У «Пламени» новые костюмы – белые с алыми рубашками».

Е. Игнатова                                 

РАСКРЫВАЕТСЯ СЕРДЦЕ

 

Дорогой Валентин Михайлович, Валя, Валечка! Какое счастье, что через годы можно снова прикоснуться к прекрасному в нашей молодости! Какое счастье, что прекрасным в нашей молодости были Вы – удивительный, уникальный, неповторимый певец и музыкант нашей эстрады. И если мы не забыли, не разлюбили того, кого любили много лет назад, значит, наши чувства были искренними, настоящими. И, значит, то, что дарили Вы со сцены всем нам, было тоже искренним и настоящим.

Я благодарна судьбе за то, что она дала мне возможность жить в одно время с Вами, видеть Вас в нашем городе, слышать Ваш чарующий голос!

 

Годы

Из каждого радиоприемника (сейчас бы сказали: из каждого утюга) доносится – «Увезу тебя я в тундру». Предпочтение отдается первому исполнителю - вокально-инструментальному ансамблю без названия, хотя исполнитель с национальным колоритом – Кола Бельды – очень нравится генеральному секретарю КПСС Л. И. Брежневу.

В одно из воскресений в радиопередаче «С добрым утром!» на всю страну объявляется конкурс на лучшее название для исполнившего песню «Увезу тебя я в тундру», ансамбля. Трудно представить, что кто-то помнит, кем было предложено название. Но я думаю, что название взято из фразы песни: «Сколько хочешь, самоцветов мы с тобою соберем!» По словам руководителя ансамбля Юрия Маликова, самоцветы – не только драгоценные камни, а еще и творцы дел.

Песня завоевала огромную популярность. А с ней и ансамбль. Вся страна приникала к радиоприемникам, вслушиваясь в серебряные голоса исполнителей. Наступало время вокально-инструментальных ансамблей, сокращенно ВИА.

Судьба ВИА «Самоцветы» раскручивалась стремительно. Следующей песней-бомбой стала «Мой адрес – Советский Союз». На мой взгляд – самая патриотичная песня. Поэт В. Харитонов в финальной телепередаче «Песня-72» 1 января 1973 года прочел свое новое стихотворение и пожелал, чтобы на его стихи была написана песня, которая бы прозвучала в финальной телепередаче «Песня -73».

Сказано-сделано. Автором музыки стал композитор Д. Тухманов, умевший любую песню сделать хитом. И сделал. Песня полетела по стране, как птица. Даже в глухой деревне, где всего два года, как провели электричество, девчонка-селянка 13-ти  лет напевала ее мотив.

У каждой песни есть свой ритм, но иногда певцы, словно намеренно замедляют его. С чем это связано, не знаю. «Самоцветы» пели «Мой адрес – Советский Союз» в определенном ритме, и все было органично. Но вдруг они стали почти по слогам проговаривать словосочетание «Советский Союз». Как будто кто-то решил, что эти слова пропеваются слишком быстро, а народ, слушая, должен проникнуться их высоким смыслом. Но это так, к слову.

Во времена СССР на эстраде с неохотой позволялось петь то, чего хотелось самим артистам. Они сочиняли собственные песни и, конечно, желали, чтобы их творчество было востребованным. А роль эстрады, как и любого другого вида искусства, обязана была воспитывать патриотизм, нести коммунистические идеалы в массы. Хочешь петь песни о любви, сначала спой о любви к родине, о ее победе в войне, о ее тружениках.

Помню, что в репертуаре ансамбля даже была песня, посвященная строителям. Если не ошибаюсь, ее пели уже «Пламя», солировал Ю. Петерсон. Авторов не помню, но слова припева такие: «И сердце бьется чаще, когда читаю я: строительный участок – фамилия моя!»

Чтобы пробиться на радио и телевидение композиторы и исполнители песен старались  иметь в своем репертуаре «правильные», идеологические  песни. Песни не были плохими, и исполнение тоже, но и за душу не брали, несмотря на прекрасных певцов: И. Кобзона, Л. Зыкину, О. Воронец и даже Л. Лещенко.

Над ансамблем взял шефство композитор Марк Фрадкин, написавший много, по-настоящему, хороших  песен, часть из которых  исполняли «Самоцветы», а позже «Пламя». Это: «За фабричной заставой», «Признание в любви», «Увезу тебя я в тундру», «За того парня», « Там за облаками», «У деревни Крюково» и другие. Такое покровительство давало ансамблю возможность чаще появляться на телеэкране, участвовать в «Песне года». Возможно, кому-то некоторые из песен могли показаться слишком идейными, но исполнение было таким, что равнодушными не оставляло никого. Прямо в сердце проникало: «Их в живых осталось только семеро молодых солдат» или «Родина моя, хочу, чтоб услыхала ты еще одно признание в любви».

 Так могли спеть только два человека: Валентин Дьяконов и Юрий Петерсон. Ни тогда в 1970-е, ни теперь - через полвека, даже похожих голосов не наблюдается. Своей сумасшедшей популярностью после исполнения песен «Увезу тебя в тундру» и «Мой адрес – Советский Союз», ансамбль «Самоцветы» обязан только им – их таланту.

Юрия Петерсона называли русским Адамо (Сальваторе Адамо с песней «Падает снег»). На мой непрофессиональный взгляд, Юрий пел лучше и интереснее итальянца.

Но никто не мог сравниться в чистоте и красоте голоса с юным Валентином Дьяконовым. Именно с его приходом в ансамбль, «Самоцветы» стали настоящими самоцветами, которых полюбила и навсегда запомнила страна.

Я расскажу все, что помню о концертах ансамбля «Самоцветы» - «Пламя», проходивших у нас в Ростове-на-Дону.  Мне поможет в этом мой дневник, хотя стиль и слог его довольно примитивен в изложении, тем не менее, он свидетель и хранитель событий давних лет. Я бы сказала: это документ, между прочим. По прошествии многих лет, память шутит над нами, искажая даты, подменяя события. Благодаря дневнику я смогу более точно воспроизвести хронику уже далекого прошлого.

 

                                                  1973 год.

Двоюродный брат принес домой (у нас был проигрыватель) первый диск-гигант вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы» и запоем слушал его без перерыва.

В школе уроки эстетики вела нервная и несколько истеричная женщина. Сейчас даже не вспомнить, что она рассказывала, все равно ее никто не слушал. Когда она спросила, что же нам самим интересно, то все наперебой стали предлагать послушать пластинку «Самоцветов». У кого-то она оказалась, как рояль в кустах, с собой. Весь урок слушали, как завороженные, хотя учительница не одобрила наших вкусов.

 

Песни и фото с обложки первого диска-гиганта.

