. Мы приведем определение Жана Годена – нашего первого учителя. Жан Годен определяет гипноз следующим образом.

     

Гипноз– это такой особый тип психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека, забывает о внешнем мире, сохраняя при этом связь с оператором, и который позволяет осуществлять психическое переструктурирование.

В этом определении есть два момента, на которых следует остановиться.

Первое – термин «оператор». В эриксоновском гипнозе не любят употреблять слово «гипнотизер», так как оно вызывает много нежелательных ассоциаций. Но и слово «оператор» в русском языке имеет определенные ассоциации: «оператор атомной электростанции», например. Поэтому мы обычно говорим «гипнотерапевт» или просто «терапевт».

Второе – психическое переструктурирование.

В гипнозе временно снижается критический контроль и – что очень важно – временно снимаются ограничения сознания. Сознание – логично, у него есть ограничения. У человека есть определенное представление о себе, он знает: «Досюда – могу, отсюда – не могу». В гипнозе этих ограничений нет; здесь возможно то, что сознанию кажется невозможным и нелогичным. Это похоже на то, словно открываешь скобку в своем психическом функционировании, и внутри этой скобки могут осуществиться позитивные изменения. А затем скобка закрывается (человек выходит из транса), а изменения сохраняются и продолжают действовать. При этом действуют они как бы сами по себе, и это очень удобно и практично.

     

   Различия между традиционным и эриксоновским гипнозом

     

     

      

     Традиционный и эриксоновский гипноз (прим. автора: по Жуслену, модифицировано)

       

     

     

Традиционный гипноз

Эриксоновский гипноз

Авторитарный подход

Пермиссивный подход

Прямые внушения

Косвенные внушения

Особое состояние, в которое погружаются под влиянием гипнотизера

Особый тип психического функционирования, в который вступают в диалоге

Наведение – это «ключ» ко входу в иное состояние; этот ключ находится в руках гипнотизера

Человек принимает определенную установку, из которой вытекает все его поведение

Культивируется подчинение

Культивируется высвобождение

Что-то вкладывается человеку в голову

Что-то «извлекается» из головы

Гипнотизер думает, что имеет власть, то есть имеет такую установку, которую стремится передать клиенту

Терапевт стремится создать у человека установку «Я помогу тебе обрести власть над самим собой»

Правильнее было бы говорить не о двух гипнозах, а о двух подходах к гипнозу, которые существенно различаются между собой. Для традиционного гипноза характерен авторитарный подход. Эриксоновский подход к гипнозу – пермиссивный, то есть разрешающий (

permission– разрешение). В традиционном гипнозе гипнотизер всячески старается создать имидж властной, авторитарной фигуры со знаменитым «гипнотическим взглядом». В эриксоновском гипнозе всячески подчеркиваются отношения равенства, партнерства, сотрудничества. Клиенту в сеансе эриксоновского гипноза обеспечивается максимум свободы – ему «разрешается» практически все.

В традиционном гипнозе используются прямые внушения. В эриксоновском – по большей части косвенные.

В традиционном гипнозе считается, что гипноз – это особое состояние, в которое «погружаются» под влиянием гипнотизера. В эриксоновском считается, что это особый тип психического функционирования, в который вступают в диалоге. Прекрасный французский мастер Жак Келе метафорически выразил это следующим образом: в традиционном гипнозе человек находится «под гипнозом», в эриксоновском – «в гипнозе».

В традиционном гипнозе считается, что наведение транса – это ключ к входу в иное состояние; этот ключ находится в руках гипнотизера. В эриксоновском считается, что человек принимает определенную установку и из этой установки вытекает все его поведение.

В традиционном гипнозе культивируется подчинение. Традиционный гипнотизер скажет: «Вы слышите только мой голос». В эриксоновском гипнозе культивируется высвобождение. Эриксоновский гипнотерапевт скажет: «Вам нет необходимости слушать то, что я говорю».

В традиционном гипнозе пытаются что-то вложить человеку в голову – внушения. В эриксоновском гипнозе пытаются что-то извлечь из этой головы – ресурсы.

И последнее. В традиционном гипнозе гипнотизер думает, что имеет власть, то есть сам имеет такую установку, которую стремится передать клиенту В эриксоновском гипнозе мы стремимся создать установку «Я помогу тебе обрести власть над самим собой».

     

   Установка

     

При обсуждении различий между традиционным и эриксоновским гипнозом дважды было использовано понятие «установка». Установка – это внутреннее отношение человека к чему-то. Установка очень важна. Можно сказать, что гипноз – это такая игра, в которую играют два или несколько человек. Эта игра разворачивается по определенным правилам, а правила задаются установками. Рассмотрим несколько примеров того, как работает установка.

Шаман первобытного племени уверен, что он обладает властью над душами своих соплеменников, то есть он имеет такую установку. Но и соплеменники верят, что он имеет власть над их душами, то есть тоже имеют соответствующую установку. На встрече этих двух установок все и происходит: шаман внушает соплеменнику, что тот выдра, и человек ныряет в озеро и возвращается с рыбой в зубах.

В XVII столетии во Франции жил знаменитый врач – Амбруаз Паре. Это был великий врач и великий диагност. Было известно, что если Амбруаз Паре поставил человеку диагноз, то он его вылечит. И вот в одной парижской больнице умирал молодой человек. Он умирал от неизвестной болезни, никто не мог поставить ему диагноз. Его лечащие врачи сказали ему: «У тебя есть один-единственный шанс. Очень маленький, но есть. Завтра у нас в больнице будет с обходом великий Амбруаз Паре. Если ты доживешь, если он тебя осмотрит и если он тебе поставит диагноз, – вот тогда ты спасен». Молодой человек собирает волю в кулак, доживает до рассвета, до обхода -и вот торжественный момент: в палату входит великий Амбруаз Паре со свитой. Амбруаз Паре тщательно осматривает больного и произносит свой диагноз. Здесь надо сказать, что языком образованных людей – врачей в том числе – была латынь, а простой французский народ ее не понимал. Итак, Амбруаз Паре осматривает больного и произносит только одно слово: «muribondus» – «при смерти». Вся процессия выходит из палаты, и, начиная с этого момента, молодой человек резко идет на поправку и выздоравливает – потому что великий Амбруаз Паре поставил ему диагноз. Сработала установка (прим. автора: по П.Вацлавику).

