От пасторали – к человеческой драме



Для другого члена «Шестерки» – Франсиса Пуленка – определяющи­ми чертами творчества стали ясность, чисто французская легкость и ли­ричность. Мелодическое дарование композитора настолько ярко, что за ним закрепилось звание «французского Шуберта». Творческая биография Пуленка многогранна. В годы «расцвета» «Шести» он не обошел модные идеи мюзик-холла и урбанизма, но в последующие годы композитор соз­дает интересные неоклассицистские опусы.

Ни одна музыкальная школа Европы в течение трех столетий не была так «озабочена» сохранением национальных традиций, как французская. «Для французов прошлое не есть нечто замкнутое в себе, далекое, чуж­дое. То, что прошло, продолжает жить, постоянно ощущается» (20, с. 93). И в творчестве композиторов «Шестерки» одним из краеугольных прин­ципов стало возрождение наследия своей национальной культуры. Воз­рождалась к новой жизни не только сама музыка, но и способы еѐ испол­нения. Появилось понятие аутентичное (от греч. «аутентикос» «подлинный») исполнение. Артисты стремились сыграть «старую» музыку на инструментах соответствующей эпохи.

«Сельский концерт». Идея этого произведения родилась в рамках тенденций неоклассицизма. Пуленк обратился к традиции раннекласси-ческой клавесинной французской музыки. В 1926 году польская клавеси­нистка Ванда Ландовска попросила Пуленка написать для нее концерт. Он решил написать «сельский концерт», напоминающий о лесе вблизи Сен-Лѐ-ла-Форе, в котором совершали прогулки Руссо и Дидро. Концерт написан для клавесина с оркестром, впоследствии композитор создал его фортепианный вариант.

Концерт – яркое претворение неоклассической стилевой тенденции европейской музыки конца 20-х годов, он стилизован под музыку фран­цузских клавесинистов XVIII века. Но это «стилизация нового типа», где применен принцип «адаптации», свободного сочетания черт классическо­го стиля с современными приемами письма.

Композиция концерта «классична» и строится на контрасте трех час­тей: быстро, медленно, быстро.

«Чинное», размеренное вступление, вводит в «сельский» колорит концерта, оно совсем в гайдновском духе  контрастирует с задорным и радостным характером главной темы первой части: 88

В развитии этой темы показано все мастерство композитора, раскры­тие в вариантных преобразованиях и деталях инструментовки разных граней образа. Калейдоскоп тем первой части концерта передают мастер­ство Пуленка: архаика французской народной песенности, куски наивно-воинственной «трубной» музыки, пасторальность, «птичья» изобрази-

тельность.

Вторая часть – «в ритме сицилианы», которая предполагает спокой­ное, плавное движение. Сицилиана начинается оркестровой песенной темой редкой красоты. Изящество, «галантность» основной темы части – все говорит о стилизации французской пасторальной лирики. Образный контраст среднего раздела (драматический монолог фортепиано, пере­клички с духовыми, сумрачность) – это только тень, набежавшая на об­щее безоблачное светлое настроение всей части. Неисчерпаема мелоди­ческая изобретательность Пуленка, недаром Равель проницательно отме­тил выдающийся мелодический дар композитора: «Пуленк хорош еще тем, что он сам придумывает народные мелодии».

Третья часть – наибольшее приближение к духу клавесинной музыки XVIII века. Виртуозный, блестящий финал начинается с соло солиста. 89

Финал написан в подчеркнуто жанровом стиле, темы классического характера получают очень изобретательное развитие. Но в концерте при­сутствует и авторская ирония, «разбросанные там и тут изящные пикант­ности, обостряющие знакомые и простые гармонические обороты, при­дают ему современный характер» (95, с. 269).

В увлекательном финале под кажущейся простотой музыки скрыто большое мастерство, немало гармонических находок, непосредствен­ность мелодического дара и искусное сочетание разнообразных приемов. Концерт стал ярким образцом французского неоклассицизма, предста­вившим органичное соединение прототипов старинной музыки с языком, жанрами и, главное, мышлением, свойственным музыке ХХ века.

«Голос человеческий». Творчество Пуленка следующих десятилетий – все большее отдаление от эстетических постулатов «Шестерки». В три­дцатые годы «произошли какие-то особые значительные события, кото­рые породили в нем жажду вглядываться «в глубь самого себя», а этот углубленный самоанализ нашел свое преломление прежде всего в его вокальной лирике» (87, с. 194). Композитором написано 150 песен. Луч­шее произведение военных лет – кантата «Лик человеческий». В после­дующие годы он создает две оперы: оперу-буфф «Груди Тирезия» (1944) и «Диалоги кармелиток» (1957).


