А.Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе»

Анализ стихотворений из раздела

«Мотивы былого в лирике поэтов XIX века

В.А. Жуковский. «Воспоминание»

Слова «их нет» и «были» выделены курсивом потому, что в них заключается главная мысль стихотворения-миниатюры: противо­поставление унынию, тоске по утраченному навсегда дорогому че­ловеку светлого чувства благодарности, которое помогает пережить утрату и сохранить воспоминания не о мертвом, но о живом. Это глубоко гуманистическая, философская мысль. Слова «смерть» нет в стихотворении, оно жизнеутверждающе; акцентируется послед­нее слово - «были», преодолевающее смерть, говорящее о жизни вечной.

2. В.А. Жуковский. «Песня»

В этом стихотворении поэт выделяет курсивом ключевые слова: «прежде», «живи», «будь», «один». Эти слова «держат» все стихо­творение, показывают невосполнимость утраты лирического героя. В основе стихотворения - жизненные факты, переживания поэта, потерявшего возлюбленную. Музыкальность «Песне» придают плавный ритм, чередование женских и мужских рифм (безударных и ударных последних слогов каждой строки), звукопись - аллите­рации на «Л», создающие впечатление мягкой грусти, элегического настроения.

3. А.С. Пушкин. «Воспоминание»

Стихотворение Пушкина имеет то же название, что и миниатюра Жуковского, но проникнуто другим настроением. Это воспоминание о минувших днях, которые невозможно забыть, об «угрызеньях», о тоске «тяжких дум». Лирический герой не стремится вычеркнуть их из памяти: «Но строк печальных не смываю». Переживания, по­добные тем, что описаны в стихотворении, - это большая, трудная душевная работа, без которой немыслимо развитие души, развитие человека как личности.

4. А.С. Пушкин. «Стансы»

Поэт призывает нового царя - Николая I - брать пример с его великого предка - Петра I. Эта историческая личность всегда при­влекала Пушкина («Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»). Поэт сопоставляет жестокость, с которой Петр устранял врагов на пути к «славным дням» своей власти, с не менее жестоким подавлением мятежа декабристов новым царем. Поэт надеется на твердость, ум, «незлобивость» Николая I, на уважение его к своей стране и ее народу.

5. Д.В. Давыдов. «Бородинское поле»

Стихотворение проникнуто чувством горечи по минувшим «дням вековечной славы», славы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Замена «меча» «плугом», замена славных подви­гов унылой жизнью горестна для лирического героя. Последняя строка говорит о душевной боли: «Завидую костям соратника иль друга». Поэт противопоставляет «гомерических» (то есть подоб­ных прославленным в гомеровском эпосе) героев своему тусклому существованию.

6. И.И. Козлов. «Вечерний звон» (Вспомните: мы разучивали этот романс на уроках музыки)

Музыкальность стихотворению придает напевный ритм, оди­наковый в каждой строке стихотворения, размер (ямб), с ударны­ми окончаниями строк. Короткие слова, завершающие строки и стоящие внутри стихов, создают имитацию колокольного зво­на, перекличку колоколов: «звон», «дум», «он», «дом», «дней», «сон».

Подзаголовок «Колокола Санкт-Петербурга» был снят автором в публикациях стихотворения, потому что таким образом «Вечерний звон» приобретает более общее, философское звучание.

7. Ф.Н. Глинка. «Москва»

Стихотворение напи­сано в форме обращения, которое служит олицетворением. Автор словно разговаривает с Москвой, говорит ей (и чита­телю) о своих чувствах: восхищении, гордости, сопережи­вании.

Главный прием - олицетворение. Кроме того, Москва награждена множеством эпитетов: (в том числе приложений ) «матушка Москва», «город чудный, город древний», «град срединный, град сердечный, коренной России град». Старо­славянская форма «град» в конце стихотворения придает торжественность образу Москвы. Другие примеры вы­сокой лексики: «палаты», «хартия», «велик и знаменит», «на... церквах», «златую шапку», «у святых в Кремле во­рот», «ты не гнула крепкой выи», «мученик», «белокамен­ная», «»бурнопламенная», «процветай же славой вечной», «храмы».

Метафоры («опоясан лентой пашен»), сравнения («ты, как хартия, развит», «ты, как мученик, горела»), эпитеты («ис­полинскою рукою, «у святых... ворот») придают вырази­тельность, зримость, размах образу Москвы.)

Пафос торжественно-приподнятый, публицистиче­ский: стихотворение обращено к читателям, призывает их гордиться своей страной, своей столицей. Созданию этого пафоса способствуют риторические фигуры: обращения, восклицания, вопросы; восклицательная интонация, высокая лексика, повелительное наклонение глагола: «Процветай же славой вечной...»

А.Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе»

Свою «Песню» поэт прямо не характеризует, а называет через отрицание: «не веселой», «не радостной», противопоставляя песню о поражении «песням победы». В песне нашли отражение события одиннадцати месяцев героической обороны Севастополя. Эти события показали единение всего народа в защите родной страны. На бой шли и «помещик богатый», и «мужик», и «красави­цы наши». Известно, например, имя одной из первых сестер мило­сердия (раньше такого понятия в русской армии не было) - Даши Севастопольской.

В «Песне» встречаются многочисленные анафоры, повторы. Они играют роль стилизации под народную песню; подчеркива­ют, выделяют особенно значимые мысли: «А и так победили» (чи­тай - получили отпор); перечисляют события героической обороны. Последняя строфа почти повторяет первую, изменены лишь неко­торые слова первых двух строк: «Не веселую, братцы, вам песню спою, / Не могучую песню победы...» - «Пусть не радостна песня, что я вам пою, / Да не хуже той песни победы...». Но значение по­следней строфы другое: она прославляет героев, ставит их в один ряд с героями Бородинского боя, с героями Очакова. Этот ряд про­должает череду отважных защитников родины, которые никогда не переводились на Руси: «богатырская рать».

 


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 807; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!