Итак, «правила игры» определяются установками ее участников. Поэтому очень важно, какие установки терапевт создает у своих клиентов, то есть как он объясняет им, что такое гипноз. Самому же терапевту необходимо формировать у себя установку на сотрудничество и поддержку.

     

   Транс

     

Некоторые авторы различают транс и гипноз: транс рассматривается как состояние, а гипноз – как процесс, помогающий войти в это состояние. Можно придерживаться этого различия, на практической работе это никак не отражается. Мы будем использовать термины «транс» и «гипноз» как синонимы.

Чем отличается транс от так называемого обычного состояния сознания? Он отличается тем, куда направлено внимание. Транс – это внутренний фокус внимания. Внимание похоже на луч прожектора. Внимание, направленное наружу, на внешний мир – это то, что принято называть обычным состоянием сознания. Если этот луч развернуть и направить вовнутрь, то мы получим состояние, которое мы называем «транс». На что вовнутрь? На что угодно: на образы, воспоминания, ощущения, грезы, фантазии – неважно. «Навести транс» – это значит помочь человеку развернуть свое внимание внутрь себя самого. Поэтому самое простое наведение транса – это предложить что-нибудь вспомнить или представить. Для того чтобы что-то вспомнить или что-то представить, человек погружается в самого себя и в какой-то мере перестает обращать внимание на окружающее.

Итак, транс – это внимание, обращенное вовнутрь. А для того, чтобы внимание обратить вовнутрь, его сначала надо на чем-то зафиксировать. Неважно, на чем, – на чем угодно. Традиционный гипнотизер фиксирует внимание на каком-нибудь предмете. Он может предложить смотреть на «магический» кристалл. На точку на ковре, на свой палец, себе в глаза. До сих пор бытует представление о том, что гипнотизер должен обладать неким особым «магнетическим» взглядом. На самом же деле особенности взгляда гипнотизера не имеют к трансу субъекта никакого отношения. Фактически субъект сам вводит себя в транс; терапевт лишь подсказывает ему, как это сделать грамотно. Терапевт выступает в роли «инструктора».

Внимание можно фиксировать в любой модальности, об этом – далее.

Вслед за Милтоном Эриксоном мы различаем три вида транса.

     

1.Повседневный транс– обычная мечтательность.

Все мы бываем в трансе много раз в день. Мы проходим через транс, когда мы засыпаем и когда просыпаемся. Когда вы читаете книгу и ловите себя на том, что глаза бегают по строчкам, а вы не знаете, что там написано, потому что мыслями вы далеко-далеко, – это транс. Когда вы слушаете скучную лекцию или доклад и изображаете на лице напряженное внимание, а мысленно переноситесь на пляж, – это транс. Когда вы едете в транспорте и, задумавшись, проезжаете свою остановку или вдруг спохватываетесь – надо выходить! – это транс. Хорошо известен так называемый «транс водителя»: человек, который водит давно и хорошо, не думает о том, как он ведет. Он знает только, что он сел и приехал, а что было посередине – он не помнит, все происходило автоматически, он был в трансе. Все то, что делается автоматически, не думая, – делается в трансе.

Таким образом, транс – это нормальное, физиологически естественное и жизненно необходимое состояние. Современными исследованиями показано, что психическая активность человека изменяется циклически: каждые полтора часа чередуется подъемы и спады активности. То есть каждые полтора часа мы спонтанно входим в транс. Так что можно сказать, что мы систематически находимся в трансе. Считается, что в трансе та информация, которую мы восприняли с помощью наших органов чувств, укладывается в наши когнитивные схемы, или, проще говоря, «раскладывается по полочкам». Наши повседневные проблемы разрешаются в наших повседневных трансах – этих состояниях мечтательности, ничегонеделания или автоматического выполнения привычных действий. Это и есть то психическое переструктурирование, которое осуществляется в трансе.

После Эриксона оказалась снятой одна из традиционных проблем гипноза – проблема гипнабельности. В классических трудах по гипнозу написано, что 30 % людей негипнабельны, то есть их невозможно загипнотизировать. Что это значит? Что они не могут входить в транс? Это нонсенс, все могут входить в транс. Это просто значит, что им не подходит ритуализированная процедура наведения транса, которая использовалась в традиционном гипнозе. Просто для них нужно подобрать такой способ, который позволит им комфортно, в соответствии с их индивидуальными особенностями войти в транс. В одной из своих работ Эрнест Росси писал: «Когда я наблюдал за работой Милтона Эриксона, мне иногда казалось, что я наблюдаю за работой интеллигентного взломщика. Он пробует одну отмычку, другую, третью – пока не находит ту, которая подходит». То есть он пробует одну технику наведения транса, другую, третью и т. д. – пока не находит ту, которая подходит данному конкретному субъекту.

     

2. Углубленный транс– намеренное усиление естественного феномена, обычно с помощью другого человека.

Это то, чем мы занимаемся, под названием «гипноз». Мы вызываем естественный для человека феномен и продлеваем его во времени, чтобы осуществить в трансе определенную терапевтическую работу.

     

3. Сомнамбулический транс(от слова «сомнамбула» – лунатик). Глубокий транс, при котором человек выглядит и ведет себя как человек, не находящийся в трансе.

