Эпикуреизм (если не писали в Атомизме)

Сократические школы (если про них не писали)

 

После смерти Сократа сформировалось несколько групп философов, ссылавшихся на него как на учителя. Такие группы получили название «сократических школ». Особое значение среди них имела школа Киников (Антисфен, 444-365 гг. до н. э., Диоген, ум. ок. 330 г. до н.э.). Киники считали, что общественные установки, в том числе нормы морали, имеют не естественный, а искусственный характер. Человек же должен следовать природе - именно она определила тот минимум, в котором он действительно нуждается. Все остальное (например, богатство, власть) не имеет значения. Поэтому единственным подлинным благом оказывается внутренняя свобода - независимость от норм, навязываемых обществом. Условие достижения внутренней свободы - добродетельное поведение. Оно выражается в воздержании от наслаждений и выработке в себе нечувствительности к страданию.

 

ДЗ Написать еще про одну сократическую школу

 

Учеником Сократа был и крупнейший античный мыслитель Платон (427-347 гг. до н. э.)- создавший целостную и последовательную философскую концепцию.

Учение о бытии. Существует два вида бытия: подлинное - высший «мир идей» и не подлинное - низший, производный «мир вещей» (тот мир, в котором мы живем). Идея - это образец, духовная сущность вещи (например, идея дерева, идея дома). При соединении идеи и материи образуется вещь (Рис. 2.2).

Космология (учение о возникновении космоса). Демиург (творец) создал космос из хаоса.

Учение о человеке. Идея человека - его душа. Она состоит из трех частей - желающей, волевой и разумной. Их добродетели, соответственно - умеренность, мужество, мудрость. Душа вечна, после смерти человека она возвращается в мир идей. Добродетельные души могут созерцать идеи этого мира. Через некоторое время души вновь возвращаются в человеческие тела («метемпсихоз»).

Рис.2.2. Учение Платона о мире вещей и мире идей.

Теория познания (теория припоминания). Познание - это воспоминание душой тех идей, которые она созерцала в мире идей (в период между воплощениями).

Учение об обществе. Платон разработал проект «идеального государства». Его население делится на три сословия: философов (правителей), воинов (стражей) и

производителей (ремесленников и земледельцев). Принадлежность к сословию определяется степенью развития частей души с их добродетелями, судьбой души при ее последнем пребывании в мире идей. Положения и права сословий принципиально различны.

 

ДЗ Какие положение и права у разных сословий

 

Чтобы добиться лучшего воплощения в следующей жизни человек должен обеспечить своей душе наиболее хорошие возможности на период ее пребывания в мире идей. Путь к этому - добродетель. (Рис. 2.3.).

Рис.2.3. Учение Платона о человеке и государстве.

 

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - ученик и идейный противник Платона, крупнейший античный мыслитель, оказавший, как и его учитель, огромное влияние на все последующее развитие философии. «Платон мне друг, но истина дороже!»

Учение о бытии. Основами бытия являются:

А) «форма форм», то есть совокупность нематериальных сущностей вещей;

Б) несотворенная пассивная «первая материя». При соединении формы с материей об­разуются конкретные вещи.

Наряду с формальным и материальным основаниями (причинами) вещей, Аристотель выделял также движущую причину (вещи находятся в состоянии движения, изменения, но его источник - неподвижный «первый двигатель») и целевую причину (любое изменение направлено к определенной цели) (Табл. 2.1.) - Концепция, предполагающая предустановленную целесообразность всех явлений и событий в мире, получила название «телеология».

Теория познания. Познавательный процесс начинается с чувственного восприятия, но постижение сущностей и закономерностей мира доступно лишь разуму.

Таблица 2.1.

Учение Аристотеля о причинах

Название причины Сущность причины Причины конкретной вещи (например, горшка) Причина мира Первоначала
Формальная Сущность вещи, ее смысл, понятие горшок Форма форм

 

Форма форм

Движущая То, откуда идет начало движения (возникновения, изменения) Гончар Первый двигатель, сам неподвижный
Целевая То, ради чего существует вещь Сделав горшок, продать его, чтобы заработать на жизнь Конечная цель существования мира
Материальная Субстрат, вещество, из которого состоит вещь Глина Первая материя Первая материя

Учение о человеке. Форма человека - его душа, включающая вегетативную (растительную), чувствующую (животную) и разумную части. Разумная часть души состоит из воспринимающего ума и деятельного ума. Человек - единство души и тела. Растительная душа (присущая растениям, животным и человеку) обеспечивает питание и размножение, животная (имеющаяся у животных и человека) - движение и ощущения, разумная (свойственная только человеку) - познание и творчество. Вопрос о бессмертии души Аристотель решал принципиально иначе, чем Платон. Он считал растительную и животную части души, а также воспринимающий ум смертными. Лишь деятельный ум, с его точки зрения, возможно, обладает бессмертием. Человек, по Аристотелю, - общественное существо, «политическое животное».

Учение о государстве. Аристотель отождествлял общество и государство. Граждане го­сударства по имущественному признаку делятся на три группы, причем особое значение для процветания государства имеют средние слои. Подобно Платону, Аристотель поддерживал аристократические формы правления.

