Музыкальная культура Западной Европы в эпоху средневековья.



Тема: Музыкальная культура Древней Греции и Средневековья.

 

Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Ещё на заре человеческой истории люди каменного века изготовили первые примитивные инструменты: колотушки и погремушки, каменные плиты-литофоны, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук. Тогда же, за долгие тысячелетия до нашей эры, сложили люди и свои первые песни – песни труда и повседневного быта, песни лирические, заклинания сил природы и другие. Большого развития достигла ритмическая сторона музыки (в связи с пляской).

В рабовладельческом строе музыка была привилегией богатых классов, они имели возможность заниматься усовершенствованием наук и искусств. Музыка стала выразительницей более тонких чувств и широких мыслей, идей. Это предполагало усовершенствование выразительных средств, художественной формы. Всё более закреплялись пентатонные, тетратонные и диатонические лады. Возникли музыкальные системы у индийцев, китайцев, греков и других народов. Изобретена была запись музыки – нотация.

Музыкальная культура античной Греции и Древнего Рима.

Музыка играла большую роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных граждан в греческих городах-государствах Афинах, Спарте, Фивах и других обучение музыкальному искусству, его теории, эстетике, приемам исполнения было обязательной составной частью гражданского воспитания и образования. На гимнастических и художественных состязаниях, которые греки устраивали в Афинах (дионисии и панафинеи), в Дельфах (агоны пифийские), в Спарте (карнеи, гимнопедии), гимнастические игры происходили под музыку. Состязались между собой певцы-солисты, хоры, инструменталисты (систр, лира, кифара, духовые (авлос типа гобоя), форминкс – щипковый инструмент типа лиры), поэты – сочинители стихов и песен различных государств-городов. Музыке придавалось государственное, а в Спарте – и чисто военное значение.

Пение с плясками было важной и красивейшей составной частью народных праздничных действ, связанных с земледельческими работами, сбором урожая и прославлением богов. Из этих народных действ и песен в честь бога Диониса возникла в дальнейшем классическая афинская трагедия.

Песни имели особые наименования, указывавшие на их жанровую разновидность: свадебные – гименеос, хвалебно-гимнические с пляской – пеанос, песни гуляк – коммос и другие. В народной песенности сложились и первоначальные лады – дорийский, фригийский, лидийский, - которые составили основу греческой «композиторской школы».

Афинская трагедия родилась в 5 веке до н.э.. Основатель трагедии, поэт Фриних из Митилены, сочинил «Финикиянок» («Битва при Саламине»). Это  был патриотический отклик на жгучую тему эпохи – на Греко-персидскую войну. Эсхил, сам участвовавший в войне, создал «Персов». Софокл в «Антигоне» воплотил тему конфликта новой государственности и старых родовых традиций и законов. Афинская трагедия была героической.

Трагедия предназначалась для широких кругов свободного населения. Её писали в стихах. Представления разыгрывались актёрами (исключительно мужского пола) под открытым небом, в гигантских амфитеатрах. На его скамьях зрители, нередко прибывшие издалека, проводили целые дни: там принимали пищу, спали, справляли обряды… Театр имел две площадки. Одна – сцена – предназначалась для актёров, другая – орхестра (отсюда слово «оркестр») – для хора из 12-15 человек – мужчин, исполнявших свои песни в унисон, обычно в сопровождении авлоса.

Важную роль греческой музыкальной культуры составила её теория. Пифагор (6 век до н. э.) открыл основы музыкальной акустики и установил так называемый «пифагорейский строй». Платон (5-4 века до н. э.) заложил основы греческой теории ладов, разрабатывал проблемы общей и музыкальной эстетики. Наиболее широко и систематически теория музыки была разработана гениальным мыслителем античности Аристотелем (4 век до н. э.) и его учеником Аристоксеном (4 век до н. э.). Аристотель систематически разработал учение об этосе, т. е. о нравственно-воспитательном воздействии музыки в различных её ладах и жанрах. Аристоксен обобщил и систематизировал теорию ладов, ритма и других элементов музыки.

Древний Рим по-своему продолжает то, что уже было достигнуто в Греции, переосмысливает это наследие, создает новый облик художественной культуры, переживает свой упадок и, наконец, передает, насколько это возможно, эстетическое наследие античности новой культуре средневековья.