Важно понимать, что транс – это не потеря сознания, не утрата контроля. Транс – это такой способ психического функционирования, при котором задействованы и сознательный, и бессознательный уровни. Это опосредующее звено между двумя типами психического функционирования.

Эриксон выдвинул важнейшее положение относительно транса, сказав: «Сам факт транса терапевтичен». Транс терапевтичен, потому что в нем возможно психическое переструктурирование, невозможное в обычном состоянии сознания. Это значит, что если мы помогаем человеку войти в транс (или он сам входит в транс, занимаясь самогипнозом) и побыть в нем, то это уже полезно, даже если при этом и не осуществляется никакая целенаправленная терапевтическая работа: открывается возможность спонтанного психического переструктурирования.

Пребывание в этом состоянии благотворно: оно позволяет воспользоваться ресурсами бессознательного, позволяет ему включиться в работу и помогать в достижении наших целей. Когда мы бьемся над решением какой-то задачи, не можем ее решить и откладываем ее в сторону, а затем вдруг решение всплывает как бы само собой, – это работа нашего бессознательного.

Спонтанного переструктурирования часто не хватает, поэтому мы осуществляем в трансе определенную терапевтическую работу. В традиционном гипнозе считается, что хорошую работу можно сделать только в глубоком трансе, что чем транс глубже, тем лучше; поэтому в традиционном гипнозе систематически стремятся к глубоким трансам. В эриксоновском гипнозе эффективность терапевтической работы не связывается с глубиной транса: в очень легком трансе можно сделать очень хорошую работу.

Более того, хотя мы по привычке и говорим «более глубокий транс», «менее глубокий транс» и пользуемся так называемыми техниками «углубления транса», некоторыми авторами само понятие «глубина транса» сейчас подвергается сомнению. Так, Стивен Гиллиген замечает: «Говорить более или менее глубокий транс – это то же самое, что говорить "Более или менее соленый транс" или "Более или менее желтый транс"». Он обосновывает это тем, что в один и тот же момент времени относительно разных моментов реальности можно быть на разных уровнях транса.

Кроме того, в классических шкалах гипнабельности глубина транса определяется теми гипнотическими феноменами, которые могут быть получены. В частности, каталепсия и левитация руки считаются феноменами, свидетельствующими о среднем уровне транса. А как тогда быть с наведением левитацией руки и с наведением ката- 17 3 гак166 лепсией руки, когда гипноз получают с помощью этих феноменов? Какова в данном случае глубина транса? То есть сначала получают гипнотический феномен и уже благодаря этому – гипноз. Это сложный теоретический вопрос, и эту дискуссию нужно иметь в виду, когда мы будем пользоваться терминами «легкий транс», «глубокий транс», «углубление транса» и т. п. Интуитивно все мы понимаем, что, говоря о более или менее глубоком трансе, мы говорим о степени самопоглощенности, о той степени, в которой человек не обращает внимания на окружающее.

     

Утилизация

Одна из основных характеристик эриксоновского подхода заключается в том, что это утилизационный, то есть «использующий», подход. Используется все – все то, что знает и умеет терапевт, все то, что исходит от клиента. Очень важно признавать и использовать субъективную реальность клиента: имеющиеся у него на данный момент ощущения. Умение использовать и адаптироваться – одна из важнейших черт эриксоновского терапевта. При одном и том же наведении один человек войдет в легкий, а другой – в достаточно глубокий транс; терапевт будет работать с тем, что ему предъявлено и утилизировать это.

     

Бессознательное

В эриксоновском гипнозе оперируют понятием бессознательного. Собственно, суть подхода заключается в обращении к творческому бессознательному человека. До Эриксона бессознательное понимали в основном по Фрейду: как такую область человеческой психики, в которой существуют первичные, неокультуренные влечения. Для того чтобы их сдерживать, имеются такие инстанции, как «Эго» и «Суперэго». Если эти первичные влечения прорвутся из бессознательного в сознание, это чревато для человека большими неприятностями. Это, кстати говоря, один из основных страхов перед гипнозом – страх утраты контроля: «Я войду в гипноз и буду делать и говорить такое... И все узнают...». Человек ничего не будет делать в гипнозе такого, чего бы он не стал делать без гипноза, за одним исключением: когда гипноз используется как извинение для того, чтобы сделать то, что очень хочется, но чего человек не может себе позволить. Чтобы потом можно было сказать: «Ну что же вы хотите, я за себя не отвечал, я был под гипнозом...».

Милтон Эриксон полностью изменил наше представление о бессознательном. Для него бессознательное – это позитивная инстанция, огромный склад ресурсов. Или, пользуясь современным языком, – компьютер с огромным количеством позитивных программ. Бессознательное работает на нас, для нашей пользы.

Понятие бессознательного позволяет решить еще одну очень важную проблему – проблему атрибуции, то есть приписывания.

Кто отвечает за результат терапевтической работы?

Если терапевт будет думать, что за него целиком отвечает он, то это означает взваливать на себя груз огромной ответственности – ответственности за жизни других людей. Давайте разберемся, кто за что отвечает.

Клиент отвечает за содержание – он принес проблему, с которой будет осуществляться работа.

Терапевт отвечает за процесс. Он организует процесс, в ходе которого у клиента могут возникнуть необходимые изменения. Терапевт – техник; как у всякого уважающего себя техника, у него есть чемоданчик с инструментами. Он на время предоставляет в распоряжение клиента свой инструмент и свои профессиональные навыки. Но, поскольку он добрый техник, он еще и дарит ему свой инструмент – обучает его самогипнозу. А у него самого от этого не становится меньше.

Итак, клиент отвечает за содержание, терапевт – за процесс. За результат отвечает бессознательное клиента.

