Интерактивность и «движение к правде»



Й курс «Журналистика»

Дисциплина «Мультимедийные технологии в профдеятельности», преподаватель Т.А.Коженовская

Г. 12-40. Лекция 2.

Мультимедиа и новые принципы новостей

 

 

Как мультимедиа изменяет традиционную природу и струк-туру новостей? Очевидно, что мультимедиа – это не просто новые технологичные устройства и красивые картинки. Это принципиально новая философия новостей, принципиально иной подход к тому, что является новостью для редакции. Соб-ственно от этих принципов новостей отталкивается и организа-ция работы такой редакции, и новые обязанности и компетенции журналиста – мультимедийного журналиста.

 

Традиционные принципы новостей

 

Прежде чем перейти к рассмотрению мультимедийных новостей и их принципов, мы должны вкратце напомнить, а что собственно мы подразумеваем под традиционными прин-ципами новостей домультимедийных СМИ.

 

Принципам новостей традиционных СМИ посвящены целые книги, а в некотором роде их продолжением являются еще более объемные этические кодексы или корпоративные справочники редакций. Однако определенное количество общих принципов во всей этой разнообразной литературе возможно найти.

 

Принцип новизны, собственно, является ключевым при-нципом новостей. Условно говоря: новость должна быть ново-стью, то есть должна представлять сообщение о некоем новом событии. Принципиальным вопросом здесь является само по себе понятие события. К событиям в общем смысле этого слова относят некое изменение состояния: сложный пожар, безуслов-но, является новостью, так как представляет собой изменение состояния здания, и в этом его суть как события. Большой воп-рос еще – считать ли новостью очередное заседание местного парламента или очередной визит главы местной администрации


 


 

 

кому-либо. Принципиальной новизны здесь нет: чиновники постоянно кому-то наносят визиты, а парламент сам по себе создан для того чтобы заседать. В этом смысле событием может стать результат такого заседания (принят судьбоносный закон) и результат такого визита (подписано важное соглашение).

 

Главной сложностью принципа новизны является тот факт, что не существует универсального понятия такой новизны. То, что будет являться новостью для одного сообщества, не будет та-ковой для другого. То есть далеко не каждое событие может быть поводом для публикации (то есть новостью в медийном смысле слова), так как у каждого СМИ свои критерии отбора новостей. Следовательно, принцип новизны применим исключительно

 

определенной аудитории, которую СМИ считают своей и на которую ориентируются. Эта ориентация, конечно, зиждется на абстрактных представлениях редакторов и журналистов об этой аудитории. То есть принцип новизны будет работать только тогда, когда он ориентирован на аудиторию СМИ.

 

Принцип релевантности предполагает, что приоритетность размещения новостей в выпуске новостей на телевидении, на газетной полосе и т.д. зависит от значимости этих новостей. Каковы же критерии этой значимости? Как показывает практика, они также индивидуальные и зависят от аудитории, на которую СМИ ориентируется, а также от собственных представлений редакторского коллектива СМИ о значимости того или иного события. Принцип релевантности отражается и на текстах новостей. С точки зрения этого принципа, менее значимая информация и детали события могут быть размещены ближе

 

концу материала, а более значимые последствия и события

 

– в начале. Это сделано с тем, чтобы читатель мог в любой момент не дочитать публикацию, но при этом составить свое представление о событии. Таким образом, располагая новости в порядке их значимости, СМИ формируют «повестку дня», то есть создают значимость определенных событий в обществе.

 

Принцип оперативности предполагает, что новость должна быть доставлена в редакцию как можно скорее к ближайшему выпуску. То есть предполагается, что аудитория имеет опре-деленную сформированную приверженность конкретной га-зете или определенным новостям на данном канале и смотрит


 

каждый день эти новости или читает каждый день эту газету.

 

случае если газета многократно пропустит важные события и не сообщит о них, у читателя сформируется разочарование в торговой марке этой газеты, и он может переключиться на другое издание или перестанет читать газеты вовсе. Тем не менее, проблема принципа оперативности состоит в том, что потребитель информации должен подстраиваться под график выхода средства массовой информации (запоминать, например, время выхода в эфир очередного выпуска новостей).

 

Принцип условности, по поводу которого многие коллеги со мной, скорее всего, поспорят, состоит в том, что в силу ограни-ченности формата, объема или хронометража новости средств массовой информации не в состоянии передать все нюансы реальной информации, прибегают к множеству условностей и определенной схематичности и клишированности. Шутка ли представить проблему максимально полно, когда репортаж должен длиться три минуты?

