Рустем Яхин выдающийся автор татарских романсов



 

Наиболее масштабно представлены в творчестве Яхина песенные и камерно- вокальные жанры. Они разработаны по тематике. Ладово-интонационный строй мелодии, как песен, так и романсов в основном пентатоничен. В нем ясно и выразительно звучат бытующие обороты современной татарской мелодики, синтезирующие традиционные – фольклорные черты с интонациями, найденными и использованными самим композитором.

Чеканно – призывные интонации, удалая размашистость напева.

За последнее время в суровую патетику яхинских песен – повествований вторгаются попевки и ритмоинтонации баитов (эпического жанра в татарском фольклоре). Мрачный колорит дорийского ми бемоль минора, былинность переменного метра при строгой пентатоничности мелодии производят исключительно сильное впечатление.

Иногда не замечают склонности Яхина к созданию образов высокого драматического пафоса, суровой правды, овеянной романтикой борьбы и подвига, видя в нем, прежде всего композитора лирика, которому наиболее близок мир мечты, любовных чувств и переживаний, любование образом природы родного края.

Рустем Яхин обращается к поэзии Габдуллы Тукая, обращение к ней ставит перед композитором серьезные задачи, требует зрелости и определенности гражданской позиции, умение найти новый поворот в музыкальном освещении творческого наследия великого поэта.

Рустем Яхин, выбрав стихотворение, раскрывающее глубокую философскую тему, трактует ее в драматическом плане и указывает одно из новых направлений в музыкальном прочтении поэзии Тукая. В романсе Яхина ясно ощущается не только воздействие поэтической манеры, Тукая, прямо диктующей какие-то особенности мелодической линии, ритма и структуры произведения, но и раскрываются какие – черты личности поэта. Романс идет как бы от его имени, воспринимается как монолог самого Тукая, его можно считать музыкальным портретом великого поэта. 

Романс в татарской музыке даже во второй половин 30-х годов (Н.Жиганова, М Музафаров, Ф.Яруллин) был еще песенным, достигая, правда, иногда редкой индивидуализированности и красоты стиля. (''Не пой красавица при мне'' М.Музафарова.). Это положение меняется только к концу 40-х годов, когда в романском жанре начинает активно работать Рустем Яхин. Видимо, к этому времени казалось уже то ''накопление интонационного фонда'' (Асафьев), которое при наличие жизненности, художественного совершенства ариозно - речитативных оперных форм (''Алтынчач'' Жиганова), обогащение репертуара татарских вокалистов русской и зарубежной оперной классикой и резко возросшего уровня культуры и художественных вкусов массового слушателя Татарии, потребовало и сделало возможным повышения уровня камерно – вокальных жанров. Решение этой задачи выпало на долю Яхина, индивидуальные свойства дарования, которого и блестящая, всесторонняя подготовка, полученная в Московской консерватории, помогли ему удовлетворить назревшие запросы музыкальной общественности Татарии.

Чутко восприняв традиции русского классического и советского романса (здесь, прежде всего, должны быть, упомянуты имена Чайковского, Рахманинова, Шапорина, Мясковского, Шебалина, А.Александрова), Яхин успешно синтезирует их с национально- характерными чертами татарского мелоса, проявляя всегда обостренное внимание к метрике стихосложения как классиков татарской поэзии (Г. Тукай), так и к тому новому, что внес М.Джалиль и целый ряд его современников, поэтов советского Татарстана.

Линия философско-романсовой, декламационно-речитативной лирики развивается в творчестве Яхина не сразу. Его опережают более простые формы песенности и куплетности, причем романс песенно-строфического типа и песня как таковая становится самым распространенным жанром.

К выдающимся творческим достижениям его можно отнести очень многие лирические песни и романсы. В их числе такие как, ''На реке Деме'', на слова Ш.Биккол, ''Волны'' на слова М.Джалиля, ''Шумят березы'' на слова М.Нугмана, ''Песня любви'' на слова Г.Тукая, ''Не улетай соловей'' на слова Г.Зайшашевой. Этот список легко продолжить.

Остановимся вкратце лишь на некоторых из перечисленных романсов, стиль которых наиболее характерен для Рустема Яхина.

Так в просветленной лирике воспоминаний ''Не могу забыть'' типично все: и полуречитативная ритмоформула начального затактного мотива, и певуче-говорящая мелодия, и простота фактуры сопровождения, в достаточной степени классически – традиционного.

Близка к татарской народной протяжной песне мелодия прекрасного лирического романса ''Не улетай соловей'', фортепианная партия которого предъявляет концертмейстеру немалые технические требования, особенно в виртуозной концовке, завершающей коду.

''Приходи красавица'' волнообразно - аранжированной фактурой аккомпанемента напоминает многие классические образцы. Это, пожалуй, самый излюбленный вокалистами романс Яхина, встречающийся почти во всех его многочисленных песенно-романсовых сборниках.

Близки талантливому композитору жанры шуточной песни ''Письмоносец Хатима'' слова Г.Насретдинова, и детской, красочно представленной в авторском сборнике (''Чапаенок'), в восьми песнях которого много юмора, задора и душевного тепла.[3]

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!