Ваши дети учатся в музыкальной школе. А как же музыкальная школа на них влияет?

Собрание для родителей

« Психологические особенности  учащихся на средней ступени обучения».

Задачи, которые должна решать система ДШИ:

1. Воспитание у детей любви к искусству;

2. Выявление одаренных детей в области того или иного искусства и их подготовка к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля;

3. Формирование будущей аудитории культурного слушателя;

4. Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

5. Воспитание творчески мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире;

6. Раскрытие творческого потенциала детей и подростков;

7. Повышение привлекательности/статуса творческих профессий;

 Музыка наряду с другими видами искусства воздействует на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний и настроений. Музыка – это язык чувств, модель человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Однако сказанное относится только к тем музыкальным произведениям, которые являются образцами высокохудожественными, общепризнанными. Современная музыка, к сожалению, не открывает перед слушателями новых духовных горизонтов, многие музыкальные произведения являются антихудожественными и бессодержательными.

Именно поэтому воспитание духовной, гармоничной, образованной личности с помощью музыки в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем в педагогике, психологии и музыкознании.

Восприятие музыки – это сложный психологический процесс для любого человека, в том числе и для детей среднего школьного возраста. Это связано, с одной стороны, с тем, что восприятие музыки традиционно сложнее восприятия произведений других видов искусств, а с другой – с возрастными физиологическими и психолого-педагогическими особенностями восприятия музыки детьми среднего школьного возраста.

В подростковый период музыкально-эстетическое воспитание становится более глубоким. Интересы подростков становятся более разнообразными, они начинают интересоваться общественной жизнью. Для них важны личные успехи в разных областях их жизни и деятельности, поэтому им важно чувствовать свою индивидуальность, иметь возможность проявлять себя, но с другой стороны – подростки хотят быть частью группы, коллектива, они с радостью участвуют в общем деле.

В среднем школьном возрасте у детей наблюдается своеобразная переоценка ценностей, они стремятся иметь самостоятельную точку зрения, собственные взгляды. Самооценка для подростков имеет даже бoльшую ценность, чем оценка со стороны взрослых. Средний школьный возраст – это критический период в формировании музыкальных интересов.

Соответственно, возрастные особенности детей среднего школьного возраста во многом определяют специфику учебно-воспитательного процесса по развитию восприятия у них музыки.

  В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.

Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам. С психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им нужно общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет.

Какие же психологические качества и свойства обеспечивают ребенку успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития? Иначе говоря, какие психологические новообразования должны появиться в этом возрасте?

Центральное и важнейшее психологическое новообразование – это так называемое «чувство взрослости».

 Кроме «чувства взрослости» успешность перехода определяется наличием определенного уровня зрелости школьников. Прежде всего, она связана со способностью ребенка осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность.

Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов.

Так как ведущей деятельностью средних  классов является общение, то наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками, на эмоциональное состояние ребенка начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл лишь, когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика.  

В условиях нового времени встает вопрос: как развить и сохранить интерес ребёнка к обучению музыке. Так как мы заинтересованы в сохранении численности учащихся, то наиболее ярко чем ранее встает вопрос индивидуального подхода к каждому ученику. Ведь способности проявляются у детей совершенно по-разному: у одних -ярко и рано, что вовсе не гарантирует дальнейшее их успешное развитие, у других медленно, постепенно, но более верно. Для нас – педагогов же главное выявить и взрастить лучшие задатки каждого ученика, тем самым способствовать развитию и формированию его индивидуальности. Мы стремимся научить каждого любить и понимать музыку, каждому найти свой путь.

Мы замечаем происходящие и намечающиеся в ученике перемены и соответственно видоизменяем приемы воздействия. В этом случае не надо бояться вести работу с подрастающими учениками, как со взрослыми. Дети, в особенности подростки, любят серьезный тон, расценивают его как проявление доверия и стараются быть достойными его.

В результате ученик изменяется, отрицательные качества его смягчаются и выправляются. Взрослым необходимо применять гибкую тактику: перестать твердить одно и тоже, временно, как будто бы не замечать укоренившегося недостатка с тем, чтобы впоследствии вернуться к ним со свежими силами теперь уже с большими шансами на успех.

Свои лучшие качества ученик очень часто проявляет во время ответственного публичного выступления. Конкретные педагогические приемы и формы воспитания ученика, как эстетически развитого человека, бесконечно разнообразны. Мы должны прежде всего побуждать и углублять в ученике любовь к музыке, к прекрасному, по возможности увлекать его изучаемыми произведениями, вдохновлять его на труд, передавать все свои знания, расширять его музыкальный, эстетический кругозор, взращивать и поощрять его лучшие задатки. В обучении, в освоении знаниями первыми помощниками, наставниками и координаторами выступают, конечно, родители.

По современным данным до 76% детей 6-7 лет имеют высокий уровень интеллекта и творческие способности. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. В первое десятилетие жизни у ребенка формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, яркие многообразные чувства. Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. С годами нервная система крепнет, и вместе с этим снижается детская непосредственная восприимчивость и к 11-12 годам этот показатель падает до 40%, по истечении еще 3-4 лет-всего четверть детей имеют выраженные способности в силу различных обстоятельств и к окончанию школы мы имеем лишь до 13% одаренных выпускников.

Ваши дети учатся в музыкальной школе. А как же музыкальная школа на них влияет?

Во-первых музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности.

Музыка и язык - близнецы-братья. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные навыки.

 Музыкальные занятия в детстве — это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!