ВОПРОС 2. Василий Иванович Суриков, биография, творчество.
БИЛЕТ № 7
ВОПРОС 1 . Что такое Декоративно-прикладное искусство. Виды, техники, материалы.
Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. От декоративного вида они имеют функции: эстетической ценности, историко-культурное значение, оформление быта человека и жилого интерьера, делаются мастерами, имеющими опыт. От прикладного: служат в быту, делаются руками человека.
Разновидности декоративно-прикладного искусства:
Из дерева:
1. Художественная резьба по дереву- один из древнейших видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов и других подобных инструментов
Сквозная резьба 2.Плоско выемчатая резьба 3.Рельефная резьба
1. 2. 3.
1. Художественная роспись по дереву
1. Городецкая роспись - яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Украшала прялки, мебель, ставни, двери.
2.Хохлома - декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону.
3.Мезенская роспись - тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.
|
|
1. 2. 3.
Из глины:
1. Керамика - изделия из глины, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением
2. Художественная роспись по керамике - искусство декорирования красками какой-либо поверхности.
2.1 Гжель – вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой керамике
2.2. Дымковская игрушка - для производства используется местная ярко-красная глина, перемешанная с мелким коричневым речным песком. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки.
2.3. Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района, благодаря особой глине.
2.1 2.2 2.3
Из ткани/нитей
1. Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
1.1 Холодный батик - основан на том, что при этом способе все формы рисунка имеют замкнутую контурную обводку, что придает своеобразный характер рисунку.
1.2. Горячий батик - узор создается с помощью расплавленного воска, окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.
|
|
2. Гобелен - стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.
3. Нитяная графика - техника, получения изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.
4. Кружевоплетение - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров. Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные. Разновидности: Фламандское кружево , Вятское кружево, Вологодское кружево, Елецкое кружево.
1.1. 1.2. 2. 3. 4.
Из стекла
1. Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
2. Витражная роспись - роспись по стеклу, имитирующая вираж
3. Мозаика - произведение которое подразумевает формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
1. 2. 3.
Из кожи
1. Художественная обработка кожи
1.1. Тиснение - нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с применением металлической фольги или без нее.
|
|
1.2. Перфорация или высечка - при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента.
1.3. Пирография (выжигание) - выжигание по коже, при помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки..
1.1 1.2 1.3
Из металла
1. Художественная обработка металла
1.1. Художественная ковка - изготовление изящных предметов быта из металлов методами ковки.
1.2. Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни- это отливка художественных произведений из металлов
2. Художественная роспись по металу
2.1. Жостовская роспись - русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово.
2.2. Финифть - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке..
2.3. Лиможская эмаль - специальная техника обработки изделий из эмали, основаная на применении одной из трёх технологий: прорезание выемок, выполнение псевдо-выемок, разделение перегородками
3. Гравирование — нанесение линейного рисунка или рельефа на материал при помощи резца.
|
|
4. Травление- как и в офорте, предмет покрывался смолой или воском, а затем на нем процарапывался декор.
5. Эмалирование — это образовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловидная застывшая масса, нанесенная на металлическую основу.
6. Ювелирное искусство - изготовление художественных изделий из драгоценных металлов, часто в сочетании с драгоценными камнями (жемчугом, янтарём, перламутром, костью и т. д.)
7. Чеканка - драгоценные металлы поддаются прокатке в тонкий лист, затем форма предмета приобретает свои очертания в холодном состоянии с помощью разгонных молотков.
1.1 1.2 2.1 2.2
2.3 3. 6. 7.
Из кости
1. Художественная резьба – для резьбы по кости используются такие разновидности, как бивень мамонта, бивень слона, зуб кашалота, клык моржа, скелетная кость кита, лосиный рог, олений рог, цевка.
2. Костяное кружево — вид резьбы по кости, при котором делаются сквозные отверстия, которые складывают в причудливый и изящный узор.
3. Нэ́цкэ — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.
1. 2. 3.
Из камня
1. Акролит — смешанная техника, использовавшаяся в античной скульптуре, при которой обнажённые части статуи изготавливались из мрамора, а одежда— из раскрашенного или позолоченного дерева. Туловище (основной скрытый каркас статуи) также могло быть деревянным.
2. Гли́птика — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах. Одно из наиболее древних искусств. Также относиться к ювелирному искусству.
1. 2.
Лаковая миниатюра
1. Палехская миниатюра - народный промысел, появившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, брошки, панно, пепельницы, и т. д.
2. Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
3. Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.
4. Мстерская миниатюра - народный промысел, вид русского народного творчества, возникший в посёлке Мстёра Владимирской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.
