Jewish Education Committee, 1946. 116 страница
МОРАЛЬНЫЙ ДУХ ГРУППЫ
Моральный дух группы зависит от временной перспективы столь же сильно, как и моральное со стояние отдельной личности. Убедительные тому до казательства получены в эксперименте Френча; в этом эксперименте группы молодых людей были постав лены в физически неприятные условия. Испытуемым пришлось работать в комнате, которая постепенно наполнялась дымом, просачивающимся из-под двери, причем они знали, что дверь заперта. Через некото рое время дым стал крайне неприятным. Реакция групп варьировала от паники до смеха и зависела главным образом от того, воспринимался ли дым как признак реального пожара или как розыгрыш пси холога. Столь различные интерпретации были вызва ны различиями во временной перспективе и субъек тивным мнением о степени реальности опасности. Моральное состояние жителей Франции, Англии и Соединенных Штатов, являющееся достоянием нашей новейшей истории, являет собой ярчайший пример
|
|
|
|
248 Конфликты в контактных группах
того, насколько субъективная оценка вероятности опасности определяет цели группы и ее действия 1 .
Сравнительный анализ групп с различной степенью организованности, находящихся в ситуации страха и фрустрации, показал, что организованные группы демон стрируют большую мотивацию и большую настойчивость. Вероятность того, что группа распадется, снижается, хотя столь сильная мотивация может приводить к большему переживанию фрустрации в случае недостижимости цели.
|
|
то же время (хотя эти данные и противоречат тому, чего мы могли оы ожидать) страх быстрее распростра няется именно в организованных группах, поскольку члены таких групп в большей степени зависят друг от друга. Довольно специфичным образом эти эксперимен ты подтвердили продиктованное здравым смыслом пред ставление о том, что моральное состояние человека перед лицом опасности в значительной степени зависит от ат мосферы той группы, в которую он входит.
|
|
ИНИЦИАТИВА, ПРОДУКТИВНОСТЬ,
УРОВЕНЬ ЦЕЛИ И ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
нацистской Германии моральный дух рассмат ривают как «движущую силу, которая стимулирует каждый элемент политической и военной организации прикладывать максимум усилий и способностей»; он «предполагает позитивную настроенность личности и масс по отношению к единой цели». Подобная кон цепция морального духа соответствует системе вос питания, необходимой для ведения наступательной войны и поддержания тоталитарного единства. Одна ко данные экспериментальной психологии доказыва ют, что один элемент этой концепции верен в отно шении любого типа морального состояния. Упорство перед лицом препятствий, способность не пасовать перед трудностями — все это просто еще одна со-
1 См. послесловие к этой главе.
Конфликты в контактных группах | 249 |
ставляющая более фундаментального состояния лич ности, которое можно охарактеризовать как комби нацию инициативности и решимости достичь опреде ленных целей, реализовать определенные ценности.
Моральное состояние личности, как и моральный дух группы, могут быть оценены посредством изме рения качества и количества достижений, то есть продуктивности. Инициативность и продуктивность, зависящие от соответствующего соотношения ряда факторов, весьма чувствительны к изменениям этого соотношения. И в этой связи важную роль играет физическое благополучие. Сейчас правительство лю бой страны осознаёт, сколь важным для поддержа ния высокого морального духа населения является обеспечение его достаточным количеством продоволь ствия и витаминов. С другой стороны, чрезмерно сытый человек едва ли будет образцом инициатив ности и продуктивности. Тонкие психологические факторы играют огромную роль в детерминации морального состояния, и гитлеровские планы насту пательной военной кампании безусловно учитывали моральное состояние противника как один из наи более уязвимых и значимых факторов.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!