Художественная особенность романов Гончарова. Особенности стиля. Объективность повествования. Роль детали.



Романы Гончарова очень своеобразны по идейному содержанию и художественной форме.

От романов Тургенева они отличаются гораздо большим интересом автора к повседневной бытовой жизни господствующих слоев русского общества. И эта жизнь изображена писателем в еще большем отвлечении как от тех глубоких социально-политических конфликтов, которые связывали ее тогда с угнетенными народными массами, так и от ее отношений с реакционной самодержавной властью. Она показана в ее внутренних нравственно-бытовых противоречиях. Поэтому изображение помещиков, чиновников, дельцов почти лишено у Гончарова и сатирического пафоса, и пафоса гражданско-романтических исканий. Отсюда самый тон повествования не обнаруживает эмоциональной приподнятости, отличается уравновешенностью и спокойствием.

Вмешательство мысли и чувства автора внешне почти не ощущается. Неторопливо текущая, повседневная жизнь героев как бы говорит сама за себя.

Но все эти особенности изображения созданы писателем для того, чтобы выразить своеобразное понимание жизни. Гончаров понимал современную общественную жизнь не в перспективе разрешения ее социально-политических конфликтов, а в свете развития ее социально-бытового уклада. Это развитие представлялось писателю естественным, «органическим» процессом, медленным и постепенным, напоминающим неотвратимые процессы природы. В нем он видел основу формирования и изменения человеческих характеров и любил говорить об «отправлениях» жизни своих героев. По философским представлениям, Гончаров был убежденным эволюционистом.

В характерах людей писатель особенно ценил трезвость мысли и стремление к практической деятельности, основанной на опыте и положительных знаниях, был врагом всякой отвлеченной мечтательности, в том числе романтической. Стремясь обосновать эти принципы жизни, Гончаров постепенно пришел к своеобразной разновидности естественнонаучного материализма, к тому «строгому пониманию жизни», выразителем которого сделал Штольца. Но материализм Гончарова не имел политической направленности, не был последовательным и уживался в его сознании с традиционными религиозно-идеалистическими представлениями, привитыми с детства. В годы пореформенной реакции эти представления приобрели для него преобладающее значение, но от своего «строгого понимания жизни» он не отказался.

В «шестидесятые годы», в обстановке общественного подъема, Гончаров уже не защищает прямо идею «объективности» искусства, но выступает против тенденциозно-сатирического изображения жизни. Устами Обломова в его споре с литератором Пенкиным писатель осуждал «обличительную» литературу за «голую физиологию общества», за «реальное направление» и стремление лишь с внешней «верностью» заклеймить пороки на «всех ступенях общественной лестницы». В рассказах обличительных писателей, по словам Обломова, «слышны не «невидимые слезы», а один только видимый грубый смех, злость...». В противовес этому Обломов требует от литературы «гуманитета», «человечности». «Протяните руку падшему человеку, — говорит он, — или горько плачьте над ним, а не глумитесь».

И в последующие годы Гончаров особенно высоко ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он считал, что только романы могут по-настоящему выполнить эту задачу и резко противопоставляет их сатирическим жанрам, занимавшим тогда все большее место в демократической литературе. В «Обрыве» устами Райского он прямо осуждает сатиру, которая будто бы, подобно «плети», «ударом обожжет, но ничего тебе не выяснит», и считает роман самым значительным литературным жанром, который один «может охватывать жизнь и отражать человека», раскрывать «глубины жизни с ее тайными пружинами».. Райский так же понимает и смысл того романа, который он сам задумал. «Пишу жизнь — выходит роман, пишу роман — выходит жизнь», — говорит он бабушке.

Романы Гончарова представляют собой отражение жизни в свете его общественных и эстетических взглядов. Отсюда и возникает своеобразие их содержания и художественной формы, их литературного стиля.

Подобно Герцену, Тургеневу и другим крупнейшим романистам середины века, Гончаров выступил создателем проблемных романов. Но проблемность романов Гончарова своеобразна. Герои его романов всегда очень много говорят «на сцене» произведения. Но говорят они не о своих политических и философских убеждениях, а почти исключительно о своем «уменье» или «неуменье» жить, о своей частной жизни, о том, как вообще надо жить людям их круга.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 1096; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!