ФУНКЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОДЕЖДЕ

РАЗВИТИЕ ФОРМЫ И КОНСТРУКЦИИ ОДЕЖДЫ

(ознакомиться)

 Одежда — предмет первой необходимости в жизни человека, она относится к вещам его личного пользования. Под одеждой понимается изделие или совокупность изделий, покрывающих тело человека полностью или частично. В широком смысле одежда — это и костюм, и обувь, и головной убор, и чулки, и перчатки — все то, что надевает человек. Мы же ведем речь о швейных изделиях — верхней и легкой одежде, белье.

Развитие формы и конструкции одежды — длительный и сложный процесс. Первые попытки сконструировать одежду человек осуществил, когда добывал огонь, строил жилище, готовил пищу, изобретал орудия труда.

На ранних ступенях развития общества простейшей одеждой были накидки и набедренные повязки. Изготовлялись они из листьев растений, шкур зверей, птичьих перьев и закреплялись на теле с помощью растительных волокон или костей животных. О крое и шитье, естественно, речи не шло, но для первобытного человека одежда значила уже не меньше, чем горячая пища и крыша над головой.

Все дальнейшие изменения в одежде непосредственно связаны с прогрессом человечества. На формы и конструкции одежды влияют этические и эстетические идеалы времени, географическое положение, социально-политическая ситуация и экономическое развитие государств.

Древний Восток впервые предложил одежду, повторяющую формы тела человека, но в полной мере эта идея была использована европейцами. Уже в XI в. новое понимание мужской и женской красоты обусловило создание облегающей одежды. Однако использование боковой шнуровки не обеспечивало красивых форм, не избавляло костюм от заломов и лишних складок. И тогда возникла мысль разрезать ткань на части и применить швы. Конструирование стало интенсивно развиваться, все больше приближая форму одежды к формам тела человека.

В Средние века возникает мода, и она дает толчок для создания все новых видов кроя. В XV в. зарождается теория конструирования.

Чертежи конструкций появляются в начале XIX в., хотя журналы мод с зарисовками деталей кроя начали издаваться в XIII в.

XX век — век технического прогресса — значительно упростил форму костюма, вывел на первый план не декоративность, а целесообразность. Исчезли корсет и кринолин. Одежда становилась все более легкой, удобной и практичной, а ее конструкция — простой и ясной. Вместе с тем крой обогатился новыми конструктивными решениями как отдельных деталей одежды, так и швейных изделий.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ

(конспект выделенного)

Конструирование одежды — это творческий процесс, соединяющий решение художественных и технических задач. К решению художественных задач относится создание модной формы и покроя изделий, нахождение соответствующих пропорций частей и целого. Под техническими задачами конструирования одежды подразумевается расчет и чертеж конструкции, разработка расчетов и конструктивное моделирование.

Одной из основных задач конструирования одежды является получение оболочек тел пространственной формы из разложенного плоского материала. А также решение обратной задачи - разгибание (спрямление) частей поверхности одежды на плоскость - построение разверток деталей одежды.

Конструктор (закройщик), занимаясь индивидуальным изготовлением одежды, должен знать и уметь:

· разбираться в современных направлениях моды;

· уметь анализировать модель;

· знать свойства материалов;

· выполнять работы по проектированию моделей;

· разрабатывать эскизы и конструкции деталей одежды в соответствии с моделью, выбранной заказчиком;

· изготовлять лекала для раскроя изделий;

· раскраивать изделия для различных ассортиментных групп из различных материалов;

· раскраивать модели и образцы изделий по лекалам;

· перекраивать изделия при ремонте;

· оказывать консультацию заказчику при выборе модели;

· измерять фигуру заказчика;

· определять технические приемы обработки деталей изделия;

· определять технологическую готовность изделия к примерке;

· сдавать готовое изделие заказчику.

 

Одним из главных факторов, влияющих на сокращение сроков разработки новых изделий на предприятиях, является использование систем автоматизированного проектирования (САПР), которые обеспечивают высокое качество и эффективность проектных решений.

Совершенствование конструкции одежды является одним из основных путей улучшения ее качества. Улучшение качества швейных изделий, совершенствование и обновление их ассортимента являются важнейшими задачами, поставленными перед швейной промышленностью в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями аналогичных изделий.

 Конструирование – важнейшая часть проектирования швейных изделий, которая состоит из двух последовательных этапов:

1 - творческого, к которому относится выбор метода конструирования и разработки чертежей изделия в объеме эскизного проекта, и

2 - технологического, включающего разработку чертежей деталей и узлов, другой рабочей документации.

Особенно актуальным для швейной промышленности становиться создание рациональных, так называемых технологических конструкций одежды, позволяющих в их производстве использовать наиболее производительное оборудование, увеличивать объемы продукции при меньшем количестве рабочих.

