Свобода, ответственность и необходимость

Дисциплина: Основы философии

Группа ГД-228

Преподаватель: Тюхтенева Н.Е.

Почта: nadya_tukhteneva@mail.ru

Задание:

Изучите теоретический материал.

2. Выполните задание в документе Word и отправьте его на электронную почту преподавателя!!!

Тема: Категории человеческого бытия.

Краткое изложение теоретических вопросов.

Творчество

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, ни­когда ранее не бывшее.

Творчество - это самореализация человека. В творчестве присутствует сознательное и бессознательное. Виды творчества определяются характером деятельности человека: художественное, научное, техническое, эстетическое и др.

Творчество и человек неотделимы. Гений высшая степень творческой ода­ренности. В основе творчества лежат потребности общества. Творческие спо­собности могут быть востребованы обществом, а могут и не понадобиться ему.

Творческий человек - главное богатство любого общества.

2. Любовь

Любовь - глубокое истинное чувство, устремленное на другую личность, человечество или идею. Это чувство присуще только людям, хотя и в живот­ном мире существа объединяются в пары, но это на инстинктивном уровне.

Человек наделен разумом, поэтому любовь имеет духовное начало.

Любовь к другому человеку включает в себя такие моменты, как забота, ответственность, доверие и уважение.

Наряду с индивидуальной избирательной любовью человеческая культу­ра предполагает существование любви, распространяющейся на всех люден. Это любовь - милосердие. Она основана на признании достоинства любого человека и его права на счастье.

Любовь - высшее из человеческих чувств. Любить - это давать, а не брать. Человек дает другому то, что представляется ему наиболее ценным: чувства, знания, переживания.

Человеческие отношения, основанные на любви друг к другу творят прекрасное в этом мире. Ненависть уничтожает все прекрасное, доброе.

Противоположность любви — эгоизм. Влюбленный человек обостренно воспринимает мир, ощущает смысл жизни.

Любовь как всякое общественное отношение несет на себе отпечаток
своей эпохи.       

Счастье

Счастье - это такое состояние человека, которое соответствует наиболь­шей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и ос­мысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье - есть разновидность удовольствия. Наиболее глубокое, полное и всесторонне удовольствие, достигаемое усилиями разума и воли. Для челове­ка не существует других причин для действия, иных целей, кроме счастья. Каждый человек сам определяет для себя, что такое счастье. Есть люди, ко­торые обретают счастье через ограничение, отказываясь от многого: стран­ники, отшельники, монахи. Такие люди обретают счастье в духовном усо­вершенствовании. Им чужд материальный мир с его страстями. Есть люди, которые обретают счастье в работе, творчестве, семье. Многие считают, что счастье – это: подарок судьбы, но некоторые, что счастье - это результат на­стойчивых усилий: «Чтобы быть вполне счастливым недостаточно обладать счастьем, надо еще заслуживать его» (Виктор Гюго).

Человеческая жизнь всегда устремлена к счастью. Именно поэтому так болезненно, порой драматично воспринимаются обстоятельства, препятст­вующие ощущению полноты счастья.

Смысл жизни человека, смерть и бессмертие

Этот вопрос интересовал людей с момента появления человека.

Экзи­стенциализм рассматривает человека, как одинокого, неспособного реализо­вать слою человеческую сущность. Оказавшись один на один с враждебным ему ми­ром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни. Сторонникиутилитаризма считают, что достижение, выгоды, пользы успеха и составляют смысл жизни. Приверженцы гедонизма утверждают, что высшая цель чело­века, — достижение удовольствия и наслаждения, сторонники эвдемониз­ма- достижение счастья и блаженства. Смысл жизни христианина - движе­ние к жизни вечной, к бессмертию души, как к спасению от смерти в испол­нении нравственных предписаний религии. В материалистической филосо­фии смысл жизни - в саморазвитии человека, в совершенствовании его спо­собностей, а также в сотворении добра. Человек должен внести в мир свою долю разумного, совершенного, доброго.

Утеряв иногда одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь («жизнь самоценна»): возможность видеть небо, вды­хать аромат цветов, чувствовать порыв ветра, слышать щебет птиц, радовать­ся другому человеку и радовать его собой. Тогда каждый прожитый момент жизни воспринимается как подарок.

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки, философы, деятели искусства, педагоги и медики. Ж.- Ж. Руссо писал: «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления». Ему как бы, вторит знаменитый философ-гуманист М. Монтень: «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что мы сами превратили ее». Нетрудно понять - они гово­рят об одном: «если живешь ради самой жизни — ты не живешь, а прозяба­ешь; чтобы жить - нужно приложить немало труда». Вряд ли найдется взрос­лый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего су­ществования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Человек обре­чен на размышление о смерти, и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.

Пред смертью все люди равны: и богатые и бедные, у добрые и злые, и любимые и нелюбимые. Мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Вместе с тем немало великих людей осознава­ли эту проблему в трагических тонах. Л. Н. Толстой и И. А. Бунин испытыва­ли страх перед смертью.

Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что и после че­ловека остается его дело, дети, внуки и т.д., продукты его деятельности, а также духовные ценности (образцы поведения, идеи).

1-й вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей.

2-й вид- мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение (фа­раоны, Ленин, Мао - Цзэдун).

Достижения техники к XX в. сделали возможным криогенизацию (глубо­кое замораживание) тел с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.

Опыт, поставленный в Америке (США) доказал, что это неосуществимая идея. При замораживании клеточный сок расширяется и разрывает структуру человеческих клеток. В результате этого замороженных людей уже невоз­можно оживить.

