РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИИ 9 страница
Может показаться, что волевые усилия излишни. Ведь словесные сигналы накрепко связаны с изображениями: мы говорим «лил дождь» и при этом не можем не видеть на внутреннем экране картины дождя. Конечно, видим. Но видения эти часто не осознаются нами. Картина приобретает зримые черты только в том случае, если мы остановим на видении свое внимание. Льет дождь. Низкие, темные тучи, темень, косые плети воды... А еще? Вода бьет по голым сучьям дерева (наверное, осень?), срывает листья... А еще? Вода мнет жухлую траву, бежит мутным потоком по лесной тропке...
— Не спешите продолжать рассказ, не выдумывайте, не вымучивайте «литературную» фразу. Сперва поживите в атмосфере предыдущих слов, и, когда картина станет совсем конкретной, сами собой явятся новые подробности, которые захочется назвать, до того они ярки! Так видение дождя привело нас к лесу, лес— к охотникам, они—к их мыслям об обратной дороге. Рассказ растет, но не забудем напомнить:
— Живите в атмосфере вымысла, в атмосфере рассказа в течение всего упражнения. Вот вы сказали свою фразу, и уже ваши товарищи продолжают развивать сюжет рассказа, а вы снова и снова, с каждым новым повторением, заставляйте себя видеть все картины, как только слышите слова товарищей. Заставляйте себя мгновенно переключаться с одной картины на другую.
Обычно рассказ катится по полукругу. Возможно и усложнение: педагог называет фамилию любого ученика, и тот продолжает рассказ.
|
|
Упражнение 70
ПУТЕШЕСТВИЯ
Каждому из учеников, сидящих в полукруге, педагог дает маршрут путешествия:
— Антарктида. Джунгли. Ангара. Черноморское побережье. Гималаи...
Три минуты молчания. Ученики готовят свои «киноленты», фантазируя о далеких местах, где они никогда не бывали. Затем начинаются рассказы: описание кадр за кадром. Несколько фраз-кадров—и педагог останавливает ученика, дает слово второму. Начинает второй, педагог останавливает его после нескольких фраз-кадров и дает слово третьему. Потом снова первому, для продолжения. Потом—четвертому, для начала. Третьему, для продолжения. Снова первому, для продолжения, и т. д. в любом порядке.
Когда окончились рассказы (они должны состоять не более чем из шести-восьми фраз-кадров), дается несколько минут на то, чтобы восстановить в памяти
последовательность кадров в каждом рассказе. После этого любой ученик должен повторить любое из описанных путешествий.
— Упражнение делает правильно тот, кто внимательно слушал рассказы товарищей. Кто не только слушал, но и слышал — а это не одно и то же. Кто слушал и видел. Старался видеть как можно более конкретно, а значит—запечатлевал в памяти. Не только слова запоминал, но и свои видения.
|
|
Таким образом, в этом упражнении тренируется и непрерывность внутренних видений, и переключения с помощью развитого рассредоточенного внимания, тренируется не механическое запоминание слов, а образное запоминание чередующихся картин и распределение их по заданным «полочкам».
Упражнение 71
МЫСЛЕННАЯ РЕЧЬ
— Вспомните сегодняшнее утро, всю цепь маленьких эпизодов с той минуты, когда вы вышли из дома. Нужно увидеть в воображении весь путь, шаг за шагом. На что вы смотрели по дороге, о чем думали, что делали? Старайтесь увидеть все подробности в их тогдашней последовательности, а одновременно, чтобы укрепить видения, бормочите тихонечко вслух: «Вышел из парадной. Какое было утро? Серенькое. На небо посмотрел—облака сизые-сизые, как голубиное крыло. И тут о голубях подумал — на углу Столярного их всегда много, прохаживаются, старушек поджидают, которые их крупой подкармливают (а сам будто вижу все это). Теперь весь перекресток разрыт, огромные трубы лежат, голуби куда-то перебазировались (бормочу, вижу, а сам — иду, вот сейчас улицу перехожу мысленно, посмотрел машинально налево, не идет ли трамвай)...
|
|
Мысленная речь поможет впоследствии, на уроках актерского мастерства, перейти к внутреннему монологу, к мысленному и словесному действию, поможет думать в момент действия так, как думал бы изображаемый актером герой. Тренировка мысленной речи—начало отработки мысленного и словесного действия.
— Вспомните самое интересное событие вашей жизни за прошедшее лето.
— Вспомните самое важное событие, которое заинтересовало вас во вчерашней газете. О чем вы думали, когда читали? Что видели?
— Вспомните самое важное для вас событие вчерашнего дня. В каждом дне, среди множества мелких эпизодов, можно найти и наиболее важное, определяющее вашу дальнейшую жизнь хоть немного. Из каких эпизодов сложилось это событие?
