ЗАДАНИЕ 3: Словарь понятий и персоналий по содержанию первых двух вопросов



 

Культура, культурология, архетип культуры, информационное общество, экология культуры.

Л.А. Уайт, К. Юнг, Д. Белл, Э. Тоффлер, Г. Маркузе, Э. Фромм, А. Тойнби, А. Швейцер, Э. Тайлор, Й. Хейзинг.

Ответ:

Культ у ра (от лат. cultura ­ возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей.

Культурология (от лат. cultura – возделывание, земледелие, воспитание; от др.-греч. λόγος – мысль как причина) – совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик бытия культуры, а также системный анализ её развития.

Архетип культуры – (гр. – начало образа) – прообраз миропорядка, запечатленный в человеческом бессознательном и определяющий отношение человека к жизни. Это врожденная психологическая структура которая лежит в основе интуиции, предчувствий, предсказаний. Архетип – это «вечная память», над которой нет контроля сознания. Это «сигнальная наследственность», доминирующие «наследственные данные, определяющие типичную реакцию данной нации на окружающую ее действительность». Архетипы культуры – это коллективный «осадок» исторического прошлого, благодаря чему возникает человеческое единообразие культур, исторических линий развития. Распознать архетипы можно по нарисованным человеком геометрическим фигурам, в образах сказок, мифов. Архетипы культуры включаются в творческий процесс, но проявляются в нем как типичное для данной человеческой общности. На основе этого различают «славянскую душу», «русский дух», «сибирский характер» и т.д.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

 

Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный адаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

Лесли Уайт (англ. Leslie Alvin White; 19 января 1900, Салида, штат Колорадо ­ 31 марта 1975, Лон-Пайн, штат Калифорния) ­ выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог. Ввёл в науку термин «культурология» и выделил её как самостоятельную дисциплину. Выступал в защиту эволюционизма, и стал одним из основателей неоэволюционизма в культурной антропологии.

Юнг К.Г. (1875-1961) швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии", разработчик идеи критериев культуры, находящих выражение в так называемых "архетипах", являющихся, по его мнению, фундаментальными составляющими общественной жизни людей и структурными элементами коллективного бессознательного, лежащих в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий и т. п., автор работ "Архетип и символ" (1991), "Психологические типы" (1992), "Феномен духа в искусстве и науке" (1993), "Проблемы духа нашего времени" (1993), "О психологии восточных религий и философий" (1994).

Белл (Bell) Дэниел (р. 1919) - амер. политолог, социолог и футуролог. Окончил колледж в Нью-Йорке, изучал социологию в Колумбийском ун-те. В 1940-60 занимался в основном журналистикой, одновременно преподавал социальную науку в колледже Чикаг. ун-та (1945-48), читал лекции по социологии в Колумбийском ун-те (1952-56). В этот период Б. написал более 400 статей, посвященных в основном политике, проблемам экономики, изменениям в классовой и проф. структуре об-ва, усилению влияния крупного капитала и расширению функций гос. управления. Ряд эссе были объединены в книге "Конец идеологии" (1960), рассматривающей социальные изменения в Америке 50-х гг.

Тоффлер (Toffler) Олвин (р. 1928) - амер. футуролог. В 1957-59 ­ Вашингтон, корреспондент ряда газет и журналов. 1959-61 ­ редактор “Форчун”. В 1965-67 работал в Новой школе социальных исследований и др. научных центрах США, в 1965 ­ проф. Корнеллского ун-та, ряд лет был консультантом разл. обществ, и гос. учреждений. Т. ­ один из наиболее известных теоретиков постиндустриального, или супериндустриального, информац. об-ва (об-ва “третьей волны”). Наряду с Д. Беллом и 3. Бжезинским он понимает под индустриализмом преимущественно высокий уровень промышленного производства, а под переходом к постиндустриализму ­ деиндустриализацию об-ва по мере роста непроизводств, сферы. Исходит из анализа амер. модели капиталистич. развития. Свою теорию он называет “практопией” (практич. утопией), подчеркивая отличие созданной им картины обществ, жизни от идеализированных утопических образцов и от мрачных прогнозов антиутопий. Его футурологич. установка имеет практич. значение: реальности сегодняшнего дня рассматриваются и осмысливаются через призму будущего.