В истории Рима сложились особые, местные музыкально-поэтические формы, сопряженные с бытом и общественной жизнью: свадебные, похоронные, триумфальные песни. Большое значение также приобрела военная музыка (рога, трубы). В Риме звучат различные инструменты: тибия, кифара, огромная лира, арфа, вавилонская волынка, орган, труба, систр, всевозможные ударные. В Древнем Риме развивается искусство мимов.  

 

Музыкальная культура Западной Европы в эпоху средневековья.

Временные границы приблизительны: V век (падение римской империи 476 г.) - XV век (открытие Америки).

В эпоху средневековья крупным центром феодальной системы была римско-каталическая церковь. Оказывая большое влияние на широкие народные массы, церковь в Западной Европе установила жесткую и кровавую диктатуру в науке, искусстве, морали.

В правящих кругах отношение к музыке было двойственным. С одной стороны, они в ней усматривали нечто специфически мирское, суетное, а, следовательно, греховное, и поэтому музыка осуждалась церковью и подвергалась гонениям. С другой же стороны, церковные деятели не могли не считаться с неодолимой эмоционально заражающей силой музыкального искусства, с его способностью воздействовать на огромные массы людей и преодолевать необозримые расстояния. Отсюда стремление церкви обставить свой культ с помощью пения наиболее впечатляюще, импозантно для паствы. Мелодическое содержание церковной службы питалось интонационными токами, шедшими из музыкальной жизни, быта, от вкусов, любимых песен самих прихожан. Таким образом, здесь взаимодействовали и боролись противоположные тенденции. Одна из них – автократическое влияние церкви, её руководящих кругов, стремившихся отдалить музыку от реальности, насытить религиозным спиритуализмом. Другая тенденция – освежающий приток напевов, оборотов, интонаций светского и в особенности народного происхождения.

Традиционное пение западной христианской церкви называется григорианским. Оно развивалось на протяжении нескольких веков, с 4 по 13 век. (Восточная церковь выработала свою систему – знаменное пение). Григорианское пение представляло собой строго монодическое пение (унисон), инструментальное сопровождение полностью исключалось. Все исполнялось на церковном языке – на латыни. Тексты взяты в основном из Псалтыри, но иногда источником служили Жития святых и труды ранних отцов церкви.

В VI веке папа Григорий Великий, или Григорий I, отобрал церковные напевы, возможно их обработав, создал антифонарий.

В IV – X века складывается григорианская месса. В церковном обиходе слово «месса» обозначало отпущение грехов: «Идите отпущены» - ite missa est. Месса состоит из Проприя – это изменяющаяся часть мессы в зависимости от дня, это больше читаемая часть мессы, и Ординария – обычно не изменяется. Ординарий состоит из 5 песнопений: Кирие, Глория, кредо, санктус, агнус Деи.

Kyrie – «Господи помилуй, Христе помилуй», три раза повторяется эта фраза. Кирие открывает мессу.

Gloria – радость рождения Христа, ангельская песнь. «Хвала Отцу и Сыну, и Святому духу». Не встречается в заупокойной мессе.

Credo – «верую», символ веры. Заупокойная месса не содержит Credo.

Sanctus – песнь серафимов, которые восхваляют бога Саваофа. 1) «Свят, свят Саваоф», 2) «Osanna». Содержит благодарения и мольбы.

Agnus Dei – обряд преломления хлеба, тело Христа уподоблено агнецу. Текст взят из евангилия от Иоанна, увидевшего Иисуса. Состоит из 3-х строк текста, окончание последней строки означает «Даруй нам мир» - «Donna nobis pacem».

Заупокойная месса – реквием.

Нотация. В течение раннего средневековья профессиональное искусство пользовалось невменной нотацией. Невмы – знаки в виде штрихов, точек, крючьев – надписывались над молитвенным текстом, чтобы указать направление движения мелодии, и относились они не к отдельному звуку, а к группе, последовательности.

Линейная нотация впервые появляется в записях Х века. Итальянский теоретик Гвидо из Ареццо (995 – 1050) применил систему трех и четырех линий как стан с нанесенными на него невмами, а также буквенными знаками. Гвидо Аретинский до сих пор считается создателем линейной нотации.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!