 

Из принципа условности вытекает принцип технологическойзависимости, суть которого сводится к тому, что у разных СМИ разные выразительные средства, что приводит к тому, что та тема, которая легко раскрывается в одних видах СМИ (напри-мер, экономика в газете), в других крайне сложно «переварива-ется» аудиторией. Следовательно, основанием для отсева темы или придания ей меньшего значения может быть несоответствие информационного повода тем выразительным средствам, кото-рыми располагает данный вид СМИ. И опять же определенные виды СМИ вынуждены идти на некоторые условности с тем, чтобы проиллюстрировать при помощи выразительных средств информационный повод. Всем известно, какими силами теле-визионщики добывают заветные «лайфы».

 

Принцип объективности, который многим, особенно россий-ским журналистам может показаться химерой, на самом деле предполагает не абсолютную объективность, но постоянное до-полнение темы новыми деталями, последующими публикациями, постоянный поиск полярных и неординарных мнений. В этом смысле, как пишут Билл Ковач и Том Розенстил, журналистика традиционных новостей представляет собой «перманентное движение к поиску правды». Каждый последующий материал


 

предоставляет читателю возможность иначе взглянуть на про-блему и таким образом помогает ему продвинуться на пути

 

истине (Ковач и Розенстил, 2004). Традиционные новости в жур-налистике и принципы их создания не предполагают, что каждый репортаж или каждая заметка должны быть объективными, но указывают на то, что каждая из них должна вносить свой вклад в разностороннее отражение действительности.

 

Принцип объективности исходит также из существенной ог-раниченности средств, которыми обладают традиционные СМИ

– заметка или репортаж не могут быть длинными настолько, насколько это необходимо для соблюдения принципа объектив-ности. Именно поэтому СМИ вынуждены идти на некоторые условности – отражают только полярные мнения, часто забывая про промежуточные, намеренно упрощают проблему в целях сокращения хронометража и т.д. Поэтому соблюдение принципа требует постоянного возвращения к теме и применения истинных принципов расследовательской журналистики.

 

Принцип объективности в связи с этим часто обозначает принцип беспристрастности, то есть отсутствие у создателя журналистского материала склонности встать на ту или иную сторону в отражении действительности. То есть данный принцип изначально исходит из того, что быть объективным по-настоя-щему, журналисту мешает формат и технологические ограниче-ния, налагаемые тем видом СМИ, в котором выходит материал. В этой ситуации журналист вынужден упрощать, сокращать спектр возможный мнений и т.д., поэтому принципиальным становится скорее беспристрастность, чем недостижимая и идеализированная объективность.

 

Таким образом, можно сказать, что вид СМИ и его вырази-тельные средства это не просто абстрактная форма представле-ния информации, но и по сути формирующий эту информацию элемент, который обуславливает ее понимание и смысл. Именно это обстоятельство позволяет нам употребить слова известного канадского ученого коммуникативиста и культуролога Маршалла Маклюэна, который произнес свою знаменитую фразу: «Сред-тво информации есть сообщение». То есть сам способ передачи информации есть сама информация, то есть средства формируют смысл информации.

Интерактивность новостей

 

Ученые выделяют три уровня медиа как средств коммуни-кации:

 

Первый уровень включает непосредственные средства коммуникации, которыми человек может пользоваться и которыми он наделен от природы или в процессе социализации. Сюда можно включить речь, письменность, изобразительное искусство, музыку и т.д. – словом все то, что требует непосредственного присутствия человека.

Медиа второго уровня предполагают использование некоего технического «медиума», воспроизводимого для большого количества людей, то есть носителей коммуникации. И сюда как раз включают телевидение, печать (в том числе книгопе-чатание в самых ранних формах), кинематограф и т.д.

Медиа третьего уровня представляют собой как раз мультимедийные формы, которые при помощи цифрового воспро-изведения объединяют медиа первого уровня с медиа второго уровня.

 

Из этого следует, что интерактивность, то есть прикладной творческий характер мультимедийных СМИ вытекает из приро-ды этих медиа, так как они объединяют пассивно усваиваемую информацию с активным творчеством самого индивида.

 

Именно поэтому терпят фиаско те СМИ, которые при выходе

 

Интернет создают кальку своего традиционного СМИ, просто выкладывая тексты или видео в сеть. Ценность этой среды со-


 

 

стоит в возможности быстро получать обратную связь от пользо-теля и совмещать каналы массовой коммуникации с каналами интерперсонального общения.

 

Интерактивность и «движение к правде»

 

Интерактивность проявляется в первую очередь в том, что отныне потребитель информации становится ее активным пользователем – он получает возможность реагировать на нее, обсуждать ее, голосовать и т.д. Если такая интерактивность долгое время в традиционных СМИ была ограничена отправкой писем в редакцию и участием в редких интерактивных шоу пу-тем звонка в студию, то сегодня при помощи мультимедийных платформ количество способов взаимодействия аудитории и СМИ увеличивается существенным образом. Для того чтобы их классифицировать, обратимся к работе Клауса Бруна Йенсена из Университета Копенгагена.