— Вспомните какой-нибудь эпизод из последнего фильма, который вы смотрели. Один эпизод, но во всех, самых мельчайших подробностях. И главное, в той же, что и в фильме, логике и последовательности действия.
Тренировка логики и последовательности мысленной речи—работа над приближением к логике и последовательности чувств.
Мысленной речью можно пользоваться во многих упражнениях, всюду, где отрабатываются внутренние видения и действия с воображаемыми предметами.
|
|
Упражнение 72
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
— Когда вы в школе решали задачи с бассейнами и трубами, из которых течет вода, наполняющая эти ненасытные бассейны, или задачи с пешеходами, которые неутомимо шагают навстречу друг другу и в какой-то точке непременно встречаются,—у вас невольно возникали в воображении и бассейны, и трубы, и пешеходы с палочками, но вы отряхивались от ненужных видений и погружались в мир скучных цифр. Сегодня мы попробуем решить какую-нибудь математическую задачу без помощи математики. Если вы научились распоряжаться видениями, удерживать их на своем внутреннем экране, они вам помогут решить задачу. Вот эту, например:
«Три рыбака нашли такие предметы, выброшенные на морской берег после кораблекрушения: семь пустых бочек, еще семь, наполовину налитых вином, и семь бочек, полных вина. Как им разделить все найденное на троих, не прикасаясь к бочкам и не переливая вина, чтобы каждому досталось равное количество бочек и равное количество вина?»
— Я помогу вашим видениям. Смотрите, я кладу на центр стола семь спичек с обломанными головками — это пустые бочки. Слева кладу семь целых—это полные бочки. Семь половинок спичек справа—бочки, наполненные до половины. Все остальное вызовите в своем воображении. Представьте себе, как рыбаки ходят возле спичек-бочек и пытаются их разделить.
— Кто решил, шепните мне ответ... Вы не выполнили условие задачи, раз ваши рыбаки занялись переливанием. Ясно, если из каждой полной бочки отлить половину вина в каждую пустую бочку, тогда рыбакам достанется по семь бочек, наполненных до половины. Но переливать-то нельзя. Пусть ваши рыбаки еще помучаются.
— Верно! Первый и второй рыбаки получили по две пустых бочки, по две полных и по три наполовину полных. А третий рыбак (наверно, он самый старший) получил три пустых, три полных и одну наполовину полную. Значит, каждый получил по семь бочек и среди них по три с половиной бочки вина.
— Если у вас дома сохранились математические задачники, потренируйтесь в решениях с помощью видения. Конечно, не каждая задача годится для этого. Найдите такие, где можно представить себе полную картину жизни, определите логику и последовательность действий в событии, помогайте себе мысленной речью.
Упражнение 73
ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
— А вот образец так называемой логической задачи, которую легко решает человек с развитым образным мышлением:
«Домохозяйке надо было разделать мясо, рыбу и фрукты. В ее распоряжении имелись две чистые двухсторонние клеенки и пыльный стол. Нельзя разделывать продукты на грязной поверхности, перегибать клеенки, мыть их и вытирать пыль со стола до окончания работы. Домохозяйка решила эту задачу. А вы?»
(Задача приведена в журнале «Наука и жизнь», № 9 за 1962 г)
— Домохозяйке, конечно, было легче, чем вам сейчас, — все предметы находились у нее на виду. Вам же придется представить в своем воображении и пыльный стол (было бы логичнее его вымыть сперва, да почему-то нельзя!), и две клеенки, висящие на спинке стула, и два пакета на стуле — с мясом и рыбой, и кошелку с яблоками, повешенную на гвоздик. Представили? Теперь прикидывайте возможные варианты. Если положить сначала, одну клеенку, разделать на ней мясо, то второй раз на ней уже ничего не разделаешь—одна сторона в крови, другая в пыли. Не годится! Остается одна клеенка, а разделать надо рыбу и яблоки. Если бы стол был чистый, все бы получилось—клади клеенку, разделывай рыбу, потом переверни клеенку на чистую сторону и разделывай яблоки! Но на столе лежит клеенка, вот она, вся мокрая от разделки мяса. Если бы она была чистой! Тогда положить бы на нее вторую клеенку... Мы уже близки к решению, продолжайте мысленно действовать дальше!
— Верно. Сначала вы положили обе клеенки и на верхней разделали что-нибудь одно—рыбу, например. Потом сняли верхнюю клеенку и положили ее грязной стороной, чешуйчатой от рыбы, на пыльный стол, а на нижней клеенке разделали мясо. Затем положили на эту нижнюю, загрязненную клеенку—верхнюю, чистой стороной вверх и разделали яблоки. Если стол достаточно велик, и на нем поместятся обе развернутые клеенки, можно и не класть рыбную клеенку на мясную, все равно после разделки рыбы, когда вы снимете верхнюю клеенку и положите ее грязной стороной на стол, перед вами окажутся две чистые стороны двух клеенок, на которых можно разделать мясо и яблоки.