1. 2. 3. 4.
ВОПРОС 2. Василий Иванович Суриков, биография, творчество.
Василий Суриков - художник, выдающийся мастер в русском изобразительном искусстве 19 века, и начала 20-го века. Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье. С раннего детства у него проявились зачатки таланта к рисованию. В возрасте восьми лет мальчика принимают на учебу в Красноярское приходское училище, где способность к рисованию обнаруживает его учитель Гребнев Н. В., который помог молодому художнику работать с красками, отдельно занимаясь с ним, показывал тонкости живописной грамоты и рассказывал о великих мастерах живописного искусства. Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова.
В семье губернатора частым гостем был местный золотопромышленник Кузнецов П. И., увидев недюжинный талант молодого мастера он решил материально посодействовать желанию юноши поступить учиться в академию художеств в Санкт Петербурге. Суриков поступил не сразу, провалив экзамен по рисованию с гипса, это конечно была первая неудача. Поэтому он решает поступить в училище рисования союза поощрения художников, где усиленно работает над собой в рисунке и других направлениях, через три месяца учебы он вновь пытается сдать экзамен в академии и успешно проходит. Годы обучения 1869 по 1875 г. Изучая древнее античное искусство, он мастерски создает рисунок Пир Валтасара, его работу отмечают в журнале под названием Всемирные иллюстрации. За картину Апостол Павел он получает большую золотую медаль с пенсионерской поездкой за рубеж, но некоторыми руководящими деятелями академии было решено отказать ему в награде. Тем не менее, за время учебы в академии, Василий Суриков получил несколько серебряных медалей, с материальной премией.
В 1870 г. создает картину «Вид памятника Петру 1 на Сенатской площади» два варианта.
Переехав в Москву, ему поручат роспись фресок в храме Христа Спасителя. В 1881 г.Суриков создает первое широко масштабное произведение
«Утро стрелецкой казни» в котором ярко описывает трагические моменты после стрелецкого бунта при Петре Первом.
В 1883 г. написана «Меньшиков в Березове» в 1884-87 гг. картина «Боярыня Морозова» которая была продемонстрирована на 15-й выставке художников передвижников. В 1887 г. в 1888 году умирает его супруга, с трудом переживая эти времена, позднее он с дочерьми отправляется на родину в Красноярск находясь там в некотором унынии, дабы поднять настроение вспоминая игры своего детства.
Он решает написать более веселое и жизнерадостное произведение картину «Взятие снежного городка», в сцене персонажей были задействованы местные крестьяне а сам снежный городок крестьяне слепили прямо во дворе его дома. Картина была восторженно встречена общественностью и даже была направлена на выставку во Францию, где демонстрировалась в Париже в 1890 г., и награждена именной медалью.
В 1891 Василий Суриков опять обращается к русской истории, в картине «Покорение Сибири Ермаком», он несколько лет работал над историческим произведением, в разных местах России художник создает эскизы и этюды к картине. На полотне Суриков ярко отразил характерные образы героев, показав смелый порыв, готовых к сражению казачков, красочно отобразив насмерть воюющие стороны. Картина была написана полностью в 1895 году.
Картину «Переход Суворова через Альпы», Суриков начинает в Красноярске, потом едет за границу в Швейцарию, где изучает гористую местность и выбирает место для написания этюдов, картина была выставлена в Петербурге и в Москве и была куплена самим Царем.
Следующий этап, также историческое полотно, картина «Степан Разин с казаками плывут на большой лодке», написанная в 1906 г.
Также художник обращается к быту царской семьи и 1912 год создает картину «Посещение царевной женского монастыря» , художник выразительно описывает нахождение царевны в церкви среди смиренных монашек. Сурикову предлагали работу преподавателя в художественных училищах и в академии художеств, на что он всегда давал отказ, на этом поприще он даже несколько поссорился с Репиным, который также уговаривал его преподавать в академии, характер художника больше стремился к уединению. Также редко кто либо мог зайти к нему в мастерскую, где у мастера рождались исторические образы. По сути своей он был несколько замкнутым человеком и у него было немного друзей, тем не менее, он был очень добрый и трогательным в семье, всегда был в хороших отношениях со своими родственниками, часто писал в Красноярск письма маме и брату.
К концу своей насыщенной творческой жизни Василий часто посещает родину, пишет ряд пейзажей, акварельные зарисовки, иногда пишет портреты.
К 1915 году Суриков чувствует ухудшение здоровья, едет полечиться в Крым, но из-за больного сердца в 1916 году он скончался и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Творчество Сурикова высоко оценено в Русском изобразительном искусстве, его исторические произведения правдиво отражают не простые периоды жизни русского народа в истории России.
Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!