Концепция «абсурда» и «бунта» в эссеистике А. Камю («Миф о Сизифе»).



Материалы для самостоятельной работы по дисциплине

«История зарубежной литературы»

ТЕМА 5: Философия экзистенциализма
и западноевропейская литература ХХ века

План

1. Философские истоки литературы экзистенциализма.

2. Концепция «абсурда» и «бунта» в эссеистике А. Камю («Миф о Сизифе»).

3. Романы А. Камю «Посторонний», «Чума» в свете идей экзистенциализма.

4. Творчество Ж.-П. Сартра. Роман «Тошнота».

Литература:

1. Зарубежная литература ХХ века: учебник для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский,
Н.С. Павлова и др.; под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2003.

2. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания»: Тетр, проза, философская эссеистика, эстетика А. Камю. – М., 1973.

3. Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. ‒ Горький, 1977.

4. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. ‒ М., 2004.

Философские истоки литературы экзистенциализма.

Экзистенциализм (лат. existentia ‒ существование) ‒ направление в западноевропейской и американской литературе 1940 ‒ 60-х гг., тесно связанное с одноименной философской школой, сложившейся в Германии и Франции в период между Первой и Второй мировой войной.

Отдельные идеи экзистенциализма можно найти у французского мыслителя XVII в. Блеза Паскаля, а достаточно систематическое изложение ‒ у датского философа
Сёрена Кьеркегора (1813 ‒ 1855), у русских философов рубежа XIX ‒ XX вв. Николая Бердяева, Льва Шестова. В 1920-е ‒ начале 1930-х годов крупнейшими представителями экзистенциализма стали немецкие философы Мартин Хайдеггер («Бытие и время») и Карл Ясперс («Философия»). Для литературы экзистенциализма первостепенное значение имели произведения Ф. Достоевского, особенно «Записки из подполья», «Бесы» и «Легенда о Великом инквизиторе» (в «Братьях Карамазовых»). Отзвуки проблематики этих произведений постоянно чувствуются в творчестве крупнейших писателей французского экзистенциализма ‒ А. Камю и Ж.-П. Сартра. Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, поскольку предметом философствования делал индивидуальное и конкретное, личность и ее выбор (согласно А. Камю, «мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши романы»).

Центральная идея как философии, так и литературы экзистенциализма ‒ существование человека в мире без Бога, среди иррациональности и абсурда, в состоянии страха и тревоги, вне абстрактных моральных законов и предустановленных жизненных принципов. Согласно экзистенциализму, и мораль, и социальное поведение, и сама человеческая сущность формируются только в сфере бытия, в которое человек «заброшен» и смысл которого он пытается ‒ чаще всего безуспешно ‒ понять.

Экзистенциализм – пессимистическое учение, в основе которого – утверждение абсурдности бытия, представление о мире как о царстве хаоса и случайностей. Следовательно, исторический процесс лишен цели и смысла. Ответственность за человека экзистенциалисты возлагают на самого человека, которому отводится главное место в мироздании.

Важнейшее понятие экзистенциалистской философии – понятие свободы. Ж.-П. Сартр говорит о «приговоренности к свободе», поскольку свобода ‒ бремя, возложенное на человека как личность. Отказ от свободы означает поглощение личного начала безличным,
неподлинность существования. Принимая свободу, человек тем самым принимает и ответственность за нравственные итоги своего пребывания в мире, ‒ он «озабочен» и состоянием мира, и собственной судьбой. Осуществление свободы представляет собой выбор между подлинным (экзистенция) и неподлинным существованием. Выбор всегда мучителен, но именно в нем человек постигает себя, обретает свою истинную экзистенцию. Уклонение от выбора, напротив, приближает человека к мертвой природе, делает его подобным камню на дороге, а в плане социальном – конформистом. При этом проблема выбора осмысливается не как бытовая, а как бытийная, философская. Выбор всегда делается в так называемой «пограничной ситуации», крайняя степень которой – выбор между жизнью и смертью. Здесь проявляются потенциальные возможности личности, порой неизвестные ей самой.

Представление о мире дуалистическое: нет четких границ между злом и добром, которые воспринимаются как стороны одной и той же медали. Зло в экзистенциалистской философии неискоренимо, так как мир управляется безграничной властью смерти. Экзистенциалистский герой ощущает отчужденность от мира конъюнктуры и от сущностных (метафизических) законов мироздания. Поэтому основной этической категорией является отчужденность, которая разрывает естественные связи между людьми, замыкая каждого в орбиту собственного существования и тем самым обрекая на одиночество. Одиночество ‒ одна из основных доминант экзистенциалистского мироощущения. «Если б я пытался постичь моë я, если б я пытался его охарактеризовать, то это лишь вода, что течет между пальцев… Навсегда я посторонний моему собственному “яˮ», ‒ писал А. Камю.

Экзистенциализм провозглашает принцип обязательной «ангажированности» человека, который сознает, что каждый его выбор, оставаясь индивидуальным поступком, вместе с тем обладает значимостью для всего человечества, поскольку это прежде всего выбор между примиренностью с абсурдом и бунтом против него. Это бунт против бессмыслицы бытия, против агрессии бесчеловечности и вместе с тем против участи «человека толпы», обезличенного конформиста, который предал свою свободу, требующую переступать через многие этические табу.

