Роман «Тихий Дон». Краткий анализ романа. Смотрим по ссылке лекцию В. Агеносова

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе.

Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

"Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Подготовить конспект по видеолекциям Владимира Агеносова. Конспект выполнить в тетради для практических работ.

Биография М. Шолохова. Смотрим по ссылке лекцию В. Агеносова.

https://www.culture.ru/movies/1175/mikhail-sholokhov-biografiya

Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО М. ШОЛОХОВА. «ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ». ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ

Ранние рассказы, созданные М. Шолоховым в 20- е годы, вышли отдельными сборниками в 1926 году: ";Донские рассказы", "Лазоревая степь". Этими рассказами Шолохов начал свой путь многолетнего познания народной жизни и народного характера. Шолохов сумел запечатлеть время в более сложных его проявлениях. Революция показана во всей суровой правде: со смертями, кровью, насилием, жестокостью. Жестокость героев его ранних рассказов к себе подобным сближала их с рассказами И. Бабеля "Первая Конармия". При всем драматизме описываемого, у Шолохова нет поэтизации жестокости, романтизации смерти, акцент сделан на человечности и доброте.

Своеобразие Шолохова-художника заключалось в постановке проблемы "революция и гуманизм", в пафосе нравственной интерпретации событий и человека. Герои противопоставлены не только в плане социальном, но и нравственно- этическом. Этот нравственно-социальный рубеж рассекает отдельную семью, выявляя в ней корни либо одной, либо другой силы, вступающей в жесточайшую смертельную схватку. Мера добра, справедливости, становится критерием человеческой ценности и основой для выбора героем своего жизненного пути.

Преобладающей в ранних рассказах писателя темой критик В. Хабин считает тему порушенных войной семейных отношений, и прежде всего коллизию разрыва связи между отцом-хозяином и сыном, продолжателем его рода, его дела.

Эта тема породила у писателя самые жестокие сюжеты, которые даны в рассказах ";Продкомиссар", "Коловерть", ";Семейный человек", ";Бахчевник", ";Червоточина" и др.

Например, в рассказе "Родинка" показана трагедия Николки (командира красного отряда), убитого в бою родным отцом, атаманом банды. Писатель размышляет и над трагедией отца, который в убитом им красном командире узнает по родинке своего сына. "Боль непонятная, -заметит писатель, -точит его изнутри, не забыть и не залить лихоманку никаким самогоном<...>". Жизненным финалом его становится самоубийство над трупом сына.

Несмотря на весь драматизм событий гражданской войны, воспроизведенных в "Донских рассказах", основная их тональность светлая. Шолоховские герои мечтают о том времени, когда окончится война и можно будет поехать учиться куда-нибудь<...>Герой рассказа "Родинка" Николка сожалеет, что не успел приходскую школу окончить: <...>опять кровь, а я уже сморился так жить<...>". Мечтает поступить на рабфак Григорий, герой рассказа ";Пастух". У Трофима, героя рассказа "Жеребенок";, рука не поднимается убить жеребенка, хотя командир эскадрона настаивает на этом. "Жеребенка свово сничтожь! Наводит панику в бою".

Уже в ранних рассказах М. Шолохова выявилась такая черта его художественного дарования, как динамичность сюжетов. Один из принципов сюжетного построения- это когда писатель ставит своего героя перед все более и более усложняющимися психологическими испытаниями, которые приводят в конце к драматической развязке ("Родинка";, "Чужая кровь").

В сюжетах прослеживается связь внешне драматического и внутренне психологического. Рассказ "Родинка" имеет, например, два сюжета, которые переплетены: внешний, предельно политизированный, классовый ( в духе времени) и внутренний, раскрывающий главную боль и тревогу писателя. Во внешнем сюжете основное место занимает Николай Кошевой, командир красного эскадрона, его анкетные данные: "до пятнадцати лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля". Во внешнем сюжете даны и анкетные данные (более краткие) и атамана банды (родного отца Николая). Из анкеты атамана мы узнаем, что он семь лет не видел родных куреней. Прошел через германский плен, потом Врангель, Константинополь,<...> и затем - банда, которая воюет против красных". Если бы писатель ограничился только внешним сюжетом, простой иллюстрацией жестокой классовой борьбы, то не было бы и трагического финала, в котором атаман, узнав в убитом им красном командире Николае своего сына, застрелился. Трагический финал подготовлен внутренним сюжетом, основным содержанием которого является воспоминание Николая о детстве, об отце и родном доме. Светлое воспоминание о своем доме хранит и атаман, этот теперь "набедивший волк". "Внутренний сюжет" дает писателю возможность выявить всю боль человека, который оторван от родного дома, "крепко призадумывается"<...>, боль чудная и непонятная, точит его изнутри, которую не залить никаким самогоном<...>".