Упражнение 74
ОЖИВЛЕНИЕ КАРТИНЫ
Ученики в полукруге. Один из них сидит лицом к товарищам, рассматривает данную ему репродукцию (открытку, фотографию), затем откладывает ее и рассказывает, что изображено на картине.
— Надо «внедрять видения» в сознание товарищей, заражать их своим видением, а для этого самому надо ясно представлять себе те подробности картины, о которых вы говорите.
Когда рассказ окончен, слушатели должны «выстроить» на творческой площадке картину—условными выгородками из стульев и ширм обозначить расположение предметов, а также «заселить» картину людьми.
— Не изображайте позы людей, а постарайтесь жить их помыслами. Люди изображены на картине в момент статики, остановки движения. Подумайте, в результате каких действий человек пришел к такой статической позе. Какая мысль его остановила? Сыграйте — проживите в этих действиях, придите к этой мысли... А какое движение последует дальше, «после» картины?
Упражнение соединяет тренировку зрительной памяти, внутренних видений, пространственного видения с тренировкой двигательно-мышечных ощущений и является подготовительным к циклу упражнений на кинестетическую память.
Упражнение 75
ТРИ КАРТИНЫ
Это усложненный вариант предыдущего упражнения. Он тренирует еще механизмы переключения внутренней зрительной и слуховой сферы и требует оттренированного рассредоточенного внимания.
Ученики в полукруге. Трое—отдельно, лицом к полукругу, они получают для рассматривания три разных репродукции. На счет двадцать они запоминают изображения и откладывают в сторону репродукции. Теперь они должны передать содержание картин остальным ученикам. Педагог дирижирует — первый ученик начинает свой рассказ, педагог через некоторое время его останавливает и включает в рассказ второго ученика, затем снова первого, третьего и т. д. по порядку и вразбивку.
Нужно напоминать и рассказчикам и слушателям, чтобы они при каждом переключении непременно восстанавливали на своих внутренних экранах ту динамическую картину, то видение, которое было в момент «выключения», и чтобы, таким образом, они соблюдали непрерывность видений и мысли.
Так же, в трех разных углах аудитории, происходит и оживление картин. Педагог дирижирует:
— Первая картина!.. Третья!.. Вторая!.. Первая!..— а ученики от команды до команды занимаются выстраиванием той или другой картины.
Только после того, как все три картины выстроены и оживлены, а рассказчики придирчиво проверили и приняли их, педагог показывает всем репродукции, и ученики делают завершающие исправления в своих картинах.
Упражнение 76
ЗНАКОМЫЙ ГОРОД
Это упражнение с продолжением. Оно тренирует зрительную память. Время от времени ему уделяется несколько минут от урока тренинга на протяжении всего первого года обучения, и в эти минуты фантазия учеников живет в условиях одного и того же вымысла.
Педагог пускает по кругу репродукцию (фотографию, открытку) с перспективным видом какого-нибудь города, незнакомого ученикам. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого ученика на определенный счет (десять, пять, три) и проходит один-два круга. Затем ученики рассказывают об увиденном.
Через несколько дней педагог просит, учеников вспомнить город. После рассказа одного из учеников и короткого обсуждения, в котором остальные дополняют рассказ, педагог пускает репродукцию по кругу для «мгновенного фотографирования» на счет раз, два, три!
То же самое повторяется еще на нескольких занятиях. Каждый раз «моментальное фотографирование» улавливает новые, незамеченные прежде, детали. Порядок проведения упражнения тот же: сначала вспомнить, увидеть на внутреннем экране, затем уточнить внутреннее видение во время рассказа, затем сделать проверку фотографированием, отметив новое, и, наконец, снова вспомнить, увидеть на внутреннем экране для закрепления.
На одном из занятий, когда общий вид города будет уже хорошо знаком ученикам, педагог предлагает каждому выбрать в общей картине какое-нибудь свое место, будь то часть улицы, отдельный дом, набережная и пр. На нескольких занятиях ученики фантазируют, «обживая» свое место. Они поселяются там сами или поселяют своих знакомых. Они делают этот участок города объектом своей работы, перепланировки или местом своих прогулок. Тогда, естественно, рождается потребность зрительной проверки своего места.
— Стремитесь, чтобы у вас было воспоминание не об открытке, а о реальном, живом городе. Когда рассказываете, у вас должна работать не «плоскостная» память, а память пространственного видения, ощущение перспективы живого города.
На предпоследнем занятии после «фотографирования» педагог дает ученикам задание: каждому придумать свое логическое завершение упражнения. Последнее занятие — рассказы учеников. У каждого свои причины прощания с городом—один переехал на другое место, второй закончил строительство дома и пр.