Маркузе (Marcuse) Герберт (1898-1979) - нем.-амер. философ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей Франкфурт, школы. С 1917 МАРКУЗЕ социал-демократ; после убийства Р. Люксембург и К. Либкнехта вышел из социал-демократ, партии. В 1919-22 в Берлине и Фрейбурге изучал философию. Ученик Хайдеггера. В 1933 эмигрировал в Швейцарию. С 1934 проф. политологии в США. Большое влияние на М. оказали Гегель, Маркс, Ницше и Фрейд. С 30-х гг. участвовал в разработке “критич. теории”, направленной против культуры индустриального об-ва (под к-рым понималось любое совр. цивилизов. об-во), как несущей угрозу индивидуальной свободе. Наибольшую опасность представляли социалистич. об-ва, т.к. они исключали возможность изоляции, в к-рой индивидуум обращен к себе, может найти самого себя. М. ввел понятия “одномерное об-во” и “одномерный человек”.

Фромм Эрих (1900-1980) - нем.-амер. социальный философ, филос. антрополог и культуролог, один из реформаторов психоанализа. В 1922 получил степень докт. философии в Гейдельберг. ун-те. В 1929-32 ­ сотрудник Ин-та социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. В 1933 эмигрировал в США; преподавал в Колумбийском и Йельском ун-тах. В 1951-67 возглавлял Ин-т психоанализа при Нац. ун-те в Мехико. В 1974 переселился в Швейцарию. Внес большой вклад в развитие философии, психологии, антропологии, истории и социологии религии, культурологии.

В отличие от традиц. культурологии, к-рая опирается на философию истории и рассматривает культуру как результат социальной активности человека, Ф. осмысливает этот феномен через филос. антропологию: понять культуру можно только через филос. постижение человеч. природы. В истории философии человеч. природа фиксировалась, как правило, в перечислении признаков, к-рые отличают человека от животного. Ф. же пытается определить человека экзистенциально, то есть через способ существования. Это ­ впечатляющее открытие философии 20 в., рожденное экзистенциалистской традицией.

Арнольд Тойнби является историком XX века. Его многочисленные труды посвящены развитию мировой культуры. Однако заслуга Тойнби как культуролога состоит не только в подробном описании различных культур (в терминологии Тойнби ­ «цивилизаций»), но и в создании общей концепции развития культуры.

Тойнби исходит из существования многих различных культур, каждая из которых обладает своей собственной истиной. Он не рассматривает каждую культуру как обособленный и замкнутый в себе организм. Наоборот, каждая локальная культура выступает у него как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Но исторический путь человека не есть нечто изначально предначертанное ему извне, и Тойнби стремится раскрыть возможность альтернатив в развитии культуры.

Заслуга Тойнби состоит в том, что он раскрыл диалогическую сущность развития культуры в своей концепции «Вызова и Ответа».

 

 

Швейцер (Schweitzer) Альберт (1875-1965) - протестант. теолог, органист и музыковед, врач, основавший в 1913 госпиталь в Ламбарене (Габон), лауреат Нобелевской премии мира (1952). В 1893 занимался теологией и философией в Страсбург, ун-те, в 1898-99 изучал философию в Сорбонне, защитил дис. “Философия религии Канта”, в 1900 ­ докт. Дис. по теологии. Признанный теолог, многообещающий философ, известный историк музыки, блестяще концертирующий органист, проф. Страсбург, ун-та, автор имевшей большой успех книги о Бахе (1905), Ш. решает перейти от привычной деятельности к непосредств. служению людям, стать врачом и лечить больных в Тропич. Африке.

Гл. тема, волновавшая Ш., ­ надлом европ. культуры. Совр. культура находится в глубоком кризисе, что проявляется в господстве материального над духовным, об-ва над индивидом. Нет необходимой связи между “внешним” прогрессом (в области экономики, техники, образования) и духовным совершенствованием человека. Утратив связь с этич. идеалами, культура лишилась своего предназначения ­ способствовать духовному и нравств. возвышению человека и человечества. Возрождение культуры может произойти только благодаря мировоззрению, основанному на благоговении перед жизнью. Этот принцип ­ залог нравств. обновления человечества ­ становится ключевым для всей деятельности Ш. Он уделил много внимания теор. ­ религиознофилос. и этич. анализу принципа “благоговение перед жизнью”.

Эдвард Бёрнетт Тайлор (в старой транскрипции Тэйлор; англ. Edward Burnett Tylor; 2 октября 1832, район Лондона Кэмбервилл ­ 2 января 1917) ­ выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии и антропологии.

