Задание 1. Раскрыть содержание вопросов.

Русская музыкальная культура XVIII века.

Первая четверть XVIII века, ознаменованная реформами Петра I, стала началом новой эпохи в истории русской культуры. На протяжении всего Средневековья русская культура существовала в определённой изоляции от западноевропейской. Формированию такой ситуации в немалой степени способствовал период раздробленности. Но в основном она объясняется желанием церкви сохранить чистоту и самобытность православной религии, оградив её от влияния идей католичества и протестантизма. Уже в XVII веке культурная обособленность Руси начала преодолеваться. В XVIII столетии Россия окончательно вступает на путь общеевропейского развития и приобщается к достижениям западной культуры.

XVIII век в Европе – это эпоха Просвещения. Вера в человеческий разум, потеснившая веру в Бога, способствовала интенсивному развитию философии, науки, искусства. Мир узнал имена Дидро, Вольтера и Руссо, Гёте и Шиллера. Высочайшие достижения музыкального искусства XVIII столетия связаны с творчеством Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Идеи европейского Просвещения проникли в XVIII веке и в Россию. Открываются Академия наук (1724), Университет (1755), Академия художеств (1757), а также такие учебные заведения, как Шляхетский корпус (1731, только для детей из дворянских семей) и Смольный институт благородных девиц (1764). В 1756 году создаётся первый публичный театр. Характернейшим явлением времени стала деятельность М.В.Ломоносова (1711-1765), объединившего в своём лице мыслителя, учёного, литератора. Во второй половине столетия бурное развитие светских форм культуры приводит к расцвету всех видов искусств: литературы (Сумароков, Фонвизин, Радищев, Державин), живописи (Аргунов, Рокотов, Левицкий), архитектуры (Баженов и Казаков).

Перед русской музыкой XVIII век поставил две исторические задачи: 1) за несколько десятилетий освоить традиции светской музыкальной культуры европейского типа, которые в Европе складывались веками (начиная от инструментария и кончая секретами композиторского мастерства); 2) сохранить при этом традиции собственной, национальной музыкальной культуры (прежде всего народной и церковной), чтобы затем на основе их осмысления создать самобытное музыкальное искусство. Выполнение столь сложных задач подразумевало наличие в России профессиональных композиторов и исполнителей с европейским уровнем образования. В XVII веке в области светской музыки их не существовало. В XVIII столетии формирование национальной композиторской и исполнительской школы стало неизбежным, что и явилось важнейшим результатом данного периода истории русской музыки.

В развитии музыкальной культуры XVIII столетия можно выделить три этапа. Каждый из них занимал примерно треть столетия.

Русская музыкальная культура первой трети XVIII века.

Новые формы музицирования в эпоху Петра I . Первая треть века была посвящена активному внедрению в жизнь светского общества новых форм музицирования. При Петре I музыка стала непременной участницей общественных церемоний. Для их обслуживания были созданы два придворных оркестра, Военный и Бальный, и придворный хор, преобразованный из хора Государевых певчих дьяков (в 1763 году при Екатерине II за ним закрепилось название Придворная певческая капелла). По специальному царскому указу 1711 года духовые оркестры стали создаваться также в каждом полку. А приближённые царя, в том числе А.Д.Меньшиков, заводили собственные капеллы, состоящие из иностранных музыкантов-инструменталистов и русских певчих.

Ритуал придворных празднеств, включая их музыкальное сопровождение, был тщательно разработан. Основными разновидностями торжеств являлись военные парады и ассамблеи (балы). Военные парады устраивались по случаю крупнейших побед российской армии, которые в петровскую эпоху было немало. Некоторые из памятных дат становились ежегодными государственными праздниками. Так, 27 июня отмечалась годовщина Полтавской победы (1709), а 9 августа – годовщина взятия Нарвы (1704). Во время праздничных церемоний парады войск сменялись театрализованными шествиями: герои, увенчанные лаврами, проезжали под триумфальными арками. Всё это сопровождалось фанфарами труб, ударами литавр, пушечными залпами, колокольным звоном и пением хора, исполнявшего торжественные панегирические (то есть хвалебные) канты.

Панегирические канты называли ещё «канты-виваты», так как в припеве большинства из них многократно повторялось приветствие «виват». Виватные канты – новая разновидность жанра, известного в России с XVII столетия. О близости к кантам и псальмам XVII века говорит фактура кантов-виватов: хоровое аккоровое трёхголосие с параллельным движением двух верхних голосов и гармонической опорой в нижнем голосе. Однако в отличие от камерного звучания кантов предшествующего столетия панегирическим кантам свойственны яркая звучность (динамика f, ff), активная ритмика, опора на фанфарные обороты в мелодии, что сообщает им черты праздничного марша-гимна. Таков, например, «Кант на заключение Ништадтского мира», написанный в 1721 году в честь победоносного исхода двадцатилетней Северной войны со шведами.

