Работа над художественным образом на примере обработки русской народной песни «Кума» Анатолия Александрова.



Народная музыка отличается богатым многоголосием. Для этих произведений характерны особенности тембра, звукоизвлечения, ритма, мелодики. Фактура многих обработок – полифоническая, и содержит элементы имитационной и подголосочной полифонии, поэтому при работе важно добиться, чтобы ученик услышал текучесть мелодии, сочетание голосов, особенности тембра и ритма.

Для обработок народной музыки, написанных в вариационной форме, характерны смена темпа, лада, характера. Все они в основном написаны в куплетно-вариационной форме. Певучие мелодии при повторении обрастают подголосками, аккордовыми сопровождениями, красочными скачками в разные регистры.

Превосходным образцом легкой обработки русской народной песни может служить «Кума» Анатолия Александрова.

Приступая к работе над песней, необходимо,  прежде всего, познакомить ученика с самой песней, поработать над исполнением ее на инструменте.

Далее анализируем содержание пьесы вместе с учеником: 

· О чем это произведение?

· Что помогло понять, о чем это произведение?

· Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? 

·  Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?

·  На сколько куплетов  условно можно поделить пьесу?

·  Что мы представили в первом куплете, а что во втором?

· Как в музыке заметно это изменение?

· Попробуй объяснить, что такое «художественный образ»?

 

Итак, пьеса написана в куплетно - вариационной форме. 

В пьесе три раздела - куплета песни. Форма куплета – период (12 тактов), оканчивающийся заключительной каденцией на тонике основной тональности ( G- dur).

В каждом из них один из голосов проводит неизменный песенный напев. Другие голоса – имеют характер подголосков. Они обобщают мелодию, раскрывают в ней все новые черты. Осознанность музыкального развития пьесы и выразительное значение полифонии в каждом из 3-х куплетов помогает образное представление содержания:

Первый  «куплет» воспроизводит образ Кумы (мелодия в верхнем голосе), степенно заводящей разговор с Кумом (нижний голос).  Подголоски в нижнем регистре  поддерживают основную мелодию и отличаются плавностью, «чинностью» движения. Их надо исполнять неторопливо, мягким, глубоким звуком, добиваясь максимального 1еgаtо. Для этого большое значение имеет правильно подобранная аппликатура. Обратить внимание ученика на характерную ладовую переменность подчеркивающие народнонациональную основу пьесы.  Необходимо с учеником поработать над фразировкой. Проиграть партии по голосам, в разных регистрах. 


 1 предложение    верхний голос


                           нижний голос

2 предложение            верхний голос 

 

 

                                       нижний голос

 

Во втором предложении (сопрано) следить за подголоском, чтобы не было выталкивания 1 пальца. В партии нижнего голоса обратить внимание ученика на опору 5 пальца (сильная доля).

Второй «куплет» значительно отличается от первого. Тема переходит

в нижний голос и приобретает мужественный оттенок за счет marcato,

ей вторит весёлый и звонкий верхний голос.


Тема (нижний голос)

 

 

 

 

Верхний голос

 


 

Обратить внимание на средний голос. Хорошо поиграть его отдельно.

Затем соединить средний и нижний голос, далее все три голоса.

Ритмическое движение становится более оживленным, лад — мажорным.

 

 

 

 В этом жизнерадостном куплете – дуэте Кума и Кумы – необходимо добиться рельефного звучания крайних голосов. Большую пользу может принести одновременное исполнение их учеником и педагогом – один играет «за Кума», другой – «за Куму». 

 

Заключительный «куплет» (12 тактов) - самый весёлый и оживлённый.

 Движение восьмыми теперь становится непрерывным, выразительную роль в изменении характера музыки играет нижний подголосок. Он написан в духе типичных народно-инструментальных сопровождений, широко распространённых в русской музыкальной литературе.

 

Заключительный «куплет» наиболее сложен для исполнения в полифоническом отношении. Помимо сочетания в партии одной руки двух голосов различных в ритмических отношениях, что имело место и в предыдущих «куплетах», здесь особенно трудно добиться контраста между партиями двух рук: певучего legato в правой руке и легкого staccato в левой.

В работе над более мелкими элементами ритмической структуры хорошо использовать и более простые формы двигательного моделирования: прохлопывание, простукивание отдельных ритмо - интонаций, пунктирных  ритмических фигур.

Обычно не сразу дается ученикам непринужденное исполнение перекличек голосов.


Задорно-шутливый характер музыки подчеркивает мастерски вплетенные в ткань пьесы имитации голосов. Особенно большую и выразительную роль в изменении характера музыки играет нижний подголосок, напоминает игру на балалайке. Для лучшего понимания характера исполнения третьего «куплета», полезно  прослушать любую плясовую исполненную на балалайке. Он написан в духе типичных народно - инструментальных сопровождений, широко распространенных в русской музыкальной литературе. Полезно поиграть каждую партию отдельно в разной динамике (F – p -  pp),  чтобы найти нужное соотношение звука.   

 


Таким образом, изучение пьесы «Кума» в обработке Анатолия            Александрова полезно во многих отношениях. Помимо воспитания полифонического мышления, навыков исполнения разнообразных сочетаний контрастных голосов, пьеса дает возможность поработать над певучей песенной мелодией и познакомиться с некоторыми стилистическими особенностями русской народной музыки.

Заключение

Приведенный в работе материал позволяет заключить, что  формирование  и развитие умений и навыков образно-художественного мышления необходимо начинать как можно раньше, уже с раннего детства. Этот навык является хорошей основой для дальнейшего успешного обучения игре на фортепиано, главным образом для того, чтобы исполнитель в будущем умел использовать все колористические возможности звука инструмента, умел полностью передать характер какого-либо произведения, открыл для себя богатство образов.

Значительное место в работе над произведением занимает анализ. Необходимо все понять, ведь понять, это сделать первый шаг к тому, чтобы полюбить.  Восприятие музыки неотделимо от формы. Горячая эмоциональная отзывчивость на музыку не только не находится в противоречии, но наоборот, получает почву благодаря умному логическому анализу. Надуманность гасит творческое пламя, обдуманность возбуждает эмоциональные творческие силы. В анализе не может быть какой-то особой схемы. В каждом произведении есть неповторимые черты, придающие ему индивидуальность, прелесть. Найти их и преподнести — задача педагога. Грамотное использование учеником методов и приемом, это залог профессиональной и эмоциональной игры. Задача педагога - помочь раскрыть произведение, направить в «нужное русло», но при этом дать ему возможность самому представить содержание произведения, узнать его мысли и желания. Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость.

Список литературы

1. А. Алексеев “Методика обучения игре на фортепиано”.

2. Г. Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”.

3. Б. Милич “Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ”.

4. Н. Любомудрова “Методика обучения игре на фортепиано”.

5. Надырова Д.С. «Методические рекомендации по работе над художественным образом при изучении фортепианных произведений» - Казань, КГПУ 1989г.

6. Савшинский С.И. «Работа пианиста над музыкальным произведением» 1969г.

 

Интернет ресурсы

1.http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post326306015?aid_refresh=yes
2. http://www.e-reading.mobi/book.php?book=106787
3. https://pianokafe.com/music/elena-gnesina-fortepiannaya-azbuka
4.https://womantory.livejournal.com/201782.html
5.https://peoplelife.ru/73488

 

 


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!