Дополнительные рекомендуемые Интернет-ресурсы 4 страница
В наиболее развитых областях Италии культивировали пшеницу, ячмень, просо, бобы; в менее развитых и гористых - полбу, ячмень, бобы.
Холмисто-гористая территория благоприятствовала развитию скотоводства, особенно овцеводства и свиноводства. Одним из важных показателей прогресса в сельском хозяйстве являлись новые отрасли - животноводство и птицеводство. Вокруг крупных городов создавались специализированные хозяйства, снабжавшие горожан молоком, сыром, мясом, цветами, свежими овощами и фруктами.
В рудниках, каменоломнях, глиняных карьерах труд рабов господствовал безраздельно.
Высокому уровню развития торговли в пределах всей Римской империи способствовали, во-первых, введение единой денежной системы по всей империи; во-вторых, строительство замечательных дорог, мощенных камнем и пересекавших всю Европу.
Расширяющиеся размеры внутренней и внешней торговли вызвали появление денег.
Чеканились они из золота, электра - сплава серебра и бронзы.
Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом. Марс - с Арестом, Юнона - с Герой. Минерва - с Афиной. Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан - с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т.д.
Римская историография служила, прежде всего, целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Рима.
|
|
Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии - наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков.
В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы Широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во П - I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы здании, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка.
Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины.
|
|
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам.
Так. например, высокого уровня достигла в Риме агрономия, римский архитектор Витрувий написал трактат "Об архитектуре". В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруденция - наука о праве.
Культура Рима в период империи
В 31 г. до н.э. начинается новая страница в Римской истории - история империи. Конец I в. до н.э. - II в. н.э. - время ранней империи (эпоха принципата), расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы
У римской знати особенно популярен был стоицизм (основные представители - Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 н.э.) и император Марк Аврелий (121 - 180). Среди низших слоев общества особенно почитали бродячих философов-киников
Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Роны как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.
|
|
Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др.; Большое значение в I - II вв. н.э. придавалось географическим знаниям
Больших успехов добилась медицина.
К I - 11 вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, и Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой.
В период империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, военачальников, поэтов, философов "; др.
В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерные признаки кризиса античной культуры - низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.
|
|
IV - V вв. н.э. - период поздней империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.
История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.
Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии - спасителя
В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке.
В середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.
В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия.
В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики. форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Нарду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа. в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.
Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира. античности, началом Средневековья.
На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств
Третья неделя. 18-30 сентября. Лекция 2. “Возникновение раннесредневековой государственности в Европе. Русь в контексте общеевропейского процесса IX-XIII вв.”
Разбираемые вопросы:
Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки данного периода для разных стран. Великое переселение народов и его исторические результаты. Государства Европы VIII—XІ вв. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. Быт и хозяйство восточных славян. Общественные отношения. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Племенные союзы восточных славян. Предпосылки образования государства у восточных славян. Основные направления внешней политики киевских князей в X-XII веках. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Истоки русской культуры. Крещение Руси. Значение христианства в становлении национальной культуры.
Доводимые до сведения студентов материалы:
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения - символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу.
Понятие Божественной Троицы трактовалось как Бог - един во всех трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос - искупитель грехов и Бог-Дух Святой
Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах.
Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия
Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви - "католической" (в западной транскрипции) или "кафолической" (в транскрипции восточной).
Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от греч. hairesis - особое вероучение).
Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудии борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд
Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, а также отказа от имущества.
Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.
К Доминиканскому ордеру принадлежал один из наиболее выдающихся философов Средневековья Фома Аквинский, сформулировавший пять доказательств бытия Бога.
В начале XIII в. возникли так называемые "нищие монашествующие ордены", монахи которых бродили по городам и селам и жили подаяниями, завоевывая "личной бедностью" сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную культуру.
Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством.
Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии.
Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса - "Песень о Роланде", в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию. В XII в. появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.
Значительным явлением в литературе Франции XII - XIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.
Важнейший памятник английской литературы XIII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде. который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.
Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке.
Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.
В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками.
В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии - храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.
Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма.
Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы.
Для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского Примерами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция).
Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.
Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз.
Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы и слуги.
К XII в. относится появление нового архитектурного стиля - голики (от итал. gotico - готский, по названию германского племени готов).Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются второй половиной XII в. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте.
В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции; они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь Великолепны готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).
В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была "пламенеющая готика" - здания украшали тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом. В такой технике выполнены соборы в Корби, Аласоне, Амбере, Конше (Франция).
В Англии XIV в. также господствовала готика. Это был расцвет декоративной готики, отличающейся устремленностью ввысь и большой стройностью зданий. Тогда же намечается переход к "перпендикулярному стилю" в готике, получившему свое название от рисунка линий оконного узора. Каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами. Но этот стиль был присущ только Англии.
Определяющим фактором развития экономики Западной Европы в средневековье было окончательное утверждение феодального поместья в качестве главной организующей основы общества.
Хозяйственное управление заключалось в решении ими проблемы "что" и "для кого" производить. Землевладельцы, исходя из соображений престижа, показателями которого в мирное время были каменные замки и церкви, их внешнее украшение, внутреннее убранство, дорогая и красивая одежда, посуда, качественная и разнообразная пища и пр., определяли виды и размеры различных повинностей и платежей, которыми облагались-зависимые крестьяне. Главными среди них были поземельные повинности (отработки) и платежи (определенная доля урожая), т.е. отработочная и натуральная рента.
Дальнейшая замена барщины и трудовых повинностей фиксированной податью, цензом обусловила высокую степень экономической свободы крестьян. Они, уплачивая денежную ренту, получали возможность самостоятельно решать проблемы "что производить" и вопросы, связанные с реализацией продукции.
Города Западной Европы X-XV вв. выполняли прежде всего экономические функции.
Экономические функции города постепенно расширялись, на первый план выдвигалась его роль как промышленного центра. Город становился мастерской, где активно развивалось разделение труда, выражавшееся в росте числа различных ремесел.
Организационной формой городского ремесла был цех, представлявший объединение производителей одной и той же профессии.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех представлял и военную организацию, участвовавшую в сторожевой службе и военных действиях.
В случае болезни или смерти члена цеха его семье оказывалась материальная помощь из средств от вступительных взносов, штрафов и прочих платежей.
Проблема этногенеза восточных славян.
Известно, что в давние времена значительную часть территории древней Руси занимали кочевые племена Киммерийцев. Затем их вытеснили Ираноязычные скифы, а им на смену пришли воинственнные племена Ираноязычных сарматов. Затем земли стали осваиваться греками, которые основывали свои города-государства - рабовладельческие республики.
Вдоль рек селилсь славяне, занимавшиеся земледелием. Славяне имели индийские корни, но сформировались как народ в результате взаимодействия с западными народами, греками и кочевниками.
Жилища славян представляли собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.
Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.
Существовало ополчение: «полк», «тысяча», разделенная на «сотни». Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, живущую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались “полюдье”. Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью был дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена.
Славяне вели торговлю с византийцами, получая от них металлы, ткани, соль, предметы роскоши. Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути из варяг в греки.
Славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог- бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь – оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл – бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос. Общее число языческих славянских персонажей не поддается учету. Известно не менее 400 названий и имен.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!