Второе основное направление повышение эффективности производства - снижение материалоемкости изделий, экономия сырья и материалов. В экономном использовании материалов огромное значение имеет усовершенствование конструкции одежды.

 Технологичность модели – это совокупность её конструкции и материалов, характеризующих возможность оптимизации затрат труда на всех стадиях производства.

В настоящее время значительно возросли требование к качеству швейных изделий. Как известно, качество будущего изделия и экономическая эффективность его производства и потребления закладываются при моделировании и конструировании одежды. Поэтому, необходимо обращать самое серьезное внимание на возможность повышения качества швейных изделий именно на стадии проектирования.

При проектировании одежды должны быть максимально использованы последние достижения науки, техники и прикладного искусства. А также - выбраны оптимальные композиционные и конструктивные решения, соответствующие создаваемым швейным изделиям. Изделия должны иметь высокие эстетические и утилитарные свойства, отвечающие потребностям и вкусам различных групп потребителей, и одновременно высокую рентабельность производства для швейного предприятия.

Главная задача конструирования одежды состоит в придание деталям одежды наиболее выгодных форм и размеров в соответствии со строением и размерами тела человека, гигиеническими требованиями, свойствами материалов, технологичностью обработки одежды в процессах швейного производства.

 

 

ФУНКЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОДЕЖДЕ

(выполнить конспект, сокращения возможны)

В современном обществе основными функциями одежды являются утилитарная (защитная), информационная и эстетическая.

Утилитарная (защитная) функция одежды заключается в предохранении тела человека от неблагоприятных климатических воздействий (жары, холода), атмосферных осадков и механических повреждений, а также в создании удобства и комфорта.

Информационная функция означает, что костюм несет определенную информацию о человеке — его социальном статусе, профессиональной принадлежности, личном вкусе, материальном достатке и культурном уровне.

Эстетическая функция рассматривает одежду не только как предмет потребления, но и как произведение прикладного искусства, который несет в себе черты исторической эпохи, национального характера и потому является объектом эстетического восприятия.

В соответствии с функциями, к одежде предъявляются функциональные, эргономические, гигиенические, эстетические и эксплуатационные требования.

Функциональность швейного изделия определяется его соответствием конкретному назначению и условиям эксплуатации.

Эргономичность предполагает соответствие одежды фигуре человека в статике и динамике. Это степень деформации костюма при эксплуатации, перемещение изделия при подъеме рук, нагибании, приседании; удобство надевания и снятия; масса одежды; практичность ее элементов.

Гигиеничность одежды заключаются в том, что она не должна нарушать нормальную жизнедеятельность организма, в то же время, защищая его от механических и химических повреждений и воздействия неблагоприятных факторов внешней среды. Характеризуя гигиеничность, обращают внимание на теплозащитные свойства, массу, водо- и воздухопроницаемость, гигроскопичность, пылеемкость, газопроводность и другие свойства материала.

Выполнение гигиенических требований зависит не только от свойств материала, из которого сшит костюм, но и от его формы и конструкции. Модель должна быть сконструирована так, чтобы не препятствовать свободе движений, не затруднять работу дыхательных путей и пищеварительного тракта.

Эстетические требования к одежде определяются понятиями красоты и стиля; одежда должна отвечать современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

При проектировании одежды эстетические требования выражаются через силуэт, линии, пропорции деталей, фактуру, цвет и рисунок ткани, отделку изделий, которые необходимы для воплощения содержания, вкладываемого в ту или иную модель.

Выразительную, запоминающуюся, преображающую человека одежду можно создать лишь с учетом особенностей его телосложения, возраста, внешних данных.

Эксплуатационные требования заключаются в том, что одежда должна иметь определенный срок службы (износоустойчивость), быть удобной и сохранять изначальную форму при эксплуатации.

В процессе носки одежда испытывает нагрузки, претерпевает различные деформации. При движении определенные участки одежды подвергаются растяжению и сжатию, трению, сминанию. Кроме того, изделие должно быть прочным, т. е. не разрушаться под воздействием света, воды, моющих средств и химических очистителей.

Для сохранения изначального вида изделия, в процессе эксплуатации используют различные химические пропитки материала, добавляют эластичные волокна, а также совершенствуют технологию обработки изделий, используют фронтальное и частичное дублирование деталей. Но износоустойчивость и прочность напрямую зависят и от конструкции изделия, выбора прибавок на свободу облегания, а также от условий носки.

 

Контрольные вопросы

1. Какие задачи решает процесс конструирования одежды?

2. Какую роль играет конструирование в обеспечении эффективности производства?

3. Перечислите функции одежды, предназначенной для учебных занятий, включая физкультуру.

4. Перечислите требования, предъявляемые к этой одежде, в чем они заключаются?


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!