Музыкальное образование народной ориентации



 

Музыкальное образование языческой, народно-православной и скоморошьей ориентации имело много общего в плане передачи музыкального опыта от одного поколения к другому. Все они воплощали педагогические воззрения, становление и развитие которых происходило в рамках народной музыкальной культуры.

Фольклор, как известно, называют искусством «памяти поколений». Это культура бесписьменной традиции. И музыкальный фольклор, будучи частью этой культуры, сохраняется и передается от одного поколения к другому бесписьменным способом.

«Включенность» русского человека в традиционную народную музыкальную культуру была столь велика, что для большинства населения соблюдение народных, в том числе музыкальных, традиций являлось нормой. Они сохранились в коллективной памяти людей и во многом определяли, регулировали весь уклад жизни русского человека. Поэтому традиции эти не требовали письменной фиксации. Они усваивались ребенком с детства непосредственно в практической деятельности, когда он по мере взросления все более полно «входил» в «музыкальный ритм» окружающей жизни.

«Рождение» отечественной музыкальной письменности происходило в неразрывной связи со знаменной системой пения. Для записи фольклорных образцов она не могла быть использована, так как имела совершенно иную духовно-смысловую направленность.

Устная традиция передачи музыкального опыта от одного поколения к другому была присуща и отечественному менестрельному искусству. В отличие от Западной Европы, где образцы средневековой менестрельной культуры нередко записывались, музыкальное творчество скоморохов формировалось на бесписьменной основе.

Таким образом, все обозначенные выше разновидности музыкального образования народной ориентации в Древней Руси развивались в рассматриваемый период в рамках устной традиции. Слушая и наблюдая за игрой или пением народных умельцев, ученик постепенно осваивал на слух интонационный строй музыки, бытующей в той или иной определенной общественной среде, принципы и манеру интонирования, а также те технические приемы, которые были ему необходимы.

Не фиксируя ни в каких специальных учебных пособиях, устная традиция, тем не менее, представляла собой достаточно определенную совокупность путей, причем не только в рамках изучения народного музыкального творчества, но также и других пластов музыкальной культуры.

Вместе с тем по отношению к народным традициям термин «передача» музыкального опыта, не совсем корректен. Судя по образцам русского народного творчества, этот термин уже употреблялся в Древней Руси. И, как представляется, именно данный термин наиболее точно отражает сущность процесса обучения в практике народного музицирования, когда на первый план в образовании выходит индивидуально-личностное начало ученика. Ведь перенимается в первую очередь то, что личностно значимо для него и он хотел бы это знать или научиться делать. Причем качество такого перенимания во многом определяется способностями ученика. Главным становилась активная позиция самого ученика. Все это свидетельствовало о естественности, ненасильственности народного музыкального образования, соразмерности его личным потребностям и возможностям каждого ученика.

Потенциальные возможности такого способа освоения народных музыкальных традиций чрезвычайно высоки. Вместе с тем далеко не всегда они могут быть реализованы. Для этого необходимы полная «включенность» обучающегося в данный тип музыкальной культуры и, как следствие этого, его готовность к освоению той или иной музыкальной традиции. В противном случае процесс перенимания может быть низведен до поверхностного подражания, что далеко не одно и то же.

В Древней Руси такого рода противоречия, по всей видимости, были не типичны. Ребенок уже с самого рождения был «погружен» в реальную народно-музыкальную практику. И это главное. К тому же, при помощи взрослых он подключался к ней постепенно в соответствии со своими возрастными возможностями и теми народными традициями, которые были приняты в данном сообществе. С этой целью его внимание специально концентрировалось на наиболее значимых для его возраста жанрах.

В раннем детстве, как известно, ребенок, главным образом, слушает в исполнении близких ему людей сначала колыбельные песни, затем пестушки, потешки и т.д. И лишь при желании в силу своих возможностей подпевает им. Позднее он и сам поет их маленьким детям, но они имеют для него уже иную смысловую значимость, обогащенную его жизненным опытом.

Последовательный переход от вслушивания в звучание песни через подпевание ее исполнителям к самостоятельному песнетворчеству, типичен для музыкального образования народной ориентации.

Внесем, однако, некоторые уточнения. Заменим в этом ряду термин «подпевание» «подлаживанием», что более соответствует принятой у народных исполнителей терминологии. А вместо термина «песнетворчество» введем термин «музицирование», имея в виду как песенную, так и инструментальную, как сольную, так и ансамблевую его разновидности. В результате образуется следующая последовательность:

1. - вслушивание;

2. - подлаживание;

3. - самостоятельное музицирование.

Это и есть, как представляется, тот основной путь постижения музыкальной стороны фольклорных действ в народной музыкально-педагогической практике, который был выработан еще на ранних этапах ее развития.

 

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!