Вопрос 2. Общественное сознание. Его структура и функции

Вопрос 1. Философия о природе и структуре сознания

  Психика человека –это совокупность процессов, включающих в себя: бессознательное – то, что не осознается, но влияет на поведение; сознание – то, в чем мы отдаем себе отчет; сверхсознание– сфера интуиции и творческих способностей. С одной стороны, по характеру психических процессов сознание и бессознательное противоположны, с другой, граница между ними относительна, они способны к взаимодействию. Сверхсознание, с одной стороны, опирается на сознательную психику, с другой, связано с бессознательным (феномен интуиции). Черты сознания человека, отличающие его от психики животных:

1. Сознание неразрывно связано с языком как речью: с одной стороны, содержание сознания выражается в языке, с другой стороны, сознание формируется благодаря языку, включению в речевую коммуникацию;

2. Сознание отражает действительность обобщенно: человек благодаря абстрактному мышлению способен выделять общие признаки большого класса объектов и фиксировать их в форме понятий, вырабатывать сложные абстрактные построения, например, научные теории; сознание отражает действительность целенаправленно, избирательно: человек ставит перед собой определенные цели, поэтому в поле его внимания оказываются те фрагменты действительности, которые помогают их достичь;

Регуляции поведения (самооценка, самоанализ, самосознание). Природу сознания также характеризуют: идеальность– сознание является особой формой бытия, противоположной материальному миру, сознание образуютидеальные образы– своего рода следы как результат отражения, но следы невещественные; интенциональность– направленность сознания на что-либо – предметный мир, социокультурную среду общества, духовный мир личности;

 

 

Сознание неразрывно связано со следующими процессами:

Абстрактное мышление– это целенаправленное и обобщенное познание субъектом в форме идеальных образов закономерностей мира, творческое созидание новых идей и прогнозирование событий и действий;

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на них, многократно вводить эту информацию в сферу сознания и поведения;

Воображение– психическая деятельность, состоящая в создании и воспроизведении в сознании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности;

Идеальный образ– это субъективный образ объективной реальности, образ самого человека, представленный в различных формах сознания и культуры.

Характеристики идеальных образов: Во-первых, идеальность– информация предоставлена в «чистом» виде: идеальный образ лишен вещественности вызвавшего его предмета; идеальный образ всегда дан как готовый результат (мы не осознаем механизм работы органов чувств, нервной системы, мозга).

Во-вторых, субъективность: разные люди один и тот же предмет могут представлять по-разному; идеальные образы одного сознания другому непосредственно не даны.

В-третьих, обобщенность– в идеальном образе фиксируются общие, существенные, а не единичные и случайные признаки, характеризующие что-либо.

Активность сознания проявляется в следующем: целенаправленность и избирательность отражения; создание новых идей; управление практической деятельностью человека. Активность сознания обеспечивает мышление. Сознание является сложной идеальной системой:

Во-первых, в зависимости от концентрации внимания выделяется ядро и периферия сознания: ядро – это то, на чем сконцентрировано внимание в данный момент, при переключении внимания периферия и ядро меняются местами;

Во-вторых, уровни организации сознания от низшего к высшему:

Телесное Я– осознание человеком предметного мира вокруг себя и самого себя как телесного существа; сознательное Я– осознание человеком себя как социального существа, способного к деятельности; нравственное Я– осознание человеком себя как духовного существа, носителя определенных ценностей.

В-третьих, подсистемы или сферы сознания: телесно-перцептивная сфера ответственна за ориентацию в окружающем мире, регулирует предметную деятельность человека, в эту сферу входят чувственные идеальные образы – ощущение, восприятие и представление; логико-понятийная сфера ответственна за познание сущности чего-либо с помощью абстрактного мышления, в эту сферу входят абстрактные идеальные образы – понятие, суждение и умозаключение, концепции, гипотезы, теории; эмоциональная сфера концентрирует в себе переживания, эмоции и чувства различной степени глубины и интенсивности; ценностно-мотивационная сфера ответственна за управление деятельностью человека, в ее состав входят нормы, ценности, идеалы.

  Для рационализма характерно отождествление сознания и мышления. На самом деле они не тождественны: мышление без наличия сознания невозможно, но сознание без мышления возможно, поскольку мышление образует только одну из четырех сфер сознания. Можно выделить цепочку понятий от самого широкого к самому узкому: психика – сознание – мышление. Психика – самая широкая реальность по сравнению с сознанием и мышлением.

Таким образом, функциями сознания являются: отражательно-информационная – реальность представлена в нем с помощью идеальных образов – специфических информационных образований; гносеологическая– сознание – основа познания человеком реальности; аксиологическая– выработка ценностного восприятия действительности; регулятивная– управление поведением человека; праксеологическая– управление всей деятельностью людей; эвристическая– выработка новых идей, знаний, возможностей.

  С онтологической точки зрения сознание представляет собой особую идеальную форму бытия, находящуюся в сложной связи с материальным бытием: они противоположны друг другу; сознание возникает на высоком уровне развития материи, но способно оказывать активное обратное воздействие на материальные процессы, сознание не является пассивном «зеркалом», в котором реальность только отражается; сознание равноправно по отношению к материи, многие вещи, материальные явления и процессы порождены творческой активностью сознания.

