Когда сочиняете свои мелодии, применяйте этот материал на практике.
Музыкальный словарь от Владлены Викторовны
Класс
Содержание
1. Тональности ……………………………………………….. 1
2. Интервалы ………………………………………………….. 3
3. Аккорды ……………………………………………………. 5
4. Плавное голосоведение. Аккорды на ступенях лада ……. 6
5. Различные ритмические группы …………………………. 7
6. Секвенция ………………………………………………….. 7
7. музыкальная форма. Период. ……………………………… 7
Тональности.
Тональность = тоника + лад (мажор или минор).
До мажор = до + мажор
До минор = до + минор
I III V – устойчивые ступени II IV VI VII - неустойчивые.
Неустойчивые ступени притягиваются к устойчивым, это притяжение называется разрешение.
Опевание устойчивых ступеней – два неустойчивых звука окружают один устойчивый и в него разрешаются. Опеть звук – это значит спеть его соседей сверху и снизу.
Каждая нота может стать I ступенькой, тоникой своей собственной тональности. Когда вы вырастите, то тоже захотите иметь собственную семью. Так образовали свои тональности Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор - всего 24 тональности: 12 мажорных и 12 минорных.
Новые знаки появляются по квинтам: →♯ Фа, до, соль, ре, ля, ми, си b ←
На рисунке вы видите квинтовый круг, где в правую сторону от До мажора по квинтам появляются диезы, а в левую, так же по квинтам, - бемоли. Все тональности распределены по парам.
|
|
Параллельными называются две тональности, имеющие одинаковые знаки при ключе. Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии м3(малой терции). Пример: До мажор – ля минор, соль мажор – ми минор и т.д.
2. Интервал - расстояние между двумя звуками.
Эти расстоянияизмеряются ступенями, которые охватывает интервал. Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервалы имеют итальянские названия. Таблица№1
Если оба звука в интервале звучат одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический. Любая мелодия – это последовательность интервалов.
Помимо ступеневой величины, интервалы имеют еще тоновую величину. Например, между I и II ступенями в мажоре целый тон, поэтому секунда будет большая (б2), а между VII и I всего пол тона, поэтому секунда будет малая (м2). Также терции на I IV V – большие терции (б3), на остальных малые. В миноре на этих ступенях – м3. В этой таблице все интервалы на ступенях мажора и минора.
Таблица№2
|
|
Интервалы, которые приятны на слух называются консонансы, звучащие резко, напряженно – диссонансы. Таблица№3
Абсолютные консонансы | Совершенные консонансы | Несовершенные консонансы | диссонансы |
Примы ч1 Октавы ч8 | Кварты ч4 квинты ч5 | Терции м3 б3 Сексты м6 б6 | Секунды м2 б2 Септимы м7 б7 Тритоны ув4 ум 5 |
Аккорды – созвучия трех и более звуков.
Самые распространенные аккорды это трезвучия и септаккорды.
Трезвучие – три звука, взятые по терциям. Так как есть большие и малые терции, то их комбинации дают 4 вида трезвучий: мажорное (б3+м3), минорное (м3+б3), увеличенное (б3+б3), уменьшенное (м3+м3).
Трезвучия бывают в гармоническом («снеговичок») и мелодическом звучании.
Нижний звук трезвучия называется основание, или прима, в середине - терцовый тон, и верхний – квинтовый тон.
Трезвучие можно построить от любой ступени, среди семи трезвучий три главных – тоническое Т, субдоминантовое S , доминантовое D. Эти трезвучия являются показателями лада: в мажоре они мажорные, в миноре – минорные. В следующей таблице представлены главные трезвучия и их обращения.
|
|
Обращение – перенос нижнего звука аккорда или интервала на октаву вверх или на октаву вниз. Таблица№4
Таблица№5
Плавное голосоведение
Последовательность разных аккордов создает красивые гармонии. Обычно аккорды сопровождают мелодию. Здесь есть свои правила:
При смене аккордов нужно сохранять наиболее плавные переходы между аккордами, избегать скачков, оставлять общие звуки на месте. Для этого аккорды играют не в основном виде, а используют обращения. Например, при соединении тоники и субдоминанты общую I ступень оставляем на месте, тоническое трезвучие и доминантовый септаккод имеют общую V ступень: Т53 – S64 – D65 -T53
Т53 S64 Т53 D65 T53
I I I VII I
Аккорды на ступенях лада Таблица№6
6. Секвенция - музыкальный фрагмент, повторенный от разной высоты. Повторяемый фрагмент называется звено секвенции. Таких звеньев может быть несколько. Лучше всего на слух воспринимается два, три звена, редко больше. Секвенция может подниматься вверх – восходящая, или опускаться – нисходящая. Интервал между звеньями называется шаг секвенции.
|
|
Музыкальная форма.
Музыкальная речь, как и человеческая, имеет свои предложения, фразы, при помощи которых выстраивается музыкальное произведение. Очень важно понимать форму, в которой написано произведение.
Самая маленькая законченная форма в музыке – это период.
Таблица №7
период | |||||||
1-е предложение | 2-е предложение | ||||||
фраза | фраза | фраза | фраза | ||||
мотив | мотив | мотив | мотив | мотив | мотив | мотив | мотив |
Из этой схемы вы видите, что период состоит из двух предложений, которые делятся на фразы. И самое маленькое построение в периоде – это мотив.
Когда будете играть произведения на своих инструментах, обратите внимание, они написаны или в форме периода, или собраны из нескольких периодов.
Период, который начинается и заканчивается в одной тональности, называется однотональным. Часто предложения начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному, это период повторного строения. Каданс (окончание) 1-го предложения звучит неустойчиво, незавершенно (часто на доминантовых звуках). Каданс 2-го предложения звучит устойчиво, завершено (на тонике).
Фрагмент песни Моцарта – это однотональный период повторного строения.
Когда сочиняете свои мелодии, применяйте этот материал на практике.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!