Моргенштерн и культурно-историческая ситуация



Стоит отметить, что Алишер Моргенштерн, родившийся в 1998 году, и уже упомянутый рэпер Face (Иван Дремин), родившийся годом раньше, не могут относиться к первой волне русского хип-хопа. Им предшествовали начавший свою хип-хоп карьеру в 1999 году Децл и Богдан Титомир (Олег Титоренко), которого иногда называют «первым русским рэпером» [5].

Впрочем, обращение к творчеству Алишера Моргенштерна призвано подчеркнуть не специфику российской хип-хоп сцены, но выразить саму культурно-историческую ситуацию, в рамках которой это творчество и стало возможным.

Философскими методами в нашем рассмотрении будут являться рефлексия как постижение всеобщего через единичное, анализ содержания текстов песен и семиотика визуальных образов в музыкальных клипах.

 

Семиотика татуировок

В определенной степени понимание связанных с Моргенштерном событий дает его биография. Родившийся в неполной семье в Уфе Алишер Тагирович Валеев первоначально хотел стать рок-звездой и получить педагогическое образование в местном университете, но в 2017 году он, успев сменить фамилию на Моргенштерн, делает себе татуировку на лбу в виде трех шестерок [6].  Уже один этот символ может указывать на антихристианские и сатанинские симпатии рэпера.

Кроме того, сам псевдоним Моргенштерн отсылает не только к средневековой булаве с шипами (этот образ присутствует у Алишера в виде татуировки на правой щеке), но и обозначению Люцифера в немецкой Библии (Исайя 14:12): в Синодальном переводе Morgenstern звучит как «денница, сын зари». Впрочем, Моргенштерном переводе Мартина Лютера назван и Иисус Христос (Откр. 22:16): в Синодальном переводе «звезда светлая и утренняя». Два фрагмента, два одинаковых имени и два разных смысла. Единственно, что у них отличаются эпитеты. У Исайи Моргенштерн schö ner (прекрасный), а у Иоанна Богослова – helle (яркий) [7].

Впоследствии, видимо для того, чтобы нейтрализовать негативную семантику псевдонима и татуировки на лбу, Алишер добавляет себе еще две татуировки на шею: «Правда» и «Добро» [8]. Причем первая гласная буква в слове «Правда» стилизована под значок анархии. Татуировка на груди рэпера композиционно сложна. В центре пронзенный кинжалом череп. По одну сторону от него ананас, по другую – бутылка с зеленой жидкостью. На краях композиции две красные розы. Из второстепенных компонентов можно заметить листья конопли, колючую проволоку и замок на цепи с буквами «А - У». Сайт, посвященный татуировкам, указывает, что общий смысл подобных образов восходит к пиратской романтике, готовности преступать закон и жажде авантюризма [9].

Интересно отметить, что ввиду антропологических особенностей среди афроамериканцев татуировки не могли получить широкого распространения. Среди светлокожих обитателей Старого Света накалывание изображений на теле было запрещено восходящим к Библии религиям. Очагом распространения современных татуировок являются острова Тихого океана (Полинезия), откуда их заимствовали моряки из европейских стран. Само слово тату восходит к языку жителей острова Таити. В определенной степени татуировки возрождали архаический быт и мироощущение, где господствует право сильного и отсутствуют моральные нормы.

В самом обращении к архаике нет принципиально нового момента. Достаточно вспомнить образ «благородного дикаря» у Руссо, Маугли Киплинга или Тарзана Берроуза. Однако все эти образы подразумевают бегство от цивилизации на лоно природы.

 

Магия «тачек»

В творчестве Алишера Моргенштерна решительно нет эскапистских мотивов. Наоборот, он создает образ безмятежной жизни в самом центре современной цивилизации, среди высокотехнологичных средств передвижения («тачек», если использовать сленг российского хип-хопа) таких как «Cadillac Escalade» или «Mercedes-Benz». Примечательно, что двум этим шедеврам технического прогресса Моргенштерн посвятил две композиции: «Кадиллак» (2020) и «Новый Мерин» (2019).

Стоит отметить, что тема транспортных средств и раньше звучала в российской песенной культуре. Юрий Лоза в 1982 году написал песню «Плот», однако особенную популярность она приобрела в 1988-1990 гг. В 1992 году появилась песня Ильи Резника в исполнении Любови Успенской «Кабриолет». Эти композиции не исполнялись в жанре рэп и транспорт осмысливался в них в эскапистской перспективе как средство бегства от реальности. В частности, в тексте песни Любови Успенской показательна фраза: «А я сяду в кабриолет и уеду куда-нибудь».

В хип-хоп культуре до Моргенштерна к теме средств передвижения обращался Тимати (Тимур Юнусов) в композиции 2016 года «Баклажан (Лада Седан)». Здесь максима «уеду» уступает максиме «прокачу», обращенный к неназываемой особе противоположного пола. В данном случае автомобиль Lada (ВАЗ) выступает в роли некоего магического амулета, способного привлекать внимание женщин (гендерная инверсия при этом немыслима). Важно заметить, что Тимати будучи коренным москвичом с татарскими корнями в своей композиции создает образ приезжего парня, который «ест кебаб» и «родился там, где одни просторы» [10]. У рэпера Элджея (Алексей Узенюк) есть также композиция, посвященная мотоциклу Suzuki (2018).