Это очень удобная и практичная точка зрения. Она удобна для терапевта – она избавляет его от чувства вины в тех случаях, когда клиент не изменяется в той мере, в какой хотелось бы терапевту. Каждый изменяется тогда и настолько, когда и насколько он к этому готов. Как любил говорить Жан Годен: «Делаешь, что можешь, а йогом ждешь».

Эта точка зрения также удобна для клиента. Мы объясняем ему: «Ты не можешь справиться со своей проблемой, но есть часть тебя самого – твое бессознательное – которое может. Дай ему поработать». Можно сказать, что гипноз – это временное снятие ответственности.

Не обязательно пользоваться именно термином «бессознательное». Можно использовать любой синоним, понятный для клиента: «часть тебя самого», «твой внутренний разум», «твой глубинный разум», «твое глубинное Я», «твое истинное Я», «твой внутренний учитель», «твой внутренний мудрец» и т. д. Важен не термин «бессознательное», а сам факт разделения, диссоциации: «Ты не можешь справиться со своей проблемой, но есть часть тебя, которая может, и эта часть может работать самостоятельно. Дай ей поработать».

     

Ресурсы

Что такое ресурсы? Откуда они взялись в бессознательном? Они взялись из нашего опыта. У каждого из нас за плечами – огромный опыт обучения, достижений, преодолений и побед. Каждый из нас когда-то не умел ходить, а потом встал и пошел. Не умел говорить – и овладел человеческой речью. Научился читать, писать, пользоваться одеждой, ножом, вилкой, транспортом и другими так называемыми «культурными предметами», то есть такими, которые один человек создал для другого. Обучение прямохождению и речи – это было самое трудное обучение в нашей жизни. Все остальное легче. Это было самое трудное – и мы с этим справились.

Весь этот опыт успешного обучения и достижений хранится в бессознательном, и его можно использовать. Даже когда человек находится в глубокой депрессии и говорит, что у него никогда ничего не получалось, можно быть абсолютно уверенным, что это не так.

Кроме того, у каждого человека – даже если он об этом сейчас не помнит – были моменты радостных, счастливых переживаний; эти чувства тоже сохраняются в бессознательном. Все это вместе и образует наши ресурсы. Беда, однако, в том, что эти ресурсы большей частью для человека закрыты – у него нет к ним доступа. Человек не может использовать весь этот опыт для того, чтобы добиваться успехов и побед в сегодняшней жизни. Человек, лишенный доступа к своим ресурсам, похож на прекрасный приемник с заблокированной ручкой, который мог бы ловить передачи со всего мира, а ловит только одну программу – да и ту с трудом.

Доступ к ресурсам мы обеспечиваем, помогая человеку войти в транс. Транс – это «состояние доступа». Активность левого полушария (сознания) немного понижается, активность правого (бессознательного) – повышается, открывается доступ в эту волшебную пещеру Алладина. Можно идти и брать то, что тебе нужно.

Почему человек зачастую не может использовать ресурс? Потому что люди представляют себе свою жизнь по принципу подводной лодки – разделенной на непроницаемые отсеки. Для подводной лодки это хорошо; когда один отсек затопляет, другие остаются на плаву. Для представлений о человеческой жизни – не очень. Какое отношение то, что сейчас человеку нужно найти новую хорошую работу, имеет к тому, что когда-то он научился ходить и говорить? Вроде бы, никакого – на поверхностном уровне. Но есть более глубокий уровень, на котором все события его жизни взаимосвязаны, потому что у них есть общий центр. Этот центр – его «Я», это события его жизни. На более глубоком уровне есть что-то вроде внутренней сети Интернет, и можно войти в эту сеть, взять ресурс в одном месте и перенести его в другое. Как перенести? Мы обращаемся к части нас самих – к нашему внутреннему разуму, к бессознательному – с просьбой найти оптимальные пути использования данного ресурса применительно к каким-то конкретным событиям нашей жизни и привести его в действие.

 

Основные принципы

     

«При работе с пациентами ваша цель заключается в том, чтобы обеспечить их внимание, обеспечить их сотрудничество и убедиться в том, что они отвечают настолько хорошо, насколько могут» Милтон Эриксон

     

Сотрудничество

Эриксоновский подход к гипнозу построен на сотрудничестве: терапевт и клиент – равноправные партнеры. Человеку ничего не пытаются навязывать и уж тем более его не пытаются «подчинить своей воле» (одно из расхожих представлений о гипнозе). Основная задача заключается в том, чтобы помочь ему максимально полно воспользоваться его собственными возможностями и ресурсами для достижения его собственных целей. Эриксон говорил об этом так: «Цель психотерапии заключается в том, чтобы помочь пациенту максимально эффективно жить в соответствии с его собственными представлениями».

У большинства людей слово «гипноз» вызывает совершенно определенные представления: обладающий некими мистическими качествами («гипнотическими» способностями, сильной волей, «магнетическим» взглядом и т. п.) гипнотизер таинственными приемами погружает человека в глубокий сон, в котором тот безоговорочно выполняет любые его приказы. Часто приходится слышать, как люди с гордостью говорят: «Я не поддаюсь гипнозу». За такими словами лежит представление о гипнозе как о борьбе, в которой выигрывает тот, у кого воля сильнее. Рядом со словом «гипноз» часто возникает грозное слово «зомбирование». Эта страшная картина с реальным гипнозом не имеет ничего общего.

