Притч.11:22 . Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.



Книга Притчей Соломоновых.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 11

О значении справедливости в отношении ближних и о пагубности несправедливости. 12–15. Против болтливости, пристрастия к клевете, неразумии в советах и легкомысленных поручительств. 16–23. Различное поведение и противоположные плоды праведного и нечестивого. 24–26. Против скупости и несострадательности. 27–31. Прочны лишь плоды благочестия.

Притч.11:1 . Неверные весы – мерзость пред Го­с­по­дом, но правильный вес угоден Ему.

Притч.11:2 . Придет гордость, при­дет и по­срамле­ние; но со смирен­ными – мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожале­ние; но внезапна и радост­на бывает по­гибель нечестивых.]

Притч.11:3 . Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукав­с­т­во коварных по­губит их.

Притч.11:4 . Не по­может богат­с­т­во в день гнева, правда же спасет от смерти.

Притч.11:5 . Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.

Притч.11:6 . Правда прямодушных спасет их, а беззакон­ники будут уловлены беззако­ни­ем сво­им.

Притч.11:7 . Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззакон­ных по­гибает.

Притч.11:8 . Праведник спасает­ся от беды, а вместо него по­падает в нее нечестивый.

Притч.11:9 . Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники про­зорливостью спасают­ся.

Притч.11:10 . При бла­го­ден­ствии праведников веселит­ся город, и при погибели нечестивых бывает торже­с­т­во.

Притч.11:11 . Благослове­нием праведных воз­вышает­ся город, а устами нечестивых раз­рушает­ся.

Предостережение от применения неправильных весов и увещание к добросовестности в этом отношении (ст. 1, сн. Притч 20.10), составляет повторение постановления закона (Втор 25.13–16); нередкое повторение этого правила требовалось частыми случаями его нарушения особенно в торговле (Сир 26.27). Премудрый подкрепляет наставление свое мыслью о Всеведущем и Всеправедном Боге. О пагубности гордости (ст. 2) Премудрый говорит неоднократно (см.Притч 16.18, 18.12), равно как и о благе противоположной добродетели – смирения (сн. Притч 3.34), которое, по контексту данного места (ст. 2), есть вместе и мудрость и прославление. LXX делают здесь прибавку, – по-славянски: «умираяй праведник остави раскаяние, удобна же бывает и посмеятелна нечестивых погибель», – выражающую ту мысль, что противоположное нравственное настроение праведного и нечестивого при жизни сопровождается или имеет следствием различный до противоположности характер самой смерти и посмертной памяти того и другого. Ст. 3 продолжает мысль ст. 2 о превосходстве прямодушия праведности пред коварством злобы – даже для одного внешнего благополучия человека. Ст. 4 усиливает мысль ст. 2 гл. Х-ой: не только богатство, собранное неправыми путями и средствами (Притч 10.2), но и вообще всякое богатство не принесет пользы нечестивому, спасение заключается лишь в правде, праведности, – спасение именно «в день гнева», т. е. Божественного гнева и суда Божия (ср. Иез 7.19; Соф 1.18; Сир 5.10). Ст. 5–6 совершенно параллельны как между собой, так и со ст. 3 (ср. также Притч 10.3;Прем.5:15), выражая противоположность жизненного жребия праведного и нечестивого, соответствующую противоположной нравственной настроенности того и другого. Из особенностей духовного настроения праведного и нечестивого объясняется, по ст. 7–8, противоположная судьба того и другого, как при жизни, так и по смерти: праведник, выше всего ценящий благо общения с Богом, переходя в загробную жизнь, в этом самом убеждении своем имеет крепкую и благую надежду на милосердие Господа (ср. Притч 10.28); напротив, нечестивый, при жизни всею душой преданный земным благам и пренебрегавший благом общения с Богом, умирая, лишается благ земных, к которым страстно был привязан душой (Пс 48.18), уразумевает, наконец, истинную цену благ духовных, и в этом позднем сознании – заключается для него источник новых мучений. Прижизненное спасение праведника от скорби, которая вместо него постигает нечестивого (ст. 8), – примеры часто бывали в библейской истории (по книге Есфирь, гибель, ожидавшая иудеев в Мардохее, в действительности постигла язычников и Амана Эсф.7–9; по кн. пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него,Дан 6.25), – составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. Ис 43.3), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10–11, ср. Есф 8.15, 3.15), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. Быт 18.24 сл.).

Притч.11:12 . Скудо­умный выска­зывает пре­зре­ние к ближнему своему; но ра­зу­мный человек молчит.

Притч.11:13 . Кто ходит пере­носчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело.

Притч.11:14 . При недостатке по­пече­ния падает народ, а при многих советниках бла­го­ден­ствует.

Притч.11:15 . Зло при­чиняет себе, кто ручает­ся за по­сторон­него; а кто не­на­видит руча­тель­ство, тот безопасен.

Следует ряд изречений разнородного содержания, частью в отношении к личной нравственной жизни человека, (ст. 12–13), частью в связи с общественными (ст. 15) и государственными (ст. 14) отношениями. Именно, осуждается как горделивое, презрительное отношение к ближнему, обыкновенно служащее признаком глупости гордого (ст. 12а ср. Притч 14.21), так и легкомысленное отношение к чести и доброму имени ближнего, выражающееся в распространении слухов и речей, служащих к его опорочению (ст. 13а, ср. Лев.19:16;Иер 9.3); похваляется, напротив, скромность, молчаливость (12б) и верность в хранении вверенной тайны (13б, ср. Сир 19.10, 27.16–21). В отношении народного управления одобряется присутствие при царе многих советников (ст. 14, сн. Притч 15.22, 24.6), разумеется, если они люди – глубокого ума и доброй совести. В ст. 15 повторяется, данное уже в Притч 6.1 предостережение против необдуманного поручительства, и одобряется житейская осторожность в этом отношении.

Притч.11:16 . Благонравная жена при­обретает славу [мужу, а жена, не­на­видящая правду, есть верх бес­честия. Ле­нивцы бывают скудны], а трудо­любивые при­обретают богат­с­т­во­.

Притч.11:17 . Человек мило­сердый бла­го­творит душе своей, а жестоко­сердый раз­рушает плоть свою.

Притч.11:18 . Нечестивый делает дело не­на­дежное, а сеющему правду – награда верная.

Притч.11:19 . Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремит­ся к смерти своей.

Притч.11:20 . Мерзость пред Го­с­по­дом – коварные сердцем; но бла­го­угодны Ему непорочные в пути.

Притч.11:21 . Можно по­ручиться, что по­рочный не останет­ся не­на­ка­за­н­ным; семя же праведных спасет­ся.

Притч.11:22 . Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!