Однако лучшим оперным произведением Пуленка стала музыкальная трагедия по монодраме Ж. Кокто «Голос человеческий», которая в 1959 году прозвучала со сцены «Опера-комик» в исполнении Дениз Дюваль.

В основе этой оперы извечная тема искусства: горе и страдание поки­нутой женщины. У нее даже нет имени – ее образ собирательный, обоб­щенный. Она просто Женщина. Вся опера – это 45-минутный разговор с бывшим возлюбленным, который завтра обвенчается с другой.

Опера решена в форме огромного монолога по телефону. Телефон в искусстве ХХ века - один из символов несчастной любви или разлуки, ведь если влюбленные говорят по телефону, значит, они не рядом. Роль телефона в опере символична, слова из монолога Женщины подтвержда­ет это: «А если б ты не любил меня, то телефон, наверно б, стал ужасным оружием, что насмерть убивает незаметно, без звука выстрела».

Но монолог построен так, что слушатель через слова начинает вооб­ражать невидимого собеседника Женщины, который становится как бы действующим лицом оперы, и монолог отчасти воспринимается как диа­лог. Основная роль в произведении принадлежит певице. Опираясь на традиции французской песенности, Пуленк развивает также принципы музыкального интонирования Дебюсси и вокальной декламационности Мусоргского, влияние которого сказалось и на других сочинениях ком­позитора («Просто немыслимо, сколь многим я ему обязан», – писал Пу-ленк о Мусоргском). Язык вокальной партии выдержан в форме распев­ного речитатива, но очень эмоционально насыщенного, предполагающе­го быстрые смены чувств, переходов настроения и переживания («речи­тативная беседа», по определению Б. Асафьева). Гибкость вокальной партии подчеркивается многообразием интонаций, ритмической изобре­тательностью. Форма речитатива строится на смене речитативных, полу­речитативных и распевных ариозных разделов. Отдавая преимущество партии голоса, Пуленк отводит важную роль оркестру, он – комментатор драмы. Опера пронизана лейтмотивами, проводимыми, за редкими ис­ключениями, в оркестре. Изобразительна роль ксилофона, обыгрываю­щего телефонные звонки. Музыкальный язык оперы не претендует на радикальное новаторство, он тонален. Пуленк декларировал тезис о не­исчерпанных, богатых резервах тональной системы, хотя его опера по своей идее стала духовной наследницей атональной монооперы «Ожида­ние» Шенберга.

Сцена представляет собой спальню Женщины. На постели распро­стертое женское тело, на столике телефон. Первый раздел оперы – экспо­зиция образа Женщины. Вступление – показ «внеличных» тем. Первая тема передает состояние тревоги и нервозности, вторая тема – «отчаяния

и безысходности». Это лейттемы-символы, которые напоминают о себе на грани разделов.




Монолог героини передает тончайшие нюансы ее речи. Во время диа­лога с любимым человеком оркестр проводит лейттемы Женщины, их в опере несколько и они передают разные эмоциональные состояния:

91 б


 


К группе основных тем относится еще две темы, которые можно ус­ловно назвать лейттемами любви. Первая тема – аккордовая, с широкими мелодическими ходами, вторая – это тема-воспоминание, она подобна светлому видению прошлого счастья.

92 а



 


Во втором разделе монооперы – дальнейшее развитие образа. Одним из ярких эпизодов раздела – вальсовый. «У меня идея заставить еѐ рас­сказывать про свое отравление под медленный вальс в до-миноре».

92 б

В этой сцене речитативная декламация вокальной партии предельно мелодизируется и приближается к ариозо. Разговор несколько раз преры­вается, но он опять звонит и продолжается монолог Женщины, она обви­вает телефонный шнур вокруг шеи: «Теперь твой голос обнимает меня». Но вот разговор окончен, любимый повесил трубку, но женщина про­должает говорить с пустотой. Эпилог оперы – итог тематического разви-

тия, здесь проходят все основные лейттемы оперы. Одна из важных тем – «в ритме колыбельной», впервые прозвучавшей в «вальсе» второго раз­дела, но в финале она дополнена отзвуками траурного шествия. Это ме­лодия, кружащая вокруг близлежащих полутонов, как неотвязчивая мысль о смерти и избавление от страданий. 93

Пуленк назвал «Голос человеческий» лирической трагедией. Можно добавить: это маленькая трагедия больших человеческих чувств, произ­ведение, в котором запечатлено большое человеческое горе. Творчество Пуленка – одно из ярких явлений вокальной музыки, а опера «Голос че­ловеческий» стала одним из лучших достижений оперного искусства ХХ столетия.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!