Праздничный характер звучания роднит панегирические канты с партесными концертами, которые в XVIII веке создавались и исполнялись не только в честь церковных, но и в честь государственных праздников и всё более сближались со светской музыкой. Так, в ряду множества панегирических кантов и произведений для духовых оркестров, специально сочинённых к празднованию Полтавской победы, был и двенадцатиголосный партесный концерт «Полтавскому торжеству», написанный В.П.Титовым.

Другой вид придворных церемоний – дворцовые балы, или ассамблеи – был учреждён указом Петра I в 1718 году. Во время ассамблеи, строившихся по типу французских балов, исполнялись модные французские танцы. Сначала они нравились не всем – царю приходилось заставлять своих подданных танцевать полонезы и англезы. Но вскоре пришедшая из-за границы традиция прижилась, и иностранные танцы приобрели популярность. Особой любовью в России пользовался менуэт.

С приобщением к общеевропейским способам проведения светского досуга новые формы музицирования утверждаются и в домашнем быту высшей столичной аристократии. В моду входит исполнение песен (их часто называли «ариями») любовного содержания под аккомпанемент клавесина, скрипки, флейты. Сначала они пелись на иностранных языках – итальянском. французском, немецком. Но вскоре в русской поэзии появились стихи, специально предназначенные для того, чтобы положить их на музыку. Правда, сочинение оригинальной музыки ещё не предполагалось: стихи исполнялись «на голос» (то есть на мелодию) какой-либо популярной иностранной «арии».

В последние годы Петра I в России начинает зарождаться концертная жизнь. По специальному указу царя придворе стали устраиваться вечера камерной музыки. Силами австрийского камерного оркестра здесь исполняли музыку Корелли, Телемана, Кейзера. Круг слушателей ограничивался пока приближёнными царя. Но показательно, что для приглашённых посещение подобных концертов было строго обязательным.

Итак, в первые десятилетия XVIII век русская музыкальная культура обогатилась новыми формами придворного и домашнего музицирования. При этом она освоила пока несложные, в основном бытовые европейские жанры и приспособила к новым нуждам кант и партесный концерт, развивавшиеся ещё с XVII столетия. Главным же результатом этого периода явилось изменение общественного статуса светской музыки. Превратившись из «греховной забавы» в обязательную составляющую дворянского воспитания, светская музыка стала неотъемлемой частью нового уклада русской жизни.

Русская музыкальная культура середины XVIII века.

Опера на русской сцене. Следующий этап в истории русской музыки XVIII века охватывает 30-60-е годы и характеризуется приобщением столичных слушателей к более сложным европейским жанрам. Прежде всего, в России появляется опера. С 1731 года в Петербург, ко двору императрицы Анны Иоанновны стали приглашать итальянские оперные трупы, а вскоре был создан придворный театр итальянской оперы. На его сцене начали регулярно ставить оперы-seria. Основанные на мифологических сюжетах, повествующих о богах и героях, оперы-seria оформлялись максимально пышно, поражая великолепием декораций и всевозможными сценическими эффектами. В антрактах между действиями давались ещё и балетные представления. Всё это прекрасно соответствовало величию дворцового ритуала и, по сути, стало его частью. Оперы-seria воспринимались как парадное придворное зрелище и, хотя ставились всего два-три раза в год, приурочиваясь к знаменательным датам в жизни царствующих особ, собирали около тысячи зрителей.

В 1757 году итальянский антрепренёр Д.Локалетти предпринял попытку организации в Петербурге, а затем и в Москве публичного оперного театра. Здесь в течение четырёх сезонов отечественные слушатели могли познакомиться с оперой-buffa – новой, более демократичной разновидностью итальянского оперного спектакля, в котором преобладали современные бытовые сюжеты. Об успехе этого жанра свидетельствует тот факт, что руководству театра пришлось увеличить количество еженедельных спектаклей до трёх (вместо двух планировавшихся).

В 1762 году, когда при дворе Екатерины II появилась оперная труппа из Франции, русская публика заинтересовалась французской комической оперой. Вскоре этот жанр приобрёл наибольшую популярность, особенно среди дворянской молодёжи. Он был обязан этим и простоте музыкального языка (вокальные номера песенного склада чередовались с разговорными диалогами), и занимательности сюжетов. В их основе лежали истории из жизни обычных людей (среди которых могли быть и обитатели дворцов, и простые сельские жители, и господа, и слуги). При этом остроумное высмеивание человеческих пороков (глупости, жадности и т.п.) нередко сочеталось с сентиментальной любовной историей. Жанр французской комической оперы оказал наиболее непосредственное влияние на становление отечественного музыкального театра.

