ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 5 страница



 

31 декабря 1790 г. был принят Декрет, перенявший положения законодательства Англии (Статута Королевы Анны). Этим декретом отменялась необходимость предварительной экспертизы и проверки: уплатив установленную сумму, автор получал гарантию на защиту государства на протяжении определенного количества лет.

Декрет от 31 декабря 1790 г. заложил основы патентования изобретений. А Декретом от 7 января 1791 г. закреплялось следующее правило: "Любое открытие или новое изобретение в любом виде производства является собственностью его автора; вследствие чего закон должен гарантировать ему всестороннее и полное пользование им в соответствии с условиями и на сроки, которые будут установлены далее" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Минков А.М. Указ. соч. С. 22 - 23.

 

Декретами от 13 и 19 января 1791 г. была установлена свобода создания театров: отныне служители Талии и Мельпомены могли поставить пьесу, получив на то одобрение муниципалитета. Правда, сама муниципальная администрация перед этим должна была заключить соответствующий договор с автором пьесы о согласии последнего на использование его произведения. Это право - давать согласие на постановку или отказывать - принадлежало автору на протяжении всей жизни и пяти лет после смерти (для наследников); по истечении этого срока пьеса становилась общественным достоянием. Подобное решение было направлено на сокрушение монополии Comedie Francaise, обладателем прав на многие театральные пьесы - на постановку пьес Мольера и Расина.

Принимаемыми декретами авторские права признавались существующими весь период жизни автора и 10 - 20 лет после его смерти (за наследниками). Логичным продолжением нововведений стал декрет от 19 июля 1793 г., который закрепил за автором пожизненную монополию на опубликование и воспроизведение результатов его творчества, а также возможность извлечения из этого имущественных выгод.

Существенные изменения произошли с выходом Декрета от 19 июля 1793 г. "О художественной и литературной собственности". Уже само название указывает на перемены: предыдущие нормативно-правовые акты основное внимание уделяли драматургическим работам, а здесь уже в первой статье можно прочитать, что "писатели всех жанров, композиторы и художники пожизненно пользуются правом свободно продавать, перепродавать, распространять свои произведения и уступать на них права", а их наследники обладают такими же правами в течение 10 лет после смерти автора (ст. 2). То есть законодательство уже ставит на первый план самого автора и его права распоряжаться произведением, а не экономические последствия его публикации или постановки в театре.

Таким образом, на этапе становления права интеллектуальной собственности не было каких-либо планов о компиляции законодательства. Законы, касающиеся авторских прав, совершенствовались, отступая от решения сугубо экономических вопросов (плата авторам за рукопись и т.д.) к обозначению роли автора и необходимости уважать его права.

Здесь же следует упомянуть, что "докодексные" законодательные акты, касающиеся патентов, датируются 1844 и 1968 гг., а товарных знаков - 1857, 1964 и 1991 гг. То есть нормативные правовые акты, регламентирующие различные области интеллектуальной собственности, по мере их устаревания попросту заменялись другими - более совершенными, более передовыми.

За последующие 150 лет регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности изменилось лишь незначительно. Как отмечает В.В. Лебедь, "лаконичность и абстрактность формулировок позволили применять их для решения очередных юридических проблем вплоть до появления новых технических средств воспроизведения и распространения произведений литературы и искусства" <1>. Новейшие веяния, связанные с технической революцией и потребовавшие дополнить перечень охраняемых произведений радио- и телепередачами, повлекли принятие знаменитого Закона об охране авторских прав на литературную и художественную собственность (1957), в котором нашли отражение обновленная концепция и передовые точки зрения и который, по сути, стал основой Кодекса интеллектуальной собственности Франции.

--------------------------------

<1> Лебедь В.В. Творческие произведения как объекты французского авторского права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010; https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-proizvedeniya-kak-obekty-frantsuzskogo-avtorskogo-prava.

 

Принятие Кодекса интеллектуальной собственности

 

Кодекс интеллектуальной собственности Франции (Code de la  Intellectuelle) был принят в 1992 г. (Кодекс был принят Законом от 1 июля 1992 г. N 92-597). Он стал первой в мире кодификацией законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Его принятие повлекло отмену почти всех ранее существовавших нормативных правовых актов в этой сфере - их положения так или иначе нашли отражения в нормах Кодекса <1>.

