Святой Апостол Андрей Первозванный» (1764 г.), Русский музей, Петербург
Класс Тема: Русская скульптура и живопись 2 половины XVIII века
(Тема рассчитана на 2 урока)
Урок №1
Русская скульптура и живопись второй половины XVIII века.
Основные тенденции искусства второй половины XVIII века — это переход от барокко к классицизму, победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства. С образованием в России Императорской Академии художеств произошёл подъём развития русской скульптуры и живописи. Академия художеств определила пути отечественного искусства на протяжении всей второй половины столетия, взяла на себя идейное руководство искусством и создала систему профессионального воспитания специалистов.
Императорская Академия художеств учреждена в 1757 году в Петербурге. Академическое обучение:
– рисунок (основа обучения);
Пластическая анатомия;
– архитектурная графика;
– общеобразовательные предметы;
Изучение античной мифологии и языков.
Ведущим направлением Академии во второй половине XVIII века становится классицизм.
Правила написания картин, установленные Академией художеств:
-отображение благородных идей служения Отечеству (пробудить патриотические чувства);
Восхищение внутренней и внешней красотой человека;
– тяга к гармонии (в изобразительном искусстве понимается как уравновешенность композиции, согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен);
|
|
– строгость и статичность фигур;
– использование локальных цветов, почти лишённых оттенков (основной цвет какого-либо предмета).
Историческая живопись в России во второй половине XVIII столетия – ведущий жанр искусства. Большое значение Академия художеств придавала исторической живописи. Обращаясь к героям русской истории, живописцы стремились разбудить в русском народе патриотические чувства. Больших успехов в жанре исторической живописи добился художник :
Лосе́нко Антон Павлович (1737-1773) - русский живописец, представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи.
Антон Павлович Лосенко |
«Владимир и Рогнеда» (1770 г.)
В основе сюжета – сватовство новгородского князя Владимира к дочери полоцкого князя, Рогнеде, которое было ею отвергнуто. Тогда возмущенный князь пошел войной на Полоцк, где были убиты братья и отец Рогнеды, а гордой красавице пришлось стать его женой. Лосенко изображает момент появления Владимира в тереме полоцкой княжны. Юный князь, прижав руку к сердцу, почтительно склоняется перед Рогнедой и, как пояснял сам художник, «...изъясняется ей в любви и почтении», но плачущая княжна, отталкивая Владимира, отворачивается от него. Лосенко создает композицию, построенную на единстве трех планов и трёх цветов, а также выдерживается иерархия действующих лиц. Главные герои, Владимир и Рогнеда, изображаются в духе театрального классицизма. Композиция полотна напоминает мизансцену из спектакля.
|
|
С этой картины начинается русская историческая живопись.
|
Святой Апостол Андрей Первозванный» (1764 г.), Русский музей, Петербург
Трудно найти в русском искусстве художника, который бы с такой любовью, с таким благоговением изучал и рисовал человеческое тело, как Лосенко. В ясном ритме всего полотна, в темноватых тонах Лосенко удалось передать святое, чистое и благостное.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!