Учение о нравственности (этика). Государство требует от граждан определенных доб­родетелей:

А) дианоэтических - связанных с умственной деятельностью и формирующихся путем обучения;

Б) этических - относящихся к характеру и являющихся результатом привычки.

Важный принцип нравственного поведения - уклонение от крайностей («Ничего слишком»). Так, например, добродетельным является мужество - уклонение от крайностей безрассудства и трусости - и щедрость - среднее между скупостью и расточительностью.

Аристотель занимался также философией природы, осуществил классификацию наук, разработал основы логики.

 

ДЗ по Аристотелю

1 Аристотель – основатель многих наук и дисциплин, каких?

2 Напишите про законы логики по Аристотелю.

3 Напишите про классификацию форм правления по Аристотелю.

4 Аристотель – первый историк философии. Поясните.

 

Стоицизм - одно из самых крупных течений античной философии. Он просуществовал с IV в. до н. э. По VI в. н. э. Представители стоицизма: Зенон (ок.333-382 гг. до н. э.). Хрисипп (ок.281-205 гг. до н. э.); Сенека. (5 г. до н.э.-65 г. н. э.), император Марк Аврелий (121-180гг. н. э.) и др. Стоики выделяли в своем учении три основных части-физику, логику и этику, считая именно обоснование нравственных принципов главной задачей философии.

Учение о бытия и природе (физика). Основания бытия - пассивная материя и активное начало (мировой разум, логос, творческий огонь). Эти начала присутствуют в каждой вещи. Все в мире подчинено строгой необходимости, все предопределено. В человеческой жизни такая предопределенность выступает как судьба.

Учение о познании (логика). Основа знания, источник истинных знаний - чувственные восприятия. Они оставляют отпечатки - впечатления в душе, на основе которых образуются понятия, фиксируемые в словах. С их помощью осуществляется рациональное мышление. Анализу слова и его изначального смысла (лектона) стоики, особенно в ранний период, придавали существенное значение.

Учение о человеке и нравственности (этика). Высшее благо, счастье - жить в согласии с природой, а значит, подчиняться естественным законам, предопределению, судьбе. Смысл жизни - в достижении полного душевного спокойствия. Поэтому для мудрого человека должно быть безразлично все, что определено судьбой и от него не зависит (жизнь и смерть, слава и бесславие, богатство и бедность и др.). Зависит же от человека, выбирается им свободно лишь добродетель или порок. Таким образом, свобода - в обретении духовной независимости, в том, чтобы отказываться от переживаний и страстей, выбирать добродетель, а не порок.

Стоик Сенека сформулировал «золотое правило морали»: «Обходись со стоящими ниже тебя так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше», или, иными словами: не делай другому того, чего не хочешь себе. В период творчества этого римского мыслителя человек стал рассматриваться как существо беспомощное, подверженное страху смерти. Однако жизни не бывает без смерти, последняя - своего рода плата за жизнь. Более того, как утверждал Сенека, чем плохо жить, лучше умереть, добровольная смерть - одно из проявлений свободы.

 

ДЗ Как стоики оправдывали наличие зла в мире?

 

Представители скептицизма - Пиррон (365-275 гг. до н.э.), Секст Эмпирик (200-250 гг. н.э.) ~ сосредоточили внимание на вопросе о познании мира и фактически дали на него отрицательный ответ. Они последовательно обосновывали представление о том, что и органы чувств, и разум человека несовершенны, а потому не могут дать знания, соответствующие действительности, охватить величественную и непостижимую природу.

Из этого следовало, что любая истина относительна и, значит, человек должен скептически, то есть с сомнением относиться к любому, и, прежде всего, философскому знанию, не отстаивать никаких мнений, претендующих на истинность. Скептическое отношение распространялось и на саму реальность - «если я чего-либо не знаю, то этого не существует». Поэтому жизненной задачей человека становилось достижение абсолютного спокойствия и безразличия («атараксии») в отношении всех событий, происходящих вокруг него.

 

ДЗ Секст Эмпирик и доказательства отсутствия бога

 

Эпикуреизм (если не писали в Атомизме)

Атомистическая этика наслаждения в развитой форме разработана Эпикуром. Человек стремится к удовольствиям и избегает страданий. Его цель - блаженство, то есть здоровье тела и безмятежность духа. Путь к блаженству - наслаждение, но лишь естественное и необходимое (чрезмерные же удовольствия порождают только новые страдания). Все, что дарует наслаждение, является добром, а все, что ведет к страданиям - злом. Философия, согласно Эпикуру, помогает человеку достичь блаженства, ибо даваемое ею знание освобождает от страха перед богами и смертью: «Зачем бояться смерти? Когда мы есть, смерти нет, когда смерть есть, нас нет».

 

ДЗ Классификация наслаждений по Эпикуру.

 

 

Заключительная стадия развития античной философии проявилась, прежде всего, в творчестве неоплатоников Плотина, Ямвлиха, Прокла. Для этого этапа было характерно:

возрастание элементов мистики; развитие представлений о нематериальном начале мира - Логосе; утверждение превосходства духовного над материальным, души - над телом.

 

ДЗ Охарактеризуйте кратко Неоплатонизм

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!