3-й вид бессмертия - «растворение» тела и духа умершего во Вселенной,

«вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи (Япония, Вост. цивилизация).

4-й связан с результатами творчества человека (научные открытия, лите­ратурные произведения, военные победы).

5-й - изменение состояния сознания - психотренинг, медитация.

Людям, идущим на подвиг, жизнь тоже дается один раз. 28 воинов из дивизии под командованием генерала Панфилова держали оборону на подсту­пах к Москве. Когда все средства были исчерпаны, оставались последние гранаты. Герои обвязывались ими и бросались под гусеницы. Каждый из сол­дат принял смерть, жертвуя собой ради других, зная, что позади Москва.

. Польский педагог Янош Корчак принял смерть вместе со своими учени­ками, которых фашисты отправляли в печи концлагеря. Ему предложили жизнь. Он выбрал смерть. Это был глубоко совестливый человек, человек долга. Разве смог бы он жить спокойно, зная, что его дети погибли?!

Герои-панфиловцы, Янош Корчак и миллионы, таких как они прекрасно прожили жизнь и прекрасно ушли из нее. Они принимали смерть честно. А честно - это значит во имя других людей, во имя других жизней.

Им наша память!

Проблема смерти и бессмертия связана с проблемой смысла жизни. Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эти проблемы решаются по-разному в зависимости от господствующей в обществе духовной установки.

В последнее время все чаще появляются сведения о наличии у каждого че­ловека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает жить в иных измерениях.

Особое внимание в последнее время привлекает эвтаназия - счастливая смерть. Сам термин появился со времен Бэкона, который предложил так на­звать легкую смерть с целью прекращения страданий при неизлечимых бо­лезнях. В современном мире эвтаназия законодательно разрешена лишь в Нидерландах. В ряде стран (США и др.) изобретены устройства для безбо­лезненной смерти, которые сам больной может привести в действие. В исто­рии философии было немало высказываний относительно права человека принять такое решение. В ряде стран Запада уже несколько десятилетий ра­ботают хосписы - больницы для безнадежно больных, где люди могут уме­реть по-человечески. Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти, о чем писал Фрейд, то каждый имеет естественное врожденное право не только жить, но и умереть в человеческих условиях.

Одной из особенностей современности является то, что гуманные отношения между людьми являются основой выживания для человечества. Раньше во время войн оставалась надежда на то, что большинство людей выживет и восстано­вит разрушенное, то сейчас, если глобальные проблемы не решатся, то все человечество погибнет,

Свобода, ответственность и необходимость

Свобода - это одна из основных философских категорий, характеризую­щая сущность человека. Проблема свободы человека была предметом раз­мышлений Канта, Гегеля, Бердяева, Соловьева и др. Свобода рассматривает­ся в соотношении с необходимостью. В русской философии понятие свобода отождествлялось с понятием воли и вольницы. В настоящее время сущест­вуют 2 крайние теории свободы человека:

-Фатализм (вера в судьбу) рассматривает человека как существо, цели­ком зависящее от внешних обстоятельств и сил (от судьбы, от воли бога). Здесь не остается места для свободного выбора.

-Волюнтаризм видит в человеке существо абсолютно не зависящее от внешних обстоятельств и сил. Действовать в духе волюнтаризма- это значит не считаться с объективными законами природы и общества и выдавать свой произвол за высшую мудрость.

Какова же подлинная взаимосвязь между свободой и необходимостью?

Еще Спиноза (17 в.) говорил, что свобода связана с познанием необходи­мости. Человек, не признающий необходимости, является рабом своих жела­ний и страстей. Игнорирование необходимости ведет к анархии, хаосу, к все­дозволенности, что вообще исключает свободу. Познание необходимости первое условие свободной деятельности человека. Если раньше свобода воспринималась

в основном как отсутствие принуждения со стороны государст­ва, то к середине 20 в. стало ясно; что понятие свобода должно быть допол­нено идеей регулирования деятельности людей, но государство должно де­лать это не методами насилия и принуждения, а при помощи экономических стимулов и соблюдения, прав человека.

С точки зрения современной философии, понятие свобода включает в себя:

-познание законов природы, общества и человеческого мышления;

-наличие желания, воли, которая необходима для претворения принятых

решений в жизнь.

Свобода - это сознательная деятельность людей в соответствии с закона­ми общественного развития, познания необходимости.

Высшая степень свободы человека - это совпадение его желаний и объ­ективной необходимости Границы свободы определяет уровень развития культуры, поэтому свобода человека исторична.

Свобода человека связана с ответственностью, т. е. любое действие чело­века затрагивает интересы других людей. Ответственность предполагает на­личие у человека чувства долга и совести.

Задания (вопросы для размышления):

  Задание № 1: Ответьте на вопрос: почему творчество является одной из волнующих проблем XXI века?

 

Задание № 2: Объясните, что такое гениальность?

 

Задание № 3: Подумайте, можно ли утверждать, что творческие люди – главное богатство любого общества? Подготовьте аргументы и факты для обоснования своего мнения.

Задание № 4: Расскажите, что такое любовь с точки зрения философии и в Вашем понимании.

 

 

Задание № 5: Объясните, как Вы понимаете слова С. Франка, что «в любви человек может прервать скорлупу своего эгоизма»?

 

Задание № 6: Объясните, как Вы понимаете слова Ж..Ж.. Руссо: «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления»?

Задание № 7: Ответьте на вопрос: может ли быть абсолютная свобода в обществе? К чему бы это могло привести? Обоснуйте своё мнение аргументами.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!