Теоретико-методологические основы исследования



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

Факультет государственной культурной политики

Кафедра социально-культурной деятельности

 

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

«Протестные формы культуры:

Онтология, аксиология, функциональная специфика»

                                                           Магистрант – Ю.А. Акунина (направление подготовки, профиль подготовки, квалификация)

Научный руководитель – И.В. Малыгина,

                                                             доктор философских наук, профессор

Актуальность темы исследования. На протяжении многих лет в России происходили перемены и преобразования, нередко сопровождающиеся разрушением и трансформацией, как социальной структуры общества, так и ценностных оснований его культуры, и становлением новой социокультурной системы.

На содержание и уровень развития современной культуры российского общества значительное влияние оказали: радикальные изменения основ политической, экономической, социальной и культурной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований; изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности; переоценка исторического прошлого на основе расширения информации настоящего и перспектив будущего.

По мнению известных философов (Ю. Хабермас, П. Рикер), футурологов (Э. Тоффлер, Т.Р. Гарр, С. Хантингтон) процессы глобализации, сопровождающиеся чувством утраты стабильности, неуверенности в завтрашнем дне, могут инициировать всплеск протестных форм культуры в социуме.

Среди многообразных форм культурного протеста видное место занимают те из них, с помощью которых люди непосредственно выражают свое несогласие и конфликт с доминирующей культурой (варианты проявления которых могут быть различными — от «мягких», таких, как нонконформизм и дессидентство, до «жестких», радикальных (экстремизм), зачастую предполагающих проявления насилия и стимулирующих разрушение существующей культуры и социального порядка.

Закономерности возникновения протеста в культуре требуют всестороннего изучения, поскольку именно в данном типе социальных взаимодействий наглядно отражается динамика трансформирующегося российского общества, характер и темпы социальных и культурных преобразований, во многом определяется будущее культурное поле общества, что и определяет актуальность исследования.

В связи с этим возникает необходимость философского исследования степени и характера влияния исследуемого феномена на социокультурную динамику, предполагающего уточнение сущности и специфики различных форм выражения протеста в культуре (нонконформизм, десиденство, контркультура, экстремизм и др.), их ценностно-смысловых оснований, а также обоснования диалектического характера их взаимосвязи с доминирующей (мейнстримной) культурой общества.

Объект исследования: протест как форма культурного конфликта и фактор социокультурной динамики.

Предмет исследованияфеномен протестной культуры в совокупности его форм, онтологических, аксиологических и функциональных параметров.

Цель диссертации: выявить природу и формы проявленияпротестных форм культуры, разработать их классификацию на основании ценностно-смысловых интенций и функциональной специфики.

Задачи исследования:

1. Выявить основныеаспекты осмысления феномена культурного конфликта в рамках междисциплинарного научного дискурса; проследить контекстуальные трансформации понятия.

2. Раскрыть основные методологические подходы к интерпретации феномена протестной культуры и выявить ресурс взаимодополнительности исследовательских парадигм.

3. Выявить степень и характер влияния протестных форм культуры на социокультурную динамику.

4. Конкретизировать социальные детерминанты протестной культуры в современном обществе.

5. Разработать классификацию форм протестной культуры, конкретизировать их видовую дифференциацию.

6. Выявить ценностные основания протестной культуры и обосновать систему ценностей современных форм протестной культуры.

7. Выявить основные критерии и маркеры протестной культуры.

8. Рассмотреть ресурсную базу функционирования протестных форм культуры на основе структурно-функционального подхода.

9. Конкретизировать доминирующие функции протестных форм культуры в соответствии с разработанной классификацией.

Теоретико-методологические основы исследования

Методологической основой исследования является междисциплинарный подход, предполагающий синтез философских, социологических, антропологических и культурологических исследовательских практик применительно к феномену «протестная культура». Общенаучные принципы системности и развития позволили рассмотреть объект исследования во всем многообразии связей и отношений.

Интерпретация и анализ сущностной природы протестной культуры осуществляется на основе теорий «социально-политических протестов» и «культурного конфликта» в их отечественных и зарубежных версиях, раскрывающих онтологический, ценностный и функциональный статусы исследуемого феномена.

При выявлении становления, образования и развития понятия «протестная культура», ее ведущих форм нами учитывались положения классического эволюционизма и теорий культурогенеза. Методологически значимыми в осмыслении данных процессов для нас выступили подходы: системный (Э.Г.Юдин, В.Н.Садовский), функциональный (К. Леви-Строс, Т. Парсонс, Т.Р. Гарр).

Методы исследования.

В процессе работы используются научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач: системный анализ, структурно-функциональный анализ, диалектический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному; анализ и синтез, метод индукции.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Работа представляет собой первое систематизированное исследования феномена протестной культуры. Уточняется смысловое пространство понятия, осуществляется систематизация и предлагается авторская классификация протестных форм культуры, в основу которой положена функциональная специфика и ценностные основания различных форм культурного протеста.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!