Непрерывность «сотворения себя» и бесконечно возобновляющаяся ситуация
выбора, вопреки тотальной иррациональности мира, ‒ основной сюжет литературы экзистенциализма, обычно развертывающийся в контексте узнаваемых исторических обстоятельств, которые связаны с социальными потрясениями, войнами и революциями
ХХ века. Экзистенциализм строит свою художественную доктрину на основании
принципов «историчности», которая требует впрямую соотносить творческие
задачи со злободневной социально-исторической проблематикой
, и аутентичности, противопоставленной концепциям «дезангажированного», «чистого» искусства.

В литературе экзистенциализма вырабатывается свой тип героя – эгоцентрика, чуждого естественным человеческим привязанностям, но вместе с тем внутренне бескомпромиссного, в решающий час способного на окончательный выбор. Для реализации героем выбора писатели находят острые сюжетные ситуации.

Произведения писателей, близких экзистенциализму, обычно представляют собой либо притчи и иносказания, либо образцы «литературы идей», в которой развертывается напряженный спор персонажей, воплощающих принципиально разные духовные и этические позиции, а повествование организовано в соответствии с принципами полифонии.

Характер в этой литературе обычно остается психологически неразработанным и почти не наделен приметами индивидуальности. Стилистика прозы и драматургии экзистенциализма не предполагает богатства оттенков и нюансировки деталей, поскольку она нацелена на максимально логичное и ясное воссоздание философского конфликта, которым определяется действие, композиция, отбор и расстановка персонажей. Присутствие автора, стоящего за спиной персонажа, выражается в проникновении в «зону» героя авторского сознания и авторской речи.

Вместе с тем искусство не воспринималось писателями-экзистенциалистами как иллюстрация их теоретических положений. По словам Камю, искусство незаменимо, поскольку оно ‒ единственный способ донести в образах то, в чем «нет смысла».

В первые послевоенные десятилетия экзистенциализм широко затронул литературы многих стран Европы (в Англии его черты прослеживаются в творчестве К. Уилсона «Паразиты сознания», У. Голдинга «Повелитель мух», А. Мëрдок и др.), а также американскую (Дж. Болдуин, Н. Мейлер, У. Стайрон) и японскую (Абэ Кобо) литературу, каждый раз соотносясь с проблематикой, представляющей наибольшую актуальность и значительность для данной культуры, и с художественной традицией, которая в ней преобладала.

Концепция «абсурда» и «бунта» в эссеистике А. Камю («Миф о Сизифе»).

Альбер Камю (1913 ‒ 1960) ‒ один из наиболее известных французских философов и писателей XX в., в 1957 г. ему была присуждена Нобелевская премия «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Литературное наследие Камю включает сборники эссе «Изнанка и лицо» (1937), «Брачный пир» (1938), «Миф о Сизифе» (1942), романы «Посторонний» (1942), «Чума» (1947), драмы «Калигула» (1945), «Недоразумение» (1944).

Абсурд, определяемый писателем как «духовная болезнь ХХ столетия», возникает, в рамках его философской концепции, как результат «прозрения», выхода сознания из замкнутого круга повседневности и «машинальной жизни». Результатом «экзистенциального прозрения» становится восприятие мира как непроницаемой иррациональной стихии. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни. Первое – соприкосновение со смертью. При соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. Второе – соприкосновение с окружающим миром, природой. Человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»). В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

В мире, лишенном иллюзий, человек ощущает себя посторонним. Свою основную задачу Камю видит в преодолении пессимизма и в создании нравственных ориентиров в мире смыслоутраты: «установить абсурдность жизни ‒ это вовсе не конец, а только начало. Нас интересует не само по себе это открытие, а правила поведения, из него извлекаемые». Абсурд, считает писатель, не существует вне человеческого сознания. Это «истина, которая освещает дух в его поиске». Сущность абсурда подразумевает прежде всего бунт, в котором человек находит оправдание своей жизни: «величие человека ‒ в борьбе против того, что его подавляет».

В эстетике Камю главенствует идея «без конца возобновляющегося разрыва» искусства и мира, бунтом против которого оно является, но от которого не может и не должно быть свободным. Понятие свободы у Камю подразумевает действие стоическое и парадоксальное: «Мы осуждены быть свободными. Подлинно существует лишь тот, кто свободно выбирает, является созданием собственного выбора… Именно свободный выбор создает личность. Быть ‒ значит выбирать себя». В качестве воплощения страдающего человека перед лицом абсурдной судьбы Камю выбирает героя древнегреческого мифа Сизифа.

Эссе «Миф о Сизифе» (1942) описывает универсум, где «есть одна огромная иррациональность», и столкновение «человеческого запроса» (желания постичь некий смысл и логику жизни) с «тотальным неразумием мира», являющееся одним из основных конфликтов в литературе экзистенциализма. По своей жанровой специфике «Миф о Сизифе» приближается к «онтологической исповеди», обусловленной концепцией самовыражения. Провозглашение интуитивного, конкретно-чувственного восприятия жизни обусловливает эмоциональность произведения, звучащего как лирическое откровение. Труд Сизифа абсурден, бесцелен; он знает, что камень, который по велению богов тащит на гору, покатится вниз и все начнется сначала. Но он знает ‒ а значит, поднимается над богами, над своей судьбой, значит, камень становится его делом. Знания достаточно, оно гарантирует свободу. Произведение искусства тоже принадлежит миру абсурдному, но сам акт творчества дает возможность удержать, сохранить сознание в мире хаоса. Сизиф истолкован как олицетворение абсурдности жребия, уготованного человеку в этом «неразумном» мире, но также и как символ бунта против злой воли богов: согласием с этой волей, актом капитуляции, согласно Камю, явилось бы самоубийство.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!