Два сюжета имеют в рассказе и две концовки. Первая концовка- это гибель Николая от руки белого атамана. "Внутренний сюжет", связанный с чудной болью атамана, находит свое трагическое разрешение. В финале рассказа (самоубийство атамана) выражен, как замечено критикой, протест против времени: "Сынок!<...>Николушко!<...>Родной!..Кровинушка моя<...>Да скажи же хоть слово! Как же это, а?!".

Финалы многих ";внутренних сюжетов"; шолоховских рассказов содержат подобные вопросы, обращенные героями к своему времени, которое они пытаются понять.

Формы рассказов многообразны: это и рассказы- исповеди ("Шибалково семя"), рассказ в рассказе ("Лазоревая степь"), рассказы-сказы ("О Колчаке, крапиве и прочем").

Несмотря на некоторый схематизм в изображении писателем интимно-бытовых отношений героев в ряде рассказов ("Кривая стежка", "Двухмужняя";), а также непременную безупречность борцов революции ("Путь-дороженька", ";Председатель Реввоенсовета Республики") как ранняя, так и современная критика в целом положительно оценила "Донские рассказы" Шолохова.

Как справедливо заметил современный исследователь творчества писателя, профессор Принстонского университета Г. Ермолаев в "Донских рассказах" мы видим то общее, что объединяет их с эпосом писателя.

Из четырех основных элементов зрелого мастерства писателя- эпического, драматического, комического и лирического- первые три проявили себя уже в рассказах.

Справедлива и точка зрения шолоховеда В. Гуры, который считает "Донские рассказы" художественной предысторией "Тихого Дона".

 

РОМАН-ЭПОПЕЯ М. ШОЛОХОВА "ТИХИЙ ДОН"

Роман «Тихий Дон». Краткий анализ романа. Смотрим по ссылке лекцию В. Агеносова

https://www.culture.ru/movies/1176/mikhail-sholokhov-tikhii-don

  1. История создания романа.

В 1925 году, после выхода "Донских рассказов", Шолохова волнует замысел большого романа из жизни казачества, его роль в революции.

"Начал я писать роман в 1825 году, -рассказывал впоследствии писатель. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе Корнилова на Петроград. Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса.!"

Было написано около четырех листов романа, который получил название "Донщина";. Шолохова не удовлетворило написанное: он понимал, что рядовой читатель не поймет, почему донские казаки приняли участие в "подавлении революции". Чтобы ввести читателя в дореволюционную жизнь казаков, Шолохов решил начать действие с 1912 года. Изменение замысла привело писателя к работе над более широким романом-эпопеей "Тихий Дон", начатым в 1926 году и охватившим события десяти лет исторического развития- с 1912 по 1922 годы. Работа над романом заняла 15 лет. Он вышел в окончательном варианте в 1940 году.

Работа писателя над I и II книгами "Тихого Дона"; протекала быстро, но напряженно. Много сил отдает писатель собиранию материала: это и воспоминания живых участников исторических событий, это и кропотливое изучение специальной военной литературы, разборка военных операций, мемуаров, ознакомление с зарубежными, даже белогвардейскими источниками".

Первая книга "Тихого Дона" была закончена в 1927 году. События в этой книге доведены до ноября 1914 года и печатались в журнале "Октябрь". Вторая книга была написана в 1928 году и тоже печаталась в "Октябре" (май-октябрь). Во вторую книгу писатель включил главы из "Донщины", где изображалось участие казачества в походе Корнилова на Петроград. Здесь охвачены события с октября 1916 года по май 1918 года.

Печатание III-й книги шло с большим трудом. Журналы отказывались печатать книгу, ссылаясь на то, что Шолохов якобы исказил картину Вешенского восстания. Писателя обвинили в прокулацких настроениях.

