В эпосе – героические событие, изменившие ход истории и герои в этих событиях (подвиг героя).



В лирике – внутренние переживания автора (я)

в драматургии – конфликт, т.е. взаимоотношения противоположных героев, на основе которых и выстраивается конфликт между героями. На первый план выходит главный герой и его взгляд на окружающий мир.

Главная задача инсценировки: перевести эпический конфликт в драматургический

1. Особенностью драматургии является реализм изображения. человеческих отношений, которые должны лежать в основе любого драматургического произведения (Н-р: «Гроза» Островского - отношение Катерины с обществом).

На сцене, например, в детском театре могут быть изображены говорящие зайцы и медведи, при том в самых необычных для подлинных зайцев и медведей отношениях. Но это будет интересно человеку, в том числе и маленькому, в той мере, в какой эти зайцы и медведи будут изображать человеческие отношения.

 На этом же приеме строятся басни. У Крылова играют квартет осел, козел, мартышка и косолапый мишка. Предметом сатирического изображения басни является, характерное для некоторых людей отношение к своим возможностям,— попытки заниматься делом не по своим силам и способностям.

 В основе драматургического произведения всегда лежит совершенно реальная человеческая ситуация. Это важно потому, что человек, который придет в театр, должен сопереживать тому, что происходит на сцене. А сопереживать можно только узнаваемому, реальному. Сопереживать нереальности, в которой зритель не находит аналогии знакомым ситуациям жизни, он не станет. Поэтому узнаваемость, а значит реальность человеческих отношений, изображаемых в представлении, является совершенно обязательным требованием драматургии.

 

2. Современность проблематики. Для драматургии так же обязательна современность. Можно сказать — что не современно, то на сцене и не художественно.

 Современность произведения совсем не равна хронологической, календарной современности. Ни современные костюмы, ни современный жаргон, ни даже указание современной даты не делают пьесу современной. И, напротив, произведения, посвященные сюжетам историческим, далеко отстоящим от нашего времени, могут быть вполне современны.

 Речь идет о современности проблематики, которой посвящено произведение. Сопереживать в театре можно опять же только живому, тому, что живет сегодня. Мертвому сопереживать невозможно. Поэтому зрителя взволнует, заставит сопереживать только то, что присутствует и в его сегодняшней жизни. С этой точки зрения пьеса историческая может быть вполне современной.

Итак, для пьесы обязателен конфликт, основанный на современной проблематике.

Бывает, что есть в произведении и проблема, но «черствая», вчерашняя, уже решенная обществом или уже основательно раскрытая в предшествующих произведениях. Такая проблематика тоже не может заинтересовать зрителя, оставит его холодным.

Произведения драматургии должны обладать общественной значимостью.

Драматургия имеет общую задачу со всем искусством, со всей литературой — воспитательного воздействия на человека способом эмоционального потрясения. Оно становится подчас значительно более сильным средством, чем прямая передача ему данной мысли.

 Маркс говорил, что из всех крепостей самой неприступной является человеческий череп. Для того чтобы в эту крепость «ворваться», существует мною способов. Искусство тоже служит этой задаче. Драматургия с помощью средств воспроизведения — театра, телевидения — одно из сильных средств воздействия на человека. Но овладение человеческим разумом, человеческими эмоциями возможно только при достаточной для этого художественной силе произведения.

 

Сопереживание.

 Произведение драматургическое убеждает и воспитывает зрителя сопереживанием. Задача драматурга — обеспечить сопереживание, эмоциональное волнение, потрясение зрителя в будущем спектакле или мероприятии по тем принципам, по которым происходит воздействие на человека событиями реальной жизни.

Этот образ должен обладать тремя обязательными элементами, обусловливающими его целостность. Прежде всего, надо объяснить, что происходит, где, почему и отчего возникло столкновение. Без этого оно не будет понятно. Надо показать развитие столкновения, его существо. И, наконец, надо показать, к чему это развитие привело.

 «К чему привело» не равноценно понятию «чем кончилось». Кончиться любое событие в жизни может совершенно случайно, а не как результат данного развития, не как результат борьбы противоречий, которые в данном конфликте проявились.

 Создание целостною образа события является обязательным художественным требованием к произведению драматургии (отсюда событийный ряд). История драматургии показывает, что во всех случаях, когда эта целостность нарушена, произведение художественно слабее, чем оно могло бы быть, а иногда просто не состоятельно.

 Можно сказать, что в основе каждого произведения драматургии лежит принципиальная схема, состоящая из этих трех элементов: начало борьбы, ход борьбы и результат борьбы.

 Начинать пьесу или сценарий, не зная, чем она (он) кончится, не следует. Финал произведения должен быть автору ясен в замысле. Ясное понимание финала своего произведения есть понимание и того, ради чего автор взялся за свою работу.

 

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!