Следующее задание будет о духовых Тувинских инструментах

Задание по Истории исполнительского искусства 2-й курс

Преподаватель Андрианова Н.С.

Тувинское горловое пение

1. Назовите, каким народам присуще горловое пение?

2. Что означает слово «хоомей»?

3. Характеристика стиля «борбаннадыр», от какого тувинского слова произошло название стиля?

4. Характеристика стиля сыгыт».

5. Характеристика стиля «эзенгилээр».

6. Характеристика стиля «каргыраа».

7. Тувинский инструмент, вариант народной виолончели (название и применение).

8. Регистровые различия и техника звукообразования горлового пения

9. Где используется ударный инструмент бубен

10. Где используется инструмент под названием хомус?

 

Дополнительный материал о духовых инструментах

Лимби

Лимби — поперечная флейта с пальцевыми отверстиями.

Лимби изготавливается из бамбука, позднее из дерева или пластмассы. Длина инструмента колеблется от 50 до 66 см. Трубка закрыта в верхнем конце деревянной пробкой. Ее диаметр -от 2 до 3 см. Ближе к верхнему концу трубки расположено вдувное отверстие. На некотором расстоянии от него иногда делается второе отверстие, заклеенное тонкой бумагой, для особой тембровой окраски звука.

Количество пальцевых отверстий у разных экземпляров тоже разное — от 7 до 11, но 7 основных отверстий, которые служат для изменения высоты звуков, остаются постоянными на всех экземплярах. Остальные используются для расширения диапазона. Лимби имеет звонкое, прозрачное звучание.

Амырга

Амырга — натуральная звукоподражатель­ная труба без мундштука. Амырга предста­вляет собой коническую деревянную трубу длиной около 50-60 см. Изготавливается она из двух половинок выдолбленной дре­весины, которые либо обтягиваются тонкой оболочкой кишок, либо склеиваются, либо скрепляются несколькими вязками из сухо­жилий или корой тальника, реже березы. При необходимости амырга изготавлива­ется и из бересты, срезанной в виде длин­ной ленточки и свернутой в виде конуса. Ту­винские охотники иногда могут использо­вать и полый ствол ружья в качестве амыр­га.

Амырга — разновидность охотничьего манка. На амырга извлекают звуки оберто-нового ряда, имитирующие крик марала путем втягивания в себя воздуха. Звук у амырга очень сильный. Кроме того звук уси­ливается за счет того, что в горных мест­ностях используется эффект эха.

Кандан

Кандан — духовой амбушюрный буддийский инструмент без боковых отверстий. Кандан -продольная слегка изогнутая труба, изготав­ливалась обычно из меди, а концы отделывались серебром. Раструб делался в виде головы дракона. Инструмент не имеет боковых отвер­стий. Общая длина-не более 30 см.

Использование этого инструмента в контексте религиозной символики строго регламентирова­но. В календарных обрядах ламаизма присут­ствует представление о возрастании активности злых духов в канун всех сезонных праздников и о необходимости предохранительных обрядов, магического подавления нечистой силы. Так, обряд «сор чалаар» — изгнание и уничтожение всех злых и враждебных духов — сопровождался звуками этого духового инструмента, который из­готавливается из бедренной кости человека.

 

Бушкуур — технически подвижный инструмент, обладающий очень сильным звуком слегка гнусавого тембра.

Это самый подвижный в мелодическом отно­шении музыкальный инструмент оркестра буддийских музыкальных инструментов. При игре на этом инструменте уделяется большое внимание правильной постановке дыхания, поскольку используется непрерывное дыхание. Такой способ достигается тем, что вдох через нос должен производиться одновременно с резким выдохом через рот и исполняемая в это время мелодия не должна прерываться в момент смены дыхания.

Бурээ

Бурээ (тув. бурээ) — медный амбушюрный буддийский духовой инструмент низкого регистра. Корпус бурээ представляет собой склады­вающуюся телескопически коническую медную трубу без игровых отверстий.

Размеры инструмента зависят от вида: большой бурээ — длиной более 4-х метров, средний бурээ -длиной до 3 метров и малый бурээ — 1,5 м. Большие инструменты невозможно поднять одному человеку, поэтому во время процессий один конец со стороны раструба обычно лежит на плечах одного человека, а исполнитель находится с другого конца инструмента и извлекает звуки со стороны мундштука. Когда музыканты находятся в помещении, то конец инструмента с раструбом кладется на какой-нибудь предмет.

Обладает очень сильным звуком, слышимым на большом расстоянии.

Деншик

Деншик — две маленькие тарелочки, соединенные между собой длинной вере­вочкой или серебряной цепочкой. Деншик принадлежит к атрибутам буддийского инструментария.

Изготавливаются из сплава цветных ме­таллов с преобладанием серебра. Звук на этом инструменте извлекается ударами тарелочек друг о друга. Исполнитель при игре держит инструмент за веревочку, ближе к тарелочкам.

Деншик обладает красивым мелодичным звоном, который очень долго не затухает. Звук как бы повисает в воздухе и плавно растекается, струится во все стороны. Размеры тарелочек — около 6-7 см в диа­метре.

Следующее задание будет о духовых Тувинских инструментах

Шан

Шан (шан)-ударный инструмент. Это большие тарелки вогнутой формы, применяющиеся в составе буддийского оркестра. Изготавлива­ются из сплава цветных металлов, с пре­обладанием меди. Диаметр около 35 см. Шан обладает очень сильным, звонким и долго не затухающим звуком.

Звук на шан извлекается ударами тарелочек друг о друга. Есть несколько способов извле­чения звука на этом инструменте: легкие касания краями тарелочек, скольжение их поверхностей по друг другу и сильные удары всей поверх­ностью обеих тарелок.

По тембру напоминает звучание тарелок симфонического оркестра.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!