Только вмешательство таких писателей, как Горький, Серафимович решило судьбу III-й книги. Четвертая книга "Тихого Дона" создавалась в течение длительного времени: она была завершена в 1939 году, а в 1940- опубликована. Трудности в завершении романа были связаны с тем, что писатель искал правдивый для своего героя конец. В отличие от критиков, требовавших благополучного исхода судьбы Григория Мелехова, писатель предупреждал, что финал будет трагическим.

Уже в эпиграфе, предпосланном роману, -"Не сохами-то славная землюшка наша распахана<...> Распахана наша землюшка лошадиными копытами. А засеяна славная землюшка казацкими головами. Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами", - раскрыт весь драматизм судьбы народной в истории.

Новизна романа ";Тихий Дон", сразу по выходе вызвавшем широкую дискуссию, состояла в масштабности и глубине показа судьбы казачества, жизнь которого оказалась взломанной и перепаханной необратимыми революционными переворотами.

  1. Споры в критике об авторстве "Тихого Дона".

Уже с самого начала публикации романа "Тихий Дон" (1928 год) шолоховское авторство подвергалось сомнению. Критика не была уверена в том, что молодой человек с начальным образованием и небольшим жизненным опытом мог написать такую глубокую, такую психологически правдивую книгу. Высказывались предположения, что писатель украл рукопись у белого офицера, называлось также имя Голоушева, врача, искусствоведа, друга писателя Л. Андреева, опубликовавшего очерк "Тихий Дон" в 1917 году в журнале "Народный вестник".

Споры об авторстве "Тихого Дона", не прекращавшиеся и в последующие десятилетия, с особой силой обострились и в 70- е годы после присуждения Шолохову в 1965 году Нобелевской премии.

В Париже в 1974 году вышло исследование литературоведа И.Н. Медведевой-Томашевской (под псевдонимом Д*) "Стремя "Тихого Дона" (Загадки романа)", а в 1975 г. там же под заголовком "Куда течет "Тихий Дон" вышла книга историка Р.А. Медведева. Предисловие к книге Томашевской-Медведевой написал А. Солженицын. Этими "шолоховедами"; была предпринята та же попытка - обвинить Шолохова в плагиате. На эти выступления недругов Шолохова сразу обратили внимание зарубежные исследователи. Уже в 1974 г. американский славист, профессор Принстонского университета Герман Ермолаев отметит неубедительность выводов автора "Стремени<...>" Он выявит непомерное количество ошибок и неточностей, что свидетельствует о неглубоком знании ни текста романа, ни исторических событий. Неубедительным он считает попытку выявления в романе "Тихий Дон" двух текстов: авторского, принадлежащего творцу романа, под которым подразумевается донской писатель Ф. Крюков, и соавторского, внесенного в роман Шолоховым. Ермолаев, ссылаясь на факты биографии Крюкова, утверждает, что Крюков не может быть автором "Тихого Дона". Это утверждение исследователя базируется на сопоставительном анализе языка произведений Крюкова и Шолохова

На книгу "Стремя "Тихого Дона" в 1984 году последовал ответ норвежских ученых-специалистов по математической лингвистике – во главе со славистом Гейром Хьетсо. Применяя количественные методы анализа и электронную обработку данных, комиссия пришла к выводу: единственным автором "Тихого Дона" следует считать Михаила Шолохова".

Точка в этом на десятилетия затянувшемся споре была поставлена в 2000 году, когда были найдены рукописи двух первых книг "Тихого Дона", которые хранятся в ИМЛИ им. А.М. Горького, РАН и в музее Шолохова в Вешенской.

3. Жанр и композиция "Тихого Дона".

Жанровую природу "Тихого Дона" критика определяет как эпопею. Эпопею В.Г. Белинский называл высшим, наиболее величественным жанром эпического рода, предполагающим постановку кардинальных проблем, которые затрагивают интересы всей нации в переломный период ее исторического развития. Эпопею критик считал высшим родом поэзии, венцом искусства.

Эпопейное содержание "Тихого Дона" составляет, как и в "Войне и мире", изображение жизни народа в переломный период истории, изображение его стремлений, его истории, его трагических блужданий.

Погружая читателя в исторический поток, Шолохов в то же время сохраняет внимание к частной человеческой жизни, к судьбе отдельного человека, соотнесенной с событиями истории.

"Тихий Дон" - эпическое повествование, вобравшее в себя множество индивидуальных судеб, неповторимых характеров, насыщенное массовыми, групповыми сценами, в которых слышен голос народа, напряженно размышляющего над важнейшими событиями, занятого поисками правды.