Горлица (О.Иванов - С.Кирсанов)
2. За того парня (М.Фрадкин - Р.Рождественский)
3. Чернобровая дивчина (Р.Мануков - Т.Сашко)
4. Верба (Э.Ханок - Ю.Рыбчинский)
5. Там, за облаками (М.Фрадкин - Р.Рождественский)
6. Мой адрес - Советский Союз (Д.Тухманов - В.Харитонов)
7. Чарівна бойківчанка (А.Сердюк - М.Воньо)
8. Налетели дожди (Д.Тухманов - В.Харитонов)
9. Увезу тебя я в тундру (М.Фрадкин - М.Пляцковский)
10. Не повторяется такое никогда (С.Туликов - М.Пляцковский)

На этой пластинке целых три песни М. Фрадкина и две Д. Тухманова – Это большой аванс доверия к молодым исполнителям.

 

Осенью этого же 1973 года «Самоцветы» приехали в наш город Ростов-на-Дону.

Своими концертами они произвели колоссальный фурор! Билетов было не достать, а у спекулянтов они стоили в пять раз дороже.

Мне не довелось побывать на том концерте, но это был единственный приезд ансамбля в наш город с сольным концертом. То есть два отделения – только «Самоцветы»!

Все распевали песни, услышанные на концерте, а девчонки поголовно влюблялись в обаятельного блондина и прекрасного певца Валентина Дьяконова. Сероглазый юноша так потрясающе проникновенно пел, что в его исполнении любая песня очаровывала слушательниц.

Две мои одноклассницы пришли в редакцию газеты «Вечерний Ростов» просить фотографии участников ансамбля «Самоцветы». Две пожилые дамы, а тогда тринадцатилетние девчонки, сейчас не могут объяснить, почему им в голову пришла мысль пойти за фотографиями именно в редакцию газеты. Наверное, они понимали, что такое событие, как приезд в наш город популярнейшего ансамбля, не пройдет мимо местной прессы незамеченным. Похоже, девчонок приняли за кого-то другого, потому что им протянули конверт с фотографиями со словами: «А, это вы!...» Девчонки не растерялись и дружно ответили: «Мы!» и, получив заветные с фотографии, помчались домой.

Прошло более двадцати лет, время ВИА ушло в прошлое. Для многих забылись и перестали быть важными прежние пристрастия. Но не для меня. У одной из одноклассниц я выпросила те, уже ненужные ей, снимки из редакции газеты «Вечерний Ростов».

Прошло еще почти двадцать лет, и они до сих пор у меня. На них «золотой» состав исполнителей: Юрий Маликов, Ирина Шачнева, Валентин Дьяконов, Юрий Петерсон, Юрий Генбачев, Анатолий Могилевский, Сергей Березин, Геннадий Жарков. Они первые спели песни, вознесшие их ансамбль на недосягаемую для многих, даже для нынешних исполнителей, вершину.

 

 

 

 

 

 

 

 

Год

В 1974 году вышел второй диск-гигант ансамбля «Самоцветы» под названием «У нас, Молодых»:

У нас, молодых (В. Добрынин, Ю. Маликов - В. Харитонов)

У деревни Крюково (М. Фрадкин - С. Островой)

·

Пойду ль, выйду ль я (Русская народная песня)

·

Вся жизнь впереди (А. Экимян - Р. Рождественский)

·

Не цветы твои люблю (В. Добрынин - В. Харитонов)

·

Синица (Ю. Петерсон - М. Пляцковский)

·

На земле живёт любовь (В. Добрынин - Л. Дербенёв)

·

Ещё раз про любовь (М. Фрадкин - Пляцковский)

·

Багульник (В. Шаинский - В. Петров)

·

Белая лебёдушка (В. Гамалия - И. Шаферан)

·

Ивушка (В. Дьяконов - В. Лазовой)

·

Песня о радости (Ю.Маликов - Б. Рахманин)

 

На этой пластинке – легендарная «Ивушка» Валентина  Дьяконова.

 

Концерт ансамбля «Самоцветы» в 1973 году стал единственным сольным концертом. В последующие годы ансамбль (а потом и оба: новые «Самоцветы» и «Пламя») приезжали только с каким-либо певцом, или артистом или другим ансамблем. Но выступали всегда во втором - главном - отделении, завершая концерт.

Так было и 15 декабря 1974 года: в первом отделении, тогда еще начинающий пародист и юморист Геннадий Хазанов, разогревал публику смешными историями про студента из кулинарного техникума. Во втором пел ансамбль «Самоцветы» еще с тем самым «золотым» составом: И. Шачневой, В. Дьяконовым, Ю. Петерсоном, С. Березиным, Ю. Генбачевым, А. Могилевским, Г. Жарковым.

Обычно все гастролировавшие артисты давали два дня по два концерта в 17 и 19 часов. А в воскресенье еще и в 13 часов. Так было и в другие приезды. Но все старались попасть на последний концерт, т.к. музыканты уже не торопились и могли чуть изменить или дополнить программу.

 

Из дневника

«20 декабря 1974 г.

Декабря, в воскресенье, я была во Дворце спорта на эстрадном концерте. Там выступали ансамбль «Самоцветы» и Г. Хазанов. Собственно говоря, я пошла на концерт из-за одного человека. Он солист в ансамбле «Самоцветы», его зовут Валентин Дьяконов. Он очень красив и обалденно поет. Все время, пока выступали «Самоцветы», я смотрела только на него и слушала только его».

 

Концерт был для меня потрясением. К тому же я впервые видела вживую выступление вокально-инструментального ансамбля, да еще такого популярного. И песни, которые я ждала и хотела услышать, были исполнены. Воочию они оказались лучше того, что звучало по радио. Валентин всегда стоял на переднем плане, немного слева от центра сцены и, когда выходил к своему микрофону, обязательно ставил правую ногу на черную подставку, напоминающую педаль. Не знаю, зачем она была нужна, но, по-моему, к ней подключалась его электрогитара.

С этого дня я стала обращать внимание на радиопередачи, где могла услышать выступление «Самоцветов». Уже был куплен первый диск-гигант, так тогда называли большую виниловую пластинку, на которой умещалось 10-11 песен, а следом и второй. Любимыми сразу стали те песни, где солировал Валентин.

Песня М. Фрадкина на стихи Р. Рождественского «За того парня» впервые была исполнена в фильме «Минута молчания» артистом Александром Кавалеровым. Однако на всех главных телевизионных концертах ее пел Лев Лещенко. Оба певца вполне достойно спели эту песню, но никто из них никогда не смог дотронуться до души слушателя, как это сделал Валентин Дьяконов.

 

По телевизору популярный ансамбль можно было увидеть лишь по «великим» праздникам: День милиции, Новогодний огонек, 8 марта. Что оставалось нам – бедным провинциалам – только ждать и слушать радио. Но ансамбль, даже когда стал называться «Пламя», раз в два года приезжал в Ростов. Я не знаю, было ли таким регулярным посещение его других городов, но наш город с радостью принимал «Пламя» и всегда с аншлагом. И я приходила на концерты в каждый его приезд к нам.