 

Вопрос 2. Общественное сознание. Его структура и функции

   Элементами общества являются: люди, способные вступать в общественные отношения; общественные отношения, взятые отдельно от их носителей; вещи или предметы: во-первых, обычные вещи, которые используются в соответствии с их физическими свойствами (орудия, предметы, продукты труда);во-вторых, предметы-знаки, использование которых определяется их смыслом (государственные символы, награды, дорожные знаки и др.); часть природы, вовлеченная в производство.     Социальные институты–устойчивые самовоспроизводящиеся единицы, функционирующие по определенной целевой программе (материальное производство, государство, образование, наука и другие). В обществе выделяют две группы подсистем:

Во-первых, это сферы общественной жизни. Идея такого подхода принадлежит К.Марксу, который выделял две сферы – материальную и духовную – в соответствии с формами производства. В настоящее время выделяют сферы: экономическая– удовлетворяет материальные потребности людей; социальная– включает в себя отношения людей, групп и институтов; правовая– вырабатывает общеобязательные правила деятельности; политическая– отвечает за управление процессами в обществе; культурная (духовная)– удовлетворяет духовные потребности людей. Существует проблема наличия одной, определяющей сферы: первый подход: существует одна сфера, от которой зависит все общество: французские просветители – духовная сфера; К.Маркс – сфера материального производства.

Второй подход: не существует определяющей сферы. Согласно теории факторов развития, общество функционирует и развивается благодаря сложному взаимодействию факторов, в совокупности своей образующих механизм системной детерминации общества: сферы равноценны и взаимодействуют между собой, в результате чего у общества формируются интегративные (целостные) характеристики, не присущие сферам в отдельности (например, саморазвитие). Варианты соотношения сфер: на определенных этапах развития общества доминирует одна из них; доминирующие сферы сменяют одна другую в одном и том же обществе; в разных типах обществ могут существовать разные доминанты; причина события в одной из сфер находится в другой; сложные процессы зависят от взаимодействия всех сфер.

Во-вторых, это различные сообщества людей, которые действуют в различных сферах общества. В XIX веке К.Маркс разработал модель классового деления общества, согласно которой классы–это большие группы людей, занимающие разное место в процессе материального производства, и имеющие разное отношение к собственности на средства производства. В XX веке возникла критика этого взгляда: все сферы общества равноценны, социальные группы нужно выделять не только по экономическому критерию. Эта идея лежит в основе теории социальной стратификации. Страты–социальные группы, выделяемые по тому или иному критерию социального неравенства или различия. Критерии: социальный (образование, престиж профессии, способ получения дохода); демографический (пол, возраст, состав семьи); профессиональный; религиозно-конфессиональный; расово-этнический.

  Однако выделение любых социальных групп всегда относительно: один и тот же человек по разным критериям принадлежит к разным группам. Общество, в-третьих, –это сложная, органично-целостная, саморазвивающаяся, открытая и вероятностно детерминированная система. Основные социальные регуляторы. Во-первых, мораль–форма общественного сознания, фиксирующая модель должного поведения. Ее нормы базируются на определенных ценностях и санкционируют многие общественные устои, регулируют поведение человека в различных сферах общества. Нормы морали претендуют на абсолютность, не терпят исключений, однако являются все же рекомендательными, их исполнение поддерживается силой общественного воздействия, духовным авторитетом. В морали громадное значение имеет самосознание личности, позволяющее человеку самому контролировать свое поведение, принять моральные нормы к исполнению.

   Во-вторых, право –форма общественного сознания, выражающая принципы справедливости, равенства людей в общественных отношениях, что подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Только свободные люди могут быть субъектами права, там, где нет свободы, нет и права. Главной единицей права является закон–нормативный акт, устанавливающий права и обязанности субъектов правовых отношений. Закон всегда предполагает коллективное согласие людей с определенными принципами их взаимоотношений в обществе. Право, с одной стороны, – это орудие государственной политики, с другой стороны, – механизм осознания самим обществом пределов дозволенного.

В-третьих, политика как последовательность определенных действий, нацеленных на достижение необходимого результата. Политическое действие должно быть целенаправленным, непрерывным, спланированным, рациональным, прагматичным. Субъектами политики могут быть государства и различные социальные группы, интересы которых на уровне государства представляют политические партии. Главная функция политики – регулировать и управлять процессами в различных сферах общества, находить баланс интересов различных социальных групп. Политика является одной из сил, преобразующих общество.  В-четвертых, идеология–система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности, фиксируются социальные проблемы и конфликты, выдвигаются цели и программы деятельности, направленной на закрепление, изменение (развитие) существующих общественных отношений. Идеология не только отражает общественные реалии, но и оказывает на общество преобразующее, обратное воздействие: направленность политики всегда является выражением определенных идеологических установок, результатом политики может быть принятие определенных норм права.  В-пятых, религия–форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное и предполагающая наличие определенных сакральных норм, подлежащих неукоснительному соблюдению. Религия способна регулировать весь спектр общественных отношений, все сферы общества. В современном мире это особенно характерно для исламской цивилизации.

К.Маркс утверждал, что духовные явления общества вторичны по отношению к материальным явлениям. На самом деле это не так: мораль, право, идеология, религия – это духовные регуляторы общества, от которых во многом зависят материальные отношения. Духовное и материальное как минимум равноценны или духовное часто является определяющим по отношению к материальному.

 Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности.

Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание — это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение.

Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность отражения действительности. Она зависит от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить:

- Экономическое сознание;

- Политическое сознание;

- Правовое сознание;

- Нравственное сознание;

- Эстетическое сознание;

- Религиозное сознание;

- Научное сознание;

- Философское сознание;

Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, при чем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Формы общественного сознания, поэтому, всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Типы общественного сознания:

- Групповое сознание - совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения.

- Классовое сознание – сознание, возникающее в результате идентификации индивидом себя с представителями определенного социального класса, и характеризующееся чувством солидарности с ними и подчинением личных интересов индивида классовым интересам.

- Общечеловеческое сознание

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!