Инсценировка главы «Смерть и воин»

Межпоселенческое муниципальное бюджетное учреждение культуры

Централизованная библиотечная система

Гагинского муниципального района

Какинская сельская библиотека-филиал

Литературная гостиная

Книга про бойца»

(посвященная 75-летию окончания

Публикации поэмы «Василий Тёркин»)

                                                                                         Библиотекарь

Кукушкина Н.Е.

Цель:  воспитание патриотических чувств и пробуждение интереса к истории войны

Задачи:

1. популяризировать творчество А. Т. Твардовского

2. вызвать интерес к судьбе поэта и гражданина, познакомить с основными вехами его жизненного и творческого пути

3. показать роль поэмы «Василий Тёркин» и её героя в годы войны

4. вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне

Оборудование:

портрет А. Т. Твардовского, выставка книг поэта и о поэте, иллюстрации В. Л. Гольдяева к поэме «Василий Тёркин», кроссворд, песни военных лет (звучат в записи по ходу сценария, создавая музыкальный фон вечера).

Реквизиты:

гармонь, шинель, котелок, пилотка, вещмешок и др.

Небольшая сцена оформлена в виде полянки (привал).

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

 

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости нашей литературной гостиной! Наша сегодняшняя встреча посвящена 75-летию со дня окончания поэмы «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского.

Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью.

Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.

Через всю свою жизнь Твардовский пронес благодарную память о тех днях, которые называл «началом всех начал», - о детстве. А было оно далеко не «золотым».

Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах, был строг до суровости, честолюбив до болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности - бывало с ним порой очень нелегко.

И все-таки условия, в которых протекало детство будущего поэта, складывались так, что он мог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы, впитывать стихи классиков и учиться преодолевать трудности, ценить плоды человеческого труда и развивать в себе любознательность, проникаться непримиримостью к жадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию и давать простор своим безудержным мечтам, настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще на пороге юности определенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекс советского гражданина и русского поэта.

Вот что писал сам Твардовский:

Чтец 1: «Родился я в Смоленщине, - пишет он, - в 1910 году, 21 июня, на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом Трифоном Гордеевичем Твардовским, через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку. Земля эта - десять с небольшим десятин, вся в мелких болотцах, «оборках», как их у нас называли, и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, - была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости.

И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему «имению», как он в шутку и не в шутку называл свой хутор... Местность эта была довольно дикая, в стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли. Но ему, то и дело, приходилось обращаться к молотку.

...Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, с «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина произошло таким именно образом».

Чтец 2: В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. Военный путь Твардовского начался в 1939. Как военкор он участвует в походе в Западную Белоруссию, позднее в Финской кампании 1939-40 годы.

Ведущий: Поэма «Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине".

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не "Вася Теркин", а "Василий Теркин".Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой , газеты с главами поэмы с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.

Чтец 3: Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. События развиваются очень долго. Василий Теркин – рядовой пехотинец из крестьян. В нем воплощаются лучшие солдатские и народные черты. Это солдат простой и доступный, умеет шутить, не падает духом и так похож на других солдат. Он смел, скромен и всегда поможет в трудный момент. Твардовский подчеркивает, что в каждой роте есть такой человек, который должен лишь смешить солдат шутками на фронте, чтобы поднять им боевой дух. Но поэт показывает героя не только как шутника, но и как находчивого и мужественного человека. Теркин – патриот, он защищает свою Родину без лишнего пафоса. Он опытный воин. В главе «Переправа» Василий прорывается на берег со своим взводом, а оттуда один на противоположный берег. Условия были невыносимы: ноябрь, холодная вода. Тело Теркина растирают спиртом, он очень замерз, но даже в этот момент чувство юмора его не покидает: солдат с хитрым видом спрашивает у врача о приеме спирта внутрь, чтобы не все тратить на кожу. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.

Герои, которые также упоминаются в произведении, имеют дело с простодушным солдатом. В поэме описаны не только фронтовики, но и те, кто трудился в тылу ради победы: старики и женщины. Персонажи произведения не только воюют. Они радуются, любят, говорят друг с другом, мечтают о мире. Война, как и жизнь вообще, объединяет трагедию и юмор, страх и смелость, земное бытие и смерть. Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях, как например в главе «Переправа».

Ведущий: Сейчас вашему вниманию будет представлена инсценировка главы «Смерть и воин», которую подготовили ребята старших классов Какинской средней школы.

Инсценировка главы «Смерть и воин»

Ведущий:

За далекие пригорки
Уходил сраженья жар.
На снегу Василий Теркин
Неподобранный лежал.