Ребята работали с такой человеческой самоотдачей, что этого невозможно было не заметить, не почувствовать.

И благодарные ростовчане в ответ устраивали такой горячий прием, что от оваций сотрясались стены Дворца Спорта, где выступали артисты (не преувеличиваю). Плотный, помноженный на сотни ладоней, звук аплодисментов, взлетая под своды большой спортивной арены, до отказа заполненной зрителями, эхом отражался от стен. Это было впечатляюще даже для самих зрителей. Я больше не припомню, кому бы так еще аплодировали, хотя побывала на разных концертах. И конечно, такой прием не могли не оценить артисты.

 

К сожалению, у меня нет музыкальной грамотности, и мои рассуждения носят дилетантский характер, но мне хочется поделиться ими со всеми, кому дороги кумиры прошлых лет.

У каждого человека есть свои тембральные предпочтения в голосах певцов. Я люблю звучание тенора, хотя признаю и уважаю другие голоса. Но тенор для меня как ласка для души. Однако не всякий тенор может ласкать душу. Например, А. Градский – бесспорно хорош, голос, исполнение, потрясающее по силе, но моей души не касается.

Так особое, индивидуальное звучание ансамблям придавали хорошо подобранные друг к другу голоса. Осмелюсь утверждать, что «погоду» в ансамбле «Самоцветы», а потом в «Пламени» - делали два человека: Валентин Дьяконов и Юрий Петерсон. Они умели петь в унисон, сливаясь в один голос, делая неподражаемым тембр всего ансамбля. И сольно оба слушались хорошо. Но не в обиду любимому, ушедшему Юрию Петерсону, все-таки мое сердце до сих пор принадлежит Валентину Дьяконову. У его мягкого, теплого голоса есть не только окраска, но и глубина. Именно она достигает души слушателей, заставляет раскрываться сердце. Вот и сейчас, по прошествии многих лет, как в песне  «раскрывается сердце, как в былые года».

Александра Пахмутова - выдающийся композитор нашего времени тоже для своих самых душевных песен часто выбирала тенора. Ее песни пели распевно-тягучие «Песняры», мягко-карамельные «Верасы» (когда был солистом Л. Кошелев), А. Градский, П. Дементьев. На одной из передач у Андрея Малахова она сказала, что один из лучших, по ее мнению, голосов, был у солиста ансамбля «Пламя» - Валентина Дьяконова.

Юрий Петерсон шутил, не без зависти, называя Валентина «голубой мечтой десятиклассниц». Да. О таком парне мечтали многие девушки. Красивый молодой человек - Валентин просто излучал скромность, порядочность, доброту, сердечность, - чего нам так не хватало в наших сверстниках.

 

Год

 

10 ноября по телевизору показывают концерт, посвященный Дню милиции. Выступает ансамбль «Самоцветы», а я ничего не могу понять – не нахожу ни одного знакомого лица, кроме руководителя – Юрия Маликова. С тревогой всматриваюсь в лица солистов – нет! Никого нет!

Из дневника

«22 ноября суббота 1975 г.

У «Самоцветов» полностью изменился состав. Из «старых» никого нет, кроме самого Ю. Маликова. Кошмар! Разогнал всех! Нет Ирины Шачневой, Валентина Дьяконова и всех остальных тоже нет! Сначала я подумала, что это временно, а потом опять все будет по-прежнему, но я ошиблась. Ох, как отличаются «новые» «Самоцветы» от «старых»! Во-первых, поют неслаженно, во-вторых, нещадно дерут глотки, а толку никакого. От «Самоцветов» осталось одно название».

 

А случилось то, что все артисты ансамбля «Самоцветы» в полном составе покинули своего руководителя, и ему, отстоявшего право сохранить за собой название, пришлось спешно собирать новый коллектив, чтобы выступить на концерте в День милиции. Сыграться и спеться они просто не успели. Ужасно звучала в их исполнении песня «Вся жизнь впереди».

Из-за чего весь ансамбль ушел от Ю. Маликова, говорено-переговорено, написано в воспоминаниях бывших участников, а также в книге солиста Ю. Петерсона: работали до истощения, много ездили, не везде платили и много других причин. Но чаще других звучит одна: Валентин опоздал на концерт в г. Ижевске. Из-за чего опоздал, не говорят, а говорят, что Ю. Маликов так отчитал его за это, что весь коллектив дружно ушел от него. Какой бы ни была причина, но чаша весов слишком перевешивает в пользу участников ансамбля. Такое не может быть спонтанно. Значит, почва была готова давно, а этот случай был последней каплей, переполнившей чашу терпения. Ведь ансамбль встал на сторону В. Дьяконова.

А незадолго до ухода коллектива от своего руководителя, чьи организаторские способности были оценены позже, в центральной газете «Комсомольская правда»  в рубрике «Письмо в редакцию» была напечатана заметка студентки МГУ О. Опрятной «Почему тускнеют «Самоцветы». В ней студентка и будущая журналистка, проявляя недюжинную музыкальную осведомленность, пеняла коллективу на то, что в погоне за кассовыми сборами, он теряет исполнительскую и музыкальную культуру, которой выгодно отличался от других исполнителей.

В очередной новогодней телепередаче «Песня года» в исполнении ансамбля «Самоцветы» должны были прозвучать две песни: «У деревни Крюково» и «Вся жизнь впереди». И, вероятно, композиторы - Марк Фрадкин, который сотрудничал с ансамблем, и Алексей Экимян – в миру генерал милиции, автор песни «Вся жизнь впереди» - поспособствовали тому, чтобы их песни пели те, кто сделал их популярными.

К этому времени ансамбль нашел себе нового руководителя Николая Михайлова (Раппопорт) и выбрал себе название «Пламя». Говорят, что М. Фрадкин, узнав о распаде «Самоцветов», спросил: «А где Дьяконов и Петерсон?» Узнав, что они – в ансамбле «Пламя», продолжил свои творческие связи именно с ним.

Он хотел, чтобы его песни, наполненные любовью к Родине, к человеку, зазвучали современно, по-новому, нашли путь к сердцам молодых людей. Для этого необходимо было найти своего исполнителя, и он его нашел. Им стал ансамбль «Пламя» и два его солиста – Валентин Дьяконов и Юрий Петерсон. Вряд ли песня «За фабричной заставой» и «Признание в любви» стали бы любимыми у молодежи, если бы были исполнены кем-то другим.

В 1974 году началось строительство Байкало-Амурской Магистрали, и всем ансамблям и певцам, чтобы народ знал о главной стройке страны, необходимо было иметь в репертуаре песню о БАМе, а лучше – несколько. У прежних «Самоцветов» была такая с уклоном в таежную романтику – «Где-то багульник на сопках цветет». А у «Пламени» помню: «Строим БАМ» и «Дорога железная». Представьте себе, нравились. Мне всё нравилось в их исполнении. «Веселей, ребята! Выпало нам строить путь железный, а короче – БАМ». Одну из них «Пламя обязательно пели на гастрольных концертах.