Шолохов в "Тихом Доне" широко развертывает панораму времени, показывает ее могучий поток. Эпическая полнота жизни, глубина социологического анализа сочетается с раскрытием человеческих характеров. Изображение быта в "Тихом Доне" не противоречит требованиям эпического жанра.

Центр шолоховской эпопеи хутор Татарский. На примере судеб отдельных семей (Мелеховых, Астаховых, Коршуновых) Шолохов сумел обнажить корни многих трагических явлений, которыми изобилует жизнь хутора.

Своеобразие "Тихого Дона" как романа- эпопеи заключается в том, что он, охватывая необычайно широкий круг лиц и событий, включает и законченную историю отдельных семей, которые входят закономерно в мощную картину мира революции и гражданской войны.

Начиная повествование с описания Мелеховского куреня, писатель постепенно выводит действие за его порог, погружает в будничную жизнь казачьего хутора. Действие затем переносится за пределы хутора, захватывает фронт, империалистическую войну.

Расширение места действия в связи с участием героев романа в событиях империалистической войны сопровождается в романе сужением времени действия: в первых двух частях романа - почти два года, в третьей части- восемь месяцев. Время действия II книги- полтора года (с октября 1916 года до июня 1918 г.) Причем, здесь изображены большие исторические события, связанные с исходом империалистической войны и перерастанием ее в войну гражданскую, события двух революций, разгром корниловщины и калединщины, установление советской власти на Дону и борьба с контрреволюцией на юге страны.

Принцип двуплановости композиции становится с конца I книги характерной структурной особенностью "Тихого Дона". Писатель чередует описание быта народа, его трудовой жизни с показом фронтов империалистической войны, общеполитических событий в стране, в которых участвуют его герои. временной разрыв между первой и второй книгами устраняется воспоминаниями Григория Мелехова о пройденной путине.

В первых главах романа завязывается романически сложный узел – любовь Григория к Аксинье и женитьба на Наталье. В повествование входят связанные романической ситуацией конфликты.

Григорий показан не только в его личной жизни -взаимоотношениях с Аксиньей, Натальей, родными и в связях со своей средой.

В композиции романа можно выделить два начала: внешнее движение и внутреннее, связанное с процессами разламывающегося социального уклада жизни. Среда казачья (хутор) предстает, на первый взгляд, как единое целое, неделимое. Но, как показано Шолоховым, внутри этой обособленной среды, "в каждом дворе, под крышей каждого куреня коловертью кружилась своя, обособленная от остальных, полнокровная, горько-сладкая жизнь" (2, 134).

Важнейшим композиционным принципом становится чередование картин, изображающих борющиеся лагеря. Перекрестное изображение событий и людей, оказавшихся в противоположных лагерях, оттеняет промежуточное положение мятущегося в событиях революции Григория Мелехова.

Революционная эпоха представлена как образом народа, решающей силы истории, так и образом личности, несущей в себе сложные противоречия своего времени. Кульминация - это события III- й книги, где изображено вешенское восстание. Основная идейно-композиционная нагрузка ложится на образ Мелехова, через восприятие которого проходят все события книги. Вокруг Григория концентрируется группа персонажей, упомянутых еще в первой книге: Христоня, Прохор Зыков, Бодовсков, братья Шамили. Появляются и новые герои: командующий повстанцами хорунжий Павел Кудинов, начальник штаба Илья Софонов, помощник Григория Платон Рябчиков, Харлампий Ермаков… Вводятся эпизодические образы красноармейцев.

Все события в III-й книге происходят большей частью в верхнедонских хуторах и станицах (Вешенской, Каргинской, Базки) и не выходят за пределы Дона.

В IY-й книге отображены события, связанные с разгромом белого движения на Дону. Действие развивается с мая 1919 года по конец марта 1922. Дана развязка драматической коллизии, наступившей после кульминационных событий третьей книги. Большое внимание уделяется семье Мелеховых, ее бытописанию. Здесь преобладают мотивы разрушения привычного жизненного уклада, распада семьи. Запустение не только во дворе Мелеховых, но и во всем хуторе, который обезлюдел. Семья Мелеховых лишилась почти всех. Убиты на фронте соседи Мелеховых Христоня и Аникушка. Григорий в 7-й части выписан тщательно, со всеми блужданиями и колебаниями.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 711; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!