Снег под ним, набрякши кровью,
Взялся грудой ледяной.
Смерть склонилась к изголовью:
— Ну, солдат, пойдем со мной.

Я теперь твоя подруга,
Недалеко провожу,
Белой вьюгой, белой вьюгой,
Вьюгой след запорошу.

Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.
— Я не звал тебя, Косая,
Я солдат еще живой.

Смерть, смеясь, нагнулась ниже:
— Полно, полно, молодец,
Я-то знаю, я-то вижу:
Ты живой да не жилец.

Мимоходом тенью смертной
Я твоих коснулась щек,
А тебе и незаметно,
Что на них сухой снежок.

Моего не бойся мрака,
Ночь, поверь, не хуже дня...
— А чего тебе, однако,
Нужно лично от меня?

Смерть как будто бы замялась,
Отклонилась от него.
— Нужно мне... такую малость,
Ну почти что ничего.

Нужен знак один согласья,
Что устал беречь ты жизнь,
Что о смертном молишь часе...

— Сам, выходит, подпишись?—
Смерть подумала.
— Ну что же,—
Подпишись, и на покой.
— Нет, уволь. Себе дороже.
— Не торгуйся, дорогой.

Все равно идешь на убыль.—
Смерть подвинулась к плечу.—
Все равно стянулись губы,
Стынут зубы...
— Не хочу.

— А смотри-ка, дело к ночи,
На мороз горит заря.
Я к тому, чтоб мне короче
И тебе не мерзнуть зря...

— Потерплю.
— Ну, что ты, глупый!
Ведь лежишь, всего свело.
Я б тебя тотчас тулупом,
Чтоб уже навек тепло.

Вижу, веришь. Вот и слезы,
Вот уж я тебе милей.

— Врешь, я плачу от мороза,
Не от жалости твоей.

— Что от счастья, что от боли —
Все равно. А холод лют.
Завилась поземка в поле.
Нет, тебя уж не найдут...

И зачем тебе, подумай,
Если кто и подберет.
Пожалеешь, что не умер
Здесь, на месте, без хлопот...

— Шутишь, Смерть, плетешь тенета.—
Отвернул с трудом плечо.—
Мне как раз пожить охота,
Я и не жил-то еще...

— А и встанешь, толку мало,—
Продолжала Смерть, смеясь.—
А и встанешь — все сначала:
Холод, страх, усталость, грязь...
Ну-ка, сладко ли, дружище,
Рассуди-ка в простоте.

— Что судить! С войны не взыщешь
Ни в каком уже суде.

— А тоска, солдат, в придачу:
Как там дома, что с семьей?
— Вот уж выполню задачу —
Кончу немца — и домой.

— Так. Допустим. Но тебе-то
И домой к чему прийти?
Догола земля раздета
И разграблена, учти.
Все в забросе.

— Я работник,
Я бы дома в дело вник,
— Дом разрушен.
— Я и плотник...
— Печки нету.
— И печник...
Я от скуки — на все руки,
Буду жив — мое со мной.

— Дай еще сказать старухе:
Вдруг придешь с одной рукой?
Иль еще каким калекой,—
Сам себе и то постыл...

И со Смертью Человеку
Спорить стало свыше сил.
Истекал уже он кровью,
Коченел. Спускалась ночь...

— При одном моем условье,
Смерть, послушай... я не прочь...

И, томим тоской жестокой,
Одинок, и слаб, и мал,
Он с мольбой, не то с упреком
Уговариваться стал:

— Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?

Дашь ты мне в тот день немножко
Погулять среди живых?
Дашь ты мне в одно окошко
Постучать в краях родных,
И как выйдут на крылечко,—
Смерть, а Смерть, еще мне там
Дашь сказать одно словечко?
Полсловечка?
— Нет. Не дам...

Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.

— Так пошла ты прочь, Косая,
Я солдат еще живой.

Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.

— Погоди. Резон почище
Я найду,— подашь мне знак...

— Стой! Идут за мною. Ищут.
Из санбата.
— Где, чудак?
— Вон, по стежке занесенной...

Смерть хохочет во весь рот:
— Из команды похоронной.
— Все равно: живой народ.

Подал Теркин голос свой:
— Прогоните эту бабу,
Я солдат еще живой.

Чтец (читает наизусть главу «Гармонь):

По дороге прифронтовой,

Запоясан, как в строю,

Шел боец в шинели новой,

Догонял свой полк стрелковый,

Роту первую свою.                     

