МАРГАРИТА ДЕНИСОВА. Без гнева и пристрастия.

Апреля 1 курс СПО ОФО 09.02.05. «Прикладная информатика (по отраслям)» по дисциплине «Родная литература» тема лекции

«М.В. Денисова. Жизнь и творчество».

Маргарита Валерьевна Денисова родилась 9 декабря 1970 года в городе Трубчевске в семье воен­нослужащего. Закончила Локотскую общеобразовательную школу №3. Писать стихи начала рано. Первая публикация её стихов появилась в 1989 году в газете «Брянский комсомолец». Моло­дая поэтесса печаталась также в областных газетах «Брянский рабочим», «Брянское время», «Брянские известия»; в район­ных газетах. Ёе стихи звучали по брянскому радио. В 1990 году её стихи печатаются в журналах : «Десна» (Брянск), «Надежда» (Минск), «День и Ночь» (Красноярск), «Встреча» (Бар­наул), «Новый мир», «Библио­тека». Автор книг «Открове­ние», «Без гнева и пристра­стия»,, «Побережье снов», «Поэмы», «Время, текущее в песочных часах», -Оттенки чувств».  В1996 году в Ярославле на совещании молодых писате­лей стала лауреатом премии фонда «Демократия». С того же года - член Союза российских писателей. Неоднократный стипендиат областной адми­нистрации. Дипломант сочин­ского всероссийского конкурса «Россия, Пушкин. Новый век».

Мир состоял из разных окон:

Квадратных, круглых и овальных.

Растрёпанный ветрами кокон

Или фургончик карнавальный.

Окно,наполненное светом,

Окно, наполненное тьмою,

Окно с сиреневым рассветом,

Окно с закатной синевою.

Жизнь заоконную скрывая,

Сияли стёкла изначально,

Но неизбежность роковая

Сквозила в воздухе печально.

Уж очень хрупок мир стеклянный!

Его всевидящее око

Взирает с грустью постоянной

На уменьшающийся кокон.

Да будет осияно небо

С его душою неизменной,

Пока стеклянный мир бессменно

Сияет окнами Вселенной.

Окно,наполненное светом,

Окно наполненное тьмою,

Окно с сиреневым рассветом

Окно с закатной синевою.

В 1990 году ее стихи появляются на страницах литературно – художественного информационного - публицистического вестника «Надежда» (г. Минск). С 1991 года Маргарита Денисова становится постоянным соавтором рубрики «Поэзия литературно – художественного журнала «Встреча» (г. Барнаул), после чего в 1993 году выходит первый сборник ее стихов «Откровение». С 1994 года она является одним из авторов рубрики «Молодые голоса» литературно – художественного журнала «Десна» (г.Брянск). Подборки ее стихов появляются на страницах газеты «На боевом посту», в литературных сборниках «Современники» издательство «Галерея», в международном журнале «VIP», звучат в передачах Брянского областного радио.

В мае 1996 году Маргариту Денисову принимают в Союз российских писателей. В 2009 году Денисова М.В.- делегат Съезда Союза российских писателей в г. Москве.

В 1996 года в издательстве «Придесенье» выходит вторая книга ее стихов «Без гнева и пристрастия». В дальнейшем в печать вышли и другие сборники стихов Маргариты Денисовой: «Побережье снов» (2000г.); «Поэмы» (2002г.); «Время, текущее в песочных часах» (2006 г.); «Оттенки чувств» (2011г.). В 1997 году М. В. Денисова заканчивает литературный факультет Московского университета искусств и получает диплом с отличием. В 2000 году публикует сборник стихов « Побережье снов», а через два года выходит новая книга « Поэмы». На ее стихи брянскими композиторами Марио Бустилло, Г. Соболевым, А. Стрекаловым написано более 30 романсов. В 2006 году вышла книга « Взгляд на мир, отдельно взятой души».

Маргарита Денисова не ограничивается работой над книгами, публикациями в журналах и газетах, участием в конкурсах. Ежегодно, в течение 15 лет, в областных музеях и библиотеках проходят ее творческие вечера, встречи с молодежью и студенчеством Брянщины.

Творчество Маргариты Денисовой разнопланово: любовная лирика, стихи о Родине, философские, духовные стихи и рассказы, поэмы, притчи. Её произведения заставляют читателей размышлять, становится лучше, духовно богаче.

В настоящее время вышло 7 книг Маргарита Валерьевна в насто­ящее время живет в поселке Локоть Брасовского района, активно участвует в культурной жизни области, постоянно организует презентации своих книг, встречи с читателями в библиотеках, вузах, музеях.

По словам М. Денисовой, ее интересует суть вещей, составляющих окру­жающий мир. Она смотрит на этот мир и как философ, и как поэт. Этим объ­ясняется ее особый интерес к общим вопросам бытия человека и Вселенной, отдельной личности и огромного мира.

Одним из предметов размышлений автора стало философское понятие времени и все, что с ним связано. Эта категория в произведениях М. Денисо­вой имеет самое разнообразное наполнение: от абстрактного осмысления не­уловимого времени до конкретного образа, реально зримого и осязаемого.