--------------------------------

<1> Ознакомиться с последней редакцией Кодекса можно на сайте WIPO (World Intellectual Property Organization) - текст дан на французском языке, но для удобства читателей HTM-версия оснащена функцией автоматического перевода // http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=435162.

 

Примечательно, что наибольшее распространение в мире получила градация интеллектуальной собственности на две группы - (1) промышленная собственность и (2) литературная и художественная собственность (авторское право), хотя иногда выделяют еще и третью группу - нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. При этом под промышленной собственностью принято понимать права на объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть использованы в сфере, связанной с производством, торговлей, оказанием услуг и т.п. Под литературной и художественной собственностью понимаются права на объекты интеллектуальной собственности, которые направлены на удовлетворение духовных потребностей людей.

Кодекс интеллектуальной собственности Франции, как специально отмечено на сайте WIPO, включил в себя большинство существующих законов, регулирующих две основные отрасли права интеллектуальной собственности: 1) промышленную собственность и 2) литературную и художественную собственность.

Кодекс интеллектуальной собственности Франции разделен на две части - законодательную (Partie legislative) и регламентирующую (Partie reglementaire) - и включает более 1 300 статей.

В первую - законодательную часть перенесены положения нормативных правовых актов, отмененных в связи с принятием Кодекса: эта часть включает разделы, регламентирующие (1) литературную и художественную собственность, (2) промышленную собственность и (3) применение Кодекса на заморских территориях.

Составляющие эту часть Кодекса нормы законодательного характера обозначаются буквой L (Legislative). Изменения в законодательную часть Кодекса могут быть внесены исключительно законами.

В законодательной части Кодекса не только воспроизведены нормы ранее действовавшего законодательства (например, упоминавшегося Закона об охране авторских прав на литературную и художественную собственность от 11 марта 1957 г. и Закона об авторских правах и правах артистов-исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и организаций аудиовизуального вещания от 3 июля 1985 г., которым было введено понятие "смежные права"), но и закреплены сформировавшиеся базовые концепции - например, уважительное отношение к незыблемости прав автора <1>. Так, ст. L111-1 установлено, что автор творческого произведения уже в силу факта его создания имеет в отношении этого произведения исключительное право нематериальной собственности, которое может быть противопоставлено любому лицу.

--------------------------------

<1> Еременко В.И. Законодательство об интеллектуальной собственности во Франции // Законодательство и экономика. 2010. N 11.

 

Для наглядности приведем структуру первых трех томов законодательной части.

 

1 часть: литературные и художественные произведения

 

1 том: авторское право

 

1 раздел 1: объект авторского права

 

1 глава: природа авторского права (L111-1 - L111-5)

2 глава: охраняемые произведения (L112-1 - L112-4)

3 глава 3: носители авторских прав (L113-1 - L113-10)

 

2 раздел: права автора

 

1 глава: нематериальные права (L121-1 - L121-9)

2 глава: имущественные права (L122-1 - L122-12)

3 глава: продолжительность защиты прав (L123-1 - L123-12)

 

3 раздел: использование прав

 

1 глава: общие положения (L131-1 - L131-9)

2 глава: положения, касающиеся отдельных видов договоров (L132-1 - L132-45)

3 глава: положения о книгах в библиотеках (L133-1 - L133-94)

4 глава: положения об использовании в цифровом виде недоступных книг (L134-1 - L134-9)

5 глава: положения о сиротских произведениях (L135-1 - L135-7)

6 глава: положения о цитировании и репродуцировании объектов авторского права (L136-1 - L136-4)

 

2 том: смежные права

 

Единственный раздел.

 

1 глава: общие положения (L211-1 - L211-7)

2 глава: права исполнителей (L212-1 - L212-15)

3 глава: права изготовителей фонограмм (L213-1 и L213-2)

4 глава: общие положения, касающиеся исполнителей и изготовителей фонограмм (L214-1 - L214-6)

5 глава: права производителей видеограмм (L215-1)

6 глава: права организаций, предоставляющих услуги эфирного и кабельного вещания (L216-1 - L216-2)

7 глава: положения об организации эфирного и кабельного вещания (L217-1 - L217-3)

 

3 том: авторские и смежные права изготовителей баз данных

 

1 раздел: вознаграждение за частное копирование

 

Единственная глава (L311-1 - L311-8)

 

2 раздел: авторские права организации

 

1 глава: общие положения (L321-1 - L321-6)

2 глава: разрешение на распоряжение правами (L322-1 - L322-2)