Шел легко и даже браво

По причине по такой,

Что махал своею правой,

 

Как и левою рукой.

Отлежался. Да к тому же

Щелкал по лесу мороз,

Защемлял в пути все туже,

Подгонял, под мышки нес.

Вдруг — сигнал за поворотом,

Дверцу выбросил шофер,

Тормозит:

Садись, пехота,

Щеки снегом бы натер.

Далеко ль?

— На фронт обратно,

Руку вылечил.

Понятно.

Не герой?

— Покамест нет.

Доставай тогда кисет.

Грузовик гремит трехтонный,

Вдруг колонна впереди.

Будь ты пеший или конный,

А с машиной — стой и жди.

От глухой лесной опушки

До невидимой реки —

Встали танки, кухни, пушки,

Тягачи, грузовики,

Легковые — криво, косо.

В ряд, не в ряд, вперед-назад,

Гусеницы и колеса

На снегу еще визжат.

На просторе ветер резок,

Зол мороз вблизи железа,

Дует в душу, входит в грудь-

Не дотронься как-нибудь.

— Вот беда: во всей колонне

Завалящей нет гармони,

А мороз — ни стать ни сесть...

Снял перчатки, трет ладони,

Слышит вдруг:

Гармонь-то есть.

Уминая снег зернистый,

Впеременку — пляс не пляс —

Возле танка два танкиста

Греют ноги про запас.

— У кого гармонь, ребята?

— Да она-то здесь, браток... —

Оглянулся виновато

На водителя стрелок.

— Так сыграть бы на дорожку?

— Да сыграть — оно не вред.

— В чем же дело? Чья гармошка?

— Чья была, того, брат, нет...

И сказал уже водитель

Вместо друга своего:

— Командир наш был любитель...

Схоронили мы его.

— Так...

— С неловкою улыбкой

Поглядел боец вокруг,

Словно он кого ошибкой,

Нехотя обидел вдруг.

Поясняет осторожно,

Чтоб на том покончить речь:

— Я считал, сыграть-то можно,

Думал, что ж ее беречь.

А стрелок: -вот в этой башне

Он сидел в бою вчерашнем...

Трое — были мы друзья.

— Да нельзя, так уж нельзя.

Я ведь сам понять умею,

Я вторую, брат, войну...

И ранение имею,

И контузию одну.

И опять же — посудите —

Может, завтра — с места в бой...

— Знаешь что,— сказал водитель,

Ну, сыграй ты, шут с тобой.

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно — гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых

Шел народ, как на огонь.

И кому какое дело,

Кто играет, чья гармонь!

Я не то еще сказал бы,—

Про себя поберегу.

Я не так еще сыграл бы,—

Жаль, что лучше не могу.

Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают.

— Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть.

— Отморозил парень пальцы,—

Надо помощь скорую.

— Знаешь, брось ты эти вальсы,

Дай-ка ту, которую...

И опять долой перчатку,

Оглянулся молодцом

И как будто ту трехрядку

Повернул другим концом.

И забыто — не забыто,

Да не время вспоминать,

Где и кто лежит убитый

И кому еще лежать.

Плясуны на пару пара

С места кинулися вдруг.

Задышал морозным паром,

Разогрелся тесный круг.

Чей кормилец, чей поилец,

Где пришелся ко двору?

Крикнул так, что расступились:

— Дайте мне, а то помру!..

И пошел, пошел работать,

Наступая и грозя,

Да как выдумает что-то,

Что и высказать нельзя.

Подает за штукой штуку:

— Эх, жаль, что нету стуку,

Эх, друг,

Кабы стук,

Кабы вдруг —

Мощеный круг!

Кабы валенки отбросить,

Подковаться на каблук,

Припечатать так, чтоб сразу

Каблуку тому — каюк!

А гармонь зовет куда-то,

Далеко, легко ведет...

Нет, какой вы все, ребята,

Удивительный народ.

Хоть бы что ребятам этим,

С места — в воду и в огонь.

Все, что может быть на свете,

Хоть бы что — гудит гармонь.

Выговаривает чисто,

До души доносит звук.

И сказали два танкиста

Гармонисту:

— Знаешь, друг...

Не знакомы ль мы с тобою?

Не тебя ли это, брат,

Что-то помнится, из боя

Доставляли мы в санбат?

Вся в крови была одежа,

И просил ты пить да пить...

Приглушил гармонь:

— Ну что же,

Очень даже может быть.

— Нам теперь стоять в ремонте.

У тебя маршрут иной.

— Это точно...