Упражнение 77
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО УЛИЦАМ
Ученики в полукруге.
— Давайте погуляем! Вспомните Невский проспект. Мы идем от Адмиралтейства по левой стороне Невского и смотрим на правую сторону. Вспоминайте, что вы видите, дом за домом, ничего не пропуская. Помогайте себе мысленной речью.
— Все дошли до Садовой? Первый справа, опишите свое путешествие. Остальные — проверяйте картину на своих внутренних экранах, поправляйте, дополняйте описание подробностями, которые он пропустил.
Такие «путешествия по улицам», хорошо тренирующие зрительную память, непрерывность внутренних видений, воспитывают навыки наблюдательности и должны входить в индивидуальный, домашний тренинг.
Упражнение 78
ЖИВЫЕ ВЕЩИ
— В упражнениях, развивающих зрительную память и навыки наблюдательности, мы фантазировали, на что похожи несколько спичек, брошенных на стол, какие картины рождаются в нашем воображении при виде пятен на стене или складок занавеса. Теперь, когда вы уже научились владеть внутренним видением, пофантазируем — на какого животного похож вот этот стол? Постарайтесь точнее «вписать» стол в естественные формы животного... А почему он неподвижен? Где он, что вокруг?
— А если бы вот этот стул был живым? Нет, не зверем и не птицей. Просто—живой стул! Скажите, сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает?
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СЛУХОВЫХ ВОСПРИЯТИЙ И ДРУГИХ СЕНСОРНЫХ УМЕНИЙ
Совершенствование восприятий и памяти — слуховой, осязательной, кожной, обонятельной и вкусовой. Тренинг памяти комплексных чувственных образов. Тренинг механизмов переключения. Действие с реальными и воображаемыми предметами
Упражнение 79
СОНАР
Есть такой технический прибор, сонар—улавливатель звуков. Вообразим, что мы включили сонар.
— Тишина! Послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум улицы за окнами, приглушенный гул разговоров и шагов в вестибюле, а наверху, во втором этаже, еле слышные звуки музыки и притоптываний в танцевальном зале. Все вместе—общий разнохарактерный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем разделить его на составные части. Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальных шумов.
— Теперь включите только звуки из танцевального зала.
— Только вестибюль!
— Переключайтесь по моей команде! Улица! Вестибюль! Улица! Зал! Вестибюль! Зал!
Упражнение 80
ТЕЛЕВИЗОР
Мы занимались в предыдущем упражнении только слуховыми восприятиями. Подключим к ним и изображение, превратим наш сонар в звучащий телевизор.
— Слушаем улицу!.. Топот бегущего человека, голоса вдалеке. Проехала машина, хлопнула какая-то дверь... А что это за человек? Куда бежит? Кто спорит на перекрестке? Какая машина проехала? В каком направлении? Кто хлопнул дверью? Где, в каком окне воет и трещит радиоприемник? Кто там возле него накручивает рычажки? Представьте себе, со всей конкретностью деталей, жизнь улицы по доносящимся звукам.
— Переключаем телевизор с улицы на вестибюль. А там что делается сейчас? Послушаем отдельные звуки, и пусть одновременно фантазия включит изображение.
Упражнение 81
МАГНИТОФОН
В механизмах нашей памяти среди других аппаратов, есть и самый объемистый мире магнитофон— на нем записаны все звуки, которые мы когда-либо слышали в жизни. Звуки эти, правда, записывались чаще всего вместе с изображением (то есть происходила «синхронная съемка», как говорят кинематографисты). Но сегодня мы—звукооператоры. Нас интересуют, прежде всего, звуки!
— Вспомните шум деревьев в лесу. Да, конечно, слово «лес» сразу же вызвало в воображении картину леса. Помогайте себе видениями и вспоминайте звуки... Лесная поляна. Ветер ерошит листья. Качаются и шелестят верхушки берез. Прислушайтесь к этим звукам. Слышите их?
— Вспомните лай собаки... А какую собаку вспоминаете?
— Вспомните шум поезда. Мы едем в нем.
— Вспомните звуки подъезжающего трамвая.
— Вспомните, какую мелодию слышим мы по радио перед трансляцией футбольного матча.
— Вспомните голос матери. Она зовет вас по имени.
— Не все возникает в памяти? Не так четко, как хотелось бы? Ну, не все сразу! Надо освоить наш внутренний магнитофон, научиться им пользоваться, чтобы он мгновенно отзывался на нажатие кнопки. Но до слуховых галлюцинаций нам доходить совсем не нужно. Звуки в воспоминании и не должны быть такими четкими, как в действительности. Нам достаточно и намека на звук, лишь бы мгновенно ожило воспоминание!
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!