3 глава: положения об организациях (L323-1 - L323-15)

4 глава: распоряжение правами (L324-1 - L324-2)

5 глава: использование аудиовизуальных произведений на территории других стран (L325-1 - L325-7)

6 глава: прозрачность и процедуры контроля (L326-1 - L326-13)

7 глава: комиссия по контролю за организациями (L327-1 - L327-15)

8 глава: прочие положения (L328-1 и L328-2)

 

3 раздел: меры предупреждения и санкции

 

1 глава: общие положения (L331-1 - L331-37)

2 глава: преследование поддельных произведений (L332-1 - L332-4)

3 глава: конфискация (Articles L333-1 - L333-4)

4 глава: право следования (L334-1)

5 глава: меры уголовно-правового характера (L335-1 - L335-9) 5-bis

6 глава: задержание на границе (L335-10 - L335-18)

7 глава: предотвращение незаконного использования объектов авторского права (L336-1 - L336-4)

 

4 раздел: права производителей баз данных

 

1 глава: область применения (L341-1 и L341-2)

2 глава: положения, касающиеся охраны прав (L342-1 - L342-5)

3 глава: применение и санкции (L343-1 - L343-7)

 

Вторая - регламентирующая часть, состоящая из восьми томов, также посвящена (1) литературной и художественной собственности (три тома), (2) промышленной собственности (четыре тома) и (3) регламентации отношений на заморских территориях (один том). Назначение этой части состоит в детализации положений законодательной части Кодекса.

Составляющие эту часть Кодекса нормы регламентирующего характера в основном обозначаются буквой R (Reglements d'administration) - они "заимствованы" из "декретов президента, правительства, которые принимаются только на основании заключения Государственного совета и имеют наибольшую юридическую силу среди актов исполнительной власти" <1>. В регламентирующей части Кодекса содержатся и нормы "простых декретов" премьер-министра - они обозначаются буквой D (Decrets). Это, например, положения о Национальном органе новых сортов растений (D412-7 - D412-13) или о юрисдикции дел, связанных с изобретениями и полезными моделями (D631-1 - D631-2). Положения регламентирующей части могут быть изменены декретами исполнительной власти, которые (при соблюдении установленной Конституцией и органическими законами процедуры) приравниваются к законам.

--------------------------------

<1> Пилипенко А.Н. Указ. соч. С. 109 - 119.

 

В итоге положения Кодекса интеллектуальной собственности Франции довольно детально определяют правовой режим различных объектов интеллектуальной собственности в соответствии с потребностями развития информационного общества, в соответствии с международными стандартами. Нормы Кодекса в целом соответствуют обязательствам, принятым на себя Францией и вытекающим из международных договоров и соглашений: универсальных, как, например, Бернская конвенция (1886) и Парижская конвенция (1883), региональных, таких как, например, Конвенция об унификации некоторых положений права о патентах на изобретения (1963), Европейская патентная конвенция (1973), а также различных директив ЕС в сфере интеллектуальной собственности <1>.

--------------------------------

<1> The Intellectual Property Review - Edition 5. FRANCE. July 2016. URL: https://thelawreviews.co.uk/edition/the-intellectual-property-review-edition-5/1136639/france.

 

Крайне интересной представляется форма внесения поправок в Кодекс интеллектуальной собственности: принимаются "тематические" законы по областям регулирования или в связи с определенными событиями, которые становятся составной частью Кодекса интеллектуальной собственности Франции.

Так, в 2006 г. был принят Закон об авторском праве и смежных правах в информационном обществе, который имел целью усовершенствовать законодательство в условиях развития цифровых технологий (в соответствии с Директивой 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза "О гармонизации некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе"). Законом были введены так называемые технические меры защиты, предназначенные для воспрепятствования или ограничения использования произведений в Интернете без разрешения авторов и правообладателя. Применительно к этому Закону отмечалось: "Практика нелегального скачивания и распространения контента, охраняемого авторским правом, через пиринговые сети рассматривалась как нарушение и подвергалась санкциям в рамках процедуры "поэтапной ответственности" (reponse graduee), предусматривавшей небольшой штраф: от 38 до 150 евро. Конституционный совет переквалифицировал эти правонарушения как контрафакцию и разрешил применение более жестких мер наказания вплоть до тюремного заключения сроком до трех лет и штрафа до 300 тысяч евро" <1>.