В традиционном, классическом гипнозе – таком, который пришел к нам из XIX века, когда гипноз отождествлялся со сном, гипнотизер действительно стремится погрузить человека в «гипнотический сон» и подает ему прямые внушения-команды. Однако эти команды вовсе не обязательно выполняются; уже давно показано, что ни в каком, даже самом глубоком, гипнозе невозможно заставить человека делать то, чего он не хочет делать, что противоречит его моральным принципам и убеждениям. Современный же гипноз настолько не похож на эту традиционную процедуру, что, увидев сеанс современного гипноза, многие наверняка сказали бы: «Да это вовсе и не гипноз».

Надо хорошо понимать, что гипноз не дает власти над другим человеком. Это иллюзия. Иллюзия власти умело создается гипнотизером. Рассмотрим пример. Эстрадный гипнотизер показывает «чудеса гипноза» не на всех. Сначала он отбирает людей с помощью определенных проб. Фактически он смотрит, у кого как работает идеомоторика, и отбирает людей с хорошей идеомоторикой. Есть несколько классических проб.

Например, идеомоторную пробу можно провести так:

«Вытяните руки перед собой ладонями вверх. Представьте себе, что на правой руке лежит груз весом в пять килограмм. Если вы создадите хороший образ, вы сможете почувствовать, что под тяжестью этого воображаемого груза ваша рука начинает опускаться».Затем можно попросить увеличить воображаемый вес:

«Теперь представьте себе, что вес увеличился, что вы добавили еще пять килограмм. И рука опускается еще быстрее».Совершенно ясно, что вы сами это делаете, это ваши собственные идеомоторные процессы.

Что делает эстрадный гипнотизер? Начало почти такое же: «Вытяните руки перед собой ладонями вверх. Представьте себе, что на правой руке лежит груз весом в пять килограмм. Под тяжестью этого груза ваша рука опускается». Но вот продолжение коренным образом отличается:«Ядобавляю еще пять килограмм!Ипод тяжестью этого груза ваша рука опускается, опускается, опускается!».

Понятно? Это он кладет. И когда рука опускается – в результате собственных идеомоторных процессов, – человек верит, что это результат «воздействия» гипнотизера. Ведь это он «положил гирю». Колдун!

Кусочек власти перешел от человека к гипнотизеру – но только потому, что он сам ее отдал. Потом с помощью следующего гипнотического феномена отбирается еще кусочек власти, потом – еще... гипнотизер имеет над человеком только ту власть, которую тот сам ему отдал.

Одна из основных задач эриксоновского гипнотерапевта – обучить человека, чтобы он затем мог сам делать то, что они делают вместе, обучить его самогипнозу. Поэтому эриксоновский гипноз – это всегда сотрудничество, добровольное взаимодействие двух людей. «Гипнотералевт», или «оператор», владеет определенным набором техник, которые позволяют человеку войти в состояние транса и использовать его для своих целей. Этим техникам он обучает своего «клиента» (а может быть, правильнее было бы сказать «партнера»). «Клиент» полностью контролирует ситуацию; здесь не может быть и речи о приказах, о бездумном им подчинении. Транс это не сон и не потеря сознания, транс – это «погружение в себя»: в свои мысли, воспоминания, ощущения, переживания. При этом человек ни на минуту не перестает осознавать, где он находится и что с ним происходит, и в любой момент он может прервать сеанс, если ему что-то не нравится.

Особое искусство, которому человек обучается на сеансах эриксоновского гипноза, – это искусство «отстраненности». Всю свою жизнь человек обучается владеть своими сознательными механизмами; мы знаем, что, когда мы хотим чего-то достичь, надо напрячься, сконцентрироваться, собрать волю в кулак... Однако с бессознательными механизмами это не проходит – они устроены иначе. Их нельзя «заставить» работать: чем больше мы будем напрягаться и «собирать волю в кулак», тем меньше у нас будет получаться. Для того чтобы заработали бессознательные механизмы, надо «отпустить тормоза», «отстраниться» – и предоставить им работать. Это и есть то главное искусство, которым человек овладевает на сеансах эриксоновского гипноза, а затем использует в самогипнозе. Главное действующее лицо в зриксоновском гипнозе – это клиент; он выполняет определенную внутреннюю работу, а терапевт «сопровождает» его, создавая оптимальные условия для этой работы. Одна из аксиом психотерапии гласит: «Человек приносит с собой не только проблему, но и ее решение – только он об этом пока не знает». Эриксоновский гипноз – это один из быстрых и эффективных способов дать человеку узнать об этом решении.

Эриксоновский гипноз – это инструмент, и, как всякий инструмент, он может быть использован в зависимости от потребностей того, кто им пользуется. Для кого-то достаточно того, что разрешилась та проблема, с которой он обратился. Многие люди, ознакомившись с эриксонов – ским гипнозом, используют его в дальнейшем как самогипноз и после того, как разрешилась проблема: для того, чтобы быстро восстановить силы, привести себя в хорошее расположение духа, избавиться от неприятных переживаний. Кто-то идет еще дальше и, благодаря систематическим занятиям, приобретает контроль над болью, обучается изменять ход времени и овладевает другими гипнотическими феноменами, позволяющими человеку использовать его скрытые способности, о многих из которых он не подозревал. Эриксоновский гипноз – это самопознание, обучение тому, как стать более успешным и эффективным.

Эриксоновский гипнотерапевт выступает в роли учителя, который овладел этими методами и передает их тем, кто к нему обратился, – своим клиентам. А еще можно сказать – как проводник, который знает пути и тропинки в стране транса и помогает идти по ним своим клиентам.

     

Безопасность и комфорт

     

Терапевт стремится обеспечить своему клиенту в сеансе гипноза чувство безопасности и комфорта. С этой целью клиенту предоставляется максимум свободы и возможность делать выборы. Для этого по ходу сеанса вставляются своеобразные «предохранители», например:

«Из всего того, что я говорю, бессознательное может отобрать то, что необходимо, использовать это и отбросить и забыть все остальное». Или:

«Если я скажу что-то, что не подходит, это можно просто не слышать».