 

Год

 

1 января 1976 года на традиционном финальном празднике «Песня-75» на сцену концертной студии Останкино выходит ансамбль «Пламя», где, к неописуемой радости граждан всего Советского Союза, и, конечно же, моей, в новых костюмах, отражающих название ансамбля (черных костюмах и алых рубашках), выступает его «золотой» состав: В. Дьяконов, И. Шачнева, Ю. Петерсон, С. Березин, Ю. Генбачев, А. Могилевский, Г. Жарков и вышедший из-за звукооператорского пульта, А. Шачнев.

Звучит песня «У деревни Крюково», с невероятно эмоциональными глазами Валентина, с голосом, проникающим в самую душу. Его слушают, затаив дыхание, зрители и даже композиторы. Ансамбль во втором отделении еще исполняет песню «Вся жизнь впереди», заметно, что настроение у ребят на подъеме. Я счастлива: любимые исполнители снова на сцене, а, значит, приедут в наш город, и надо только подождать.

 

Через девять месяцев, в сентябре, ансамбль «Пламя» приехал в Ростов-на-Дону, аж, на четыре дня! Мне, отстояв большую очередь, удалось купить билеты на дневной концерт в воскресенье 26 сентября (на 13 часов). В первом отделении выступал ансамбль «Надежда» (ему был всего год) и вполне сумел расположить к себе ростовских зрителей. А во втором – пели мои любимые, те, кого я ждала так много месяцев. Я даже сохранила билет в своем дневнике.

 

Из дневника

«26 сентября 1976 г.

Сегодня я была во дворце спорта на концерте ансамблей «Надежда» и «Пламя». «Пламя» - это чудесно! Господи, какой же у него невероятный, магический голос! Я от него я просто таю. А какой он красивый! Да, Валентин, Вы красивы и очень талантливы! Я желаю Вам счастья и хорошей дороги в жизни!»

 

29 сентября 1976 года ансамбли «Надежда и «Пламя» давали последний концерт, и мне удалось попасть на него бесплатно.

Моя одноклассница занималась во Дворце спорта в секции настольного тенниса. Я тоже пыталась им заняться в пятом классе, но не получилось. Бросила. А когда Наташа, благодаря своим тренировкам, смогла взять автографы у В. Дьяконова, И. и А. Шачневых, Ю. Петерсона и С. Березина (специально пластинку принесла), я попросила ее сделать через ее тренера мне пропуск, будто я тоже занимаюсь. Несколько раз мне удавалось так попасть на концерты разных ансамблей. Я приходила якобы на тренировку, а к 18-ти часам пряталась в туалете, и когда запускали публику, смешивалась с толпой. Выжидала, когда гас свет, и быстро садилась на свободное место. Если место было не очень хорошим, я высматривала пустующее место ближе к сцене в 8-м или 4-м секторах и во втором отделении пересаживалась на него».

Это мой пропуск во Дворец спорта.

Из дневника

«1 октября 1976 г.

Позавчера, в среду 29 сентября я снова была во Дворце спорта. И снова видела ансамбли «Пламя» и «Надежда». Только теперь уже бесплатно. Программа была чуть-чуть изменена, но всё было очень здорово! Мне очень понравилось. Я купила цветы для Валентина Дьяконова.

«Пламя» пели песни: на стихи С. Есенина «Гой, ты Русь моя родная» (Ю. Петерсон), «Дорога железная», «До 16-ти лет» и еще несколько хороших песен. Потом один из них сказал, что их ансамбль существует пять лет, и они хотели бы вспомнить некоторые песни из прежнего репертуара. В это время я с цветами уже стояла недалеко от сцены. Перед этим уже несколько человек взяли у Валентина автографы, и я решила тоже взять. Я достала две открытки: одну для автографа, а другую подписала: «Пламя», спасибо ВАМ! Вы – молодцы! Желаю всем большого счастья и больших успехов!» Мне так хотелось сказать им много хорошего, но на открытке всё не поместилось. Эту открытку я спрятала в цветы. И когда они заканчивали песни из старого репертуара, я подошла к сцене, а они вдруг все убежали за кулисы. Я не растерялась и стою, жду, когда они снова выйдут. А конферансье спрашивает меня: «Кому?» (т. е. кому цветы?). Не буду же я ему кричать: «Дьяконову!» И тут они выходят. Дьяконов меня не видит и идет сразу на середину сцены, а ко мне направляется другой. Я цветы – к себе, и киваю на В. Дьяконова. Конферансье позвал его: «Эй, гитарист! Вам цветы принесли!» Дьяконов увидел меня и улыбнулся. Подошел, взял цветы и сказал: «Спасибо». А я ему говорю: «Распишитесь, пожалуйста», - и подаю ему другую открытку и ручку. Он отвечает: «Если успею», - а сам уже расписывается. Я поблагодарила и побежала в свой сектор (места были отличные, хоть и незаконные).

Потом они спели последнюю песню, которую всегда пели в конце («Раскрывается сердце»), и, взяв все цветы, что им подарили, ушли за кулисы. У Валентина в руках был мой букет. Их вызывали снова. Они снова вышли, поклонились. У Валентина в руках был все еще мой букет, и открытка выглядывала из него наполовину – это значит, что Валентин уже ее обнаружил, но не успел прочитать. Зрители не отпускали артистов, стены Дворца спорта резонируя с аплодисментами, словно сотрясались. Я отбила все ладони. Артистам передали записку, в которой, видимо, просили исполнить что-нибудь на «бис». Но они больше петь не стали. Знаю, что это случайность, но я была очень рада, что мой букет взял именно Валентин».

«17 октября 1976 г.

Через несколько дней я в нашей библиотеке вырезала из газеты в рубрике «Встречи для Вас» фотографию ансамбля «Пламя» на ступеньках нашего Дворца спорта».  

Фото Г. Длужевского

Всю статью я вырезать не могла, я ее переписала. Вот она.

«Ярче гори, «Пламя»!

В Ростове с большим успехом проходили гастроли вокально-инструментального ансамбля «Пламя». Лауреат конкурса «Песня-75», один из самых популярных эстрадных коллективов, этот ансамбль у молодежи считается своим.

…Пять лет назад мы впервые познакомились с ними как с «Самоцветами». Тогда их первой песней стала «Увезу тебя я в тундру», завоевавшая популярность не только благодаря музыке, но и задорному исполнению молодого эстрадного коллектива. Вслед за удачным дебютом началась полоса успеха – ребята запели первыми песни Туликова, Фрадкина, Шаинского, Тухманова. Манера исполнения ансамбля – ненавязчивая, высокопрофессиональная – пришлась по душе миллионам радиослушателей и телезрителей. Большим успехом пользовались и записанные на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» диски ансамбля – они практически не залеживались в музыкальных отделах магазинов.