 

 

Хейзинга (Huizinga) Йохан (1872-1945) - нидерландский историк и культуролог. Проф. кафедры всеобщей истории в Гронингенском университете (с 1905 г.), возглавлял кафедру истории в Лейденском университете (с 1915 г.) Ректор Лейденского университета, президент Академии наук в Амстердаме (с 1933 г.), почетный доктор ряда университетов. Председатель комитета по культурному сотрудничеству Лиги Наций (с 1938 г.). В деятельности X. Прослеживают три этапа: исследование древнегерманских языков, древнеиндийской литературы, религии и медицины; изучение европейской и прежде всего нидерландской истории позднего Средневековья и Нового времени; критика современной культуры. Отрицая объективные законы общественного развития, придерживался эстетического подхода к истории, метода «вживания» исследователя в духовно-психологическую суть событий. X. стремился описать «дух» эпохи, ее ментальность; через анализ искусства, общественной и индивидуальной психологии, образа жизни и общественных идеалов реконструировать господствующую картину мира.

 


ЗАДАНИЕ 4: Тест.

 

1.Кто повлиял на становление культурологии как самостоятельной науки?

1) Конфуций, Цицерон;

2) Э. Тайлор, Л. Уайт;

3) Мирабо, Руссо.

 

Ответ: Верный вариант ответа 2.

Осн. вкладом Уайта в развитие обществ. наук стало обоснование трех следующих положений: создание новой концепции понятия культуры; переосмысление концепции эволюции культуры и применение его для анализа культуры человечества; обоснование науки о культуре – культурологии.

Предлагая свое понимание того, что такое Культура, Уайт возрождал традицию, основанную Тайлором и продолженную многими др. антропологами.

 

 

2.Чему противопоставляет культуру Л. Уайт, определяя ее через экстросоматическое поведение человека?

1) природе;

2) науке;

3) религии.

 

Ответ: Верный вариант ответа 2.

Определение У. опирается на способность, присущую только человеку, придавать символич. значение мыслям, действиям и предметам и воспринимать символы.

К классу явлений, названному символами, Уайт относил идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произведения и формы искусства, язык, инструменты, орудия труда, механизмы, утварь, орнаменты, фетиши, заговоры и т.д., и предложил определить контекст их изучения - соматич. или экстрасоматический. В том случае, когда символизированные предметы и явления рассматриваются во взаимосвязи с организмом человека, т.е. в соматич. контексте, их взаимодействие следует называть поведением человека, а науку, изучающую их, - психологией. В экстрасоматич. контексте взаимосвязь этих (символич.) предметов и явлений может быть названа культурой, а изучающая их наука – культурологией.

 

 

3.Благодаря кому культурология была включена в Международную энциклопедию социальных наук в 1968г.

1) Л. Уайт;

2) Э. Тайлор;

3) Л. Морган.

 

Ответ: Верный вариант ответа 1, т.е. это Уайт Лесли Алвин.

 

 

4.К чему восходит этимология понятия «культура»?

1) гармоничное воспитание души и тела;

2) обработка, возделывание почвы;

3) государство, живущее по законам.

 

Ответ: Верный вариант ответа 2.

 Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие культуры также употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей.

 

 

5.Кто автор следующего высказывания: «Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как члена общества»?

1) Л. Уайт;

2) Дж. Фрезер;

3) Э. Тайлор.

 

Ответ: Верный вариант ответа 3, т.е. это Тайлор Эдуард Барнетт.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Астафьева О. Н., Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. - 2010. - № 1.

2. Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. - М.: Академический проект, 2005. - С. 10-47.

3. Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА- М, 2010. - 480 с.

4. Елисеев А.Л., Тюрин Е.А. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной (заочной ) формы обучения. – Орел: Изд-во ОрелГТУ, 1999. – 234 с.

5. Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 640 с.

6. Ланкин В.Г. Культурология: Учебное пособие / Томский политехнический университет; Кафедра культурологии и социальной коммуникации. - Томск, 2009. - 136 с.

7. Пучков А. А.Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. ­ Киев: Изд. дом А. С.С, 2005. - 608 с.

8. Флиер А. Я., Культурология . – М.: Согласие, 2011. – 560 с.

9. Флиер А. Я., Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2 перераб. изд-е. – М.: Согласие, 2010. – 672 с.

10. Флиер А. Я., Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. - 2011. - № 2. - С. 4-19.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!