Эриксон говорил: «Когда я просматриваю записи моей работы, меня самого поражает, насколько я осторожно и бережно обращаюсь с пациентами».

     

Обратная связь

Сеанс эриксоновского гипноза – это сотрудничество, поэтому очень важно ощущение контакта. Разрывать контакт недопустимо: клиент во время сеанса не должен чувствовать себя брошенным, покинутым, он должен все время ощущать контакт с терапевтом.

Существенную роль в поддержании контакта играет обратная связь. Человек никогда не сидит полностью неподвижно, особенно в начале сеанса. Он двигается, у него есть мимика, он может засмеяться, улыбнуться, что-то еще. Что бы он ни делал – это надо воспринимать как телеграмму, адресованную лично тебе, и дать «расписку в получении» – обратную связь.

Клиент меняет позу – сказать: «Хорошо найти удобную позу».

Смеется – «Хорошо быть в хорошем настроении» или «Да, это забавно». Или просто сказать «Да», «Угу», кивнуть головой.

Что бы ни произошло – все хорошо. Не надо объяснять, почему хорошо.

Здесь важно отметить два момента.

     

Первое. В сеансе клиент не должен потерпеть неудачи. Поэтому что бы ни происходило – все хорошо. Все принимается.

     

Второе.Когда терапевт дает такую обратную связь, он транслирует очень важное послание: «Я вижу, что с тобой происходит, и принимаю это». Такая обратная связь – одна из важнейших техник работы с сопротивлением. Самое простое и легкое, что можно сделать с сопротивлением, – это переквалифицировать ого в сотрудничество.

Предположим, человек смеется. Терапевт говорит ему: «Да, это может быть забавно». Что «это»? Неизвестно. Может быть, ему просто хорошо и весело. Может быть, он вспомнил что-то смешное. Может быть, его забавляют слова терапевта. А может быть, это сопротивление – смех может быть формой сопротивления. Неважно. Когда терапевт говорит клиенту: «Это может быть забавно», он фактически говорит ему: «Можно делать то, что ты делаешь. Я это вижу и принимаю. Для меня это нормально. Меня это не смущает. Мы с тобой по-прежнему вместе, рука об руку. Мы идем в одном направлении». А если бы в ответ на смех клиента терапевт сказал себе: «Это сопротивление», – он бы создал для себя проблему: теперь придется что-то делать с сопротивлением. Так что обратная связь – это важно.

Прекрасный образ для эриксоновского гипнотерапевта – король из «Маленького принца». На одной из планет жил король, все приказы которого всегда исполнялись. Когда он ехал по своим владениям и видел, что человек работает, он говорил: «Приказываю тебе работать». А когда он видел, что человек отдыхает, он говорил: «Приказываю тебе отдыхать».

     

Демистификация

     

Итак, гипноз – это игра, которая разворачивается по определенным правилам. Поэтому первое, что нужно сделать, – это объяснить человеку, по каким правилам с ним сейчас будут играть, то есть создать у него определенные установки. Французы называют это «демистификация техники». Некоторые англоязычные авторы называют это «двухминутиая двухцентовая лекция по гипнозу». На наши деньги – двухкопеечная. Человеку надо объяснить, что в гипнозе нет ничего ни магического, ни мистического, что все это научно, просто и понятно.

Не надо много рассказывать. Надо объяснить, что у человека есть сознание и есть бессознательное; работа сознания связана с работой левого полушария головного мозга, а работа бессознательного – с работой правого полушария. Обычное наше состояние – такое, при котором левое полушарие активизировано значительно больше правого. Наши упражнения позволяют немного понизить активность левого полушария и немного повысить активность правого.

Полезно привести несколько повседневных примеров работы бессознательного.

     

   «Мы с вами разговариваем, и вы меня слушаете сознательно, и в то же время вы медленно качаете головой в знак того, что соглашаетесь со мной, и это вы делаете бессознательно».

     

     

   «Мы с вами сидим и разговариваем, и это происходит сознательно, и в то же самое время бессознательное регулирует очень важные и очень сложные процессы в организме – дыхания, кровообращения, пищеварения и другие».

     

Хорошо подчеркнуть, что происходит обучение. Можно сказать:

«Вы здесь для того, чтобы учиться вместе со мной. Я научился раньше вас, а теперь и вы научитесь».

Не надо говорить «Мы проведем опыт» – люди не любят быть подопытными. Не надо говорить «Мы проведем эксперимент» – люди не любят, чтобы на них ставили эксперименты.

Хорошее слово – «упражнение». Оно абсолютно безопасно. За свою жизнь люди делали тысячи упражнений.

«За несколько сеансов вы сделаете серию упражнений».

Очень важно снять основной страх перед гипнозом – страх утраты контроля. Представление о гипнозе в массовом сознании – почерпнутое из книг и фильмов – такое: «Меня усыпят, и я не буду знать, что со мной будут делать». Это страшно, это пугает. Поэтому надо объяснить человеку, что контроль сохраняется, что он остается хозяином положения.

«В каждый момент нашей совместной работы вы будете осознавать все, что происходит. Если вам что-то не понравится,в любой момент вы можете прервать упражнение, и мы сможем поговорить. Для этого будет достаточно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

Полезно также ввести невербальный сигнал на выход из транса – на тот крайне маловероятный, но теоретически возможный случай, если будет потерян вербальный контакт с клиентом, если он перестанет реагировать на слова.

«А если я захочу прервать упражнение, я сделаю вот так»– и прикоснуться рукой к плечу клиента.

     

Постановка цели

     

Постановка цели – очень важный момент.