Но вот прежние «Самоцветы» перестали существовать, а появились два коллектива – ансамбль «Пламя» и ансамбль «Самоцветы» с новым составом участников. По сути дела, не произошло ничего необычного – ребята решили уйти от ставшей уже традиционной формы, решили создать ансамбль качественно нового направления. Но тема патриотизма, гражданственности осталась для нового коллектива темой номер один.

… Тихо в зале. И хотя мощные динамики доносят до самых отдаленных рядов Дворца спорта слова песни, никто не решается нарушить чуткую тишину. «Гой ты, Русь моя родная!» - льются есенинские строки, тревожат, бередят душу. И когда стихает последний гитарный аккорд, аплодисменты звучат не только как благодарность солисту ансамбля Юрию Петерсону за встречу с прекрасным русским поэтом, но и за очень лиричную мелодию, написанную исполнителем.

Практически сейчас этим никого не удивишь – песнями, рожденными в коллективе. Очень многие наши ансамбли с успехом исполняют композиции, слова или музыка которых созданы ребятами. «Пламя» - не исключение. Так же, как не исключение и высокая профессиональная подготовка – все участники ансамбля имеют музыкальное образование, а солист ансамбля Валентин Дьяконов учится в музыкальном училище имени Гнесиных.

Программа, с которой «Пламя» принимало участие в концертах, в какой-то мере, лишь визитная карточка коллектива – были показаны песни, уже ставшие традиционно популярными, и несколько новых произведений. А что в творческом запасе?

- Мы приготовили композицию из песен Марка Фрадкина, - рассказывает пианист и солист ансамбля Сергей Березин, - работаем над циклом из четырех песен на стихи Сергея Есенина, готовим к показу новые песни Давида Тухманова и Рудольфа Манукова. В первую очередь, стараемся идти от гражданственно направленности – практически в репертуаре «Пламени» нет песен-однодневок.

«Дорога железная, как ниточка тянется, а все, что построено, то людям останется!» - эти слова из песни о Байкало-Амурской магистрали, в какой-то мере, программа и для самого ансамбля. Работа над песней – работа серьезная. Я был на репетиции новой программы и видел, с каким терпеньем ребята отшлифовывали каждый такт, как снова и снова «прогоняли» каждый куплет. За легкостью исполнения на концерте стоят вот эти. Невидимые миру, часы репетиций – однообразных с виду, утомительных. Но кто сказал, что успех легко дается?...

Средний возраст участников ансамбля – 25 лет. Разные характеры, разные вкусы, интересы. Но объединяет их – Иру и Алексея Шачневых, Валю Дьяконова, Юру Петерсона, Сергея Березина, Станислава Черепухина, Юрия Редько и Виктора Дегтярева любовь к песне.

- Нам было очень приятно узнать, что в зале нашими слушателями были парни и девчата с Всесоюзной ударной – «Ростсельмаша», - рассказывает Игорь Никитин. – Теплый прием зрителей всегда радует, а когда зритель – человек с комсомольской путевкой, человек, связавший свою судьбу с ударной стройкой, - это радует вдвойне!...

Они выходят на сцену в ярко-красных рубашка – из далеких секторов они кажутся огненными. Ярче гори, «Пламя», сохрани надолго жар сердец молодых!

К. Серов»

 

К сожалению, тогда, в юности, я не помечала ни дату, ни название газеты. Но, полагаю, это всё тот же «Вечерний Ростов», сентябрь 1976 года.

Впечатление от концерта было не менее потрясающим, чем в сентябре 1974 года. К великому огорчению, я узнала, что у Валентина Дьяконова неважное зрение, и в жизни он носит очки. Сейчас мне это не кажется великой трагедией, а тогда…

У ансамбля все складывалось хорошо. Были песни, гастроли и популярность, однако в финале «Песни- 76», к моему глубочайшему разочарованию, из ансамблей выступали только «Песняры». А песню «Обещание» (из репертуара «Пламени») М. Фрадкина из телефильма «Юркины рассветы» почему-то пела Л. Сенчина с югославским певцом.

 

 

Это Дворец спорта в Ростове-на-Дону в 1990-е. Раньше на крыше большими буквами было написано «Дворец спорта». Здесь гастролировали певцы и ансамбли. Типовой проект на 4000 мест, похожий есть в других городах (например, в Одессе). Акустика здесь была потрясающая. С левой стороны, где вывеска «автосалон», находились кассы. Сейчас здесь почти запустение. Здание используют под, разного рода, торговые выставки-продажи. Лишь однажды оно было использовано по назначению, когда приезжали фигуристы после проекта «Звезды на льду».

 

                                        1977 год

Из дневника

«10 января 1977 г.

Вчера в программе «Трижды три» я слышала новую песню в исполнении ансамбля «Пламя». Пел Валентин. Я запомнила строчки из припева: «Алло, алло, Алёна! – кричу я в трубку телефона,

А мне в ответ – всего три слова снова: «Алены дома нет!»

 

Эту песню пели и другие ансамбли, но лучше всех она звучала именно в исполнении Валентина.

 

В других подобных записях в дневнике о каждой, увиденной или услышанной мной, новой песни в исполнении ансамбля «Пламя», я радовалась тому, что могу видеть или слышать его. И везде восхищалась голосом и внешностью Валентина Дьяконова. Нам, девочкам, девушкам 1970-х нужен был некий идеал молодого человека. Валентин, с его скромностью, застенчивостью, некичливостью, волшебным голосом и внешними данными, совпадал со всеми девичьими чаяниями и мечтами. Мы отождествляли красоту его внешности и голоса с красотой его души. Мы его любили.

Сейчас мне уже 60 лет, но я ни от чего не отказываюсь. Все было по-настоящему и искренне. А голос Валентина Дьяконова и сейчас считаю уникальным.

В настоящее время на телевидении проводятся новые конкурсы-отборы талантливых исполнителей. Один из них – «Голос». Приходят замечательные вокалисты, прекрасно поющие, харизматичные. Но стоит отвернуться, не видеть их лиц, а только слушать, я уже не отличу один голос от другого. Валентина спутать с кем-либо невозможно. И все еще не родился второй человек с таким магическим тембром.

Из дневника

«7 февраля 1977 г.

Я уже давно не слышу ни по радио, ни по телевидению песен в исполнении ансамбля «Пламя». Мне кажется, с ними что-то случилось. Даже страшно становится. Стали чаще звучать «Самоцветы» Ю. Маликова. Видимо, его талант руководителя дал возможность заручиться поддержкой маститых композиторов. В исполнении «Самоцветов» я слышала «Ласковую песню» М. Фрадкина и «Бамовский вальс» С. Туликова. Они стали вполне хорошо петь, мне только не нравится их солистка – Е. Кобзева, у нее какой-то резкий голос. Я люблю и хочу слушать «Пламя».