--------------------------------

<1> Вовк Г.С. Французское законодательство по авторскому праву // http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/04/2013-04_r_kvm-s8.pdf.

 

В 2007 г. в Кодекс вносились поправки в связи с принятием Закона о борьбе с контрафактным товаром, а в 2014 г. положения этого Закона и Кодекса были "дополнены, укреплены и уточнены" Законом об усилении борьбы с контрафакцией, который предусматривал следующие существенные изменения: "усовершенствование процедуры оценки ущерба, возмещаемого обладателям прав ИС в ходе разбирательства случаев нарушения их прав, путем установления требования о том, чтобы судья проводил четкое разграничение между различными степенями ущерба; увеличение срока давности до пяти лет для всех исков, касающихся нарушения прав ИС; упрощение процедуры, связанной с осуществлением права на информацию, а именно предоставление возможности запрашивать информацию до вынесения любого решения по существу дела, касающегося контрафакции, в том числе у судьи, выносящего решения по срочным вопросам, без необходимости сбора всей информации и документации; гармонизацию процедур наложения ареста в случае нарушения любых прав ИС" <1>.

--------------------------------

<1> См.: http://www.wipo.int/wipolex/ru/news/2014/article_0009.html.

 

В 2009 г. был принят Закон "Творчество и Интернет", основной целью которого было способствование распространению и защите творчества в Интернете. Этот Закон именовался HADOPI - по первым буквам созданного в его рамках Высшего совета по распространению произведений и защите прав в Интернете - Haute Autorite pour la Diffusion des Oeuvres et la Protection des droits sur Internet (Higt Authority of Diffusion of the Art Works and Protection of Rights). Другое его название - Закон "трех ударов (страйков)" ("three strikes" law), поскольку его положениями предусматривалось, что после получения жалобы правообладателя на нарушение (например, незаконное скачивание файла, защищенного авторским правом) должны последовательно наступать соответствующие негативные последствия. Первый "страйк" представляет собой направление нарушителю электронного письма-предупреждения, в котором указывается на допущенное нарушение. Если в течение шести месяцев после направления первого предупреждения то же лицо вновь допускало нарушение, то ему направлялось заказное письмо с предписаниями по устранению нарушений (второй "страйк"). Еще одно нарушение со стороны того же лица влекло третий "страйк" - направление дела нарушителя в суд, который мог оштрафовать нарушителя (в сумме до 1 500 евро) с дополнительным наказанием в виде приостановления доступа в Интернет максимум на один месяц. Этот Закон вызвал много споров и был передан на рассмотрение Конституционного совета, который признал его неконституционным в общей части, подчеркнув, что право на доступ к Интернету относится к базовым правам человека. В 2013 г. данный Закон был отменен, причем интересной представляется статистика правоприменительной практики HADOPI: за время его действия первое предупреждение о нарушении авторских прав из-за скачивания или распространения пиратских файлов получили 2 млн человек; второе поступило 186 тыс. пользователям; третий "страйк" был совсем неэффективным, поскольку состоялось 663 судебных заседания <1>, а от Интернета отключили всего одного человека на 15 дней с уплатой штрафа в размере 600 евро <2>.

--------------------------------

<1> См.: https://www.copyright.ru/news/main/2013/7/11/Hodopi_internet_prava/.

<2> См.: https://www.cnet.com/news/french-three-strikes-law-no-longer-suspends-net-access/.

 

В 2011 г. был принят Закон об авторском вознаграждении за частное копирование, который закрепил право автора на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.

В 2012 г. был принят Закон об использовании в цифровом виде недоступных книг XX в., который выступил контрмерой действиям компании Google по оцифровке книг <1>. Под "недоступными" в Законе понимаются те книги, которые были опубликованы до 1 января 2001 г. и не являются больше объектом продажи (коммерческого распространения), но и не публикуются в печатном или электронном виде. Франция посчитала недостаточными гарантии, предоставленные Google авторам, и на базе Национальной библиотеки Франции была создана собственная система оцифровки "бумажных" книг, авторские права на которые еще охраняются, но которые более не издаются и не продаются; это предполагает уплату гонорара авторам и строгое соблюдение хранения цифровых публикаций <2>. Закон предусматривает, что правообладатели могут в течение полугода изъять книги из проекта. Вследствие принятия этого Закона первая книга Кодекса интеллектуальной собственности Франции была дополнена соответствующей главой.


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!