Человек определяется в психологии как существо целеполагающее, то есть ставящее цели. Цели ставятся на уровне сознания. А бессознательное – это реализующий механизм, который помогает в достижении поставленных целей. Так что цель, поставленная перед сеансом, ориентирует все бессознательные механизмы, запущенные в сеансе, на достижение этой цели – независимо от использованных техник.

Постановка цели – важный момент заключения так называемого терапевтического договора, когда терапевт спрашивает своего клиента: «Что бы вы хотели получить в результате нашей совместной работы?» (или «нашего контакта», или «нашего взаимодействия»).

Возможен такой вариант ответа:

«Я хочу, чтобы меня больше не терзали эти головные боли, чтобы у меня больше не было депрессии, чтобы меня прекратили терроризировать члены моей семьи, чтобы ко мне больше никто не приставал».

«Очень хорошо. Это то, чего выне хотите. А чего вы хотите?»

То есть нужно получить позитивно сформулированную цель. Иногда человек не может сформулировать цель. Может выясниться, что это и есть его основная проблема – у него нет жизненных целей, он не знает, чего он хочет, к чему стремится. Он страдает от чувства неуспеха и нереализованности – а как может быть успех, если неизвестно, где он должен быть, в какой сфере. В этом случае приходится временно оставить гипноз в стороне и посвятить время выяснению целей. Вспоминается женщина, которая после безуспешной попытки сформулировать цели в отчаянии воскликнула:

«Ну откуда люди берут цели!?»

«Очень просто. Люди берут цели из ценностей. Что для вас в этой жизни важно и ценно?»

«Не знаю».

Она не знает, что для нее важно. Конечно, тогда очень трудно сформулировать цели. В этом случае приходится сначала разбираться с ценностями.

Возможен другой вариант: «Хочу это, и вот это, и то, и вон то большое, синее, не знаю что, тоже хочу».

«Очень хорошо. Из всего этого – что вы хотите в первую очередь?»

То есть нужно получить конкретную, реалистичную, позитивно сформулированную цель.

     

О Милтоне Эриксоне

     

Милтон Эриксон – наш современник, годы жизни 1901-1980. Он считается «отцом» практически всех современных направлений краткой психотерапии. Семья – из норвежских эмигрантов, отсюда фамилия. Семья была большая, сначала – шахтерская, затем – фермерская.

У Милтона Эриксона при жизни было два прозвища: «Мистер Гипноз» – потому что он был признанным мастером в области гипноза, и «Американский герой» – потому что с самого начала жизни он был поставлен в рамки очень жестких ограничений, сумел их преодолеть и стать тем, кем он стал.

   Милтон Эриксон в детстве отличался некоторыми особенностями развития. Он не говорил до четырех лет. Когда сердобольные соседи говорили матери: «Мамаша, а ребеночек-то не говорит», мудрая мама отвечала: «Он занят. Он думает. Настанет время – заговорит». По этому поводу Эриксон затем говорил своим ученикам: «Да, я заговорил в четыре года. Ну и что? Вот моя младшая сестра заговорила в два года, говорит до сих пор, пока еще ничего не сказала».

Эриксон плохо различал цвета. Лучше всего он различал фиолетовый цвет. Поэтому у Эриксона было много предметов фиолетового цвета – ему их дарили, чтобы доставить удовольствие. У него был даже фиолетовый телефон.

Милтон страдали тональной глухотой, то есть не различал и высоты звука. Он долго не мог понять, почему люди сбиваются в кучку и громко орут, и это называется «пение». Тем более удивительно то, что некоторые из разработанных им позже техник построены на изменении высоты звука.

На долю Эриксона выпало немало испытаний. В 17 лет он перенес приступ полиомиелита, после которого оказался надолго парализован, а в 42 года перенес повторный приступ, после которого оказался до конца своих дней прикован к инвалидному креслу-каталке.

Описание биографии Милтона Эриксона не входит в нашу задачу, в настоящее время уже достаточно многое о Милтоне Эриксоне переведено на русский язык. Сейчас вспомним лишь об одном эпизоде, так как он связан с последующими представлениями Милтона Эриксона о гипнозе.

Итак, в 17 лет Милтон Эриксон был парализован. Иногда он лежал на кровати, а иногда его пересаживали в кресло-качалку. И однажды его оставили в этом кресле – качалке на несколько часов. И вдруг он заметил, что кресло слегка раскачивается. Рядом никого не было, так что никто, кроме него, не мог раскачивать кресло. Но он не мог его раскачивать, потому что он был парализован. Но ведь кресло раскачивалось! И тогда он стал представлять себе, что оно раскачивается все больше и больше, – и кресло стало раскачиваться все больше и больше. Так в возрасте 17 лет Эриксон открыл для себя идеомоторные движения. И тогда он стал мысленно перебирать и воспроизводить ощущения от разных движений – ощущения, которые возникали у него, когда он бегал, прыгал, плавал, лазил на деревья. То есть он использовал идеомоторные и идеосенсорные феномены. И в результате он восстановил у себя движения в полном объеме – до такой степени, что смог в одиночку на каноэ проплыть через несколько штатов, чтобы полностью восстановить и укрепить мышцы.

Позже, когда он стал признанным специалистом в области гипноза, этот опыт повлиял на его представления о гипнозе. Он писал:

«Гипнотическое состояние – это опыт, принадлежащий субъекту, исходящий из его собственных накопленных обучений и воспоминаний, не обязательно осознанных».

И еще: «Гипнотический транс принадлежит только самому субъекту; оператор может лишь научиться, как предоставлять стимулы и внушения, вызывающие поведение, основанное на собственном прошлом опыте субъекта».

Кстати, этот опыт Милтона Эриксона – одна из причин того, что мы занимаемся сопровождением в приятном воспоминании. Фактически он сам себе делал сопровождения в приятном воспоминании.