«8 марта 1977 г.

Сегодня в программе «Для Вас, женщины!» выступал ансамбль «Пламя»! Они пели песню «Здравствуй, мама!». Пел Валентин. Съемочная камера была все время направлена на него. Эта песня есть у меня на маленькой пластинке, на ней еще: «Дорога железная», «До 16-ти лет» (моя любимая) и «Дорога дальняя». Такая пластинка есть у одноклассницы Наташи Д. Когда она была на тренировке во Дворце спорта во время гастролей ансамбля «Пламя», она запросто взяла автографы у В. Дьяконова, И. и А. Шачневых, Ю. Петерсона и С. Березина. Я попросила у нее конверт от пластинки и через стекло перевела автографы на тетрадный листок.

 

У «Пламени» новые костюмы – белые с алыми рубашками».

 

«15 июня 1977 г.

Вчера ансамбль «Пламя» выступал в программе «Адреса молодых». Передача должна была идти по первому каналу, но Ростов перенес ее на второй (местный). А у нас телевизор противный: включишь – звук через некоторое время отключается, а потом через час, а то и больше, снова появляется. Я, хоть и включила телевизор почти за час, но звук, отключившись, так и не появился. И я не узнала, какую песню пел ансамбль. Видимо, что-то веселое, т. к. Валентин все время улыбался. Рядом с ним стоял какой-то новый парень, чем-то на него похожий (Ю. Редько). Пела, в основном Ирина Шачнева, а они ей подпевали».

 

1977 году «Пламя» исполняли песни, ставшие хитами на всем пространстве Советского Союза: «На дальней станции сойду», «Идет солдат по город, «Алло, алло, Алена!» Но что-то было не так, т. к., участвуя в текущих передачах с популярными песнями, в финал «Песни-77» ансамбль «Пламя» почему-то не попал.

Даже новые «Самоцветы» в финале «Песни-77» исполнили две своих песни. К этому времени у них уже обрисовалось свое лицо и свой голос. И хотя было заметно, что Ю. Маликов пытался повторить успех первого состава, подбирая вокалистов, тембрально похожих на прежних, но я всегда могла на слух отличить друг от друга оба ансамбля. Прежде всего, потому, что вторых Валентина Дьяконова и Юрия Петерсона не существовало.

 

Год

 

В Советском Союзе снова из каждого утюга звучат песни ансамбля «Пламя» - «На дальней станции сойду» и «Идет солдат по городу». В первом – короткое соло Валентина Дьяконова, во втором – Ю. Петерсона. Народ эти песни любит, а ансамбль чаще показывают по телевизору.

15 марта 1978 года в одной из телепередач выступает ансамбль «Пламя», но… без Валентина Дьяконова! Снимались исполнители где-то на природе, на них не было концертных костюмов. Может быть, он просто болен и не смог принять участие в съемке. А, может быть, сдает сессию, ведь он же учится в Гнесинке, – наивно предполагала я.

9 апреля в телепередаче «Служу Советскому Союзу» снова участвует ансамбль «Пламя», поет 4 песни: «Идет солдат по городу», «У деревни Крюково», «Мы строим БАМ», и «На дальней станции сойду». Я облегченно выдыхаю: Валентин в составе ансамбля.

 

«Пламя» одевается в новые костюмы: горчичного цвета с темными и голубыми водолазками. Видимо, решили внешне не привязываться к названию. Несмотря на классичность, костюмы мне не понравились. Ансамбль записывает в них несколько песен на телевидении и выпускает новый миньон с четырьмя песнями: «Белые крылья», «Оксана», «Чаклунка гир» и «На дальней станции сойду». На конверте на фото крайним слева стоит Валентин. У всех веселые, улыбающиеся лица,  и только он выглядит так, словно случайно здесь оказался.

В это время «Пламя», набрав новых музыкантов и вокалистов, расширило инструментальные возможности ансамбля.

 Это: Юрий Редько (гитара, вокал), Станислав Черепухин (гитара, флейта, скрипка), Виктор Дегтярев (ударные), Игорь Никитин и Александр Колоколов (духовые). И уже в песне «На дальней станции сойду» вместо Валентина соло исполняет Юрий Редько – хороший солист, но с более низким голосом, чем у Валентина. Заменить Валентина трудно, если, вообще, возможно.

В июле выходит очередной ежемесячный выпуск передачи «Песня года» - 78, где по-прежнему поет Валентин Дьяконов. Ансамбль исполняет песню, написанную специально для фестиваля молодежи и студентов в столице Кубы Гаване: «Это говорим мы».

 

11 июля 1978 года в газете «Комсомольская правда» была напечатана заметка об уходе Валентина Дьяконова и его из ансамбля. Теперь сомнений не осталось – Валентин ушел из «Пламени», а то, что я видела по телевизору, это всего лишь запись.

 

 

Юрий Петерсон в своих воспоминаниях писал: «В «Пламени» Дьяконов исполнял все обязательные (или, как мы их называли - «партийные») песни: «Туман, туман», «У деревни Крюково» и другие. Мы их просто повыкидывали, и получилась прекрасная лирическая программа».

На мой взгляд, нехорошо так отзываться о песнях, не только прекрасно исполненных твоим коллегой, с тобой же вместе, но и горячо любимых слушателями. Названные им песни были не менее лиричны, чем песни о любви.

У меня сложилось впечатление, что, Юрию надоело быть вечно вторым. Он ведь понимал, что он самобытнее, оригинальнее других солистов ансамбля, но до Валентина дотянуться не мог. Даже когда в сольных номерах оставался один на один с залом. Зал рукоплескал. Но когда пел Валентин, мало кто цветы отдавал Юрию.

Я не поняла, когда именно – до или после ухода Валентина - в ансамбль пришли певцы Валерий Белянин и Вячеслав Малежик, как и не поняла, для чего это было нужно. В. Белянин обладал довольно сильным, но ничем не выдающимся голосом, без него можно было спокойно обойтись.

Вячеслав Малежик – прекрасный, харизматичный, абсолютно состоявшийся артист, что и подтвердило его самостоятельное «плавание» на волнах нашей эстрады – сумел не только не утонуть, но и завоевать куда большую популярность, чем во время его пребывания в ансамбле. В «Пламени» он, хоть и исполнял сольные песни, зрителями принимался ровно-хорошо, и никто к нему в очереди за автографом тогда не стоял.

С приходом В. Белянина и В. Малежика произошло заметное изменение в звучании ансамбля. Это уже был не тот коллектив, который исполнял «Там, за облаками» или «Не повторяется такое никогда», в нем растворился и потерялся голос Юрия Петерсона, а голос В. Малежика вносил в звучание своеобразный оттенок, как если бы в блюдо добавили пряность или специю. Пел ансамбль, по-прежнему, слаженно, но звучал уже по-другому, и было жаль утраченного тембра.