Моргенштерн более аутентичен в том смысле, что он не продуцирует художественные образы, а занимается репрезентацией самого себя. В композиции «Новый Мерин» он делится радостью по поводу приобретения автомобиля, причем транспортное средство становится не инструментом привлечения особ женского пола, а символом триумфа и превосходства, обращенный к завистникам: «Эй, у тебя бомбит, у меня болид/ Тебя обманули (в оригинале обсценная лексика), а я на Бали».

 

Шаманизм Моргенштерна

На первый взгляд мессидж этой песни можно интерпретировать как бахвальство и возбуждение зависти, однако вряд ли ненавистники («хейтеры») Моргенштерна следят за его творчеством. Основная его аудитория состоит из поклонников («фанатов»), которым он инвольтирует чувство триумфа и превосходства. Слушая и повторяя про себя (подпевая) под ритмичную музыку суггестивные фразы фанат уподобляется участнику магического африканского обряда под дробь барабана, который впадает в аналог гипнотического транса и начинает ощущать единство с исполнителем. Поэтому фанат Моргенштерна начинает чувствовать, что именно у него «новый Мерин» и именно он «на Бали».

В какой-то мере можно согласиться с оценкой, которая дала примадонна российской эстрады Алла Пугачева Моргенштерну, назвав его «шаманом» [11].  Примечательно, что в хип-хоп культуре исполнителя песни принято называть МС («эм си»), что является аббревиатурой Master of Ceremonies (мастер церемоний) – так называли христианских священников.

Генетическая связь искусства и религиозных представлений неоспорима, вопрос лишь в характере этой связи. Фридрих Ницше в своем трактате «Рождение трагедии из духа музыки» подчеркивал связь трагедии с мистериями Диониса. Не вдаваясь в детали исторического соотношения религии и искусства, можно констатировать, что возможно как расхождение, так и схождение этих духовных феноменов с образованием переходных и промежуточных форм. Суть их можно выразить в эффекте дополненной реальности, который сопровождает неистребимую тягу человека к ускользающему совершенству.

 

Зеленоглазые деффки »

Талант Моргенштерна заключается в способности воплотить идею совершенства, которая включает в себя ряд компонентов. Помимо тачек («Кадиллак» и «Новый Мерин») идеал подразумевает наличие привлекательных особ противоположного пола. Если в упомянутой композиции 2019 года они конкретизируются в «моей даме», то спустя год повествуется как «сотни сук хотят ко мне». В последнем случае речь, разумеется, идет не о собаках, которые преследуют сценического героя, а о молодых привлекательных женщинах, проявляющих интерес и восхищение.

В целом любовная лирика в хип-хопе в целом и в творчестве Моргенштерна не выражена. Мы не находим ни имен женщин, ни особенностей их внешнего вида. Лишь в альбоме «Улыбнись, дурак!» (2019) мы узнаем, что рэперу нравятся «зеленоглазые деффки» (название одноименной песни). Впрочем, эта тема никак не раскрывается. Для создания массовки в клипе Моргенштерна «Cristal&moёt» привлечены девушки модельной внешности в нижнем белье и в туфлях на каблуках, но само название композиции отсылает не к ним, а к дорогому шампанскому вину соответствующих марок.

Может показаться, что Моргенштерн, как и хип-хоп в целом, демонстрирует мужской шовинизм и принижает роль женщины, редуцируя ее до роли сексуального объекта. Однако у рэпера нет ни аскетического пафоса, ни женоненавистничества. Скорее, речь идет об анимализации – о возвращении к животному истоку, когда человек воспринимает мир непосредственно, наивно, вне связи с социокультурными детерминантами. Не акцентируя внимания на женщинах, Моргенштерн тем не менее включает их в модель идеального события, наряду с «тачками», элитным алкоголем и «лавэ» (деньги, которые в клипах визуализированы как многочисленные пятитысячные рублевые купюры).

 

Лакшери-рэп

Учитывая, что хип-хоп зародился в бедным предместьях Нью-Йорка, удивительно как его исполнители стали выражать не гнев и агрессию, а роскошные образы земного рая. Помимо Африки Баамбаты, который совершил первое хип-хоп турне в 1982 году, история этой субкультуры немыслима без Тупака Шакура, который насадил в 1988 году рэп на другом конце США, в Лос-Анджелесе. Новая разновидность получила название гангста-рэп и отражала калифорнийские реалии взаимодействия с жестокими латиноамериканскими бандами. В 1996 году Тупак был убит в результате криминальной разборки в Лас-Вегасе, подчеркнув стиль выбранного им направления [12].

Если рассматривать хип-хоп через призму социологии города, то он, безусловно, родственен панк-движению: тот же протест против несправедливости, тот же вызов общественной морали, та же претензия на выражения голоса улиц.

Однако у панка не было явных африканских корней и магического мироощущения а-ля негритюд. Поэтому на смену гангста-рэпу в начале ХХI века пришло то, что условно можно назвать лакшери-рэп, яркими представителями которого стали Пафф Дэдди (Шин Комбс) [13] и муж фотомодели Ким Кардашьян рэпер-миллиардер Канье Уэст [14]. Магическое мировоззрение не изменяет мир, но ищет средства для того, чтобы жить в нем.

Существует любопытное интервью Моргенштерна журналисту и блоггеру Юрию Дудю, где последний пытается выяснить отношение рэпера к существующей власти, однако эти попытки оказываются безуспешными. Для Моргенштерна власть это лишь фактор, который приходится учитывать. В хрестоматийной для современной российской политике оппозиции Путин-Навальный суть заключается не в именах, а в магической силе, которая скрывается позади них. Путин – красавчик, но и Навальный – красавчик [15]. В саванне есть место и льву, и крокодилу.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!