     

   1.5. Микродинамика транса

     

Эриксон и Росси проанализировали работу Эриксона и выделили те этапы, те формально-динамические моменты, которые обязательно присутствуют в любом трансе. Они назвали это «микродинамика транса».

     

Фиксация внимания

     

Транс можно рассматривать как внутренний фокус внимания. Гипноз вообще можно рассматривать как «игры с вниманием». Процитируем Эриксона: «Гипноз наступает не вследствие повторения. Он наступает в результате облегчения способности вашего пациента принимать идею и отвечать на эту идею. Не надо много идей – это может быть одна-единственная идея, предъявленная в подходящий момент, так, чтобы она поглотила все внимание пациента. При работе с пациентами ваша цель заключается з том, чтобы обеспечить их внимание, обеспечить их сотрудничество и убедиться в том, что они отвечают настолько хорошо, насколько могут».

Поэтому любой гипноз – традиционный, эриксоновский, всегда начинается с одного и того же – с фиксации внимания.

В традиционном гипнозе гипнотизер часто фиксировал внимание на каком-нибудь блестящем предмете, предлагая неотрывно на него смотреть; одно время для этого было модно использовать хрустальные шарики. Эриксон по этому поводу говорил: «Воображаемые шарики обходятся намного дешевле» (то есть можно предложить смотреть на воображаемый хрустальный шарик). Или же гипнотизер предложит смотреть себе в глаза. Невропатолог может предложить смотреть на обратную сторону неврологического молоточка.

Это фиксация внимания в зрительной модальности. В принципе неважно, на чем и в какой модальности фиксировать внимание. Его можно фиксировать на чем угодно.

Внимание можно фиксировать в слуховой модальности. Можно предложить услышать окружающие звуки. Можно предложить услышать воображаемые звуки (тоже «обходится намного дешевле»), например, услышать любимую мелодию.

Можно фиксировать внимание в кинестетической модальности – на ощущениях. Фиксация внимания в кинестетической модальности используется при работе с человеком, испытывающим боль, так как в этом случае фиксация внимания в какой-либо другой модальности весьма проблематична. Когда к Эриксону приходил пациент, испытывающий боль, он начинал его подробно расспрашивать об этой боли, задавал о ней много вопросов. Описывая свою боль, пациент входил в транс.

Можно фиксировать внимание в ольфакториой модальности (обоняние) – предложить клиенту ощутить в своем воображении какой-нибудь запах.

Можно фиксировать внимание в густативной модальности (вкус) – предложить вспомнить какой-нибудь вкус.

Часто для фиксации внимания используется рассказывание историй, но рассказывать надо не бог весть что, а то, что заинтересует клиента. Например, «параллельную» историю о другом клиенте, у которого была такая же проблема и который имеет много сходного с тем клиентом, которому рассказывается история.

Один из способов зафиксировать внимание – вести себя необычно. Те, кто работает с детьми, для того чтобы зафиксировать внимание, могут изобразить какое-то животное. Некоторые терапевты для этой цели осваивают фокусы.

     

Депотенциализация сознания

     

После того как внимание зафиксировано, нужно сделать так, чтобы понизилась активность сознательного разума. Собственно, это и есть вхождение в транс. Эриксон и Росси называют этодепотенциализацией сознания. Депотенциализация – временное снижение действенности, активности сознания.

Эриксон и Росси описывают четыре основных способа денотенциализации сознания.

Первый способ –

  

   замешательство

. Техникам создания замешательства посвящена отдельная глава. Сейчас отметим, что замешательство всегда полезно для гипноза – оно практически мгновенно «выбивает» человека из левонолушарного, сознательного, логического функционирования. Особенно хорошо его использовать с теми, кто стремится все объяснить логически.

Второй способ депотенциализации сознания –

     

   насыщение

. Насыщение приносит клиенту такое количество сенсорной информации, которое превышает его возможности получения этой информации. Русский глагол «грузить» полностью соответствует этой технике.

Насыщение вызывает у человека такую мыслительную активность, которую ему трудно поддерживать.

Врач может подробно описывать какой-нибудь совершенно неинтересный физиологический процесс – например, процесс пищеварения. Психолог может подробно рассказать о том, как работает человеческая память или восприятие. Человек сначала будет слушать, а потом отвлечется, так как дается слишком много информации. Он не в состоянии ее воспринять и, чтобы «спасти лицо», погружается в транс.

Можно рассказывать истории без конца или круговые истории.

Третий способ депотенциализации сознания –

     

   удивление

. Оно близко к замешательству, но часто приятнее для клиента, потому что в нем есть юмор и игра слов.

Хорошо использовать в наведениях само слово «удивление» («сюрприз»):

«И может быть через несколько мгновений вы испытаете удивления, отметив... »

   «Возможно, вы удивитесь тому, что...»

   «Для вас будет сюрпризом...»

     

Можно удивить каким-нибудь гипнотическим феноменом. Очень хорошо для этого подходит каталепсия. Можно вывести руку в каталепсию, предложить человеку, оставаясь в трансе, открыть глаза и

«удивиться той вашей способности, о которой, возможно, вы не знали... и вновь закрыть глаза... и погрузиться в транс еще глубже».

Четвертый способ –

     

   психологический шок

. Шок – это очень сильное замешательство. Психологический шок очень эффективен в наведении транса. Фактически это мгновенный транс. В связи с тем, что субъективно это весьма неприятное переживание, в эриксоновском гипнозе он используется редко. Зато достаточно часто используется эстрадными гипнотизерами.

     

Запуск бессознательного поиска

     

Третий этап микродинамики транса – запуск бессознательного поиска. Это собственно терапевтический этап, активизация работы бессознательного, самая важная часть работы гипнотерапевта. Здесь используются все виды внушений, в том числе метафоры.

     


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!