 

Юрий Петерсон писал, что Валентин ушел из ансамбля, потому что ему предложили вести программу «Шире круг». Я смотрела все выпуски, но Валентина ведущим не видела. А вот Вячеслава Малежика в этом качестве помню.

Я считала уход Валентина из «Пламени» большой потерей, понимая, что прежнего ансамбля уже не будет. Но «Пламя» я все равно любила. Там еще оставались Ирина и Алексей Шачневы, Юрий Петерсон и Сергей Березин. Напрасно Ирина говорила, что в ансамбле они все были обезличены. Это неправда. Зрители знали, кого они любят. Знали имя и фамилию.

На мой взгляд, хороший бриллиант хорошей оправы требует. Ансамбль и был для нее и Ю. Петерсона прекрасной оправой. Выступая одиночно, они, несмотря на то, что были любимы публикой, вряд ли смогли бы достичь той популярности, какая была у них в ансамбле.

Думаю, что и для Валентина с его сольными песнями ансамбль был все-таки выигрышнее, чем свободное плавание. Слишком многое зависело не от него.

Ирина Шачнева с красивым и нежным голосом была одной из лучших солисток из всех существовавших на тот момент ВИА, если не самой лучшей. У нее тоже были сольные выступления на концертах: «Добрые приметы» с Валентином Дьяконовым, «Девочки».

Алексей Шачнев, игравший на бас-гитаре, по большому счету, не пел, а только подпевал (как и Ю. Маликов), но он излучал собой такое дружелюбное спокойствие и необыкновенное обаяние, что «Пламени» без него и его улыбки я не представляла.

Сергей Березин, взявший после отъезда за рубеж Николая Михайлова (Раппопорта), на себя руководство ансамблем, тоже больше музыкант, чем солист. Но он был из основного нерушимого состава, и это радовало. К тому же он писал песни, которые исполнялись в ансамбле и были любимы всей страной. «Снег кружится» - хит на все времена.

Юрий Петерсон после ухода Валентина Дьяконова не утратил своих сольных песен, как и не увеличил. Просто одни сменяли другие. За эти сольные номера его и любили зрители, но такой популярности, как у Валентина Дьяконова, у него никогда не было. В новом звучании ансамбля, которое задавали теперь другие солисты: Юрий Редько, Валерий Белянин, Вячеслав Малежик и Виктор Аникиенко, - Юрий Петерсон стал неразличим.

 

3 декабря 1978 года возле касс Дворца спорта появился анонс ансамбля «Пламя» - о его гастролях в Ростове в середине декабря. Билеты купить оказалось почти невозможно. Дело в том, что в первом отделении должен был играть джаз-оркестр под управлением Олега Лундстрема. А в нашем городе много любителей джаза.

У меня был еще один способ попасть на концерт. Перед началом, буквально за час или полчаса, в кассу сдавались непроданные билеты. И часто сдавали билеты в 4-м секторе, рядом со сценой. В этот сектор билетов в кассе никогда не продавались, видимо, распространялись по каким-то блатным организациям. Первые три ряда, наверное, предназначались для каких-нибудь «шишек», потому что они оставались до конца не заполненными, в них всегда можно было найти три-пять свободных мест. А перед началом концерта невостребованные билеты сдавались в кассу, и тогда их можно было купить. Что я и делала.

Так я попала на концерт ансамбля «Пламя» 12 декабря 1978 года. У меня где-то в глубине души теплилась надежда, что Валентин Дьяконов все-таки не покинул ансамбль.

Из дневника

«15 декабря 1978 г.

Была на концерте «Пламени»! 12 декабря, перед самым началом, я пошла в кассу, в надежде купить билеты хоть на какие-нибудь места для себя и подружки. И мне удалось достать такие прекрасные места, почти у самой сцены. Валентин и Сергей Березин не приехали. Я очень огорчена, но все-таки «Пламя» пели замечательно! Особенно, Юрий Петерсон. Песню на стихи С. Есенина, музыку которой написал он сам – «Гой, ты Русь моя родная!...» - он пел так чудесно, что мы с подружкой были ошеломлены.

Концерт начался с песни «Солнце в декабре». Она перекликается с песней, которой «Пламя» заканчивает свое выступление – «Раскрывается сердце». Потом они пели «На дальней станции сойду». И там, где должен солировать Валентин, пел Юрий Редько. «Пламя» пели песни: «Оксана», «Белые крылья», «Солнце без огня», «Старая песня», «Ты из Вологды, а я из Костромы» и еще несколько неизвестных мне песен. Были песни и из репертуара «старых» «Самоцветов»: «Синица» и «Наше лето».

 

Запись на этом прерывается, хотя я хотела рассказать в дневнике то, что рассказывала одногруппникам по учебному заведению. Но помню, как рассказывала о песне «Аты-баты», «Пламя» ее почти инсценировали. Ирина Шачнева - в новом белом платье, и остальные – в своих белых костюмах. На первом плане - шеренга солистов, в общем звучании чувствуется голос  В. Малежика. Ирина Шачнева, проходя мимо шеренги, как бы невзначай, роняет белый платочек, который бросаются поднимать двое: С. Черепухин и И. Никитин. Но Ирина уходит с усатым гренадером – А. Колоколовым, а обладатель платочка, прижимая его к груди, следует за ними.

И обязательно исполнялась песня Сергея Березина «Всюду только ты». В ней есть строчки: «Саратов - на Волге, Ростов - на Дону, гляжу я на многих, а вижу одну…» Пел Ю. Редько. Полагаю, что в Саратове эта песня исполнялась тоже.

Концерт очень понравился. Остались довольны и те, кто пришел из-за оркестра Олега Лундстрема. Всё та же газета «Вечерний Ростов» поместила заметку о гастролях «Пламени» и это фото.

Из заметки

«Практически, на отечественной эстраде это один из немногих, если даже не единственный коллектив, завоевавший признание и популярность сразу же после своего создания. Первые же записи на радио и телевидении вызвали отклики слушателей и зрителей, принявших ансамбль сразу и безоговорочно. Так началась творческая биография «Пламени».

Надо сказать, что в Ростов приезжали и другие ансамбли. Тогда был расцвет ВИА. Приезжал ансамбль «Надежда (вместе с «Пламенем») в сентябре 1976 года – им был тогда всего лишь год. Мне понравилось их выступление. Не понравились только солистки. Сольно они почти не пели, но на бэк-вокале орали, как кошки. Сейчас много оцифровано и выложено песен всевозможных ВИА в интернете. Послушайте песню «Ты сама придумала» в том давнем оригинале. К ним тогда примкнул певец Игорь Иванов, исполнивший супер-популярную песню «Из вагантов», так что ансамбль неплохо заявил о себе, вот только солистки выбраны были неудачно.

