Тема8. Эпоха классицизма: В.А. Моцарт, Л.в. Бетховен



Классицизм, возникновение и обновление инструментальных жанров и форм, опера. Венские классики.

Вольфганг Амадей Моцарт.Жизненный и творческий путь. Основные жанры творчества. Симфоническое творчество В.А.Моцарта. Лирико-драматический характер Симфонии №40 (соль-минор).

Прослушивание произведений

 Симфония соль минор (все части),

Для ознакомления

«Реквием» - фрагменты

Людвиг ван Бетховен.Творческий путь. Основные жанры творчества. Фортепианные сонаты, новый стиль пианизма. «Патетическая», «Лунная» соната.

Прослушивание произведений

Соната №8 «Патетическая», Симфония №5 до минор

 

Для ознакомления

Соната для фортепиано №14, 1 ч., Соната для фортепиано №23, 1ч.,

Симфония № 9, финал.

 

Тема 9. Эпоха романтизма: Ф. Шопен

Романтизм в музыке. Новая тематика, новые сюжеты - природа, фантастика, история, лирика, тема одиночества, романтический герой. Новые жанры - фортепианная и вокальная миниатюра, циклы песен, пьес.

Фредерик Шопен. Творческий путь. Ф.Шопен как выдающийся пианист. Специфика творческого наследия - преобладание фортепианных произведений. Новая трактовка прикладных, «неконцертных» жанров - вальсов, этюдов. Прослушивание произведений

Мазурки До мажор, Си-бемоль мажор, ля минор, Полонез Ля мажор,

Прелюдии ми минор, Ля мажор, до минор, Вальс до-диез минор, Этюды Ми мажор и до минор «Революционный», Ноктюрн фа минор.

Для ознакомления

Баллада № 1, Ноктюрн Ми-бемоль мажор, Полонез Ля-бемоль мажор.

Тема10. Музыка в театре. Творчество Э.Грига

Театр как вид искусства. Театральные жанры. Различная роль музыки в музыкальном и драматическом театре. Значение музыки в драматическом спектакле. Как создается музыка к драматическому спектаклю. Знакомство с произведением Г.Ибсена «Пер Гюнт» и музыкой Э.Грига к этому спектаклю. Сюиты Э.Грига, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме. Подробный разбор пьес первой сюиты и «Песни Сольвейг».

 

Прослушивание произведений

Э.Григ «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг».

Тема11. Музыка композиторов Карелии.  Балет «Сампо» Г. Синисало

Культура Карелии в 50- 60-е годы Творчество Гельмера Синисало на примере первого национального балета «Сампо» по мотивам эпоса «Калевала» Э.Лённрота.

Тема12. Зачётное занятие

 

6. Предполагаемый результат курса .

 

В ходе изучения курса «Музыкально-литературная гостиная» слушатели  смогут научиться лучше разбираться в жанрах музыкального искусства, познакомятся с наиболее выдающимися шедеврами вокальной и инструментальной мировой и отечественной музыкальной культуры, научатся анализировать и понимать музыкальное произведение, говорить о характере прослушанной музыки с помощью музыкальных терминов, что позволит им выявить собственные предпочтения и музыкальный вкус, а также будет способствовать мотивации в более частом посещении театра и филармонии г. Петрозаводска

 

7. Область применения полученных знаниймузыкально-театральное искусство.

 

 

8. Учебный и методический материал, наглядность, ТСО.

ТСО: проектор, ноутбук, мультимедийный экран.

Литература:

 

1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978

2. Выготский Л. Психология искусства. А., 1968

3. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М., 1996

4. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006

5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989

6. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М., 1986

7. Книга о музыке. Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988

8. Конен В. Театр и симфония. М., 1975

9. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979

10. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990

11. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982

12. Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1-2. Родная земля. М., 1997

13. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.-Л., 1951

14. Русское народное музыкальное творчество. Сост. З. Яковлева. М., 2004

15. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973

16. Слушание музыки. Сост. Г. Ушпикова. СПб, 2008

17. Способин И. Музыкальная форма. М., 1972

18. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М., 2007

19. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Учебные пособия (с аудиозаписями), 1, 2, 3 классы. М., 2007

20. Шорникова И. «Музыка, её формы и жанры». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.

21. Шорникова И. «Развитие Западно-европейской музыки». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г.

22. Шорникова И. «Русская музыка XXв». Ростов-на Дону, «Феникс», 2006г.

23. Шорникова И. «Русская музыкальная классика». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006г.

24. Штейнпресс Б. «Музыка XIXв». Москва, «Советский композитор». 1968г.

25. Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1983

 

 

9. Список обучаемых с указанием возраста, социального статуса, места работы:

  1. Захарова Нина Евгеньевна
  2. Иванова Нина Александровна
  3. Медведева Людмила Юрьевна
  4. Цикарева Раиса Ивановна
  5. Осипова Зинаида Николаевна
  6. Красильникова Лидия Борисовна
  7. Нифакина Светлана Николаевна
  8. Есаулова Галина Георгиевна
  9. Рассохина Анна Михайловна
  10. Митрофанова Любовь Михайловна
  11. Герчина Людмила Сергеевна
  12. Изоткина Нина Александровна
  13. Лутковская Светлана
  14. Никитина Людмила Алексеевна
  15. Власова Татьяна Ивановна
  16. Матеевич Елена ивановна
  17. Геменова Ксения Игоревна
  18. Лядина Виктория Ивановна
  19. Семенченя Софья
  20. Лугнеева Анна Владимировна
  21. Макарова Ангелина Николаевна
  22. Плешаков Владимир Владимирович
  23. Коротких Нина Ивановна
  24. Насонова Галина Петровна

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!