— А гармонь-то,

Знаешь что,— бери с собой.

Забирай, играй в охоту,

В этом деле ты мастак,

Весели свою пехоту.

— Что вы, хлопцы, как же так?..

Ничего,

— сказал водитель,—

Так и будет. Ничего.

Командир наш был любитель,

Это — память про него...

И с опушки отдаленной

Из-за тысячи колес

Из конца в конец колонны:

«По машинам!» — донеслось.

И опять увалы, взгорки,

Снег да елки с двух сторон...

Едет дальше Вася Теркин,—

Это был, конечно, он.

 

Чтец 1:

Теркин — кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Чтец 2: Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Потому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это, конечно, величайшая заслуга поэта перед отечествен­ной литературой и историей.

Чтец 3 : Да, Теркин - образ собирательный, Его прототипы — реальные люди, встреченные по­этом на разных дорогах войны.

Ведущий: Но почему же, кро­ме Теркина, фактически все дру­гие герои безымянны? А в том-то и секрет поэта, что он, идя от ре­альных людей, стремился к тако­му обобщению, чтобы каждый из читающих или слушающих поэму солдат мог бы легко представить себя на месте персонажа.

Этим же объясняет­ся и то, что сам Теркин в послед­них строках поэмы как бы рас­творяется среди других солдат, сливается с народной массой, возвращается в народ.

Чтец 4: "Василий Теркин" ("Книга про бойца") — вечная книга, и не только потому, что в ней — вся война как есть, с ее тра­гическим и комическим, героиче­ским и обыденным. В ней прав­да — о человеке, о том замечатель­ном солдате, который победил в страшной войне, и о нас с вами, живущих сегодня, во имя которых эта победа совершена. Ведь в вы­соком товариществе, стойкости, мужестве, в доброте и щедрости, решительности и человечности, в умении смотреть правде в глаза и не бояться ее мы сегодня нужда­емся не меньше, а может даже и больше, чем в то суровое и требо­вательное время. И потому Тер­кин всегда нам будет нужен.

Чтец 5:

Мать-земля моя родная,

Я твою изведал власть,

Как душа моя больная

Издали к тебе рвалась!

Я загнул такого крюку,

Я прошел такую даль,

И видал такую муку,

И такую знал печаль!

Я иду к тебе с востока,

Я тот самый, не иной.

Ты взгляни, вздохни глубоко,

Встреться заново со мной.

Мать-земля моя родная,

Ради радостного дня

Ты прости, за что — не знаю,

Только ты прости меня!..

Не в плену тебя жестоком,

По дороге фронтовой,

А в родном тылу глубоком

Оставляет Теркин твой.

Минул срок годины горькой,

Не воротится назад.

— Что ж ты, брат,

Василий Теркин,

Плачешь вроде?..

— Виноват...

Ведущий: Для подведения итогов нашей встречи я предлагаю разгадать кроссворд, посвященный теме нашей встрече – поэме «Василий Тёркин».

По горизонтали:

1. Жанр произведения «Василий Теркин» (поэма)

4. Мешочек для хранения махорки (кисет)

6. Как называются пешие войска? (пехота)

7. Назовите время года, когда проходила переправа (зима)

8. Сколько глав в поэме? (тридцать)

9. Какие черты характера Теркина проявляются в главе «О награде»? (скромность)

10. Блюдо, которое готовили солдаты? (каша)

11. На чем переправлялись солдаты через реку? (понтоны)

По вертикали:

2. На каком музыкальном инструменте играл Теркин? (гармонь)

3. Перемещение с одного берега на другой называется…(переправа)

5. Название награды (орден)

              2                    
      1,3                            
          9                        
                    8              
4                                  
                    6              
                  11                
10                                  
                                   
7                                  

 

Ведущий: Уважаемые гости. На книжной выставке «Никто не забыт – ничто не забыто» представлены книги о Великой Отечественной Войне, а на книжно-иллюстрационной выставке представлены портрет А.Т. Твардовского, его поэма «Василий Тёркин» и иллюстрации к поэме. Вы можете познакомиться с представленной литературой, а если что-то заинтересует – взять на дом.

 

Используемая литература:

Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М.: Современник, 1989;

Твардовский А.Т. Поэмы.- М.: Современник, 19774;

Турков А. М. Твардовский – М.: Советская Россия, 1970;

Чернова И.И. Стихи о войне Александра Твардовского. – Первое сентября. – 1998, № 35;

Интернет. ресурсы:

http://www.portfolio.1september.ru/

http://festival.1september.ru/

http://www.a4format.ru/

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!