Автор философски трактует такое свойство времени, как его движение, течение. Движение времени может быть очень быстрым или бесконечно мед­ленным в зависимости от внутреннего состояния человека.

Она смотрела сквозь стекло, Как Время, спотыкаясь, шло -Туда, за белый горизонт, На старый опираясь зонт. Простилось Время кое-как И сжало пальцы ей в кулак, И дверь не скрипнула, когда Оно исчезло навсегда. Она смотрела сквозь стекло, Как Время медленно ушло... И жег, и жег ее ладонь Живой огонь...

 

МАРГАРИТА ДЕНИСОВА. Без гнева и пристрастия.

 

Кроме вынесенного автором в название новой книги и способного вызвать недоумение известного изречения (слово о любви — а Денисова пишет только «про это» — может ли быть произнесено без гнева и пристрастия?) поэтесса дает в эпиграфе и иную подсказку, тоже с латинского: «Я сказал и облегчил тем душу».

Чту сказал? — ударение здесь падает на первую часть высказывания. Видимо, очень важное для автора — трудное и наболевшее, — только так можно облегчить душу. Но высказанное слово должно быть и твердым, художественно прочным — только так можно избежать дурной эмпиричности и дешевой банальности «поплакать в жилетку». Эти два условия соблюдены Денисовой — она пишет историю своей любви, постоянно ощущая романное ее течение. Отдельные стихотворения лирических циклов движутся как главы внутреннего сюжета чувства. Маргарита Денисова говорит языком вещи, детали, извлекая из нее неожиданные психологические смыслы, когда, скажем, «знак перемирия» в отношениях любящих ведет себя непредусмотренным образом: брошь «платье мое уколола пребольно. Платье поежилось даже невольно, внешне предчувствуя ложь».

Или — языком природы, придавая особое значение «искусству слушать дождь», искусству тонких неизреченных состояний, где в роли учителя нередко выступает богатая интуицией женская душа: «Закройте неживой дневник. Я научу Вас слушать дождь».

Или языком чисел, дней, недель — той арифметики любви, что перерастает в сложную алгебру человеческих отношений между мужчиной и женщиной, как это происходит «второпях» в одноименном стихотворении:

Мы решили обмануть себя,
Называя ласково друг друга,
Не заметив, что сменила вьюга
Три протяжных месяца дождя.
А когда нагрянула беда,
Мы решили все начать сначала,
Но судьба уже нас развенчала —
Рано утром, в среду, навсегда.

Все это уже было, было, и гораздо лучше, хотя бы и у Ахматовой, — подумает иной читатель. И будет прав, но отчасти. Прав — в том смысле, который провидел Николай Гумилев: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через ее творчество». Но имя Ахматовой вспоминается и по другому — не менее важному — случаю. В свое время Андрей Платонов обратил особое внимание читателя и критики на ахматовские строки:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко.
И сказал мне: «Не стой на ветру», —


и прокомментировал его следующим образом: «Вопль любящей женщины заглушается пошлым бесчеловечием любимого; убивая, он заботится о ее здоровье: «не стой на ветру». Это образец того, как интимное человеческое, обычное в сущности, превращается в факт трагической поэзии. В лице персонажа «любимого» в стихотворении присутствует распространенный, «мировой» житель, столь часто испытующий сердце женщины своей «мужественной» беспощадностью, сохраняя при этом вежливую рассудочность».

Можно сказать, что к концу XX века «мужественная беспощадность» любимого, «испытующего» сердце женщины, так возросла, что моральный ущерб несоизмерим с понятиями ахматовского времени.

Поэзия Маргариты Денисовой помогает нам уловить в сознании этот сдвиг, понять, что интимное, человеческое, обычное, в сущности, давно уже превратилось в трагический факт нашего бытия.

Но не поэзии в целом.

В мире мужской поэзии (приходится пойти на это искусственное разделение, чтобы подчеркнуть серьезность проблемы) мы не найдем даже отзвука этих трагедий, происходящих в личностном мире между мужчиной и женщиной, — даже эха меж голосом и звуком. Одна сторона мучится «попыткой говорить» (как это происходит в одноименном стихотворении), другая — «замкнула слух»:

Пусть будет все — как я хочу.

Слова безумные шепчу.

Слова густые, как песок,

Который под дождем намок.

……………………

И, вроде, все — как я хочу.

Слова бездумные шепчу,

Но, раздробясь о глухоту,

Слова стекают в пустоту.

Драматургия таких сцен, с бесстрастными зеркалами, дождями и уменьшившимся небом, отражающими ложь, пустоту, игру в человеческих отношениях мужчины и женщины, — «смеялась голосом чужим, а утром, жизнь изображая, пила горячий кофе с ним, его руками ночь листая», — психологически точно разработана Денисовой.

Ничего не происходит. И в этом тоже трагедия любящей и страдающей женщины: «Не уходите! Я умру без Вас! Как жалок мир. Я до сих пор — жива».

Книга Маргариты Денисовой, написанная объективно-точно о «субъективно-неточном», личном, заставляет нас задуматься — «с гневом и пристрастием» — о слишком важных вещах, взывающих к совести и пониманию.

 


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!