Деятельность иностранных музыкантов в России. Петербургские оперные театры привлекали крупнейших европейских музыкантов: здесь работали известные итальянские композиторы Б.Галуппи, Т.Траэтта, Дж.Паизиелло, Дж.Сарти, Д.Чимароза. Особенно большое значение имела деятельность Ф.Арайи, который стоял у истоков придворного театра итальянской оперы и руководил им около двадцати лет. В его труппе были собраны прекрасные певцы, балетные танцовщики и музыканты-инструменталисты. Первой оперой Арайи, поставленной на русской сцене, была «Сила любви и ненависти», осуществлённая в 1736 году и приуроченная к именинам императрицы Анны Иоанновны. А в 1755 году Ф.Арайя написал первую в истории оперу-seria с русским текстом («Цефал и Прокрис») по драме А.П.Сумарокова. Этот спектакль был исполнен молодыми русскими артистами, которые, по отзывам современников, великолепно справились с традиционными для оперы-seria сложностями вокальной партии.

Воспитание первых русских музыкантов-профессионалов в области оперного пения и инструментального исполнительства – ещё одна заслуга иностранных музыкальных деятелей. Большинство из них занимались ещё и педагогикой. Таким образом, играя ведущую роль в музыкальной жизни России середины XVIII века, европейские музыканты способствовали общему подъёму отечественной музыкальной культуры.

Дальнейшее распространение новых форм музицирования. Важной особенностью русской музыкальной культуры 30-60-х годов XVIII века явился выход европейских форм музицирования за пределы узкого круга столичной аристократии. По примеру столицы оркестровые и хоровые капеллы стали создаваться в усадьбах крупных помещиков. Их составляли русские музыканты из крепостных, отобранных и обученных европейцами. Крепостные капеллы достигали значительных размеров и высокого уровня профессионального мастерства. Появились также крепостные театры, в которых ставились оперы. Особенно славились театры П.М.Волконского и Н.П.Шереметьева (под Москвой), А.Р.Воронцова (в Тамбовской и Владимирской губерниях). Некоторые из выросших в них артистов переходили затем в профессиональные (частные или казённые) городские труппы.

Вслед за столицами в губернских городах и деревенских поместьях вошло в обычай любительское музицирование. Распространялось оно не только в дворянской среде, но и в более демократических кругах, где пелись канты. В 40-60-е годы XVIII века кант достигает своего расцвета. Тематика кантов приобретает светский характер и существенно расширяется: известны застольные канты, канты любовно-лирического и шуточно-сатирического содержания. Изменяется и музыкальный облик канта. Один из голосов, обычно нижний, теперь мог исполняться инструментом, что превращало кант в дуэт. Значительно обогатилась мелодика. Так, в «навигацких» (матросских) кантах, восходящих к петровской эпохе и повествующих о морских походах, преобладали суровые маршевые интонации. В кантах любовного содержания нередко использовались ритмы и даже мелодии популярных европейских танцев, прежде всего наиболее любимого «минувета».

Для случаев, когда стихи были положены на уже известный мотив характерно несовпадение музыкальных акцентов с ударениями в словах. Хотя результат не всегда получался совершенным, чрезвычайно важен был сам процесс: русская поэзия начала приспосабливаться к метроритмике европейской музыки.

В сфере собственно музыкальных явлений взаимодействие русского и европейского, составляющее необходимое условие формирования национальной классической школы, началось в последней трети XVIII века. Эта задача могла быть решена только с появлением первой плеяды русских композиторов.

Русская музыкальная культура последней трети XVIII века.

Музыкальная жизнь. В последней трети XVIII века европейские формы музицирования прочно укоренились на русской почве. Получила развитие концертная жизнь. Наряду с зарубежными исполнителями в концертах стали принимать участие русские профессиональные музыканты. Зазвучали имена скрипача и дирижёра И.Е.Хандошкина, певиц Е.С.Сандуновой и П.И.Жемчуговой, певцов А.М.Крутицкого и А.Г.Ожогина. Появилось несколько частных театров, доступных более широкой аудитории (театр М.Медокса и П.В.Урусова в Москве – 1776, театр К.Книппера в Петербурге – 1779). Оба театра имели русские музыкально-драматические труппы и поочерёдно ставили пьесы, оперы и балеты.