Были у нас и ВИА: «Чаривны гитары», «Красные маки», новые «Самоцветы», «Поющие сердца» и «Ариэль». О двух последних хочу сказать особо. Хорошие, профессиональные ансамбли.

У «Поющих сердец» руководителем бессменно был Виктор Векштейн. Возможно, этим и объяснялось их добротное исполнение. На радио или телевидении их почти не было слышно и видно, но на гастролях публика принимала их очень доброжелательно. Солистку ансамбля Антонину Жмакову (жену руководителя) не любили члены коллектива, считая, что она вносит в него разлад и тянет одеяло на себя. Я подобное слышала и о других коллективах, но, тем не менее, пела она очень даже неплохо, а, главное, не была похожа ни на одну певицу, как и Ирина Шачнева. Послушайте песню «Ты мне больше не звони».

Ансамбль «Ариэль» нашел свой самобытный путь на советской эстраде. Да, так не звучал никто, их всегда можно было узнать, но популярности «Пламени» им достичь не удалось. Однако я с уважением отношусь к тому, что их музыкант, солист и руководитель Валерий Ярушин на протяжении долгих лет существования ансамбля, не менял его состав из шести человек. Правда, и их не минула чаша разборок в коллективе, что петь, как и за сколько. Но это произошло гораздо позднее, когда публике было уже не до концертов.

Но вернемся в 1979 год.

 

После поездки на Кубу «Пламя» не могли не пригласить в финал «Песни года» -78. И действительно, 1 января 1979 года они исполнили фестивальную песню «Это говорим мы». А вот «Идет солдат по городу» им пришлось разделить с украинским певцом Юрием Богатиковым и краснознаменным военным ансамблем.

 

Потом наступило затишье в гастролях, на радио и на телевидении. Может быть «Пламя» и принимали участие в какой-либо передаче, но мне не доводилось ее видеть.

А в сентябре в ежемесячной телепередаче «Песня года-79» выступал один Валентин Дьяконов с песней «Красный конь». Выглядел очень хорошо, пел прекрасно. Я была уверена, что он попадет в финал. Валентин действительно выступил в финале «Песни-79», но сам концерт почему-то не произвел впечатления. А популярнейшую в том году песню «Пламени» «Аты-баты»  («Старую песню») исполнил вместо них Эдуард Хиль. Больше ансамбль «Пламя» в «Песнях года» я не видела.

                               Послесловие

С самого начала 1980-х годов, ВИА стали вытеснять рок-группы и… «Ласковый май». В Ростов приехали сразу несколько таких групп: «Магнетик-бенд», «Динамик» и еще одна эстонская группа, названия которой я не помню. Никакой лирики. Грохот, басы, крик, вой, визг – не мое. Приезжал ли «Ласковый май»? Не помню, потому что тоже – не мое.

В 1983 году Ростов посетил ансамбль «Ариэль», в угоду моде назвавшийся рок-группой. Хотя пели по-прежнему.

«Пламя» приезжали к нам еще дважды, но в дневнике об этом уже ни строчки. Просто я помню: осень 1980 или 1981 года, «Пламя» гастролирует в здании филармонии. После огромного Дворца спорта ансамбль провел концерты в зале всего на 646 мест. И сам концерт прошел как-то вяло. Хотя песни были, в основном, лиричные: «Синие дожди», «Берег моря» и другие. На исполнителях были те самые костюмы горчичного цвета. Было ощущение угасания. Грустно.

Однако спустя год или два, ансамбль, словно встрепенулся-отряхнулся, полностью поменяв облик и репертуар. Вышла в свет пластинка «Время пик». Следует заметить, это было очень качественно, и лучше многих, но это был совершенно другой ансамбль. Вероятно, была необходимость соответствовать меняющемуся времени.

А еще через какое-то время уже, снова обновленное «Пламя» с солистом Григорием Рубцовым, окончательно не оставило ничего от себя прежнего.

Вторые «Самоцветы» Юрия Маликова такой всенародной любви, как первые добиться не сумели. Да и как это сделать, если участники все время меняются? Были, конечно, и постоянные, но погоды они не делали. Сам Ю. Маликов признавался, что лучшие песни остались там - в первых «Самоцветах». Я с ним согласна. Хотя мне нравится песня «Все, что есть у меня», но не нравится исполнение, особенно солистки. Я представила, а если бы ее спел ансамбль «Пламя» его золотым составом? Какой шедевр мог бы получиться!

Валентина Дьяконова я больше не видела. Когда по телевизору показывали концерт, посвященный 35-летию ансамбля «Самоцветы», на который были приглашены все, когда-либо участвовавшие в нем музыканты и певцы, я вглядывалась в каждого, надеясь узнать в нем Валентина. Но лишь в конце на заключительной совместной песне я увидела похожего на него гитариста в темных очках где-то с краю. Думала, ну, не мог же Ю. Маликов не пригласить его! Он пригласил. И Валентин даже пел сольно, только телезрители этого не увидели. А в финале передачи я все-таки узнала его в крайнем музыканте.

Прошли годы, мне казалось, у меня уже нет кумиров. Ну, нравились один-два певца, но на концерты ради них я не ходила.

Не стало проигрывателя (электрофона), раздала пластинки. Только «Самоцветы» (первые) и «Пламя» отдать не смогла. Не смогла расстаться, с тем, что так любила, хотя слушать их больше не на чем.

Зато появился плеер, и я купила диск «Пламя». Это был сборник песен разных лет, но когда в наушниках зазвучал голос Валентина Дьяконова: «Ты за парту со мной снова рядом садишься…», я не сразу почувствовала, что по моим щекам текут слезы. Я слушала любимые песни в исполнении Валентина и лишь утвердилась во мнении, что лучше его природа пока не создала.

В Контакте я появилась недавно, из-за одного сообщества. Случайно увидела группу, посвященную Валентину Дьяконову. Оставила комментарий под песней, которой «Пламя» завершали концерты – «Раскрывается сердце». Кстати, эту песню было трудно найти на пластинке. Однажды я случайно обнаружила в каком-то киоске пластинку-миньон, посвященную международной молодежной туристической организации «Спутник». На ней были четыре песни: «И зовет нас в дорогу «Спутник», «Рассвет-чародей», «Найди свою песню» и «Раскрывается сердце».

 Наши любимые ВИА и их легендарные солисты, войдут в анналы истории, в энциклопедии искусства и не будут забыты потомками.

Я спросила у взрослой дочери, кого из поющих ныне коллективов и певцов она будет вспоминать на склоне лет. Она затруднилась ответить.

Я не смогла уйти из группы, надеясь, что Валентин Дьяконов, пусть иногда, но читает наши признания ему в любви. Это малое, что мы можем сделать для него в знак признательности за подаренную нам возможность прикоснуться к прекрасному. Теперь, спустя полвека, понятно, что эта любовь навсегда, и сердца наши для него раскрыты.

 

Август 2020

 

 

·

·

·

·

·

·

·

·

·

 

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!