 

Дело в том, что термин «интерактивность» характеризует три разных процесса, которые связаны с разными направлениями взаимодействия трех элементов: человека, медиа и общества. Таким образом, он выделяет три вида интерактивности: ин-терактивность первого типа относится к взаимодействию че-ловека и «медиума» (компьютера) и характеризует интерфейс; интерактивность второго типа относится к взаимодействию «медиума» и общества; наконец, интерактивность третьего типа показывает, каким образом при помощи «медиума» осущест-вляется связь человека с обществом.

 

Теперь рассмотрим, что такая «триада» обозначает в практи-ке СМИ. Интерактивность первого типа относится к понятию интерфейса, то есть технического способа взаимодействия человека и машины. В этом случае под первым типом интер-активности подразумевается новый способ взаимодействия СМИ и пользователя. Мультимедийные СМИ в этом смысле расширяют традиционный способ взаимодействия пользователя и «медиума» за счет следующих инструментов:

 

Новый способ чтения, предполагающий облегченное «про-листывание» новостей, быстрое перемещение между но-востями, комментариями, рубриками, быстрое попадание


 


 

 к уточняющим или иным элементам. Все это достигается за счет гипертекстовых ссылок.

 

Кастомизация услуг, то есть возможность настроить интерфейс под себя и выбрать интересующее содержание. Сюда относится RSS и подкаст как возможность скачать на мобильное устройство определенный контент, настройки конкретных лент новостей (по тематике) с тем, чтобы они отражали

 в первую очередь возможность подписаться на новости по теме, выбрать свой регион для отображения информации о погоде или ситуации на дороге. Многие современные мультимедийные СМИ позволяют на основе пароля и логина получить доступ к структурированной «под себя» информации, личному архиву из статей и видео данного СМИ. Этот архив, однако, хранится на сервере самой новостной редакции.

 

Интерактивность второго типа предполагает наличие некоей связи между СМИ и обществом и подразумевает степень участия общества в формировании контента СМИ. К этому типу интерактивности мы можем отнести:

 

Создание при информационных редакциях пула общественных экспертов из числа аудитории и обращение к ним за коммента-риями. Также это интерактивные форматы передач с участием,


 

например, клуба привилегированных слушателей (активно используется российской радиостанцией «Эхо Москвы»). Использование контента, созданного самими пользователями. Многие традиционные медиа уже сегодня перешли на публикацию фотографий, сделанных самими пользователями на их мобильные телефоны. Сюда же относится видео, снятое пользователями.

Предоставление пользователям возможности оставить комментарий, который сразу же становится общедоступным, за счет чего массовая коммуникация как бы сливается с индивидуализированной.

Формирование контента самими пользователями: сюда отно-сятся такие форматы, как Digg.com, когда пользователи сами размещают свои новости, а на основе результатов голосова-ний по этим новостям происходит их размещение в иерархии новостей (в «топе» или ближе к концу).

 

Наконец, интерактивность третьего типа предполагает со-здание на основе интерактивной медиасреды постоянной связи между индивидом и обществом. К такому виду интерактивности мы можем отнести:

 

создание сообществ на основе взаимодействия пользователей

интерактивных онлайновых средах (например, форумы, блоги);

 

участие пользователей в голосованиях, в результате чего опять же происходит их интеграция в сообщество; сочетание простого общения с социальными сетями.

 

Различные сочетания таких интерактивных форматов дают возможность интернет-сайтам традиционных СМИ превра-щаться: во-первых, в площадки для обсуждений, во-вторых,

 

обычные информационные ресурсы, в третьих, в социальные сети, в четвертых – в замечательный способ формирования и дополнения содержания традиционных СМИ. Сегодня вы мо-жете выбрать разные модели прочтения таких мультимедийных сайтов. С одной стороны, вы можете читать их как обычное интернет-СМИ, а с другой – читать только те статьи, за которые проголосовало большое количество пользователей.


 

 

Таким образом, интерактивные новости предполагают ком-бинирование интерперсональных и массмедийных новостей, журналистского и пользовательского контента, а также методов чтения – пассивного и активного. За счет таких интерактивных элементов возможно не только повышать посещаемость интер-нет-платформы, но и увеличивать потребление традиционного СМИ за счет предоставления обычному потребителю возмож-ности влиять на контент этого СМИ посредством интернет-сервиса и мобильных голосований.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!