Открылись первые частные музыкальные школы, а также музыкальные классы при Академии художеств и Московском университете. Преподавание музыки было введено во многих привилегированных учебных заведениях, главным образом женских. Однако и кадеты Шляхетского корпуса обучались пению и игре на разных инструментах. Воспитанники учебных заведений устраивали концерты и даже ставили музыкальные спектакли. Так, в течении 70-80-х годов на сцене Смольного института прозвучало несколько французских комических опер.

Результатом подобного музыкального воспитания стал высокий уровень музыкального любительства. В среде русской аристократии привилась традиция любительских музыкальных спектаклей, концертов и особенно вечеров, на которых звучали камерные вокальные сочинения. В Москве и Петербурге образовались общества любителей музыки. Издавались многочисленные музыкальные альманахи. Немало внимания уделялось музыке в публикациях журналов «Театр» и «Зритель». Интерес к проблемам музыкальной жизни в той или иной мере проявляли все известные литературы – от Ломоносова и Тредиаковского до Радищева и Крылова.

Формирование национальной композиторской школы. Самым значительным явлением в русской музыкальной культуре последней трети XVIII века стал процесс формирования национальной композиторской школы. Он начался с усвоения жанров, форм и стилистических принципов современной европейской музыки, то есть музыки эпохи классицизма.

Профессиональные музыканты XVIII века происходили из низших сословий. (Для дворян эта служба была неприемлема, приличия позволяли им заниматься музыкой только из любви к искусству), При том, что первые русские композиторы находились подчас в крепостной зависимости, они имели европейское музыкальное образование, нередко стажировались за рубежом (например, в Болонской академии, где, как известно, учился и В.А.Моцарт). Свободное владение принципами европейской композиции позволяло представителям русской композиторской школы не только мастерски претворять их в своих произведениях, но и выполнять актуальные для отечественной музыки художественные задачи. Важнейшая из них – поиск путей объединения норм классицистского стиля с особенностями русской песенной мелодики. В этом отношении особенно показательны процессы развития жанров камерно-вокальной музыки и оперы.

Среди жанров, с которыми связано формирование национальной композиторской школы, особое место занимает хоровой концерт. Именно в этом жанре, относящемся к сфере духовной музыки, в XVIII веке были созданы произведения, сравнимые по художественному совершенству с высшими достижениями европейской музыкальной классики. Наряду с вокальными жанрами в русской музыке второй половины XVIII века развивались инструментальные. Прежде всего это были жанры, бытующие в сфере домашнего музицирования.

Значение XVIII века в истории отечественной музыкального искусства трудно переоценить. Пройдя огромный путь эволюции от овладения европейскими формами музицирования до создания произведений искусства высокого художественного уровня, русская музыка оказалась готовой к решению важнейшей задачи – созданию национальной классической школы. Необходимая для этого деятельность по осуществлению органичного синтеза национального и общеевропейского велась первыми отечественными композиторами во всех жанрах от вокальной миниатюры до оперы, от сольной инструментальной сонаты до хорового концерта. Не прерываясь, этот процесс выйдет на качественно новый уровень в XIX веке.

Задание 1. Раскрыть содержание вопросов.

1. Процесс, происходящий в русской культуре XVIII века.

2. Идеи европейского Просвещения, проявившиеся в России в XVIII веке.

3. Задачи, ставшие перед русской музыкой XVIII века.

4. Условия, необходимые для выполнения данных задач.

5. Важнейший результат развития русской музыки в XVIII веке.

6. Этапы развития русской музыки в XVIII веке.

Первая треть XVIII века.

1. Новые формы музицирования в эпоху Петра I.

2. Придворные празднества. Военные парады.

3. Характеристика жанра панегирического канта.

4. Особенности партесных концертов начала XVIII века.

5. Придворные празднества. Ассамблеи.

6. Музыка в домашнем быту. Концертная жизнь.

7. Процессы, происходившие в русской музыке начала XVIII века.

8. Результат развития русской музыки начала XVIII века.

Середина XVIII века.

1. Опера seria на русской сцене.

2. Опера buffa на русской сцене.

3. Французская комическая опера на русской сцене.

4. Деятельность Ф.Арайи в России.

5. Значение деятельности европейских музыкантов в России.

6. Музыкальная культура в провинциальной среде.

7. Характеристика жанра канта середины XVIII века.

Последняя треть XVIII века.

1. Особенности музыкальной жизни в России конца XVIII века.

2. Значительное явление в русской музыке конца XVIII века.

3. Основные жанры в русской музыке конца XVIII века.

4. Значение XVIII века в истории отечественного музыкального искусства.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!